- Основы построения аккомпанемента
- Аккомпанемент на фортепиано
- Пробный урок
- 4 урока
- 8 уроков
- Виды аккомпанемента на фортепиано
- Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?
- Как подбирать фортепианный аккомпанемент
- Почему «главные» и где «подчиненные»?
- Как подбирать аккомпанемент
- Определяем лад и тональность
- Подбор мелодии и гармонии
- Фактура и ритм аккомпанемента
Основы построения аккомпанемента
При игре под автоаккомпанемент важно не только играть определенные аккорды в определенном порядке, но и правильно распределять их по тактам и долям ритма. Тренироваться с распределением аккордов по долям, да и вообще с построения композиции, лучше всего на примере песни, потому что песня имеет четкую циклическую структуру. Одна из серьезных ошибок, которую допускают начинающие клавишники при игре на синтезаторе под автоаккомпанемент — это бессистемная игра собственных сочинений. В результате этого получается ситуация, когда человек играет на синтезаторе под автоаккомпанемент как хочет несколько месяцев подряд, и не понимает, почему в течение такого длительного времени у него мало что получается? А мало получается потому, что игра на синтезаторе происходит бесконтрольно.
Общая структура куплета песни следующая: куплет состоит из частей, количество которых кратно 2, а каждая часть состоит из тактов, количество которых кратно 4. На рис. 1 показан один из типовых вариантов строения куплета: 2 части, состоящие из 4-х одинаковых тактов.
Рис. 1. Типовая структура песни
Предположим, что один аккорд играет один такт, а сам аккомпанемент состоит из 4-х аккордов. Тогда каждую часть можно представить как завершенную последовательность аккордов продолжительностью 4 такта (квадрат). Она показана на рис. 2. Каждый аккорд играется в свой такт и получается замкнутый квадрат (рис. 2, вариант a), у которого начало всегда будет находиться в такте 1. Если аккомпанемент состоит из 3-х главных аккордов, то какой-то из них нужно сыграть 2 раза. Чаще два раза играется 1-й аккорд в конце цикла (рис. 2, вариант б).
Рис. 2. Наглядное представление формы аккомпанемента
Начинающий музыкант часто уделяет основное внимание правильности игры на инструменте и не обращает внимание на одно из важнейших свойств ритма — цикличность. Получается следующее. В такте 4 музыкант играет Аккорд 1 и ему кажется, что это событие является началом новой аккордовой последовательности. Поэтому после игры данного аккорда он начинает новую последовательность со 2-го такта, тогда как цикл ритма находится в такте 1 — происходит сбой. Избежать данной ошибки помогает счет долей и тактов.
Послушайте следующий пример, в котором правильно реализован цикл ритма.
Синтезатор строит аккомпанемент, основываясь на последовательности аккордов, которые берёт левая рука. Существуют универсальные и характерные для того или иного стиля последовательности. Например, классический рок-н-ролл — это 8-ми тактовая циклическая последовательность следующего общего вида:
Таблица 1. Квадрат
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | T | 1,2,3,4 |
2 | T | 1,2,3,4 |
3 | S | 1,2,3,4 |
4 | T | 1,2,3,4 |
5 | D | 1,2,3,4 |
6 | S | 1,2,3,4 |
7 | T | 1,2,3,4 |
8 | D | 1,2,3,4 |
, где Т — тоническое трезвучие, S — субдоминантовое трезвучие, D — доминантовое трезвучие
Здесь используется всего три определенных аккорда — T, S и D. Но для получения композиции в стиле рок-н-ролле их нужно играть не в любой, а в определенной последовательности. Что играть после 8-го такта? Нужно начать играть всю последовательность с начала, с первого такта.
В тональности до-мажор аккомпанемент для рок-н-ролла будет выглядеть так:
Таблица 2. Квадрат
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | C | 1,2,3,4 |
2 | C | 1,2,3,4 |
3 | F | 1,2,3,4 |
4 | C | 1,2,3,4 |
5 | G | 1,2,3,4 |
6 | F | 1,2,3,4 |
7 | C | 1,2,3,4 |
8 | G | 1,2,3,4 |
На рис. 3 красными цифрами показан номер такта.
Рис. 3. Рок-н-ролл в тональности до-мажор
Выберите на синтезаторе стиль «Рок-н-ролл 60-70гг.», включите синхростарт и сыграйте левой рукой данную последовательность несколько раз подряд. Если возникли трудности, то остановите автоаккомпанемент и попробуйте сыграть последовательность аккордов без ритма, ровно считая вслух, как это показано в таблице 2.
Если вам трудно запомнить последовательность игры 8-ми тактового рок-н-рола, то не огорчайтесь, в танцевальной музыке всё намного проще, и многие танцевальные композиции состоят из последовательности 4-х тактов!
