Римский корсаков снегурочка пляска скоморохов ноты

Ноты — Римский-Корсаков — из оперы Снегурочка

Ноты для голоса в сопровождении фортепиано


Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Ария Снегурочки
(«С подружками по ягоду ходить. «)
Ариозо Снегурочки (Сцена таяния)
для сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1975г.
номер 8747
(pdf, 2.72 Мб)


«Дешевая библиотека» отрывки из опер
Н.Римский-Корсаков
Песня варяжского гостя
из оперы «Садко» для голоса с фортепиано
(бас)
Москва, 1933г.
номер м13136г

О скалы грозные дробятся с ревом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утесы выносят волн напор
Над морем стоя.

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла.
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились умрём на море.

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.


Н.Римский-Корсаков
Колыбельная Волховы
из оперы «Садко»
для сопрано в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1969г.
номер 6219

Сон по бережку ходил,
Дрёма по лугу,
А и Сон искал Дрёму,
Дрёму спрашивал:
«А и где же спит Садко,
Садко добрый молодец?
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.»

«Спит Садко мой на лугу,
На зелёном бережку
В шитом браном положку,
Во зелёном тростнику.
Убаюкала его
Ласка нежная моя.
Баю-бай баю-бай,
Баю-бай баю-бай.

Ты расти, мой тростничок,
Шитый браный положок
Не колышься, мурава,
Зелена да шелкова,
Сердце вещее моё
Полонила песнь его!

Скачать ноты

Пьеса-сказка Островского была впервые поставлена в Москве в 1873 году. Музыку к спектаклю написал Чайковский. А в конце 70-х годов этим сюжетом заинтересовался Римский-Корсаков. Составив, как и обычно, либретто для будущей оперы, композитор отдал его на суд великому русскому драматургу. В ответном письме Островский писал: «Либретто составлено очень хорошо. Я нашел весьма немного стихов, которые, по моему мнению, требуют исправления».

Над своей «весенней сказкой» (так определил автор жанр сочинения) Римский-Корсаков работал с огромным увлечением. Лето 1880 года он впервые провел в настоящей деревне. Мир русской природы будил в душе композитора чувства благоговейного восхищения. И это нашло свое отражение на страницах оперной партитуры. «Отличный сад со множеством вишневых деревьев и яблонь, смородиной, земляникой, клубникой, крыжовником, с цветущей сиренью, множеством полевых цветов и неумолкаемым пением птиц — все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и влюбленностью в сюжет «Снегурочки».
В своем произведении композитор прославляет животворные силы природы и творчества. Причудливо сочетаются в опере фантастические образы народных поверий и реальный, окружающий человека мир. Для воплощения своего замысла Римский-Корсаков нашел глубоко выразительные и необычные музыкальные краски. Познакомившись с оперой, Островский писал: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
С тончайшей рельефностью выписаны в опере образы действующих лиц, и сказочных, и вполне реальных: Снегурочка и пастух Лель, царь Берендей и Мизгирь, Весна-красна и Купава. В основе музыкальной драматургии оперы лежит стройная и оригинальная система лейтмотивов. «Пользование лейтмотивами у меня несомненно иное, чем у Вагнера, — подчеркивает Римский-Корсаков. — У него они являются всегда в качестве материала, из которого сплетается оркестровая ткань. У меня же, кроме подобного применения, лейтмотивы появляются и в поющих голосах, а иногда являются составными частями более или менее длинной темы. Иногда лейтмотивы являются действительно ритмико-мелодическими мотивами, иногда же только как гармонические последовательности; в таких случаях они скорее могли бы быть названы лейтгармониями». В то же время композитор не отказывается от завершенных вокальных эпизодов.

В конце 1881 года работа над оперой была завершена, и 10 февраля следующего года состоялась ее премьера в петербургском Мариинском театре. Дирижировал Э. Направник; по его настоянию были сделаны некоторые купюры. Лишь в постановке 1893 года слушатели познакомились со всей музыкой этого замечательного творения. «Весенняя сказка» ознаменовала важную веху в творчестве композитора. С полным основанием Римский-Корсаков значительно позднее имел право заметить: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Источник

Ария Снегурочки ( с подружками по ягоды ходить). Римский-Корсаков

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка Н. Римского-Корсакова Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

С подружками по ягоду ходить,
На оклик их весёлый отзываться:
«Ау, ау!»
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен:
«Ой, Ладо, Лель!»
Милей Снегурочке твоей,
Без песен жизнь не в радость ей.
Пусти, отец!
Когда зимой холодной
Вернёшься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу,
Песню под наигрыш метели запою,
Запою весёлую:
У Леля перейму и выучусь скорёхонко.
Ах, отец!
С подружками по ягоду ходить,
На оклик их весёлый отзываться:
«Ау, ау!»,
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен:
«Ой, Ладо, Лель!»
Милей Снегурочке твоей,
Без песен жизнь не в радость ей,
Не в радость!

