Речитатив и ария Садко. Римский-Корсаков
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка Н. Римского-Корсакова Речитатив и ария Садко из оперы «Садко»
Кабы была у меня золота казна,
Кабы была дружинушка хоробрая,
Я не сидел бы сиднем в Новгороде,
Не стал бы жить по старине, по пошлине,
Не пировал бы день и ночь, не бражничал,
А на злату казну свою повыкупил
Я б все товары ваши новгородские,
Я снарядил бы тридцать и един корабль,
Товары красные я понагруживал.
Уж коли не дал нам Господь большой реки
Да заказал путь на море Варяжское,
Поплыл я б по Ильмень-озеру,
Проволок корабли я бы волоком
И прошел по великим рекам
Я б ко синему морю далекому.
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие.
Погулял бы в странах я неслыханных,
Насмотрелся б чудес я невиданных.
Накупил бы я там скатна жемчуга,
Самоцветных камней, дорогой камки.
На бессчётну казну в Новогороде
Понастроил бы я церквей божиих.
Я б повызолотил кресты, маковицы чистым золотом,
Усадил бы иконы я жемчугом да каменьями,
Дорогими бы все, самоцветными.
По далеким морям, по раздолью земли
Пронеслася бы слава Новгорода!
А и вы бы тогда, гости знатные,
За то во пояс мне поклонилися.
Источник
Дуэт Волховы и Садко. Римский-Корсаков
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка Н. Римского-Корсакова Дуэт Волховы и Садко из оперы «Садко»
Садко
Светят росою медвяною косы твои,
Словно жемчужным убором блестят!
Кто ты, девица?
Кто ты, красавица чудная, кто?
Волхова
Звончаты струны,
Искусны персты у тебя,
Молодец мой!
Статен, купав ты, пригож!
Садко
Частыми звездами
Пояс твой чудный горит.
Кто ты, душа?
Кто ты, царевна моя?
Волхова
Мыслью ты светлой,
Что чайкой белой, паришь,
Рыбкою легкой ныряешь в волне,
Добрый молодец,
Суженый-ряженый, молодец мой!
Любо так слушать мне
Наигрыш звончатый,
Полонили сердце мне
Песни чудные твои,
Желанный мой!
Садко
Девица чудная! Тебя люблю я,
Любить век буду я!
Волхова
Милый молодец!
Суженый-ряженый!
Садко
Кто, кто ты, девица? Кто ты, красавица?
Источник
Римский-Корсаков. Опера «Садко»
Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль
В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.
«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста. Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.
Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете!»
Только человек, по-настоящему влюблённый в море, — моряк или путешественник — мог так восторженно писать о нём. Действительно, эти строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов — выпускников морского корпуса, — совершивших своё первое большое плавание на клипере «Алмаз». Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её — композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.
Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…
В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.
В 1861 году Римский-Корсаков стал членом «Балакиревского кружка», известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский, Мусоргский, Кюи и — несколько позже — Бородин. По «благословению» и под руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием Морского корпуса.
Римский-Корсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в дальнее плавание на клипере «Алмаз».
Плавание продлилось три года (1862-65). Путешествуя по белому свету, новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал переписку с Балакиревым.
Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не так-то легко, на «Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт, композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно было бы посидеть — нет, не за бокалом вина — за инструментом.
В декабре 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину и наконец-то закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим успехом, и этот успех помог Римскому-Корсакову «решить» свою жизнь: отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой.
В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.
Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин — таким его знает весь мир.
Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.
Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?
Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в 1897 году — через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье.
В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова «Садко».
И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», — может быть, не ушёл бы в плаванье в неизведанный Окиан-море синее другой корабль — Сокол-корабль весёлого гусляра Садко. Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный голос морской царевны Волховы. Не родилась бы прекрасная музыка «Окиана-моря синего».
Опера «Садко»
Слушание: Интродукция «Океан-море синее». Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны. Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.
Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное — это «Окиан-море синее».
Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях морских, что прославят его родной Новгород.
Кабы была у меня казна,
Кабы была дружинушка хоробая
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие…
Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй — беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.
Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко. Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.
Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них — самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.
О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова. Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?
Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб — рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.
Слушание: Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.
Заколыхалась вода в озере — поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.
Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро — исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.
Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильмень-озере снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол-корабль: на нем поплывёт сам Садко, на других — товарищи верные.
Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны».
Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах».
Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать».
Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.
Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная». Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота — окиан-море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты днепровские!»
Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!
Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.
И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.
Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями — и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо — музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.
Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.
Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об этой музыке: «Она, действительно, переносит нас вглубь волн — это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры старого Морского Царя и его гостей».
Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню «Синее море грозно, широко».
Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские. Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, — поднялась на море буря небывалая.
Слушание: Сцена появления Видения — Старчища могуч Богатыря. Бурлит, мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание оркестра, сильнее, громче. И — оборвалась музыка. Вступил орган. Это Старчище могуч-богатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей пляски».
Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.
Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.
Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород. Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и протекла река, быстра и глубока».
«Морю синему слава», — поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно, завершая былину о Садко.
Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.
Краткое содержание оперы
На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.
Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них — прекрасная Волхова, дочь Морского Царя. Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок — три рыбки — «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена — Любава Буслаевна.
На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки — «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок — купцы вольны снять голову с плеч Садко.
Купцы согласны. Сеть закинута — и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки — «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат — вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани — самого Садко.
Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко — и Царь смягчил свой гнев.
Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери — прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море — тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище — Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко — и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.
Заключительная картина — на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города. Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 29 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты):
Интродукция «Океан-море синее», mp3;
Ария Садко «Кабы была у меня золота казна. », mp3;
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка. », mp3;
Сцена появления лебедей и их волшебного превращения, mp3;
Песня Садко «Заиграйте мои гусельки. », mp3;
Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны. », mp3;
Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах. », mp3;
Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать. », mp3;
Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная. », mp3;
Сцена погружения Садко в глубину океана, mp3;
Величальная песня Садко, mp3;
Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок, mp3;
Сцена появления Видения — Старчища Могуч Богатыря, mp3;
Колыбельная песня Волховы, mp3;
Финал. Песня Садко и хора, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Музыка. Описание
Вступление «Окиан-море синее». Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее».
Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности. Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.
Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Центральным эпизодом первой картины служат речитатив и ария Садко. В этой первой характеристике главного действующего лица с самого начала выступают черты широкой, богатырской натуры. Музыкальный образ Садко (тенор) строится Римским-Корсаковым на основе распевно-декламационных, специфически былинных оборотов и песенных жанров. Оба эти элемента здесь представлены. Арии предшествует большой речитатив Садко.
Речитатив переходит в арию. Она написана в простой трёхчастной (и одновременно куплетно-вариационной) форме. В арии ярко выражено песенное начало и вместе с тем в ее песенно-былинной мелодии содержатся и речитативные обороты. Плавно покачивающееся сопровождение вызывает образ морских далей.
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» углубляет лирическую характеристику героя. Песня сочинена Римским-Корсаковым в жанре народных протяжных лирических напевов и является одним из лучших в русской классической музыке образцов творческого воспроизведения народного песенного стиля.
В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, то плавная, то с размашистыми ходами, содержит типичные обороты народных лирических песен.
Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается ветерок, вода в озере начинает колыхаться, шумит тростник. Вдали плывёт стая лебедей и серых утиц. Они превращаются в прекрасных девушек. Всё происходящее с поразительной рельефностью и красочностью передаётся музыкой. Глиссандо арфы прерывает песню Садко, и на фоне причудливых аккордов вступления (тремоло струнных) у кларнетов и фаготов проходит гамма тон-полутон, связанная с характеристикой Морского царя. Вслед за тем в сочном унисоне виолончелей и английского рожка появляется певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами (подражание птичьему клёкоту). Это-тема лебедей. В момент превращения лебедей и утиц в красных девиц наступает кульминация всего этого оркестрового эпизода.
Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». По просьбе Волховы Садко заводит весёлую хороводную песню «Заиграйте, мои гусельки». Гибкая и упругая мелодия, начинающаяся удалым восходящим мотивом, проходит в цепи вариаций.
Песня варяжского гостя (бас) — суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга — отважного воина и морехода.
Песня Индийского гостя (тенор) — мягкая, лирически томная: «Не счесть алмазов в каменных пещерах». Размеренная волнообразная фигурация виолончелей, приглушённая звучность засурдиненных струнных и деревянных ассоциируются с картиной спокойного южного моря и поддерживают мечтательное настроение этой восточной песни.
