- Римский -Корсаков
- Список сочинений Римского-Корсакова:
- Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-Korsakov
- Содержание
- Оперы
- Хоровая музыка
- Священный хоровой
- Светский хоровой
- Оркестровая и групповая музыка
- Сочинения для симфонического оркестра
- Отрывки из оперы для оркестровых концертов
- Сольная инструментальная музыка с оркестром или ансамблем
- Песни
- Романсы, другие авторские песни и дуэты
Римский -Корсаков
Жизнь и творчество русского композитора
Список сочинений Римского-Корсакова:
Оперы —
«Псковитянка» (либретто Римского-Корсакова, при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноименной драме Л. А. Мея, 1868—72, пост. 1873, Мариинский т-р, Петербург; 2-я ред. 1876—78; 3-я ред. 1891—92, заключит. хор — 1894, пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург, силами Об-ва муз. собрании),
«Майская ночь» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Н. В. Гоголя, 1878—79, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург),
«Снегурочка» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1880—81, пост. 1882, там же),
«Млада» (либретто Римского-Корсакова, С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889—90, пост. 1892, там же),
«Ночь перед Рождеством» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894—95, пост. 1895, там же),
«Садко» (сценарий H. M. Штрупа и Стасова, либретто Римского-Корсакова и В. И. Бельского, 1893—96, пост. 1897, Моск. частная рус. опера),
«Моцарт и Сальери» (текст А. С. Пушкина, 1897, пост. 1898, Моск. частная рус. опера),
«Боярыня Вера Шелога» (либретто Римского-Корсакова, 1898, Моск. частная рус. опера),
«Царская невеста» (либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, пост. 1899, Моск. частная рус. опера),
«Сказка о царе Салтане» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899—1900, пост. 1900, Моск. частная рус. опера),
«Сервилия» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900—01, пост. 1902, Мариинский т-р, Петербург),
«Кащей бессмертный» (либретто Римского-Корсакова, при участии Софьи Николаевны Римской-Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901—02, пост. 1902, Моск. частная рус. опера),
«Пан воевода» (либретто Тюменева, 1901—03, пост. 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург),
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (либр. Бельского, 1902—04, пост. 1907, Мариинский т-р, Петербург),
«Золотой петушок» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906—07, пост. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва);
кантаты —
«Свитезянка» (сл. А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897),
«Песнь о вещем Олеге» (сл. Пушкина, для тенора, баритона, муж. хора., ор. 58, 1899),
«Из Гомера» (прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, жен. хора, ор. 60, 1901);
для оркестра —
симфонии (1-я, es-moll, op. 1, 1861—65, окончат, ред. — e-moll, 1884; h-moll, без op., не окончена, 1866—69; 2-я, “Антар”, позже — симф. сюита ор. 9, 1868, окончат, ред. 1897, ред. «нового» изд. 1903; 3-я, G-dur, op. 32, 1873, окончат. ред. 1886; эскиз скерцо для 4-й, 1884),
«Увертюра на темы трёх русских песен» (D-dur, op. 28, 1866,окончат, ред. 1880),
музыкальная картина «Садко» (ор. 5, 1867, окончат. ред. 1891— 1892),
«Сербская фантазия» (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончат. ред. 1889),
«Сказка» (ор. 29, 1879—80),
Симфониетта на русские темы (a-moll, ор. 31, 1884—85, переделана из неопубл. Струн. квартета),
«Малороссийская фантазия» (без op., не окончена),
«Испанское каприччио» («Каприччио на испанские темы», ор. 34, 1887),
сюита «Шехеразада» (ор. 35, 1888),
«Светлый праздник» («Воскресная увертюра», ор. 36, 1888),
«Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904),
«Дубинушка» (со смеш. хором ad libitum, без op., 1905—06),
