Развитие ритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Разделы: Музыка
Цель урока: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игры на фортепиано;
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развивающая;
- обучающая;
- воспитательная.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 минут.
Оборудование: музыкальный инструмент — фортепиано.
Исполнители концертной программы:
Ученица 1-го класса Бажанова Анастасия — М. Крутицкий “Зима”
Ученик 1-го класса Чернобаев Егор — “Английская народная песня”
Ученик 1-го класса Чернобаев Арсений — Б. Шуман “Маленький трубач
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория — “Огонёк”
Ученик 4-го класса Чатян Давид
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория
- П.И. Чайковский “баркарола”
- А. Саторио “ маленький шутник”
Развитие ритмической пульсации на начальном этапе игры на фортепиано
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности — ритму.
Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс — это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? — опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.
Вот картиной можно любоваться безмерное количество времени, а музыка -искусство временное.
II. Основная часть.
Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.
Ритмическая разминка — это смена видов деятельности, двигательная активность. Сейчас мы покажем ритмичные движения на счет 1, 2, 3, 4.
- Хлопки руками на счет 1, 2, 3, 4.
- Повороты головы на счет 1, 2 — направо; 3, 4 — прямо.
- Повороты головы на счет 1, 2 — налево; 3, 4 — прямо.
На счет 2 — раз кружок, два кружок, раз шажок, два шажок.
На счет 3 — раз, два, три по коленкам шлеп, шлеп, шлеп!
Обратите внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни — часами, часы — минутами; дороги — километрами; конфеты — килограммами; вода — литрами и т.д.
Игра “Давай измерять нотные длительности”
Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить — раз, а тише — два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли — этот пульс называется метром.
Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.
Игра “Ритм времени”
Игра “Все мы делим пополам”
Игра “Ноги и ножки”
Игра “Сколько шагов сделает туфель на каждый шаг валенок”
В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах — королева.
Послушаем, как звучит нота, они напоминают размеренный спокойный шаг человека. Если ноту разделить на 2 части, то получится другая ритмическая фигурка. Вот она или под названием восьмые.
Послушайте, как они звучат. Вы заметили, что левая ладонь отпевает четвертные ноты, то есть она работает как измерительный прибор, а права рука карандашиком на столе стучит фигурка под названием — 2 восьмые и напоминает легкий бег. 3-я ритмическая фигурка называется 4/16. Вы, уже, наверное, догадались, что их следует поместить на один удар левой руки — 4 удара правой руки.
Если на один удар левой руки вы слышите 1 звук правой руки, то это — .
Если на один удар левой руки вы слышите 2 звука правой руки, то это 2/8.
На 1 удар левой руки — 4 звука, то это 4/16.
Можно использовать слоговую поддержку ритма.
Сейчас мы покажем на инструменте длительность нот.
Игра “Отряды — звукоряды”
В этой игре будем проигрывать гаммы до мажор.
1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.
2) В этом отряде — “четверти”
Идет по лесу лиса — “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
3) В этом отряде — “восьмушки”.
Веселый зайка — “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.
2) В музыке всегда присутствует ритм.
Когда отстукиваешь каждый звук — ты исполняешь ритм.
Упражнение “Фокус-покус” | |
“Фокус-покус, трали-вали | “Вышла курочка гулять, свежей травки |
Едет мышь на самосвале. | пощипать, а за ней ребятки, желтые |
Ты чего же, это, мышь, | цыплятки” |
Сверху вниз на нас глядишь?! | |
Кыш! Кыш! Кыш!” |
Проговори — простучи стишок такими пальцами.
Ритм является одним из главных средств в музыкальной конструкции. Ритм — один из главных средств выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.
Хочу еще предложить упражнение — ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.
Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.
Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.
Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта с пальцев с клавиатурой.
Стихотворный текст помогает разобраться в простейших ритмических рисунках, благодаря стихотворному тексту хорошо слышны ударные звуки. Например, ансамбль “Песенка кота Леопольда”. В ней использованы основные штрихи стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте: “в небесах высоко. ярко солнце светит. ”, а вторая мягче.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами: “ритм — узоры музыкального времени, красивые и разумные”. Метр размечает время, когда звук появляется в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться к узору. А сам узор, т.е. ритм — это уже музыка.
Приложение к уроку находится у автора.
Источник
Методическая разработка «Работа над ритмом в классе фортепиано»
Полуэктова Валентина Николаевна
Преподаватель фортепианного отделения
МБУ ДО ДШИ №8 г. Ульяновска
Работа над ритмом в классе фортепиано
Формирование чувства ритма у учащегося – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики. Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, будь то песня, игра на инструменте, сочинение или восприятие музыки. А.Б.Гольденвейзер считал, что ученики со слабым чувством ритма развивались и делались ритмически полноценными, благодаря огромному труду, но чаще всего педагоги и учащиеся терпели разочарование. А советский психолог Б.М.Теплов считает, что музыкально – ритмическое чувство является формирующейся способностью и поддается педагогическому воздействию. Неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности – понятие «динамическое».
