Рихард штраус посвящение ноты для баритона

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Штраус Посвящение

Перевод: Р. Штраус .

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Piano Solo ноты. Промежуточный. Обработка Дэвид Пятидесятницы. Для фортепиано соло. Промежуточный.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: 56 Песни вы любите петь. Посвящение . Р. Штраус . Р. Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: Романтической эпохи. Посвящение . Штрауса , Р. All Souls. Штраус , J. Сказки Венского леса, темы. Piano Solo ноты.

Перевод: 50 Избранные песни — высокий голос. Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: 50 Избранные песни — вполголоса. , И Рихард Штраус . Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Рихард Штраус . Рихард Штраус . Рихард Штраус . Состоит Рихарда Штрауса . Посвящение . Посвящение .

Перевод: Поздно Romatic Немецкий Лидер. Посвящение . Версия 2.0. Различный. Голос: ноты. Поздно Romatic Немецкий Лидер. Версия 2.0.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
штраус посвящение

Перевод: Р. Штраус .

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Piano Solo ноты. Промежуточный. Обработка Дэвид Пятидесятницы. Для фортепиано соло. Промежуточный.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: 56 Песни вы любите петь. Посвящение . Р. Штраус . Р. Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: Романтической эпохи. Посвящение . Штрауса , Р. All Souls. Штраус , J. Сказки Венского леса, темы. Piano Solo ноты.

Перевод: 50 Избранные песни — высокий голос. Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: 50 Избранные песни — вполголоса. , И Рихард Штраус . Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Рихард Штраус . Рихард Штраус . Рихард Штраус . Состоит Рихарда Штрауса . Посвящение . Посвящение .

Перевод: Поздно Romatic Немецкий Лидер. Посвящение . Версия 2.0. Различный. Голос: ноты. Поздно Romatic Немецкий Лидер. Версия 2.0.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Штраус посвящение

Перевод: Р. Штраус .

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Piano Solo ноты. Промежуточный. Обработка Дэвид Пятидесятницы. Для фортепиано соло. Промежуточный.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Состоит Рихарда Штрауса . B-Flat Труба ноты. Хорн ноты. Лист Орган музыка.

Перевод: Посвящение . Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Оценка 3.

Перевод: Посвящение . Рихард Штраус . Посвящение . состоит Рихарда Штрауса . Преданность. , Соч. 10. мероприятия в С, А.

Перевод: 56 Песни вы любите петь. Посвящение . Р. Штраус . Р. Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: Романтической эпохи. Посвящение . Штрауса , Р. All Souls. Штраус , J. Сказки Венского леса, темы. Piano Solo ноты.

Перевод: 50 Избранные песни — высокий голос. Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение . Посвящение . Различный.

Перевод: 50 Избранные песни — вполголоса. , И Рихард Штраус . Посвящение . Модест Любовь — Штраус . Посвящение .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Лидер Антология — аккомпанемента диски. Посвящение . Р. Штраус . Посвящение . Рихард Штраус . Р. Штраус .

Перевод: Рихард Штраус . Рихард Штраус . Рихард Штраус . Состоит Рихарда Штрауса . Посвящение . Посвящение .

Перевод: Поздно Romatic Немецкий Лидер. Посвящение . Версия 2.0. Различный. Голос: ноты. Поздно Romatic Немецкий Лидер. Версия 2.0.

Источник

Статья «Некоторые аспекты интерпретации песен Рихарда Штрауса (на примере произведений «Посвящение» ор. 10 № 1, «День поминовения усопших» ор. 10 № 8,«Сон в сумерках» ор. 29 № 1)»

специалист в области арт-терапии

Педагог дополнительного образования

МОУ ДЮЦ Волгограда

Статья «Некоторые аспекты интерпретации песен Рихарда Штрауса (на примере произведений «Посвящение» ор. 10 № 1, «День поминовения усопших» ор. 10 № 8,«Сон в сумерках» ор. 29 № 1)»

В вокальном репертуаре наиболее востребованы песни, сочиненные Р. Штраусом в ранний период творчества. Возможно, потому, что их отличает естественность вокального интонирования, красота и выразительность сопровождения, и вместе с тем, смысловая глубина и богатство оттенков лирического чувства. Вместе с тем, многие из них являются яркими и эффектными концертными произведениями.