Таблица 3
один цикл (квадрат) | ||||
Такты | 1-й такт | 2-й такт | 3-й такт | 4-й такт |
Аккорды | С | F | G | C |
Счет | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 |
Выберите на синтезаторе стиль «техно» и установите режим синхростарт. Итак, в нашем цикле 4 такта, но аккордов-то три! Вспоминаем схему рис. 2 и распределяем аккорды следующим образом:
- Первый аккорд – на первую долю первого такта
- Второй аккорд – на первую долю второго такта
- Третий аккорд – на первую долю третьего и четвертого тактов
При выполнении этого упражнения обязательно считайте вслух – это поможет не сбиться с цикла.
Рис. 4. 4-х тактовая последовательность главных аккордов в тональности до-мажор
Что делать, если вы сбились? Можно остановить ритм и начать всё сначала, но лучше постараться быстро определить текущую позицию в цикле и постараться сыграть ожидаемый аккорд. Навык быстрого определения текущего момента композиции просто необходим при игре в ансамбле. На выступлении никто из музыкантов не будет ждать, пока сбившийся участник будет искать место, с которого ему нужно продолжать играть после ошибки. Грамотный музыкант сыграет ошибку так, что многие будут думать, что так оно и должно быть.
Попробуйте определить количество тактов в следующем примере.
Источник
Аккомпанемент на фортепиано
Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.
Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента — левой рукой, мелодии – правой.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Виды аккомпанемента на фортепиано
По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:
- Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
- Равноправный в сопоставлении с мелодией;
- Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);
Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:
- Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
- Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
- Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.
Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?
Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.
- Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
- Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
- Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
- Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых — тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
- Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.
Источник
Как подбирать фортепианный аккомпанемент
Автор статьи – Мажутко Анна
Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.
Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:
Почему «главные» и где «подчиненные»?
Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.
Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.
Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :
Звукоряд до мажора
А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:
Построим трезвучие от каждой ноты мажорного звукоряда
Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.
А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.
Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:
Источник
Как подбирать аккомпанемент
Перед каждым, кто любит петь и умеет или учится играть на пианино, рано или поздно встаёт вопрос о том, как подбирать аккомпанемент к собственному вокалу. Преимущества аккомпанирования самому себе очевидны.
Например, нет необходимости подстраиваться под аккомпаниатора и его манеру исполнения; или, к примеру, можно где-то чуть снизить темп, чтобы взять дыхание, а где-то ускорить его. К слову, этот прием (варьирование темпа) называется «рубато» и используется для придания исполнению выразительности и живости. Может показаться, что подбирать аккомпанемент сложно, но эти сложности преодолимы при должном усердии и исполнении нескольких простых рекомендаций.
Определяем лад и тональность
Первое, с чего стоит начать – это определение лада (мажор или минор). Не вдаваясь в подробности теории музыки, можно сказать, что минор звучит грустно (или даже мрачно), а мажор – бодро и весело.
Далее следует внимательно проанализировать выбранное произведение и учесть его диапазон. Часто бывает так, что в середине или ближе к концу песни мелодия уходит вверх и берётся с трудом, и возникает вероятность «пустить петуха». В этом случае произведение следует транспонировать (то есть перенести в другую, более удобную, тональность).
Подбор мелодии и гармонии
На этом этапе многое будет зависеть от сложности произведения и вашего уровня владения инструментом. Подбирая мелодию, старайтесь петь каждый звук (ноту) – это позволит лучше почувствовать возможную фальшь, и, к тому же, полезно для развития слуха.
При этом не обязательно подбирать мелодию, двигаясь от начала произведения к его концу. Если в середине есть фрагмент (например, припев песни), который кажется более простым для подбора, начните с него: имея правильно подобранную часть произведения, остальное подобрать проще.
Определившись с мелодической линией, следует наложить на неё гармонию, попросту говоря – подобрать аккорды. Тут вам может пригодиться не только собственный слух, но и знание наиболее распространенных последовательностей аккордов (например, очень часто встречается последовательность тоника-субдоминанта-доминанта). В каждом из музыкальных стилей есть свои базовые последовательности, информацию о которых без труда можно отыскать в Интернете или музыкальной энциклопедии по жанрам.
Фактура и ритм аккомпанемента
Убедившись, что мелодия гармонирует с аккордами, следует создать аккомпанементу ритмический рисунок. Здесь нужно ориентироваться на размер, ритм и темп произведения, а также на его характер. Лирическому романсу, например, подойдет красивое лёгкое арпеджио, а легкомысленной и незатейливой песенке – отрывистое стаккато бас+аккорд.
Напоследок отметим, что, хотя мы и рассказывали о том, как подбирать аккомпанемент на примере пианино, эти советы носят общий характер и применимы к другим инструментам. На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку
Автор – Алексей Бочкар.
А вы уже видели этот клип? Все гитаристы просто в восторге! Восторгайтесь и вы!
Источник