- «Хватились — пианины нету!» Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках
- Путевка в жизнь
- Сигнал к смеху
- Хватились – пианины нету! Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках
- В начале восьмидесятых по бульварам, окружавшим улицу Герцена, любила прогуливаться пожилая дама. Прохожие не обращали на нее внимания, но когда мальчишки начинали кричать: «Смотрите, черепаха Тортила идет!», становилось понятно, что это Рина Зеленая.
- Путевка в жизнь
- Сигнал к смеху
«Хватились — пианины нету!» Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках
В начале восьмидесятых по бульварам, окружавшим улицу Герцена, любила прогуливаться пожилая дама. Прохожие не обращали на нее внимания, но когда мальчишки начинали кричать: «Смотрите, черепаха Тортила идет!», становилось понятно, что это Рина Зеленая
Рина Зелёная, 1972 год
Путевка в жизнь
Она обожала пешеходные прогулки по бульварам. «Я могла бы быть неплохим экскурсоводом по старинной Москве. Зарабатывала бы хорошие деньги рассказом о том, что располагалось в том или ином доме в годы революции», — говорила актриса друзьям. Правда, со временем вспоминать о многочисленных ночных кабаре, которыми так славилась столица в начале века, она разлюбила. «Иначе все подумают, что мне уже тысяча лет», — шутила Екатерина Васильевна.
Да-да, именно так звали всенародную любимицу. Хотя почему-то многие считали, что не имя, а необычная фамилия была ее псевдонимом. «Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал.
— Как вы можете это доказать? — спросили его.
— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно».
Рина Зеленая. Открытка 1940 года из собрания В. Турчанинова.
Что же касается необычного имени, то его придумал художник, оформлявший афиши одного из кабаре, где выступала Зеленая. Полностью ее имя не помещалось на афишу, и поэтому было решено сократить первые пять букв. Так появилось ставшее знаменитым сочетание — «Рина Зеленая».
Рина Зеленая в фильме «Укротители велосипедов»
Зрители ее обожали. Приписывали ей даже «народные рецепты». Говорили, например, чтобы победить бессонницу, Рина Зеленая советовала считать до трех. Максимум до полчетвертого.
Своим остроумием и находчивостью Екатерина Васильевна была схожа с другой выдающейся актрисой — Фаиной Раневской. У двух великих актрис вообще много общего. И в первую очередь, общепризнанный талант, так и оставшийся, по большому счету, не реализованным ни в театре, ни в кино. Однажды Никита Михалков, встретив Зеленую на улице, бросился перед ней на колени: «Богиня!» На что актриса отреагировала мгновенно: «Богиня, между прочим, абсолютно свободна. Снимайте же ее!» Режиссер, как водится, дал обещание, но так и не нашел случая, чтобы его выполнить.
Рина Зеленая в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979 год
Одной из последних работ Екатерины Васильевны в кино стал сериал о Шерлоке Холмсе. «Хотя об этой роли и говорить-то особо не о чем, — сетовала актриса друзьям. — Вот если бы фильм назывался „Шерлок Холмс и миссис Хадсон“ — это другое дело».
А начиналось все более чем хорошо. Сбежавшая от родителей из Ташкента в Москву молодая девушка шла по улице (ее страсть к прогулкам началась, как говорила она, почти одновременно с электрификацией страны) и увидела объявление о наборе в театральную студию. Зашла и, разумеется, поступила. Блистала какое-то время на столичных подмостках, а потом получила приглашение в кино. В знаменитом фильме «Путевка в жизнь» Зеленая сыграла большую роль дамочки, распевавшей блатные куплеты. Но, увы, пленка засветилась, и в картину вошел всего один эпизод, где Рина тонким голосом выводит:
«Юбку новую порвали
И подбили правый глаз.
Не ругай меня, мамаша.
Это было в первый раз!»
Сигнал к смеху
Кроме актерства и исполнения песен Зеленая великолепно владела словом. Написанный ею в соавторстве с Агнией Барто сценарий комедии «Подкидыш» — одно из лучших тому подтверждений. Кстати, именно в этом фильме Екатерина Васильевна встретилась с Фаиной Раневской, которую она называла сигналом к смеху. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: «Муля, не нервируй меня!», — сочинила именно Зеленая.
Слова же для своего персонажа — домработницы Ариши — она придумывала прямо на съемочной площадке. Когда от ее реплики: «Вчера вот тоже в 5-ю квартиру приходили воды напиться, а потом хватились — пианины нету», все — начиная от осветителей и заканчивая оператором — зашлись от смеха, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: «Нет, это, правда, смешно или вы меня утешаете?»
