Рисунки гамм для гитары

Гаммы для гитары

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Читайте также:  Fly to the moon ноты для саксофона альта

Диезные

Бемольные

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма


Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Пентатоника

Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.


Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Целотонная гамма

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни “В лесу родилась ёлочка”. Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем “ми мажор”. Смотрим в гамму “ми мажор” и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты “си”, потом пробуем по очереди все ноты гаммы “ми мажор” и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.

Как нужно заниматься с гаммами на гитаре

  1. Играть в виде тренировки для развития пальцев.
    Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше
  2. Петь гаммы.
    А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
    Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть.
  3. Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
    Приведу пример:

Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.

Источник

Рок импровизация >Тайны гитарного грифа: Гаммы – это просто

Все мы знаем, что уровень мастерства гитариста далеко не всегда (и даже весьма редко!) зависит от количества гамм, которые он может сыграть.

Думаю, любому из нас больше понравится слушать игру музыканта, использующего в своем творчестве всего пару гамм, но зато знающего их вдоль и поперек. Многие великие гитаристы не могли похвастаться энциклопедическими знаниями в области музыкальной теории, но это никоим образом не ограничивало их в развитии и не мешало им, как музыкантам.

Вполне вероятно, что Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и понятия не имел, что такое лидийская доминантная гамма, но разве это как-то умаляет его достоинства в наших глазах? Думаю, ответ на этот вопрос понятен всем. Просто блюзовая и пентатоническая гаммы стали его второй натурой. Каждая нота произведений Хендрикса сыграна со вкусом и тщательно продумана. Все его творчество наполнено энергией и искренними эмоциями.

Тем не менее, сегодня я хочу поговорить с вами о том, как можно легко разобраться в множестве гамм. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Важно осознать, что все понятия и концепции музыкальной теории взаимосвязаны. Чем больше связей и закономерностей вы открываете для себя, тем лучше вы понимаете, что ничто в музыке не существует само по себе, отдельно от всего остального. И именно эти взаимосвязи и облегчают нам процесс изучения гамм.

Начнем с понятия «лад«. Не буду углубляться в дебри теории и скажу просто: лады, по сути, и есть гаммы. Их можно играть на фоне соответствующей аккордовой прогрессии, и они «направляют» нас, когда мы импровизируем. Но что же делает каждый лад уникальным? Ответ таков: его связь с тем, что иногда называют «материнской гаммой».

Лучший пример этому — мажорная гамма. Возможно, вам уже доводилось слышать что-то вроде «Мажорная гамма — основа всех гамм». Это совсем не значит, что мажорная гамма — самая лучшая. Но на ней действительно базируется вся ладовая структура, да и музыкальная теория в целом. Поэтому мажорная гамма так важна.

Наверное, многие из вас знают, что все музыкальные интервалы были образованы на основе четкой нумерации мажорной гаммы. Она состоит из семи нот, которые нумеруются очень просто: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Восьмая нота называется октавой. Это та же самая нота, что и тоника, но выше. Любая существующая гамма строится на базе мажорной.

Например, мелодическая минорная гамма практически идентична мажорной. Единственное отличие между ними — третья нота. Раз эта третья нота отклоняется от нашей «точки отсчета» (мажорной гаммы), мы не можем так просто обозначить ее цифрой 3. Поэтому мы называем ее пониженной третьей ступенью (или минорной терцией). Так мы даем понять, что эта нота на полтона ниже, чем третья ступень мажорной гаммы. Именно так и работает вся интервальная система. В конечном итоге, все сводится к мажорной гамме. Этот пример хорошо проиллюстрирован на рисунках ниже.

Мажорная гамма (тоника — нота С)

Мелодическая минорная гамма (тоника — нота С)

Вернемся к ладам. Теперь мы знаем, что мажорная гамма играет роль основы для образования ладов. Предположим, что мы играем мажорную гамму в тональности С. Она состоит из следующих семи нот: C, D, E, F, G, A, B. Нота С при этом является тоникой (или тональным центром). Последнее особенно важно для нас. А что, если мы возьмем и сделаем тональным центром другую ноту этого ряда, оставив набор нот неизменным? Именно в этом и заключается смысл теории лада.

Допустим, мы решили считать тоникой ноту А. Что произойдет в этом случае? Наши семь нот, которые теперь вращаются вокруг тонального центра А, превратятся в минорную гамму (ее еще называют эолийским ладом или натуральным минором). И, как бы странно это ни звучало, минорная гамма не будет считаться материнской гаммой в данном случае.

Сегодня принято считать, что мажорная, минорная и пентатоническая гаммы являются центральными понятиями в музыке. Но на самом деле натуральный минор и пентатоническая гамма играют второстепенную роль по отношению к мажорной гамме, потому что сами происходят от нее. Взгляните на это с такой точки зрения: натуральный минор всегда можно получить из мажорной гаммы путем смещения тонального центра на шестую ноту мажорной гаммы. Следовательно, мажорная гамма содержит в себе минорную.

А минорная пентатоническая гамма — это всего лишь укороченный вариант натуральной минорной гаммы (пять нот вместо семи). Аналогично, мажорная пентатоника — это, по сути, мажорная гамма минус две ноты. Все это значительно облегчает нам работу и систематизирует наши знания — ведь теперь ясно, что запоминать четыре разных вида гамм не придется.

Рисунки ниже демонстрируют, как работает описанная мной система.

Мажорная гамма (тоника — нота С)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника — нота С; гамма содержит пять из семи нот мажорной гаммы)

Минорная гамма (тоника — нота А; гамма содержит те же ноты, что и гамма С мажор)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника — нота А; гамма содержит пять из семи нот минорной гаммы)

Крис Брин (Chris Breen) — гитарист из Нью-Джерси, США. Он играет на гитаре уже целых 14 лет. В 2011 году вместе со своим братом Джоном (барабаны) он основал музыкальный проект, известный под названием SCARSIC.

Их демо-запись (она также называется SCARSIC и включает в себя четыре композиции) можно найти на iTunes, Spotify и Rhapsody. Поскольку к тому времени в этой команде было всего два человека, Крис взял на себя роль гитариста, басиста и вокалиста. Но недавно к ним присоединился басист Билл Лукас (Bill Loucas), и ребята активно пишут новый материал. Кроме того, Крис играет в чисто акустическом проекте Eyes Turn Stone. И, конечно, он преподает игру на гитаре (в том числе и по Skype).

Музыкальная гамма — это мажорная гамма, остальные нагнетают тоску и уныние.

Источник

ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ

Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.

Для чего нужны гаммы гитаристу.

Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.

Как играть гаммы на гитаре.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Мажор и минор бывают трёх видов:

Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.

Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).

Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.

Источник

Оцените статью