«Здравица» (А. К. Глазунову, без op., 1907),
«Неаполитанская песенка» (без op., 1907);
для инструмента с opкестром —
концерт для фортепиано (cis-moll, op. 30, 1883),
Фантазия для скрипки (ор. 33, 1886),
Мазурка на 3 польские темы для скрипки (без op., 1888; ред. для скр. и фп. 1893),
Серенада для виолончели (ор. 37, 1893);
для инструмента с дух. оркестром —
концерт для тромбона (без op., 1877),
концертштюк для кларнета (без op., 1877),
вариации на тему Глинки для гобоя (без op., 1878);
камерно-инструментальные ансамбли —
фортепианное трио c-moll (без op., 1897, черновая партитура, ред. М. О. Штейнберга),
струнный квартет F-dur (op. 12, 1875),
фуга «В монастыре» (4-я часть из струн. Русского квартета, без op., 1876; первые 3 части переработаны в симфониетту на рус. темы),
4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885),
1-я часть из коллективного струн. квартета на тему B-la-f (без op., 1886),
Хоровод (3-я часть из коллективного струн, квартета Именины, без op., 1887),
струн. квартет G-dur (без op., 1897),
Allegro B-dur (из коллективного струн. квартета Пятницы, без op., 1899),
тема и 4-я вариация (из коллективных Вариаций на русскую тему, для струн. квартета A-dur, без op., 1899),
квинтет B-dur для фп., флейты, кларнета, валторны, фагота (без op., 1876),
секстет A-dur для 2 скр., 2 альтов и 2 влч. (без op., 1876),
Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов (без op., без даты),
2 дуэта для 2 валторн (без op., без даты),
Ноктюрн для 4 валторн (без op., предположит. 1888);
для фортепиано —
6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878),
4 пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. 11, 1876—77),
3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875— 1876),
6 фуг (ор. 17, 1875),
2 пьесы (Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894—97),
вариации (1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему (без op., 1878),
фуги и фугетты (без op., 1875—76),
Allegretto C-dur (без op., 1895),
Прелюдия G-dur (без op., 1896),
Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему (без op., 1899),
фуга C-dur в 4 руки (перелож. фуги C-dur в 2 руки, без op., 1875),
Вариации на тему Миши (без op., предположит. 1878—79),
Песенка (Andantino) из армейского сб. “Арцункнер” (“Слёзы”, без op., 1901),
Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки (без op., 1890);
для хора с оркестром —
Стих об Алексее, божием человеке (ор. 20, 1878),
Подблюдная песня Слава (ор. 21, 1880);
для хора a cappella —
два 2-гол. жен. хора на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 13, 1875),
4 вариации и фугетта на тему рус. песни «Надоели ночи»,
для 4-гол. жен. хора (ор. 14, 1875),
6 хоров (тетр. 1—2, ор. 16, 1875—76, с фортеп. ad libitum),
2 хора (op. 18, 1876),
Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения (тетр. 1—3, ор. 19, 1879),
четыре 3-гол. хора для муж. голосов (ор. 23, 1876),
Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», сл. народные, для муж. хора (без op., 1884),
2 хора для детских голосов (без op., 2-й—1884);
камерно-вокальные ансамбли с оркестром —
2 трио для женских голосов («Горный ключ», сл. Майкова, op. 52-bis, 1905; Стрекозы, сл. А. К. Толстого, ор. 53, 1897; также перелож. для голосов с фп.);
камерно-вокальные ансамбли с фортепиано —
2 дуэта (ор. 47, 1897),
2 дуэта (ор. 52, 1897—98);
для голоса с фортепиано —
79 романсов (ор. 2, 3, 4, 1866; ор. 7, 1867; ор. 8, 1870; ор. 25, 1877; ор. 26, 1882; ор. 27, 1883; ор. 39, 40, 41, 42, 1897; цикл «Весной», ор. 43, 1897; цикл «Поэту», ор. 45, 1898; цикл «У моря», ор. 46, 1897; ор. 50, 55, 1897—98),
2 ариозо для баса («Анчар», «Пророк», сл. Пушкина, 1897);
обработки народных песен (для голоса с фортепиано) —
сборники 100 русских народных песен (ор. 24, 1875—76),
40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым (без op., 1875—82);
дуxовныe сочинения —
собр. духовно-муз. соч. (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884),
собр. духовно-муз. перелож. (ор. 22, 1884),
двойной хор Тебе бога хвалим (без op., 1883);
переработки собственных сочинений —
музыка к драме Мея “Псковитянка”, сюита из 5 номеров (без op., 1877),
сюита из оперы “Снегурочка” (без op.),
сюита из оперы-балета “Млада” (без op., 1890),
«Ночь на горе» «Триглаве»,
конц. перелож. для орк. 3-го акта оперы-балета “Млада” (исп. 1901, изд. 1902),
сюита из оперы “Ночь перед Рождеством” (без op.),
муз. картинки к “Сказке о царе Салтане” (в т. ч. «Три чуда», ор. 57, 1899),
сюита из оперы “Пан воевода” (ор. 59, 1904),
Введение и Свадебное шествие из оперы “Золотой петушок” (1907),
4-я вариация A-dur из коллективных “Вариаций на русскую тему” (без op., 1901);
инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений —
2 дуэта (ор. 47, 1897—1905),
романсы «Ель и пальма» (сл. Г. Гейне, пер. М. И. Михайлова, 1888),
«В тёмной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает», «Ночь» (сл. И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, изд. под ред. М. О. Штейнберга), «Пророк» (сл. Пушкина, 1899), «Нимфа» (сл. Майкова, 1905), «Анчар» (сл. Пушкина, 1906), «Сон в летнюю ночь» (сл. Майкова, 1906);
редакция и оркестровка произведений других авторов, в том числе
«Иван Сусанин» и “Руслан и Людмила” Глинки (ред.; совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877—81; совм. с А. К. Глазуновым, 1904),
«Каменный гость» Даргомыжского (оркестровка, 1-я ред. 1870, 2-я ред. 1897—1902),
«Князь Игорь» Бородина (завершение, ред., оркестровка; совм. с Глазуновым, 1887—90),
романсы Бородина,
«Хованщина» (завершение, ред., оркестровка, 1881—83),
«Борис Годунов» (ред., оркестровка, 1895—96),
«Ночь на Лысой горе» (обр. и оркестровая ред., 1886),
фрагменты из «Саламбо» (оркестровка),
«Женитьба» (подготовка к изд., 1906) Мусоргского.
Источник
Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-Korsakov
Ниже приводится частичный список произведений композитора Николая Римского-Корсакова (1844–1908).
Содержание
Оперы
- Псковитянка ( Псковитянка = Pskovitjanka ) (иногда называют Ивана Грозного ), 1868-1872 (первая версия), 1876-1877 (вторая версия), 1891-1892 (3й версии)
- Млада ( Млада ), 1872 (части актов 2 и 3 из проектасоставленных коллективно Бородин , Кюи , Минкуса , Мусоргского и Римского-Корсакова)
- Майская ночь ( Майская ночь = Majskaja Noch» ), 1878-1879
- Снегурочка ( Снегурочка = Снегурочка ), 1880-1881 (первая версия), ca. 1895 г. (2-я версия)
- Млада ( Млада ), 1889-1890 (полная установка unstaged совместного проекта с 1872 г.)
- Сочельник ( Ночь перед Рождеством = NOC»pered Roždestvom ), 1894-1895
- Садко ( Садко ), 1895–1896 гг.
- Моцарт и Сальери ( МОЦАРТ и Сальери = Моцарт я Sal’eri ), сочи. 48, 1897 г.
- Дворянка Вера Шелога ( Боярыня Вера Шелога = Боярыня Вера Шелога ), соч. 54, 1898 г.
- Царская Невеста ( Царская невеста = Carskaja невеста ), 1898
- Сказка о царе Салтане, о его сыне, знаменитом и могучем богатырском князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебединой ( Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди = Сказка о уход Салтане, о сыне его, славном и могучем богатырском князе Гвидоне Салтановиче ио прекрасной Царевне Лебеди ), 1899–1900
- Сервилия ( Сервилия = Servilija ), 1900-1901
- Кащей Бессмертный ( Кащей бессмертный = Кащей бессмертный ), 1901–1902 гг.
- Пан Воевода ( Пан воевода = Пан воевода ; буквально Джентльмен Губернатор провинции ), 1902–1903 гг.
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ( Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии = Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ), 1903–1904 гг.
- Золотой петушок ( Золотой петушок = Золотой петушок ), 1906–1907 гг.
