Ридинг 3 часть концерта ноты

Открытый урок с ученицей 3 кл. Гарнецкой Полиной «Начальный этап работы над концертом О.Ридинга, ч.3»

с ученицей 3 класса Гарнецкой Полиной.

Состоялся: 10 февраля 20Шгода

Присутствовали: преподаватели струнно-смычкового отделения

Тема: «Начальный этап работы над концертом О. Ридинга 3 часть». Тип урока комбинированный: ознакомление с новым материалом.

Форма урока: тематическая беседа и работа над текстом.

Цель занятия: научить ребёнка самостоятельно знакомиться с

произведениями, разбираться в их особенностях, создать у учащегося внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линии, его форме и эмоциональной окраске.

образовательная (беседа о стиле, о композиторе и эпохе создания произведения, анализ формы произведения);

воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия);

развивающая (развить навыки и способности, личные качества ученицы).

Методы: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения, беседой, анализом, пояснением и словесным объяснением;

действенный метод с практическим ознакомлением с текстом, выявление сложных и неудобных мест и работа над ними;

метод повтора материала для закрепления знаний.

Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.

Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки си минор 3 часть О. Ридинга, МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении И.Перльмана, дневник.

Приступая к изучению Концерта О. Ридинга, целесообразно рассказать ученику о личности композитора. Оскар Ридинг — немецкий скрипач и композитор (1840 — 191 8). Учился в Новой Академии музыки в Берлине и в Лейпцигской консерват о рии , после окончания которой переехал в Вену , а в 1871 был приглашён Гансом Рихтером на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года , после чего удалился на

пенсию в Пеле , где и умер. Основные произведения Ридинга написаны для скрипки в сопровождении фортепиано или оркестра, многие из них используют венгерские народные мотивы.

Для ученицы это первое знакомство с крупной формой. Поясняю, что концерт — это большое произведение для скрипки с оркестром, которое состоит из 3-х частей. Концерт О.Ридинга 3 часть написан в форме рондо. Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. Первая тема волевая, решительная, энергичного характера. Желание играть энергично, как правило, проявляется у учащихся в чрезмерном нажиме на струну, отчего тема звучит тяжело. Необходимо добиться не столько большого звука, сколько активного и свободного движения правой руки. Первый эпизод — мягкий, напевный. Движения смычка здесь должны быть плавными, без толчков. 2-я тема 1-го эпизода — обратить внимание на распределение смычка, здесь используется комбинированный штрих.

Далее работаем над быстрым разделом. Вялая артикуляция, несобранное положение пальцев над струной, их скованность часто приводят к нарушениям координации рук при использовании гаммообразных пассажей. Устранять эти недостатки нужно в медленном, темпе, на время заменив деташе на легато по четыре, восемь нот на смычок. Дефекты деташе исправляются упражнением на открытой струне. В концерте учащаяся впервые столкнулась с исполнением аккорда. Находим нижний и верхний интервалы. Вначале играем интервалы на полсмычка с остановкой. Затем стараемся нижний интервал сыграть короче, как форшлаг к верхнему. Для закрепления повторяем пройденное на уроке.

Домашнее задание : поработать над сложными местами в концерте, интонацией. Обратить внимание на следующее:

В быстром разделе чётко ставить и снимать пальцы.

Правильно выполнять все штрихи, не играть их слишком размашисто.

Занимаясь дома, не повторять эпизод много раз подряд в быстром темпе. Можно «заболтать» пальцы, и правая рука не будет совпадать с левой.

Самоанализ проведённого урока

Урок проведён в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи:

1. Обучающие (ученица с помощью педагога разобрала Концерт О. Ридинга, поработала над сложными местами произведения);

Воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);

Развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении И. Перльмана, получила сведения о композиторе О. Ридинге).

Новый материал учащаяся осваивала с удовольствием и интересом.

Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам ичастичному показу материала педагогом.

Домашнее задание — закрепить пройденное на уроке, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта О Ридинга в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.

С п и с о к использованной литературы:

1. Оскар Ридинг. Концерт для скрипки с оркестром си минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор.

Диск « Itzhak Perlman — Concertos from my childhod ( Rieding , Seitz , Accolay , Beriot , Viotti )/И.Перльман — Концерты моего детства (Ридинг, Зейц, Акколаи, Берио, Виотти)», 1999.

Источник

Оцените статью