ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
Музыкальный плеер
Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Рихард Штраус. «Бурлеска» для фортепиано с оркестром
Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 19:33 + в цитатник
Рихард Штраус. «Бурлеска» для фортепиано с оркестром pе минор, AV 85 Исполнители: Денис Мацуев и Государственный академический симфонический оркестр России Дирижёр — Марк Горенштейн. Большой зал Московской консерватории.
Бурлеска — муз. пьеса шутливого, порой грубовато-комического, иногда причудливого характера. Обычно проходит в оживлённом движении, нередко рапсодична по структуре.
Источник
Бурлеска для фортепиано с оркестром
Бурлеска (нем. Burleske ) для фортепиано с оркестром ре минор — произведение Рихарда Штрауса, написанное в 1885—1886 гг. Продолжительность звучания около 20 минут.
Недавно получивший должность дирижёра в Мейнингенском придворном оркестре, Штраус предназначил своё сочинение, первоначально называвшееся «Скерцо», руководителю оркестра Гансу фон Бюлову, имевшему на него большое влияние. Музыка Скерцо отразила как юношеское увлечение Штрауса Иоганнесом Брамсом, так и интерес к творчеству Ференца Листа и Рихарда Вагнера, более важный для его дальнейшего творческого развития. Бюлов счёл фортепианную партию Скерцо слишком сложной, а музыку неудовлетворительной в целом, хотя и не лишённой проблесков индивидуальности; Штраус приступил к репетициям пьесы сам, намереваясь выступить в роли солиста, но быстро отказался от этой идеи. Однако в 1889 году композитор познакомился с пианистом Эженом д’Альбером, одобрившим пьесу и порекомендовавшим ряд поправок, после которых у неё появилось и новое название. Д’Альбер исполнил премьеру Бурлески 21 июня 1890 года в Айзенахе, в том же концерте впервые прозвучало более известное произведение Штрауса, «Смерть и просветление». В дальнейшем Д’Альбер играл Бурлеску и с фон Бюловом в качестве дирижёра. Штраус, однако, продолжал колебаться относительно достоинств произведения и опубликовал его лишь в 1894 году; со временем, впрочем, он привязался к Бурлеске, так что в 1947 году она вошла в программу его последнего выступления в роли дирижёра в Лондоне [1] .
Бурлеска входила в репертуар Клаудио Аррау, Вильгельма Бакхауса, Глена Гульда, Рудольфа Серкина, Святослава Рихтера и других выдающихся пианистов, её записали Фридрих Гульда, Марта Аргерих, Эмануэль Акс, Элен Гримо, Жан-Ив Тибоде. В 2011 г. вышла новая запись Бурлески, выполненная Марком Андре Амленом и Симфоническим оркестром Берлинского радио (дирижёр Илан Волков) для серии «Романтический фортепианный концерт» лейбла Hyperion Records и получившая единодушно восторженные отзывы критики [2] [3] [4] [5] .
Примечания
↑Michael Steinberg. R. Strauss: Burleske in D minor for Piano and Orchestra // San Francisco Symphony. Program notes (англ.)
↑Tim Ashley. Reger: Piano Concerto in F Minor; Strauss: Burleske — review // The Guardian, 5 May 2011. (англ.)
↑Geoffrey Norris. Reger’s Piano Concerto and Strauss’s Burleske, classical CD of the week // The Telegraph, 1 April 2011. (англ.)
↑Bryce Morrison. Reger — Piano Concerto, Op 114 . R Strauss — Burleske // The Gramophone, 10th August 2011. (англ.)
↑Robert Beattie. Max REGER. Piano Concerto in F minor. Richard STRAUSS. Burleske in D minor // Musicweb International (англ.)
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Бурлеска для фортепиано с оркестром» в других словарях:
Штраус, Рихард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штраус. Рихард Штраус Richard Strauss … Википедия
Рихард Георг Штраус ( немецкий: [ˈʁɪçaʁt ˈʃtʁaʊs] ; 11 июня 1864 — 8 сентября 1949) был немецким композитором, дирижером, пианистом и скрипачом. Считается ведущим композитором эпохи позднего романтизма и раннего Нового времени , его называют преемником Рихарда Вагнера и Ференца Листа . Вместе с Густавом Малером он представляет поздний расцвет немецкого романтизма , в котором новаторские тонкости оркестровки сочетаются с продвинутым гармоническим стилем.