Среди ранних песен в камерно-вокальный репертуар часто включаются такие произведения как «Посвящение» ор. 10 № 1, «День поминовения усопших» ор. 10 № 8,«Сон в сумерках» ор. 29 № 1. Рассмотрим каждую из этих песен с композиционно-стилистической и вокально-исполнительской точек зрения.

Жанр этого, по-видимому, самого известного вокального сочинения Р. Штрауса можно определить как лирический гимн. Автор поэтического текста – Герман фон Гильм.

Приведем полный текст стихотворения в переводе Э. Александровой:

Твой должник я поневоле:

За любовь, что схожа с болью,

За любой счастливый миг

И за то, что я с тобою

Стал впервые сам собою,

Цель высокую постиг –

И за то, что для дурного

Умер, и воскреснув снова,

Для любви и добра возник, –

Текст этого стихотворения состоит из трех строф, своеобразным лейтмотивом, которого является любовь, преобразующая душу человека, и наполняющая его жизнь глубоким смыслом. Особенность текста состоит в движении к смысловой кульминации, расположенной в последней строфе на словах «для любви и добра возник,».

Песня написана в трёхчастной форме с чертами строфичности, что обусловлено смыслом поэтического текста. Все три части по форме представляют собой периоды: первый состоит из 11 тактов, второй из 9 тактов и третий – из 10 тактов.

Структура произведения связана с поэтическим текстом. Так, каждому четверостишию соответствует свой период и каждый начинается одинаково (первые фразы написаны на одном тематическом материале), а вторые предложения имеют звуковысотные и ритмические различия. Поэтический текст связан с возвышенным эмоциональным состоянием героя. Фортепианная фактура изложена триольными группами с глубокими басами.

В литературе гимн – это стихотворение, выражающее празднично-приподнятое чувство, возникающее под влиянием какого-нибудь замечательного события или исключительного переживания, складываемого в честь героя или любого другого человека. Возможно, что именно гимнический характер «Посвящения» обусловил и тип мелодики в партии солиста. Мелодической основой сочинения является задушевный и, проникновенный лирический распев широкого дыхания. Она легко запоминается благодаря ясному, и четкому ритму (четыре четверти) и общему величавому характеру.

Кульминация достигается в третьей части, в т. 25 на ля второй октавы. Композитор, подчеркивая самый эмоциональный момент песни, указывает исполнять его в динамике fortissimo . Одновременно это самый интонационно-высокий момент произведения. Для вокалиста важно в этот момент не потерять высокую позицию, а восьмую паузу перед высокой нотой использовать для взятия дыхания.

Устойчивый размер 4/4 и умеренный темп также способствуют созданию гимнического образа, а разложенные, триольные фигурации в партии фортепиано придают музыке особую эмоциональность. В «Посвящении» фактура сопровождения – преимущественно разложенные аккорды. Но встречается сопровождение и хорального склада (такт19 и 25-28), для достижения более яркой и выразительной кульминации (такты 25-28).

По типу вокального интонирования произведение можно классифицировать, как кантиленно-декламационное. Самое сложное место в произведении – кульминация в третьем куплете на ноте ля второй октавы, которая вступает после восьмой паузы на два forte . Скачок на септиму вниз с ноты ре второй октавы на ми первой нужно исполнять в высокой позиции, чтобы не было ощущения проваленного нижнего звука. Заканчивается произведение терцовым тоном во второй октаве (не полная тоника).

Несовпадение метроритмического рисунка сопровождения и собственно вокальной строки обуславливает тонкость метроритмических нюансов. Так начала второй и третей фраз в первой и второй части (5, 7,14,16 тт.), а также кульминация (25 т.) приходятся с запозданием на первую долю после восьмой паузы. В т. 23 такое смещение приходится на третью долю такта. Все эти особенности приводят к трудностям в исполнении произведения. То есть, вокалист должен ощущать звучание чётко придерживаясь ритма. То есть, например, в т. 3 вторая восьмая не должна совпадать с последней нотой триоли в фортепианной партии. Данную сложность можно преодолеть, разучивая произведение в медленном темпе, так же можно порекомендовать певцу, разучивать песню, подыгрывая себе на фортепиано партию правой руки.