Ритм — органический принцип всего живого. Он является пульсом, более или менее изменяющимся, музыкального произведения. Ритмические погрешности, особенно распространенные среди учащихся и пианистов любителей, происходят по двум главным причинам. Первая из них – неясное представление о нотном тексте, если не додерживать ноты, группировать звуки неправильно или ставить неверные ударения, можно допустить ритмические погрешности даже обладая ритмическим чувством.
Вторая причина, что ритмические неточности объясняются не небрежностью, а неразвитостью ритмического чувства. Тогда прежде всего надо побеспокоиться о развитии ритмического чувства. Если оно останется неразвитым, это неминуемо проявится в исполнении, как бы музыкант ни заботился о ритмической точности.
Приемы и методы работы над музыкальным произведением, воздействующие на музыкально – ритмическое сознание учащегося:
1.Просчитывание исполняемой музыки. Счет помогает играющему разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что- либо другое …» (И.Гофман).
2.Простукивание – прохлопывание метроритмических структур. Этот прием освобождает ученика от исполнительских действий, акцентируясь на ритмическом моменте. А.Д. Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано» советует: «Рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать».
3. Дирижирование. Нужно поставить ноты на пюпитр и продирижировать произведение от начала до конца – так, как будто играет другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю. Этот прием особенно необходим для учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время».
4. Неустойчивость темпа в исполнении (ускорение, замедление и т.д.). Выравниванию музыкального движения может помочь прием сопоставления «неблагополучных» по темпу фрагментов и ее начальными тактами.
5.Помощь педагога. Это совместный счет, «подстукивание» со стороны, легкое похлопывание по плечу.
6.Игровой показ педагога – способен повлиять на музыкально – ритмическое восприятие и сознание учащегося.
7.Игра в ансамбле. Это действенное средство для развития музыкально – ритмической сферы обучающегося. Значение ритмической точности при игре в четыре руки чрезвычайно велико. В процессе разучивания произведения необходимо достичь синхронности движений и исполнительских приемов, которые обеспечивают одновременность и согласованность игры.
В заключение необходимо отметить, что в воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естественного исполнительского воплощения в доступных детям пианистических приемах.
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.
2.Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975.
3.Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР1947.
5.Фейнберг С. Пианизм как искусство М.: Музыка, 1969.
Источник
Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Музыкальные способности ребенка развиваются только в деятельности: пении, игре на инструменте, творческой деятельности (сочинение, импровизация) .
Работая преподавателем в детской школе искусств стараюся раскрыть и развить музыкальные способности детей, мы все больше и больше убеждаемся, что ритм является одним из важнейших компонентов музыки и что развитие чувства ритма у ребенка является одним из самых важных на начальном этапе обучения.
Занимаясь метроритмической деятельностью с ребенком, педагогу удается решить не только задачу развития чувства метроритма, но и многого достичь в плане музыкальных способностей.
Роль метроритмической деятельности в развитии ребенка
Как известно, развитие чувства ритма встречает большие трудности в музыкально-педагогической практике, так как используемые традиционные методы часто оказываются недостаточно результативными. Однако данные экспериментальной психологии свидетельствуют: музыкально-слуховые представления, в том числе и метроритмическая их сторона, формируются прижизненно в результате выполнения соответствующей деятельности.
Целенаправленная организация метроритмических представлений способствует интенсивному музыкально-слуховому развитию учащихся. При этом активизируется моторно-двигательная сфера, поскольку произвольный и непроизвольный вызов представлений связывается с интонированием, приводящим в движение мышцы рук, пальцев и т.п.
Ритм тесно связан с такими выразительными средствами, как мелодия и гармония, особенности фактуры и штрихи, динамика и тембр. Поэтому
даже на первоначальном этапе обучения при прохождении легких одноголосных пьес нужно выработать ощущения временных тяготений к сильной доле, тонике и т.д. Это обеспечит гибкое прочтение ритмической записи, а так же осмысление произведения на уровне музыкальной формы.
Наиболее эффективный путь воспитания у детей чувства ритма – это постоянное обогащение их музыкально-ритмических впечатлений. Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Ребенок сначала приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур, а затем знакомится с графическим изображением различных ритмических построений. Недостаток восприятия в области ритма обнаруживается у детей на более позднем этапе обучения. При чтении нот они не умеют быстро переводить зрительное восприятие ритмической фигуры в слуховое. Поэтому допускают ритмические ошибки при исполнении. Некоторые педагоги требуют от учащихся счета вслух. Если у ребенка не воспитано чувство ритма, он будет считать не ритмично, и при этом, поглощенный своей “мелодекламацией”, произнесением слов счета (“раз”, “два”, “три”, “четыре”), не слышит свою игру.
Последовательность работы над развитием чувства ритма на раннем этапе обучения
Работа по развитию чувства ритма начинается с первых занятий. И начинать их надо с чувства временной упорядоченности, без чего невозможно никакая фортепианно-педагогическая работа с учеником – ни обучение осмысленному исполнению, ни формирование его инструментальной техники.