Композиционные произведения Штрауса начались в 1870 году, когда ему было всего шесть лет, и продолжались до его смерти почти восемьдесят лет спустя. В то время как его произведения охватывают почти все типы классических композиционных форм, Штраус достиг наибольшего успеха с помощью тональных стихов и опер . Его первой тональной поэмой, получившей широкое признание, была « Дон Хуан» , за ней последовали другие хваленые произведения такого рода, в том числе « Смерть и трансфигурация» , «Веселые шалости Тилля Уленшпигеля» , « Кроме того, Заратустра» , « Дон Кихот» , « Эйн Хелденлебен» , « Домашняя симфония» и «Альпийский». Симфония . Его первая опера для достижения международной известности была Саломея , которая использовала Либретто Хедвиг Лахманом , который был немецким переводом французской пьесы Саломе по Оскару Уайльду . За этим последовало несколько признанных критиками опер с либреттистом Хьюго фон Хофманнсталем : « Электра» , «Кавалер роз» , « Ариадна на Наксосе» , «Фрау оне Шаттен» , « Die ägyptische Helena» и « Арабелла» . В его последних операх « Дафна» , « Фриденстаг» , « Die Liebe der Danae» и « Capriccio» использовались либретти венского историка театра Йозефа Грегора . Другие известные произведения Штрауса включают две симфонии, лидер (особенно Четыре последних песни ), Концерт для скрипки ре минор , Концерт для валторны № 1 , Концерт для валторны № 2 , его Концерт для гобоя и другие инструментальные произведения, такие как Metamorphosen .
Выдающийся дирижер Западной Европы и Америки, Штраус пользовался статусом квази-знаменитости, поскольку его произведения стали эталоном оркестрового и оперного репертуара. В первую очередь его восхищали его интерпретации произведений Листа, Моцарта и Вагнера в дополнение к его собственным произведениям. Дирижер-ученик Ганса фон Бюлова , Штраус начал свою дирижерскую карьеру в качестве ассистента Бюлова в оркестре Майнинген-Корт в 1883 году. После того, как Бюлов ушел в отставку в 1885 году, Штраус в течение пяти месяцев был основным дирижером этого оркестра, прежде чем был назначен в дирижерский состав баварского оркестра. Государственная опера, где он работал третьим дирижером с 1886 по 1889 год. Затем он был главным дирижером Немецкого национального театра и государственной капеллы Веймара с 1889 по 1894 год. В 1894 году он дебютировал как дирижер на Байройтском фестивале , дирижируя « Тангейзером » Вагнера со своей женой. сопрано Полин де Ана , поет Элизабет. Затем он вернулся в Баварской государственной оперы, на этот раз в качестве главного дирижера, с 1894 по 1898 год , после чего он был главным дирижером Берлинской государственной оперы с 1898 по 1913 г. С 1919 по 1924 год он был главным дирижером Венской государственной оперы , а в 1920 году он стал соучредителем Зальцбургского фестиваля . В дополнение к этим постам Штраус был частым приглашенным дирижером в оперных театрах и с оркестрами по всему миру.
В 1933 году Штраус был назначен на две важные должности в музыкальной жизни нацистской Германии : глава Reichsmusikkammer и главный дирижер Байройтского фестиваля. Последнюю роль он принял после того, как дирижер Артуро Тосканини подал в отставку в знак протеста нацистской партии . Эти позиции заставили некоторых критиковать Штрауса за его кажущееся сотрудничество с нацистами. Однако невестка Штрауса, Алиса Граб Штраус [урожденная фон Хермансверт], была еврейкой, и большая часть его очевидного согласия с нацистской партией была сделана для того, чтобы спасти ее жизнь и жизни ее детей (его еврейских внуков). Он также был аполитичен и занял пост Reichsmusikkammer, чтобы продвигать защиту авторских прав для композиторов, пытаясь также сохранить исполнение произведений запрещенных композиторов, таких как Малер и Феликс Мендельсон . Кроме того, Штраус настоял на использовании еврейского либреттиста Стефана Цвейга для своей оперы Die schweigsame Frau, что в конечном итоге привело к его увольнению из Reichsmusikkammer и Bayreuth. Его опера « Фриденстаг» , премьера которой состоялась незадолго до начала Второй мировой войны , была тонко завуалированной критикой нацистской партии, которая пыталась убедить немцев отказаться от насилия в пользу мира. Благодаря его влиянию, его невестка во время войны была помещена под охраняемый домашний арест, но, несмотря на значительные усилия, он не смог спасти десятки своих родственников мужа от смерти в нацистских концлагерях . В 1948 году, за год до смерти, он был оправдан судом по денацификации в Мюнхене.
СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь
Ранняя жизнь и карьера (1864–1886)
Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене в семье Жозефины (урожденной Пшорр) и Франца Штрауса , который был главным валторнистом в придворной опере в Мюнхене и профессором Königliche Musikschule . Его мать была дочерью Георга Пшорра, финансово преуспевающего пивовара из Мюнхена .
Штраус начал свое музыкальное образование в возрасте четырех лет, изучая фортепиано у Августа Томбо, арфиста Мюнхенского придворного оркестра. Вскоре он начал посещать репетиции оркестра и начал получать уроки теории музыки и оркестровки у помощника дирижера ансамбля. Свое первое сочинение он написал в возрасте шести лет и продолжал писать музыку почти до самой смерти. В 1872 году он начал получать инструкции по игре на скрипке у Бенно Вальтера , директора Мюнхенского придворного оркестра и двоюродного брата своего отца, а в 11 лет начал пятилетнее обучение композиции у Фридриха Вильгельма Мейера. В 1882 году он окончил Людвигсгимназию, а затем проучился всего один год в Мюнхенском университете в 1882–1883 годах.
В дополнение к своим формальным учителям, Штраус находился под глубоким музыкальным влиянием своего отца, который сделал инструментальную музыку центральным элементом дома Штрауса. К семье Штраусов часто присоединялся в своем доме для создания музыки, обедов и других занятий осиротевший композитор и теоретик музыки Людвиг Тюль , которого считали приемным членом семьи. Отец Штрауса обучал сына музыке Бетховена, Гайдна, Моцарта и Шуберта. Его отец также помогал своему сыну с его музыкальной композицией в течение 1870-х и в начале 1880-х годов, давая советы, комментарии и критику. Его отец также оказал поддержку, продемонстрировав сочинения своего сына в исполнении «Wilde Gung’l», любительского оркестра, которым он дирижировал с 1875 по 1896 год. Многие из его ранних симфонических произведений были написаны для этого ансамбля. Его композиции в то время были обязаны стилю Роберта Шумана или Феликса Мендельсона , верному учению его отца. Его отец, несомненно, оказал решающее влияние на развитие вкуса сына, не в последнюю очередь на неизменную любовь Штрауса к рогу. Его Концерт № 1 для валторны является репрезентативным для этого периода и является основным продуктом современного репертуара валторны.
В 1874 году Штраус услышал свои первые оперы Вагнера « Лоэнгрин» и « Тангейзер» . В 1878 году он посетил выступления Die Walküre и Siegfried в Мюнхене, а в 1879 году он посетил выступления всего цикла Ring , Die Meistersinger von Nürnberg и Tristan und Isolde . Влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса должно было быть глубоким, но сначала его музыкально консервативный отец запретил ему изучать ее. Действительно, в доме Штраусов к музыке Рихарда Вагнера относились с глубоким подозрением, и только в 16 лет Штраус смог получить партитуру « Тристан и Изольда» . В 1882 году он отправился на Байройтский фестиваль, чтобы послушать выступление своего отца на мировой премьере оперы Вагнера « Парсифаль» ; после чего сохранившиеся письма его отцу и Тюилю подробно описывают его, казалось бы, негативное впечатление о Вагнере и его музыке. Позднее Штраус сказал, что глубоко сожалеет о консервативной враждебности к прогрессивным произведениям Вагнера.
В начале 1882 года в Вене Штраус впервые исполнил свой концерт для скрипки с оркестром ре минор , исполнив фортепианную редукцию оркестровой партии вместе со своим учителем Бенно Вальтером в качестве солиста. В том же году он поступил в Мюнхенский университет Людвига Максимилиана , где изучал философию и историю искусства, но не музыку. Год спустя он уехал в Берлин, где немного проучился, прежде чем получить должность дирижера в оркестре Майнинген в качестве помощника дирижера Ганса фон Бюлова , на которого произвела огромное впечатление Серенада молодого композитора (соч. 7) для духовых инструментов. сочинил, когда ему было всего 16 лет. Штраус научился дирижированию, наблюдая за Бюловом на репетиции. Бюлов очень любил этого молодого человека, и Штраус считал его своим величайшим наставником по дирижированию, часто считая его преподавателем «искусства интерпретации». Примечательно, что под управлением Бюлова он впервые выступил в качестве концертного пианиста, исполнив Концерт для фортепиано с оркестром № 24 Моцарта , для которого он сочинил свои собственные каденции .
