Открытый урок с ученицей 3 кл. Гарнецкой Полиной «Начальный этап работы над концертом О.Ридинга, ч.3»
с ученицей 3 класса Гарнецкой Полиной.
Состоялся: 10 февраля 20Шгода
Присутствовали: преподаватели струнно-смычкового отделения
Тема: «Начальный этап работы над концертом О. Ридинга 3 часть». Тип урока — комбинированный: ознакомление с новым материалом.
Форма урока: тематическая беседа и работа над текстом.
Цель занятия: научить ребёнка самостоятельно знакомиться с
произведениями, разбираться в их особенностях, создать у учащегося внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линии, его форме и эмоциональной окраске.
образовательная (беседа о стиле, о композиторе и эпохе создания произведения, анализ формы произведения);
воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия);
развивающая (развить навыки и способности, личные качества ученицы).
Методы: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения, беседой, анализом, пояснением и словесным объяснением;
действенный метод с практическим ознакомлением с текстом, выявление сложных и неудобных мест и работа над ними;
метод повтора материала для закрепления знаний.
Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.
Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки си минор 3 часть О. Ридинга, МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении И.Перльмана, дневник.
Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать ученику о личности композитора. Оскар Ридинг — немецкий скрипач и композитор (1840 — 191 8). Учился в Новой Академии музыки в Берлине и в Лейпцигской консерват о рии , после окончания которой переехал в Вену , а в 1871 был приглашён Гансом Рихтером на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года , после чего удалился на
пенсию в Пеле , где и умер. Основные произведения Ридинга написаны для скрипки в сопровождении фортепиано или оркестра, многие из них используют венгерские народные мотивы.
Для ученицы это первое знакомство с крупной формой. Поясняю, что концерт — это большое произведение для скрипки с оркестром, которое состоит из 3-х частей. Концерт О.Ридинга 3 часть написан в форме рондо. Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. Первая тема волевая, решительная, энергичного характера. Желание играть энергично, как правило, проявляется у учащихся в чрезмерном нажиме на струну, отчего тема звучит тяжело. Необходимо добиться не столько большого звука, сколько активного и свободного движения правой руки. Первый эпизод — мягкий, напевный. Движения смычка здесь должны быть плавными, без толчков. 2-я тема 1-го эпизода — обратить внимание на распределение смычка, здесь используется комбинированный штрих.
Далее работаем над быстрым разделом. Вялая артикуляция, несобранное положение пальцев над струной, их скованность часто приводят к нарушениям координации рук при использовании гаммообразных пассажей. Устранять эти недостатки нужно в медленном, темпе, на время заменив деташе на легато по четыре, восемь нот на смычок. Дефекты деташе исправляются упражнением на открытой струне. В концерте учащаяся впервые столкнулась с исполнением аккорда. Находим нижний и верхний интервалы. Вначале играем интервалы на полсмычка с остановкой. Затем стараемся нижний интервал сыграть короче, как форшлаг к верхнему. Для закрепления повторяем пройденное на уроке.
Домашнее задание : поработать над сложными местами в концерте, интонацией. Обратить внимание на следующее:
В быстром разделе чётко ставить и снимать пальцы.
Правильно выполнять все штрихи, не играть их слишком размашисто.
Занимаясь дома, не повторять эпизод много раз подряд в быстром темпе. Можно «заболтать» пальцы, и правая рука не будет совпадать с левой.
Самоанализ проведённого урока
Урок проведён в соответствии с намеченным планом.
Выполнены следующие задачи:
1. Обучающие (ученица с помощью педагога разобрала Концерт О. Ридинга, поработала над сложными местами произведения);
Воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);
Развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении И. Перльмана, получила сведения о композиторе О. Ридинге).
Новый материал учащаяся осваивала с удовольствием и интересом.
Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам ичастичному показу материала педагогом.
Домашнее задание — закрепить пройденное на уроке, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта О Ридинга в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.
С п и с о к использованной литературы:
1. Оскар Ридинг. Концерт для скрипки с оркестром си минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор.
Диск « Itzhak Perlman — Concertos from my childhod ( Rieding , Seitz , Accolay , Beriot , Viotti )/И.Перльман — Концерты моего детства (Ридинг, Зейц, Акколаи, Берио, Виотти)», 1999.
Источник