Источник

IV. «Пляска скоморохов» — прослушивание, разбор

— Какие отрывки из оперы «Снегурочка» вы слушали? (Третью песню Леля, сцену «Проводы Масленицы».)

— Какой композитор сочинил музыку к опере «Снегурочка»?! (Н.А. Римский-Корсаков.)

Сегодня вы послушаете новый отрывок из этой оперы, он называется «Пляска скоморохов» и звучит почти в самом конце «Снегурочки». Если в начале оперы берендеи провожают зимний праздник Масленицу, то в конце они празднуют день Ярилы-Солнца — поют песни, водят хороводы, веселятся. В этом месте и исполняется «Пляска скоморохов».

— Запишите в тетради название отрывка.

— Кто такие скоморохи? (Народные странствующие актеры), которые пели и плясали, развлекая народ на праздниках.)

— Послушайте этот музыкальный отрывок, отметьте его особенности.

(Прослушивание «Пляски скоморохов».)

— Какой характер музыки в «Пляске скоморохов»? (Веселый! живой, праздничный, проворный, шуточный.)

В этой пляске вы услышали одну мелодию или несколько! (Несколько.)

В опере этот отрывок исполняет симфонический оркестр, а какие еще инструменты могли бы подойти для сопровождения отрывка? (Народныетрещотки, ложки, бубны, погремушки.)

Какие вы можете вспомнить знаменитые народные пляски? (« Камаринская».)

«Камаринская» — народная или авторская музыка? (Народ­ная.)

А «Пляска скоморохов» — народная или авторская? (Автор­ская.) — Есть ли сходство между народной музыкой «Камаринской» и авторской «Пляской скоморохов»? (Обе звучат как на­родные.)

Почему музыка похожа на народную? (Мотивы похожи на народные, задорный характер музыки.) Каким словом можно назвать народную музыку? (Фольклор.) С какими жанрами фольклорной музыки имеется сходство у «Пляски скоморохов»? (С игровым фольклором, с танце­вальным фольклором.)

V. Ария Фарлафа — прослушивание, разбор

Какие музыкальные отрывки из оперы композитора М.И. Глинки вы слушали?

— Какой голос исполняет каватину Людмилы?

Есть ли вокальная партия у злого волшебника Черномора?

Сегодня вы познакомитесь еще с двумя героями этой оперы.

Главный персонаж — один из женихов Людмилы, которого зовут Фарлаф. Вы послушаете его арию, которая написана в форме рондо.

— Из каких частей состоит форма рондо?

Как называется часть, которая повторяется? (Рефрен.) Как называются разные отрывки между рефренами? (Эпи­зоды.)

По какой поэме А.С. Пушкина создана эта опера? (По поэме «Руслан и Людмила») Фарлаф — смешной персонаж этой поэмы. А.С. Пушкин дал ему такую характеристику.

(Педагог читает отрывок из поэмы.)

. Фарлаф — крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей. О каких чертах характера Фарлафа нам говорит поэт? (Фар­лаф любит хвастаться, но в бою он бывает трусливым.) Нот и музыкальный отрывок из оперы, который вы прослушаете, начинается его словами: «Я весь дрожу. Опасный путь мне надоел». Но перед рондо Фарлафа вы услышите его разговор со злой волшебницей по имени Наина.

Помните, что для злого волшебника Черномора композитор вообще не сочинил вокальной партии, его образ на оперной сцене нам рисует оркестр. У злой волшебницы Наины вокальная партия есть, но она почти вся построена на одном звуке. И хотя Наина поет важно, торжественно и громко, для нее композитор не создал красивой мелодии. Запишите название отрывка, который вы прослушаете: «Сцена Фарлафа и Наины». Отрывок из оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинки».

Итак, сейчас вы перенесетесь в музыкальный театр.

— Как надо вести себя во время представления? (Слушать внимательно, не разговаривать.)