В декабре 1885 года Бюлов неожиданно ушел со своего поста, и Штраус был оставлен руководить оркестром Майнингенского двора в качестве временного главного дирижера на оставшуюся часть артистического сезона до апреля 1886 года. Он, в частности, помог подготовить оркестр к мировой премьере исполнения Иоганнеса Брамса. «S Симфония № 4 , который Брамс сам проводится. Он также дирижировал своей Симфонией № 2 для Брамса, который посоветовал Штраусу: «В вашей симфонии слишком много игры с темами. Это нагромождение множества тем, основанных на триаде, которые отличаются друг от друга только ритмом, не имеет никакой ценности. » Музыка Брамса, как и музыка Вагнера, также произвела на Штрауса огромное впечатление, и он часто называл это время своей жизни «Brahmsschwärmerei» («обожание Брамса»), во время которого несколько его композиций ясно показывают влияние Брамса, в том числе Wandrers Sturmlied. (1884) и Бурлеске (1885–86) «.
Успехи в дирижировании и звучании стихотворений (1885–1898).
В 1885 году Штраус познакомился с композитором Александром Риттером, который был скрипачом в оркестре Майнинген и мужем одной из племянниц Рихарда Вагнера . Страстный поборник идеалов Вагнера и Ференца Листа , Риттер оказал огромное влияние на траекторию творчества Штрауса как композитора, начиная с 1885 года. Риттер убедил Штрауса отказаться от своего более консервативного стиля сочинения и принять «музыку будущего», моделируя свой композиционный стиль на основе Вагнера и Листа. Он также повлиял на Штрауса, вовлекая его в исследования и беседы о произведениях Артура Шопенгауэра , Вагнера и Фридриха фон Хаузеггера. Все это вместе дало Штраусу новый эстетический якорь, который впервые проявился в его принятии жанра тональной поэмы .
Покинув свой пост в Майнингене в 1886 году, Штраус провел несколько недель, путешествуя по Италии, прежде чем занять новый пост в качестве третьего дирижера в Баварской государственной опере (тогда известной как Мюнхенский хофопер). Во время путешествия он записывал описания различных мест, которые видел, а также тональные впечатления, которые соответствовали этим описаниям. Он сообщил об этом своей матери в письме, и в конечном итоге они были использованы в качестве начала его первой поэмы « Aus Italien» (1886 г.). Вскоре после того, как Штраус приступил к исполнению своих оперных обязанностей в Мюнхене, Риттер сам переехал в город в сентябре 1886 года. В течение следующих трех лет эти двое мужчин будут регулярно встречаться, к ним часто присоединяются Туилль и Антон Зайдль , чтобы обсудить музыку, особенно Вагнера и Листа и обсудить поэзию, литературу и философию.
Пребывание Штрауса в Баварской государственной опере не было счастливым. После смерти Людвига II Баварского в июне 1886 года оперный театр не получил такой финансовой поддержки со стороны его преемника Отто Баварского, что означало, что большая часть более амбициозного и дорогостоящего репертуара, который он хотел поставить, например оперы Вагнера, были невыполнимо. Оперные задания, которые ему давали, произведения Буальдье, Обера и Доницетти, утомляли его, и, что еще хуже, Герман Леви, старший дирижер театра, часто болел, и Штраусу приходилось вмешиваться в последнюю минуту, чтобы дирижировать спектаклем. для опер, которые никогда не репетировал. Это создавало проблемы для него, певцов и оркестра. В это время Штраусу действительно нравилось дирижировать за пределами Мюнхена в Берлине, Дрездене и Лейпциге. В последнем городе он познакомился и подружился с композитором Gustav Mahler осенью 1887. Также к счастью, Штраус познакомился со своей будущей женой, сопрано Паулина де Ана , в 1887. De Ahna тогда голос студент Мюнхенского Musikschule (ныне университет из Мюнхена ), но вскоре перешла на частные уроки у Штрауса, который стал ее главным учителем.