Хоровая музыка
Священный хоровой
- «Тебе, Боже, славим» («Тебе Бога хвалим»), для двойного хора, 1883 г.
- Собрание духовно-музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова, использовавшееся при императорском дворе. Четырехголосные сочинения из литургии Иоанна Златоуста , соч. 22, 1883 г .; содержит 8 штук
- Собрание духовных музыкальных обработок Н. А. Римского-Корсакова для императорского двора , соч. 22б, 1884 г .; содержит 6 гимнов на основе распевных мелодий
- Сборник духовно-музыкальных произведений и переложений Н. А. Римского-Корсакова для смешанного хора , 1883–1884; содержит 23 произведения, опубликовано посмертно в 1913 г.
Светский хоровой
- Два хора, соч. 13, для трех женских частей, 1874 г.
- Четыре вариации и фугетта на тему русской народной песни «Надоели ночи», соч. 14, для четырех женских партий с фортепиано или фисгармониейad lib. 1874 г.
- Шесть хоров, соч. 16, по-разному для смешанных, женских и мужских голосов, 1875–1876 гг.
- Два хора, соч. 18/22, для смешанных голосов, 1876 г.
- Четыре хора, соч. 23, для трех мужских партий с импровизацией фортепиано . , 1876 г.
- Поэма об Алексее, человеке божьем , соч. 20, для альтов , теноров и баса с оркестром, 1878 г.
- Пятнадцать русских народных песен, соч. 19, для смешанных голосов, 1879
- «Слава» («Слава» = «Слава»), соч. 21, для смешанных голосов с оркестром, 1879–1890
- Два хора, для детских голосов, 1884 г.
- Свитезянка , соч. 44, кантата для солистов сопрано и тенора и смешанных голосов с оркестром, 1897 г.
- Песня Олега Мудрого , соч. 58, кантата для теноровых и басовых солистов и мужских голосов с оркестром, 1899 г.
- Из Гомера , соч. 60, прелюдия-кантата для сопрано, меццо-сопрано и солистов альта и женских голосов с оркестром, 1901 г.
Оркестровая и групповая музыка
Сочинения для симфонического оркестра
- Симфония № 1 ми минор, соч. 1, 1861–1865 (1-я версия), 1884 (2-я версия)
- Увертюра на три русские темы , соч. 28 1866 г. (1-я версия), 1879–1880 гг. (2-я версия)
- Фантазия на сербские темы , Op. 6 1867 г. (1-я версия), 1886–1887 гг. (2-я версия); также называется сербской фантазией
- Садко , соч. 5, музыкальная таблица, 1867 г. (1-я версия), 1869 г. (2-я версия), 1891–1892 гг. (3-я версия)
- Антар , соч. 9, 1868 (1-я версия), 1875 (2-я версия), 1897 (3-я версия), 1903 (исправленная 2-я версия, опубликованная Бесселем). Первоначально она называлась «Симфония № 2», но позже он классифицировал ее как «симфоническую сюиту». (См. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 92.)
- Симфония № 3 до мажор, соч. 32, 1866–1873 (1-я версия), 1886 (2-я версия)
- Музыка к драме Мэй «Псковитянка» , сюита из пяти номеров, 1877 г. (адаптировано из оперы как эпизодическая музыка)
- Сказка [ Сказка = Сказка ], соч. 29, 1879–1880 гг.
- Симфониетта на русские темы ля минор, соч. 31, 1879–1884; обработка первых трех частей из струнного квартета 1878–1879 гг.
- Испанское каприччио , соч. 34, 1887 г. (в основном натемы традиционной народной музыки Астурии )
- Шахерезада , соч. 35, симфоническая сюита, 1888 г.
- Увертюра русского пасхального фестиваля ( Светлый праздник ), Op. 36, 1888 г.
- Тема и вариация № 4, 1903 г., из коллектива вариаций на русскую тему с Арцыбушевым , Витолсом, Лядовым , Соколовым и Глазуновым.
- На могиле , соч. 61, прелюдия, 1904 г., памяти М. П. Белоева
- «Дубинушка», соч. 62, 1905 (1-я версия), 1906 (2-я версия с хоровыми партиями ad lib. )
- «Привет» [«Здравица»], 1907 г., для Глазунова.
- Неаполитанская песня [т.е. «Funiculi, funicula»], Op. 63, 1907 г.
Отрывки из оперы для оркестровых концертов
- Снегурочка — Сюита; включает «Танец скоморохов » (действие 3) (также известный как «Танец клоунов » или «Танец акробатов»)
- Млада
- Люкс; включает «Шествие знати»
- Ночь на Триглаве , 1899–1901; чисто оркестровая обработка акта 3
- Сочельник — люкс
- Сказка о царе Салтане
- Сюита: Три музыкальные картины , соч. 57 (1903 г.) (отрывки представляют собой вступление к акту 1; акту 2; и акту 4, таблица 2)
- « Полет шмеля » (из акта 3, картина 1)
- Пан Воевода Сюита соч. 59
- Золотой петушок
- Интродукция и Cortège de Noces (Свадебный марш)
- Сюита (подготовка Глазунова и М. Штейнберга)
- Сюита » Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (подготовила Глазунов и М. Штейнберг)
Сольная инструментальная музыка с оркестром или ансамблем
- Концерт в B ♭ , для тромбона и военного оркестра , 1877 г.
- Вариации соль минор на тему Глинки , для гобоя и военного оркестра, 1878 г.
- Konzertstück in E ♭ , для кларнета и военного оркестра, 1878 г.
- Концерт для фортепиано с оркестром до ♯ минор, соч. 30 , 1882–1883
- Фантазия на две русские темы, для скрипки с оркестром, соч. 33, 1886–1887 гг.
- Мазурка на [Три] польских народных темы, для скрипки с оркестром, 1888; также называется Souvenir de trois chants polonais
- Серенада для виолончели с оркестром, соч. 37, оркестровка 1903 года из оригинала виолончели / фортепиано
Песни
Романсы, другие авторские песни и дуэты
(Для сольного голоса в сопровождении фортепиано, если не указано иное.)
- «Бабочка» [Бабочка = Бабочка], дуэт, 1855 г.
- «Выходи ко мне, синьора» [Выходи ко мне, синьора = Выходи ко мне, синьора], 1861
- «В крови горит огонь желания» [В крови горит огонь любви = В сериал горит огонь любви], 1865 (текущее происхождение неизвестно)
- Четыре песни, соч. 2, 1865–1866 (часто называют « Четыре романса» )
- Прикоснись щекой к моей
- Соловей и роза (по персидской поэзии )
- Колыбельная (из стихотворной драмы Льва Мея , положенной в основу оперы «Псковитянка» ; позже включена в оперу «Дворянка Вера Шелога» )
- От моих слез
- Четыре песни, соч. 3 августа 1866 г.
- Жель и пальма
- Южная ночь
- Ночевала тучка золотая
- На холмах Грузиджи (На холмах Грузии)
- Четыре песни, соч. 4 января 1866 г.
- Четыре песни, соч. 7 августа 1867 г.
- Шесть песен, соч. 8, 1868–1870 гг.
- Две песни, соч. 25, 1870 г.
- Четыре песни, соч. 26 января 1882 г.
- Четыре песни, соч. 27 августа 1883 г.
- Четыре песни, соч. 39, 1897 г.
- Четыре песни, соч. 40, 1897 г.
- Четыре песни, соч. 41, 1897 г.
- Четыре песни, соч. 42, 1897 г.
- Весной [ Весной ], соч. 43, 1897 (четыре песни)
- Поэту [ Поэту ], соч. 45, 1897–1899 (пять песен)
- У моря [ У моря ], соч. 46, 1897 (пять песен)
- Два дуэта, соч. 47, для меццо-сопрано и баритона или сопрано и тенора , 1897
- Две песни, соч. 49, для баса , 1882–1897
- Четыре песни, соч. 50, 1897–1898 гг.
- Пять песен, соч. 51, 1898 г.
- Два дуэта, соч. 52, 1897–1898 гг.
- Стрекозы [ Стрекозы ], Op. 53, для трех сопрано, 1897
- Четыре песни, соч. 55, для тенора, 1897–1898 гг.
- Две песни, соч. 56, для сопрано, 1898 г.
Источник