Веденецкий гость (баритон), рассказывающий в двух песнях (обе составляют один вокальный номер) о чудесах города Веденца (т. е. Венеции). Содержание первой песни — народная легенда о таинственном покровительстве Венеции со стороны самого моря. Знамением этой чудесной связи служит появление церкви, поднимающейся раз в году из глубины моря: «Город каменный, городам всем мать, славный Веденец». Вторая песня «Город прекрасный» выдержана композитором в духе баркаролы. Она рисует город Веденец с неумолчным плеском волн, тёплым и ласковым южным ветерком, с любовными песнями.
Садко обещает гостям посетить их страны и прощается со своими согражданами.
Хор «Высота ли, высота поднебесная», написан на тему былины «Соловей Будимирович». Русский богатырский напев звучит как ответ на песни иноземных гостей, в нём прославляются великая русская земля и её народ. Хор занимает центральное положение в опере и является её идейно-музыкальной кульминацией.
Сцена погружения Садко в глубину океана. Музыка интермеццо изображает погружение Садко в глубину океана. Гусляр ударяет по струнам. В ответ как отзвук слышны девичьи голоса (хор поёт без слов) и призывное пение Морской царевны. В ремарке сказано: «Вода волнуется. Садко вместе с доской дубовою опускается в бездну морскую».
Далее в зыбкой, гармонически неустойчивой (как бы все время плещущейся из-за постоянных тремоло и трелей) музыкальной ткани интермеццо проходят мотивы Лазоревого терема, золотых рыбок. Интермеццо завершается длительно тянущимся увеличенным трезвучием на органном пункте ми. Из глубоких басов оркестра постепенно поднимается плавная фигурация, построенная на лейтмотиве моря. Сумрак рассеивается, возникают очертания Лазоревого терема.
Величальная песня Садко. Величальная песня Садко носит эпически широкий характер. С неторопливой и плавной мелодией запева контрастирует энергичный, ритмически упругий припев «Славен, грозен Царь Морской» с перебором гуслей в сопровождении (участвуют струнные pizzicato и арфа).
Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов — золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки — от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра — направлены на создание красочной музыкальной картины.
Сцена появления Видения — Старчища Могуч Богатыря (баритон). Монолог Видения написан в стиле церковных старинных напевов. В целях создания глубокого музыкального контраста Римский-Корсаков вводит орган, звучание которого, вместе с деревянными и струнными инструментами, несколько напоминает церковный хор.
Колыбельная песня Волховы. Прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера,- одна из лучших в опере и наиболее ценимая самим автором. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. Как и Снегурочка, Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем растворяется в мире природы, порождением которой она была.
Реальные девические черты образа Волховы явственнее всего выступают в её колыбельной песне, но музыка даёт ощутить и сказочность этого существа. Вслушиваясь в нежную, плавно льющуюся мелодию песни, можно обнаружить в ней очертания темы лебедей из второй картины. Но она здесь ритмически изменена и преобразована в чисто песенную мелодию, завершающуюся мягкими баюкающими мелодическими оборотами.
Сочетание реальных и фантастических черт характерно для образа Волховы и в последующей речитативной сцене, хотя здесь больше подчёркивается волшебная сущность Морской царевны. Среди заклинательных мотивов «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя», лишь один раз, но зато с необычайной яркостью и страстным порывом звучит тема любви Волховы «Полонили сердце мне твои песни чудные» (унисон голоса и скрипок с деревянными инструментами). Прощальные фразы Волховы «Баю-бай» превращаются в вокализы и как бы растворяются в волшебной гармонии. Морская царевна рассеивается алым утренним туманом по лугу и превращается в реку
Финал. Песня Садко и хора. Финал начинается песней-рассказом Садко о своих странствиях и приключениях. Она дышит мужественностью и энергией.
Постепенно к Садко присоединяется хор, затем вступают другие действующие лица, каждый со своими темами. Садко занимает в нём центральное место, образ его как народного героя получает здесь своё завершение. Народ славит гусляра Садко, послужившего своим даром музыканта родной земле; славит его песни, исполненные всепокоряющей, богатырской красоты. В этом отчётливо раскрывается одна из главных идей оперы-былины (и многих других произведений Римского-Корсакова) — идея о высоком значении художника и искусства в жизни людей.
В заключительных тактах финала торжественные восклицания хора «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» сливаются с мощным звучанием у оркестра темы «окиан-моря синего».
Источник