В мае 1889 года Штраус покинул свой пост с Баварской государственной оперы после того, как был назначен капельмейстером на Чарльза Александра, великого герцога Саксен-Веймар-Айзенахе в Веймаре, начиная с осени 1889 года В течение лета 1889 года он служил в качестве помощника дирижера фестиваль Байройт , во время которого он подружился Cosima Вагнер , который стал другом долгосрочной близко. Полин Де Ана поехала со Штраусом в Веймар, и он позже женился на ней 10 сентября 1894 года. Она была известна своей вспыльчивой, болтливой, эксцентричной и откровенной, но, судя по всему, брак был по сути счастливым, и она была большим источником вдохновения для ему. На протяжении всей своей жизни, от самых ранних песен до последних четырех последних песен 1948 года, он предпочитал голос сопрано всем остальным, и все его оперы содержат важные партии сопрано. В Веймаре она исполнила роль Фрейхильды в первой опере Штрауса « Гунтрам» в 1894 году. Опера была встречена неоднозначными отзывами в Веймаре, но ее более поздняя постановка в Мюнхене была встречена с презрением и стала первой крупной неудачей Штрауса.
Несмотря на провал его первой оперы, пребывание Штрауса в Веймаре принесло несколько важных успехов в его карьере. Премьера его тональной поэмы « Дон Хуан» в Веймаре 11 ноября 1889 года вызвала огромную критику, и произведение быстро принесло ему международную известность и успех. За этим последовало еще одно выдающееся достижение — премьера его тональной поэмы « Смерть и трансфигурация» в 1890 году. Обе эти работы, наряду с более ранним Бурлеске , стали всемирно известными и сделали его ведущим композитором-модернистом. Он также имел большой успех как дирижер в Веймаре, особенно с симфоническими стихами Листа и неразрезанной постановкой « Тристан и Изольда» в 1892 году.
Летом 1894 года Штраус дебютировал как дирижер на Байройтском фестивале, дирижируя « Тангейзером» Вагнера, а Полина поет Элизабет. Незадолго до их свадьбы в сентябре следующего года Штраус оставил свой пост в Веймаре, когда его назначили капельмейстером, или первым дирижером, Баварской государственной оперы, где он стал ответственным за оперы Вагнера. Во время работы в Мюнхене в течение следующих четырех лет у него был самый большой творческий период для сочинения тональной поэмы, когда он написал «Веселые шалости» Тилля Уленшпигеля (1895 г.), « Также спраха Заратустру» (1896 г.), « Дон Кихот» (1897 г.) и « Эйн Хелденлебен» (1898 г.). Он также был главным дирижером Берлинской филармонии в 1894–1895 годах. В 1897 году у семьи Штраусов родился единственный ребенок, сын Франц. В 1906 году Штраус приобрел участок земли в Гармиш-Партенкирхене и построил там виллу ( Strauss-Villa [ de ] ) на первоначальные взносы издателя Адольфа Фюрстнера за его оперу « Саломея» , который проживал там до самой смерти.
Слава и успех с операми (1898–1933)
Штраус покинул Баварскую государственную оперу в 1898 году, когда он стал главным дирижером Берлинской государственной капеллы в Берлинской государственной опере осенью 1898 года; на этой должности он оставался 15 лет. К этому времени он пользовался постоянным международным спросом как приглашенный дирижер и пользовался статусом знаменитости как дирижер; особенно в произведениях Вагнера, Моцарта и Листа в дополнение к его собственным сочинениям. Он стал президентом Allgemeiner Deutscher Musikverein в 1901 году и в том же году стал лидером Berliner Tonkünstlerverein . Он также был редактором книжной серии Die Musik . Он использовал все эти сообщения для защиты современных немецких композиторов, таких как Малер. Его собственные композиции становились все более популярными, и первым крупным оркестром, который исполнил целый концерт только его музыки, был Венский филармонический оркестр в 1901 году. В 1903 году в Лондоне и Гейдельберге были организованы фестивали Штрауса, посвященные его музыке. На последнем фестивале состоялась мировая премьера его кантаты « Тайлефер» .
В 1904 году Штраус отправился в свое первое турне по Северной Америке с остановками в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Нью-Йорке и Питтсбурге. В Карнеги — холле он провел мировую премьеру своей Symphonia Доместики 21 марта 1904 с симфоническим оркестром Ветцлера . Он также дирижировал несколькими другими произведениями в сотрудничестве с композитором Германом Гансом Ветцлером и его оркестром в том же году в Карнеги-холле, а также исполнил концерт Лейдера со своей женой. Во время этой поездки он интенсивно работал над написанием своей третьей оперы « Саломея» по пьесе Оскара Уайльда « Саломея» 1891 года . Работа, премьера которой состоялась в Дрездене в 1905 году, стала величайшим триумфом Штрауса в его карьере до того момента, и оперные театры по всему миру быстро начали программировать оперу.
После Саломеи у Штрауса была серия критически успешных опер, которые он создал с либреттистом и поэтом Гуго фон Хофмансталь . В число этих опер входили « Электра» (1909), «Кавалер роз» (1911), « Ариадна на Наксосе» (1912, вер. 1916), «Фрау охне Шаттен» (1919), « Ди ägyptische Helena» (1928) и Арабелла (1933). Хотя все эти произведения остаются частью оперного репертуара, его опера «Кавалер роз» обычно считается его лучшим достижением. В это время он продолжал работать на международном уровне в качестве знаменитого дирижера, а с 1919 по 1924 год он был главным дирижером Венской государственной оперы . В 1920 году он стал соучредителем Зальцбургского фестиваля вместе с Райнхардтом и художником-декоратором Альфредом Ролле. В 1924 году в дрезденской опере Земпера состоялась премьера оперы Штрауса « Интермеццо» с музыкой и либретто Штрауса. В этой опере Штраус хотел отойти от поствагнеровской метафизики, которая была философской основой либретти Гофмансталя, и вместо этого принять современную домашнюю комедию, к огорчению Хофмансталя. Работа оказалась удачной.
В 1924 году сын Штрауса, Франц, женился на Алисе фон Граб-Хермансверт, дочери еврейского промышленника, на римско-католической церемонии. У Франца и Алисы было два сына, Ричард и Кристиан.
Нацистская Германия (1933–1945)
Reichsmusikkammer
В марте 1933 года, когда Штраусу было 68 лет, к власти пришли Адольф Гитлер и нацистская партия . Штраус никогда не вступал в нацистскую партию и старательно избегал нацистских форм приветствия . Однако по соображениям целесообразности он изначально был вовлечен в сотрудничество с ранним нацистским режимом в надежде, что Гитлер — ярый вагнеровец и меломан, восхищавшийся работами Штрауса с тех пор, как увидел Саломею в 1907 году, — будет продвигать немецкое искусство и культуру. Потребность Штрауса в защите своей еврейской невестки и еврейских внуков также мотивировала его поведение, помимо его решимости сохранять и продвигать музыку запрещенных композиторов, таких как Густав Малер и Клод Дебюсси .
В 1933 году Штраус записал в своей личной записной книжке:
Я считаю травлю евреев Штрейхером- Геббельсом позором немецкой чести, свидетельством некомпетентности — самым низменным оружием бездарности, ленивой посредственности против более высокого интеллекта и большего таланта.
Между тем, Йозеф Геббельс далек от того, чтобы быть поклонником работ Штрауса, но лишь на время поддерживал уместную сердечность со Штраусом. Геббельс писал в своем дневнике:
К сожалению, он нам все еще нужен, но однажды у нас будет своя собственная музыка, и тогда этот декадентский невротик нам больше не понадобится.
Тем не менее, благодаря международному авторитету Штрауса, в ноябре 1933 года он был назначен президентом только что созданной Reichsmusikkammer , Музыкальной палаты Рейха. Штраус, который пережил множество политических режимов и не интересовался политикой, решил принять эту позицию, но остаться аполитичным, решение, которое в конечном итоге стало несостоятельным. Он написал своей семье: «Я писал музыку при Кайзере и при Эберте . Я выживу и при этом». В 1935 году он написал в своем дневнике:
В ноябре 1933 года министр Геббельс назначил меня президентом Reichsmusikkammer без моего предварительного согласия. Со мной не посоветовались. Я принял эту почетную должность, потому что надеялся, что смогу сделать что-то хорошее и предотвратить худшие несчастья, если с этого момента музыкальная жизнь Германии будет, как было сказано, «реорганизована» любителями и невежественными соискателями.
Штраус в частном порядке презирал Геббельса и называл его «придурком». Однако в 1933 году он посвятил Геббельсу оркестровую песню « Das Bächlein » («Маленький ручей»), чтобы заручиться его сотрудничеством в расширении немецких законов об авторском праве с 30 до 50 лет. Также в 1933 году он заменил Артуро Тосканини на посту директора Байройтского фестиваля после того, как Тосканини ушел в отставку в знак протеста против нацистского режима.
Штраус пытался игнорировать нацистские запреты на исполнение произведений Дебюсси, Малера и Мендельсона. Он также продолжал работать над комической оперой «Швайгзаме фрау» со своим другом-евреем и либреттистом Стефаном Цвейгом. Когда в 1935 году в Дрездене состоялась премьера оперы, Штраус настоял на том, чтобы имя Цвейга появилось в театральной афише, к большому гневу нацистского режима. Гитлер и Геббельс избегали посещения оперы, она была остановлена после трех представлений и впоследствии запрещена Третьим рейхом .
17 июня 1935 года Штраус написал письмо Стефану Цвейгу, в котором заявил:
Вы верите, что я когда-либо в своих действиях руководствовался мыслью, что я «немец»? Как вы думаете, Моцарт был сознательно «арийцем», когда сочинял? Я узнаю только два типа людей: талантливых и нет.
Это письмо Цвейгу было перехвачено гестапо и отправлено Гитлеру. Впоследствии Штраус был уволен с поста президента Reichsmusikkammer в 1935 году. Тем не менее, на летних Олимпийских играх в Берлине в 1936 году использовался « Олимпийский гимн» Штрауса , который он написал в 1934 году. Кажущиеся отношения Штрауса с нацистами в 1930-х годах вызвали критику со стороны некоторых известных музыкантов, в том числе Тосканини. который в 1933 году сказал: «Перед композитором Штраусом я снимаю шляпу; перед человеком Штраусом я снова надел ее», когда Штраус принял пост президента Reichsmusikkammer . Однако во многом мотивация поведения Штрауса во время Третьего рейха заключалась в том, чтобы защитить свою еврейскую невестку Алису и своих еврейских внуков от преследований. Оба его внука подвергались издевательствам в школе, но Штраус использовал свое значительное влияние, чтобы не допустить отправки мальчиков или их матери в концентрационные лагеря .
Поздние оперы и семейная трагедия
Разочарованный тем, что он больше не может работать с Цвейгом в качестве своего либреттиста, Штраус обратился к Йозефу Грегору , венскому историку театра, по его просьбе. Первой оперой, над которой они работали вместе, была « Дафна» , но в конечном итоге она стала второй из их опер, премьера которых состоялась. Их первая работа была поставлена в 1938 году, когда весь народ готовился к войне, они представили одноактную оперу Friedenstag ( День мира ), действие которой происходит в осажденной крепости во время Тридцатилетней войны . По сути, произведение — гимн миру и слегка завуалированная критика Третьего рейха. С его контрастами между свободой и порабощением, войной и миром, светом и темнотой, эта работа имеет близкое сходство с Бетховена «s Fidelio . Постановка оперы прекратилась вскоре после начала войны в 1939 году. Двое мужчин сотрудничали еще в двух операх, которые оказались последней оперой Штрауса: Die Liebe der Danae (1940) и Capriccio (1942).
Когда его невестка-еврейка Алиса была помещена под домашний арест в Гармиш-Партенкирхене в 1938 году, Штраус использовал свои связи в Берлине, в том числе генерала интенданта в оперном театре Хайнца Титджена , для обеспечения ее безопасности. Он поехал в концлагерь Терезиенштадт , чтобы отстаивать, хотя и безуспешно, освобождение бабушки Алисы, Паулы Нойманн. В конце концов, Нойман и еще 25 родственников были убиты в лагерях. В то время как мать Алисы, Мари фон Граб, находилась в безопасности в Люцерне, Швейцария, Штраус также написал несколько писем в СС, умоляя освободить ее детей, которые также содержались в лагерях; его письма игнорировались.
В 1942 году Штраус переехал со своей семьей обратно в Вену, где Алису и ее детей мог защитить Бальдур фон Ширах , гауляйтер Вены. Однако Штраус не смог полностью защитить своих еврейских родственников; В начале 1944 года, когда Штраус отсутствовал, Алиса и ее сын Франц были похищены гестапо и заключены в тюрьму на две ночи. Личное вмешательство Штрауса в этот момент спасло их, и он смог забрать их обратно в Гармиш, где они оба оставались под домашним арестом до конца войны.
Метаморфозы и опасения войск США
Штраус завершил сочинение Metamorphosen , сочинения для 23 сольных струн, в 1945 году. Название и вдохновение для произведения исходит из глубоко самоанализирующего стихотворения Гете , которое Штраус рассматривал как хоровое произведение. Metamorphosen, который обычно считается одним из шедевров струнного репертуара, содержит наиболее продолжительное излияние трагических эмоций Штрауса. Задуманная и написанная в самые мрачные дни Второй мировой войны, произведение выражает скорбь Штрауса, среди прочего, о разрушении немецкой культуры, включая бомбардировки всех великих оперных театров страны. В конце войны Штраус записал в своем личном дневнике:
Самый ужасный период человеческой истории подошел к концу, двенадцатилетнее правление зверства, невежества и антикультуры под властью величайших преступников, во время которого 2000-летняя культурная эволюция Германии встретила свою гибель.