Представьте себе берег реки, где встретятся герои оперы «Руслан и Людмила» — трусливый Фарлаф и злая волшебница Наина В момент встречи с Наиной Фарлаф словно цепенеет, он несколько раз произносит одну и ту же фразу: «Откройся мне, скажи, кто ты?»

(Педагог исполняет вокальную мелодию фразы.)

Таким приемом М.И. Глинка передал испуг Фарлафа.

Наина предлагает Фарлафу свою помощь в поисках Людмилы Тогда сердце трусливого Фарлафа наполняется гордостью и звучит его знаменитое рондо. Арию Фарлафа М.И. Глинка написал для низкого мужского голоса — баса. Сначала вы услышите ликование Фарлафа, которое передается во фразе: «О радость Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить стоя славный подвиг!»

И вы почувствуете, как сразу изменится характер этого героя. Вот он уже представляет, как победит Руслана: «Близок уж торжества моего. ».

— Менялся ли характер Фарлафа в этой сцене!

— Каким он предстает в момент встречи с Наиной?

— Какие новые черты у него появляются в хвастливом po (Уверенность, гордость, радость, величие.)

Какой голос поет партию Фарлафа?

— В каком темпе поется рондо? (Очень быстро, стремительно Для баса петь в быстром темпе очень трудно, поэтому здесь приходится проговаривать слова скороговоркой, почти «взахлеб».

В какой музыкальной форме написана эта ария (Рондо.)

Vi Разучивание новой песни

Все вы любите мультфильмы, в них звучит много прекрасной музыки, замечательных песен. Сегодня, в канун Международного женского дня, вы разучите «Песенку мамонтенка» из известного мультфильма под названием «Мама для мамонтенка» (музыка и Шаинского, слова Д. Непомнящего). Кто из вас видел этот мультфильм? О чем он? — Послушайте эту песенку. (Прослушивание песни.)

— Какой был характер музыки в этой песне? (Ласковый, mтрогательный, добрый.)

Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитор Вы будете разучивать куплеты небольшими отрывками, потому что в них встречаются повторения одних и тех же строчек. I (Разучивание начала 1-го куплета песни.)

По синему морю, к зеленой земле

Плыву я на белом своем корабле.

На белом своем корабле,

На белом своем корабле.

— Послушайте, какая будет мелодия в этом отрывке. (Показ напева и его разучивание ребятами. Затем разучивает токончание 1-го куплета.)

Меня не пугают ни волны, ни ветер,—

Плыву я к единственной маме на свете.

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете.

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете.

Две последние строчки в куплете повторяются, только окончания будут немного отличаться друг от друга. (Поются отдельно повторяющиеся строчки.) Споем 1-й куплет целиком.

Какая форма у этой песни? (Куплетная, одночастная.) У какой песни, которую вы недавно разучивали, также была куплетная форма без припева? («Вернусь, — сказал солдат».) (1’азучивание 2-го куплета и его исполнение.)

Скорей до земли я добраться хочу,

«Я здесь, я приехал!»,— я ей закричу.

Я маме своей закричу,

Я маме своей закричу.

Пусть мама услышит,

Пусть мама придет,

Пусть мама меня непременно найдет!

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

Чтобы песня получилась более длинной, исполним 3-й куплет на слоги «на-на-на», а окончание споем такое, иное вы разучили для 2-го куплета. (Исполняется 3-й куплет.) Пусть мама услышит,

Пусть мама придет,

Пусть мама меня непременно найдет!

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

С песнями композитора В.Я. Шаинского вы также хоро­шо знакомы по мультфильмам. Проведем игру «Вспомни песни» я буду называть мультфильм, а вы должны напеть песню из него.

(Педагог перечисляет названия мультфильмов. Школьники исполняют начальные такты песен, педагог аккомпанирует на инструменте: «Крокодил Гена» — «Пусть бегут неуклюже»; «Катерок» — «Чунга-Чанга»; «Тимка и Димка» — «Настоящий друг»; «Антошка» «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку»

I Вокальная импровизация

Пусть вокальная импровизация, которую вы сегодня разучи­те, будет посвящена маме. Все мы любим, когда мама вкусно готовит. Вот и передайте свою радость от этого, исполнив импровизацию на следующие слова:

Из кастрюли пар идет,

Мама варит нам компот.

(Школьники делают разбор текста и сочиняют свои вокальные импровизации.)

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 4844 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью