Рисунки гитары с нотами

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

Материалы по теме

Как играть аккорд Bm

Как играть аккорд Bm на гитаре. Схема вариантов постановки руки аккорд Си бемоль минор.

Как играть аккорд F

Аккорд F на гитаре. 4 варианта схемы получения мажорного трезвучия Фа.

Выбор струн для акустической гитары

Как поставить металлические струны на гитару? Расскажем в этой статье!

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Рисунки гитары с нотами

Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.

Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.

Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.

Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно . Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой ), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).

На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль» , «ля» , «си». Знакомо?

Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:

Основная разница между ними — в направлении движения.

Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C) . Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.

Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными . Выбор знака обуславливается тональностью произведения.

Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.

Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.

В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E . Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.

Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.

Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E) . Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F) . Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F . И так далее: 2-й лад — F# , 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C , потом C# и так далее.

Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.

Источник

Оцените статью