Позже придумывание смешных реплик для своих героев станет для Зеленой традицией. «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?», — на полном серьезе произнесет ее персонаж в фильме Григория Александрова«Встреча на Эльбе». Тот же режиссер, снимая комедию «Весна», предложил актрисе. роль гримера, обозначенного в сценарии как «мужчина средних лет». Екатерина Васильевна, не раздумывая, согласилась сниматься и благодаря фразе «Такие губы сейчас не носят» запомнилась не меньше, чем Раневская с ее коронной «Красота — это страшная сила!»
Две женщины были дружны и, встречаясь, любили поболтать об общих знакомых, обсудить съемки того или иного фильма («На вашем „Подкидыше“, — говорила Раневская Зеленой, — во время съемок на Тверской у меня было чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний».) И, разумеется, жаловались друг другу на отсутствие хороших ролей и частое безденежье. «Вот я умру, — сетовала Зеленая, — и никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус».
Хозяйка из нее была никакая. Во время концертных поездок на фронт не Зеленая помогала бойцам, а те пришивали ей оторвавшуюся пуговицу или ставили заплатки. А в дорогу собиралась Екатерина Васильевна вообще феноменально: складывала в чемодан первые попавшиеся вещи, уминала их коленкой, захлопывала крышку и ножницами обрезала все, что не вмещалось.
Мужем Рины Зеленой был архитектор Константин (Котэ — как она его называла) Топуридзе, автор фонтана «Дружба народов» на ВДНХ (нынешний ВВЦ). По воспоминаниям друзей, любила Зеленая его очень сильно. И прощала все. Одна из типичных сцен их семейной жизни выглядела так: Екатерина Васильевна за что-то обижалась на мужа, а тот, погодя минуту-другую, подходил к ней, гладил по голове и говорил: «Ну ладно, я тебя прощаю».
Хотя бывало и так, что, то ли в шутку, то ли всерьез, актриса вздыхала: «Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить».
Рина Зеленая в фильме «12 стульев»
P. S. Кроме потрясающего чувства юмора актриса обладала и феноменальной памятью. В «больнице заслуженных большевиков», как тогда называлась клиника на шоссе Энтузиастов, она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Не верилось, что смешливой, всегда готовой к шутке, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко? Или вспоминался эпизод из «Иностранки», где Зеленая говорила: «С места не сойду, пока не умру. А умру я не скоро!»?
Увы, жизнь талантливой актрисы оказалась не такой веселой. Не стало Екатерины Васильевны 4 апреля 1991 года. Похоронена она на Введенском кладбище.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Хватились – пианины нету! Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках
В начале восьмидесятых по бульварам, окружавшим улицу Герцена, любила прогуливаться пожилая дама. Прохожие не обращали на нее внимания, но когда мальчишки начинали кричать: «Смотрите, черепаха Тортила идет!», становилось понятно, что это Рина Зеленая.
Путевка в жизнь
Она обожала пешеходные прогулки по бульварам. «Я могла бы быть неплохим экскурсоводом по старинной Москве. Зарабатывала бы хорошие деньги рассказом о том, что располагалось в том или ином доме в годы революции», — говорила актриса друзьям. Правда, со временем вспоминать о многочисленных ночных кабаре, которыми так славилась столица в начале века, она разлюбила. «Иначе все подумают, что мне уже тысяча лет», — шутила Екатерина Васильевна.
Да-да, именно так звали всенародную любимицу. Хотя почему-то многие считали, что не имя, а необычная фамилия была ее псевдонимом. «Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал. Отец рассказывал мне, что в годы революции его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.
— Как вы можете это доказать? — спросили его.
— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно».
Что же касается необычного имени, то его придумал художник, оформлявший афиши одного из кабаре, где выступала Зеленая. Полностью ее имя не помещалось на афишу, и поэтому было решено сократить первые пять букв. Так появилось ставшее знаменитым сочетание — «Рина Зеленая».
Зрители ее обожали. Приписывали ей даже «народные рецепты». Говорили, например, чтобы победить бессонницу, Рина Зеленая советовала считать до трех. Максимум до полчетвертого.
Своим остроумием и находчивостью Екатерина Васильевна была схожа с другой выдающейся актрисой — Фаиной Раневской. У двух великих актрис вообще много общего. И в первую очередь, общепризнанный талант, так и оставшийся, по большому счету, не реализованным ни в театре, ни в кино. Однажды Никита Михалков, встретив Зеленую на улице, бросился перед ней на колени: «Богиня!» На что актриса отреагировала мгновенно: «Богиня, между прочим, абсолютно свободна. Снимайте же ее!» Режиссер, как водится, дал обещание, но так и не нашел случая, чтобы его выполнить.
Одной из последних работ Екатерины Васильевны в кино стал сериал о Шерлоке Холмсе. «Хотя об этой роли и говорить-то особо не о чем, — сетовала актриса друзьям. — Вот если бы фильм назывался „Шерлок Холмс и миссис Хадсон“ — это другое дело».
А начиналось все более чем хорошо. Сбежавшая от родителей из Ташкента в Москву молодая девушка шла по улице (ее страсть к прогулкам началась, как говорила она, почти одновременно с электрификацией страны) и увидела объявление о наборе в театральную студию. Зашла и, разумеется, поступила. Блистала какое-то время на столичных подмостках, а потом получила приглашение в кино. В знаменитом фильме «Путевка в жизнь» Зеленая сыграла большую роль дамочки, распевавшей блатные куплеты. Но, увы, пленка засветилась, и в картину вошел всего один эпизод, где Рина тонким голосом выводит:
«Юбку новую порвали
И подбили правый глаз.
Не ругай меня, мамаша.
Это было в первый раз!»
Сигнал к смеху
Кроме актерства и исполнения песен Зеленая великолепно владела словом. Написанный ею в соавторстве с Агнией Барто сценарий комедии «Подкидыш» — одно из лучших тому подтверждений. Кстати, именно в этом фильме Екатерина Васильевна встретилась с Фаиной Раневской, которую она называла сигналом к смеху. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: «Муля, не нервируй меня!», — сочинила именно Зеленая.
Слова же для своего персонажа — домработницы Ариши — она придумывала прямо на съемочной площадке. Когда от ее реплики: «Вчера вот тоже в 5-ю квартиру приходили воды напиться, а потом хватились — пианины нету», все — начиная от осветителей и заканчивая оператором — зашлись от смеха, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: «Нет, это, правда, смешно или вы меня утешаете?»
Позже придумывание смешных реплик для своих героев станет для Зеленой традицией. «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?», — на полном серьезе произнесет ее персонаж в фильме Григория Александрова«Встреча на Эльбе». Тот же режиссер, снимая комедию «Весна», предложил актрисе… роль гримера, обозначенного в сценарии как «мужчина средних лет». Екатерина Васильевна, не раздумывая, согласилась сниматься и благодаря фразе «Такие губы сейчас не носят» запомнилась не меньше, чем Раневская с ее коронной «Красота — это страшная сила!»
Две женщины были дружны и, встречаясь, любили поболтать об общих знакомых, обсудить съемки того или иного фильма («На вашем „Подкидыше“, — говорила Раневская Зеленой, — во время съемок на Тверской у меня было чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний».) И, разумеется, жаловались друг другу на отсутствие хороших ролей и частое безденежье. «Вот я умру, — сетовала Зеленая, — и никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус».
Хозяйка из нее была никакая. Во время концертных поездок на фронт не Зеленая помогала бойцам, а те пришивали ей оторвавшуюся пуговицу или ставили заплатки. А в дорогу собиралась Екатерина Васильевна вообще феноменально: складывала в чемодан первые попавшиеся вещи, уминала их коленкой, захлопывала крышку и ножницами обрезала все, что не вмещалось.
Мужем Рины Зеленой был архитектор Константин (Котэ — как она его называла) Топуридзе, автор фонтана «Дружба народов» на ВДНХ (нынешний ВВЦ). По воспоминаниям друзей, любила Зеленая его очень сильно. И прощала все. Одна из типичных сцен их семейной жизни выглядела так: Екатерина Васильевна за что-то обижалась на мужа, а тот, погодя минуту-другую, подходил к ней, гладил по голове и говорил: «Ну ладно, я тебя прощаю».
Хотя бывало и так, что, то ли в шутку, то ли всерьез, актриса вздыхала: «Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить».
P. S. Кроме потрясающего чувства юмора актриса обладала и феноменальной памятью. В «больнице заслуженных большевиков», как тогда называлась клиника на шоссе Энтузиастов, она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Не верилось, что смешливой, всегда готовой к шутке, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко? Или вспоминался эпизод из «Иностранки», где Зеленая говорила: «С места не сойду, пока не умру. А умру я не скоро!»? Увы, жизнь талантливой актрисы оказалась не такой веселой. Не стало Екатерины Васильевны 4 апреля 1991 года. Похоронена она на Введенском кладбище.
Источник