В апреле 1945 года Штрауса задержали американские солдаты в своем имении Гармиш. Спускаясь по лестнице, он объявил лейтенанту армии США Милтону Вайсу: «Я Рихард Штраус, композитор Кавалера роз и Саломеи ». Лейтенант Вайс, который также был музыкантом, кивнул в знак признания. Впоследствии на лужайке был установлен знак «Off Limits», чтобы защитить Штрауса. Американский гобоист Джон де Ланси , хорошо знавший оркестровое письмо Штрауса для гобоя, находился в армейской части и попросил Штрауса сочинить концерт для гобоя. Первоначально отвергая эту идею, Штраус закончил эту позднюю работу, свой Концерт для гобоя , до конца года.
Последние годы и смерть (1942–1949)
Метафора « Бабье лето » часто используется журналистами, биографами и музыкальными критиками для описания позднего творческого подъема Штрауса с 1942 года до конца его жизни. События Второй мировой войны, казалось, привлекли внимание композитора, который состарился, устал и немного измучился. Основные произведения последних лет жизни Штрауса, написанные в конце 70-80-х годов, включают, среди прочего, его Концерт для валторны № 2 , Metamorphosen , его Концерт для гобоя , его Концертино для дуэта для кларнета и фагота и его Четыре Последние песни. .
Как и у большинства немцев, банковские счета Штрауса были заморожены, а многие его активы арестованы американскими войсками. В октябре 1945 года Штраус и его жена, преклоняясь перед престарелыми и не имеющими средств, уехали из Германии в Швейцарию, где поселились в отеле недалеко от Цюриха. Там они познакомились со швейцарским музыкальным критиком Вилли Шу , который стал биографом Штрауса. Не имея денег, в 1947 году Штраус предпринял свой последний международный тур, трехнедельную поездку в Лондон, в которой он дирижировал несколькими своими тональными стихотворениями и отрывками из своих опер, а также присутствовал во время полной постановки « Электры » на BBC . Поездка имела успех у критиков и дала ему и его жене столь необходимые деньги.
С мая по сентябрь 1948 года, незадолго до своей смерти, Штраус сочинил « Четыре последних песни», посвященных теме умирания. Последний, «Im Abendrot» («На закате»), заканчивается строкой «Возможно, это смерть?» На этот вопрос нет словесного ответа, но вместо этого Штраус цитирует «тему преображения» из своей более ранней тональной поэмы « Смерть и преображение», которая символизирует преображение и осуществление души после смерти. В июне 1948 года он был оправдан судом по денацификации в Мюнхене. В том же месяце он организовал Ruhe, meine Seele! , песня, которую он изначально сочинил в 1894 году.
В декабре 1948 года Штраус был госпитализирован на несколько недель после операции на мочевом пузыре. Его здоровье резко ухудшилось после этого, и он провел свою последнюю работу, в конце закона 2 Der Rosenkavalier на Prinzregententheater в Мюнхене, во время празднования своего 85 — летия 10 июня 1949 г. 15 августа он страдал от сердечного приступа , и он умер от почечной недостаточности тихо, во сне, вскоре после 14:00 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене , Западная Германия . Со своего смертного одра, типичного для его стойкого чувства юмора, он прокомментировал своей невестке Алисе: «Умирать — это то же самое, что я сочинил в« Tod und Verklärung ». Георг Шолти , организовавший празднование 85-летия Штрауса, также руководил оркестром во время похорон Штрауса. Позже дирижер рассказывал, как во время пения знаменитого трио из Rosenkavalier «каждый певец заплакал и выбыл из ансамбля, но они пришли в себя, и мы все вместе закончили». Жена Штрауса, Полин де Ана, умерла восемь месяцев спустя, 13 мая 1950 года, в возрасте 88 лет.
Поздние произведения Штрауса, созданные по образцу «божественного Моцарта в конце жизни, полной благодарности», широко рассматриваются музыкальными критиками как величайшие произведения восьмидесятилетнего композитора. Сам Штраус заявил в 1947 году с характерной самоуничижением: «Может, я и не первоклассный композитор, но я первоклассный второразрядный композитор». Канадский пианист Гленн Гулд описал Штрауса в 1962 году как «величайшую музыкальную фигуру, жившую в этом столетии».