Раскрытию основного образа песни способствует и ладогармонический колорит. Не случаен выбор основной тональности C — Dur , семантика которой ассоциируется со светлыми торжественными гимническими образами. В целом гармоническое развитие отличается яркой красочностью, что свидетельствует об опоре Р. Штрауса на романтические традиции. Так, в фортепианном вступлении звучит оборот III 6-Т, создающий впечатление мажоро-минорных «мерцаний». Уже в первом периоде обращают на себя внимание красочные отклонения в тональности в- moll и a — moll (т. 7-8), применение гармонической субдоминанты. Так как, аккомпанемент частично поддерживает вокальную партию, исполнитель должен чётко слышать тональность. В этой песне умение слышать гармоническую вертикаль в партии фортепиано во многом предопределяет точность интонирования у солиста. Например, в момент вступления необходимо услышать тонику (т. 1-2), чтобы точно «попасть» на звук « g » – квинтовый тон лада. Сложность для вокалиста также составит и неожиданное отклонение в тональность VII низкой ступени ( B — Dur ), в окончании первого и второго куплетов. Этот момент требует особого внимания. Если внимательно проанализировать гармонию, то можно увидеть, что сначала происходит отклонение в родственные тональности. В первом куплете это a — moll , а во втором d — moll . То есть, точное интонирование вокальной партии в данном случае обусловлено тем, насколько внимательно певец будет слушать концертмейстера.

Трактовка образного содержания песни, на первый взгляд, не представляет особой сложности для исполнителей. Однако необходимо внимательно отнестись к выстраиванию драматургии песни от куплета к куплету. Певец должен распределить свои силы таким образом, чтобы первый и второй куплет являлись «ступенями» к достижению генеральной кульминации в третьем куплете. Большой ошибкой будет сильная подача звука в начале произведения, потому что в этом случае в исполнении кульминации звук окажется форсированным и напряженным. Также важным аспектом успешного исполнения «Посвящения» является чувство меры в отношении проявления эмоционального начала. Многое в этом отношении зависит от выбора темпа, который не должен быть слишком медленным, в этом случае «теряется» главный смысловой акцент сочинения – восторг и упоение чувством любви. С другой стороны, слишком быстрый темп и чересчур открытое выражение эмоций может привести в итоге к нарушению стилистике немецкой lied , для исполнения которой требуется художественный вкус и чувство меры.

«День поминовения усопших» op . 10 №8

Песня «День поминовения усопших» op . 10 №8 также востребована в вокальном репертуаре. В тексте повествуется об особом дне, когда живущие должны вспоминать об ушедших в иной мир любимых и близких. Автор текста Герман фон Гильм. Жанровую разновидность этой вокальной миниатюры можно определить как элегию. Интересно отметить, что стихотворение построено как обращение от лица ушедшего человека к своей возлюбленной, в которой он вспоминает о прошедших мгновениях счастья и любви. В этой связи возникает сложный образ, сочетающий в себе чувства светлой печали, и прекрасных воспоминаний о любви. О многозначности смысловых нюансов текста свидетельствуют различные переводы. Сравним варианты перевода А. Богомолова и М. Давидовой.

Перевод А. Богомолова:

Ты дом укрась пахучей резедою

И поздних астр нарежь — на холмик мой.
Мы о любви поговорим с тобою,
Как той весной.

Дай мне твою пожать украдкой руку,
Склонись с улыбкой нежной надо мной,
Чтоб я изведал сладостную муку,
Как той весной.

Лишь раз в году я волен перед богом,
И весь в цветах сегодня мир иной.
Не уходи, побудь со мной немного,
Как той весной.

Источник

Штраус Рихард

ШТРАУС Рихард (1864-1949), немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы «Дон Жуан» (1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Дон Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898) отличаются красочностью оркестровки, применением звукоизобразительных эффектов. Оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) — к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал современную музыку, работал со многими оркестрами мира.

Ноты для фортепиано Штраус Рихард

Биография

Ранние годы

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене (в то время Королевство Бавария, сейчас на территории Германии), отец — Франц Штраус, первый валторнист в Придворном оперном театре Мюнхена. В юности получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование; свою первую музыкальную пьесу написал в возрасте 6 лет; с тех пор и до своей смерти, последовавшей почти 80 лет спустя почти непрерывно сочинял музыку.

Будучи ребёнком, имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижёра получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера Лоэнгрин, Тангейзер и Зигфрид; влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера: лишь в возрасте 16 лет Штраус смог получить партитуру Тристана и Изольды. В действительности, в доме Штраусов музыка Рихарда Вагнера считалась музыкой низкого сорта. В дальнейшем в своей жизни Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом.
В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где он изучал философию и историю — но не музыку — однако, год спустя он покинул его, чтобы отправиться в Берлин. Там он непродолжительное время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885. Его композиции этого периода была весьма консервативными, в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона, верными стилю преподавания его отца. Его Концерт для валторны № 1 (1882—1883) типичен для этого периода, и тем не менее его по прежнему регулярно играют. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм; он также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра. Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» (Tod und Verkl?rung).

Рихард Штраус женился на певице — обладательнице сопрано Паулине Марии де Ана 10 сентября 1894 года. Она была известна своим властным и вспыльчивым характером, эксцентричностью и прямотой, но брак был счастливым — супруга стала для него большим источником вдохновения. На протяжении своей жизни, с ранних песен до последних, написанных в 1948 году Четырёх последних песен, он всегда предпочитал сопрано любым другим голосам.

Симфонические поэмы

Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, симфоническая поэма Дон Жуан. Во время премьеры в 1889 году, половина публики аплодировала в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что он обрёл свой собственный музыкальный голос, заявив:
«Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишенным.»

Штраус написал ряд симфонических поэм, в том числе Смерть и просветление (1888—89), Веселые проделки Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1894—95), Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1896, начальные звуки которой сегодня широко известны благодаря фильму Стенли Кубрика 2001: Космическая одиссея и передаче Что? Где? Когда?), Дон Кихот (1897),Дон Жуан, Жизнь героя (1897—98), Домашняя симфония (1902—03) и Альпийская симфония (1911—15).

Оперы

В конце XIX века Штраус обращается к опере. Его первые опыты в этом жанре Гунтрам в 1894 году и Погасшие огни (Feuersnot) в 1901 году провалились. В 1905 году он создаёт Саломею (по пьесе Оскара Уайльда), которая была встречена столь же пылко и неоднозначно, как в свое время Дон Жуан. На премьере в Метрополитен Опера в Нью-Йорке протесты публики были столь громкими, что опера была снята после первого же представления. Без сомнения, эти протесты в значительной степени определялись выбором темы, но отчасти негативный прием был связан с использованием Штраусом диссонансов, которые редко можно было услышать в опере того времени. В других оперных театрах эта опера пользовалась успехом, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы.

Следующей оперой Штрауса была Электра, в которой Штраус еще интенсивнее использует диссонансы. С этой оперы начинается сотрудничество Штрауса с поэтом Гуго фон Гофмансталем. Их совместная работа над другими произведениями была долгой и плодотворной. Однако, в своих последующих операх Штраус более осторожен в использовании гармонического языка, поэтому такие сочинения, как Кавалер розы (1910) получают большой успех у публики. До 1940 года Штраус продолжает сочинять оперы с завидной регулярностью. Из-под его пера появляются Ариадна на Наксосе (1912), Женщина без тени (1918), Интермеццо (1923), Елена Египетская (1927) и Арабелла (1932), все в сотрудничестве с Гуго фон Гофмансталем; Молчаливая женщина (1934), либретто Стефана Цвейга; День мира (1936) и Дафна (1937) (либретто Йозефа Грегора и Цвейга); Любовь Данаи (1940) (в сотрудничестве с Грегором) и Каприччо (либретто Клеменса Крауса) (1941).

Камерная музыка и сольные сочинения

В число сольных работ и камерных ансамблей Штрауса входят ранние сочинения для фортепиано, написанные в консервативном гармоническом стиле, многие из них утрачены; редко исполняемый струнный квартет (соч. 2); знаменитая скрипичная соната ми-бемоль, которую он написал в 1887; небольшое число пьес позднего периода. После 1900 года он создаёт лишь шесть произведений для камерных ансамблей; четыре являются сюитами из его опер. Его последнее камерное сочинение, Алегретто ми минор для скрипки и фортепиано датировано 1940 годом.

Сочинения для солирующего инструмента и оркестра

Намного больше музыки Штраус писал для сольного инструмента (или инструментов) с оркестром. Наиболее известны два концерта для валторны с оркестром (№ 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 и № 2 Ми-бемоль мажор, соч.132), которые и поныне входят в репертуар большинства концертирующих валторнистов, концерт для скрипки, симфоническая поэма Дон Кихот для виолончели, альта и оркестра, а также написанный в поздние годы концерт для гобоя с оркестром (который был сочинён по просьбе американского солдата, которого он встретил после войны) и концертный дуэт для фагота и кларнета, который стал одной из его последних работ (1947). Штраус признавал, что в основе концертного дуэта лежит «внемузыкальный» сюжет, в котором кларнет представляет принцессу, а фагот — медведя, во время их танца медведь превращается в принца.

Штраус и национал-социализм

Существует значительное расхождение во мнениях относительно роли, которую Штраус играл в Германии после прихода к власти Нацистской партии. Некоторые источники указывают на его неизменную аполитичность и отсутствие какого-либо сотрудничества с нацистами. Другие указывают на то, что он был должностным лицом на государственной службе во времена Третьего рейха.

В ноябре 1933 года без каких-либо консультаций со Штраусом Геббельс назначает его на пост президента Имперской музыкальной палаты (Reichsmusikkammer). Штраус решает сохранить за собой этот пост, но оставаться при этом аполитичным. Штрауса критикуют за наивность этого решения, но, возможно, это решение было наиболее благоразумным с учётом всех обстоятельств. Находясь на этом посту, он написал Олимпийский гимн для Олимпийских игр 1936 года и продирижировал им. Он также поддерживал отношения с некоторыми высокопоставленными нацистскими чинами. Очевидно его намерение защитить от преследований свою невестку Алису, которая была еврейкой. В 1935 году Штрауса вынудили уйти со своего поста президента в Государственном комитете по делам музыки после его отказа убрать из афиш оперы Молчаливая женщина имя либреттиста еврейского происхождения Стефана Цвейга, который был его другом. Он написал Цвейгу письмо со словами поддержки, оскорбительное для нацистов. Это письмо было перехвачено гестапо.

Его решение написать День мира в 1938 году, одноактную оперу, в которой действие происходит в осаждённой крепости во времена Тридцатилетней войны — по сути, гимн миру и едва завуалированная критика Третьего рейха — в период, когда вся нация готовилась к войне, было чрезвычайно смелым поступком. С присущим ему противопоставлением свободы и рабства, войны и мира, света и тьмы, это сочинение считалось в большей степени связанным с Фиделио, нежели с любым из последних оперных сочинений Штрауса. Постановка была прервана в 1939 году в начале войны.

Когда его невестка Алиса была помещена в Гармише в 1938 году под домашний арест, Штраус использовал свои связи в Берлине, например, обратился к Интенданту Берлина Титьену Хайнцу, чтобы обеспечить её безопасность; кроме того, существуют также указания на то, что он пытался использовать своё официальное положение, чтобы защитить своих друзей и коллег-евреев. К сожалению, Штраус не оставил никаких дневников или комментариев, которые могли бы выявить его отношение к насаждаемому нацистами антисемитизму, поэтому о мотивации его действий того периода можно говорить лишь предположительно. Хотя большинство его действий в 1930-е годы находились посредине между очевидным коллаборационизмом и диссидентством, с уверенностью можно говорить лишь об одном его диссидентском поступке в музыке — пацифистской драме День мира.

В 1942 Штраус перевёз свою семью обратно в Вену, где Алиса и её дети могли находиться под защитой Гауляйтера Вены Бальдура фон Шираха. К сожалению, даже он был не в силах полностью защитить еврейских родственников Штрауса; в начале 1944, когда Штраус был в отъезде, Алиса и сын композитора были похищены гестапо и провели в тюрьме двое суток. Лишь своевременное личное вмешательство Штрауса помогло спасти их; он смог вывезти обоих в Гармиш, где они оставались, находясь под домашним арестом, до конца войны.

Позднее он был привлечён к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.

Последние годы

В 1948 году Штраус написал своё последнее сочинение, Четыре последние песни для сопрано и оркестра. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее, эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!»

На 86-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала потеря сознания. Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германии в возрасте 85 лет.

Источник

Читайте также:  Настройка гитары по разному
Оцените статью