Не фиксируя пока его внимания на чередовании разных долей – сильных и слабых, мы добиваемся сначала переживания и осознания равномерности музыкального пульса, (мерного следования метрических долей), или, как мы говорим ребенку, “шагов, которые слышны в музыке”.
Ритм тесно связан с движением, важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Для этого можно предложить ребенку мерно прошагать под какую-либо музыку, а так же прохлопать в ладоши или в какой-нибудь шумовой инструмент пульс (шаги) музыки, добиваясь ощущения равномерности пульсации.
Обращение к словесной речи и ее ритмизации – важное подспорье для понимания музыкально-ритмических соотношений. Одной из интересных форм работы с детьми является использование стихотворного текста. Например: прошагать, исходя от образа, под стихотворение “Топ-топ-топ-топ. Я медведь – лохматый лоб” с ощущением ровного, тяжелого как у медведя, шага.
После этого можно переходить к игре пульса на инструменте с попеременным чередованием рук на любом интервале, добиваясь наиболее точной передачи образа. Можно для облегчения задачи сначала прохлопать пульс по коленкам. Не нужно забывать, что метрическая пульсация даже в музыке однотипной в отношении размера и скорости движения по характеру своему может быть различной. Например, метрическое биение в танце, марше и в протяжной лирической песне по “наполненности” и резкости пульсовых ударов несхоже.
После того, как ребенок, хорошо прочувствовал в шагах, в игре на инструменте равномерную пульсацию, обращаемся к простейшему способу записи “шагов”, к записи палочками, располагая их на равном расстоянии друг от друга. Теперь ребенок не вышагивает и не прохлопывает доли, а только к ним прислушивается и одновременно с ними под музыку обозначает доли палочками. Такая фиксация долей зримыми вертикальными линиями, с одной стороны, помогает более интенсивному ощущению пульсации и ее осознанию (видимый знак и само действие записывающего, как известно из психологии, этому способствуют), с другой стороны, закладывают основы будущей ритмической записи.
Начав ритмическое воспитание ученика с ощущения равномерной пульсации, мы переходим к осмыслению характера чередующихся долей – сильных и слабых. Для этого ребенку предлагается проговорить простые слова, выделяя ударные слоги, с хлопками (ударные слоги по коленкам, безударные в ладоши или наоборот). При игре на инструменте так же выделять сильную долю, исполняя ее тяжелее и ярче, а слабую – легче и мягче. Во время этой работы ребенок знакомится с понятием “акцент” (ударение). При записи “шагов” музыки ребенок на слух определяет сильную долю и отмечает значком > .
Параллельно с этим знакомим ребенка с понятием двухдольность и трехдольность. Рекомендуется прохлопывание слов из двух и трех слогов, проигрывание простых попевок и пьес на две и три доли: полька, вальс.
Далее можно переходить к освоению ритма. Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении ребенком различных, чаще контрастных длительностей. Так, наиболее естественно воспринимаемая детьми временная единица – четвертная длительность лишь тогда приобретает для ребенка свой конкретно-временной образный смысл, когда она чередуется с контрастными половинными или восьмыми длительностями.
Объяснить ребенку, что такое ритм с позиции теории музыки очень сложно. Значительно проще понятнее дать ему практическое представление о ритме по аналогии с человеческой речью. Ребенок вместе с педагогом произносит и прохлопывает различные слова. Ударному слогу будет соответствовать более долгий, громкий, сильный хлопок, короткие, легкие хлопки – безударные слоги. Для этого можно использовать различные картинки с изображением фруктов, овощей, зверей, предметов и т.д.
На материале разных попевок и детских стишков с ясно выраженной ритмикой восьмых и четвертей ребенок научается записывать и читать простейшие временные соотношения. При освоении ритма мы пользуемся широко распространенной системой ритмослогов. Каждая длительность
получает свое слоговое обозначение. Нужно объяснить ребенку, что долгие звуки записываются длинными вертикальными палочками, а короткие – маленькими палочками, объединенными ребрами (перекладинами) по две. Длинные палочки называем именем “Та”, маленькие – “Ти-ти”. Привыкнув к такому написанию, ребенок легко читает ритм любой пьесы, не “затрудняясь” чтением звука высотности.
Для исполнения на инструменте различных попевок и детских песенок, состоящих из двух нот, ребенок сначала прохлопывает ритмический рисунок попевки, затем записывает его на двух строчках, распределяя между руками (верхняя строчка для правой руки, нижняя – для левой). После этого приступаем к игре на инструменте по партитуре, записанной ребенком, используя любой интервал, соответствующий характеру песенки, попевки.
Очень полезно для лучшего освоения ритма, а так же для развития координации движений ребенка использовать карточки-схемы, включающие в себя ритмические партитуры, где одна рука стучит пульс, а другая – ритм. Для этого можно использовать игру “Музыкальный паровозик”. Схемы рисуются в виде паровозика с вагонами. Ребенок сам расставляет вагончики в разной последовательности и прохлопывает ритмический рисунок каждой схемы. Получается, что колеса каждого вагончика стучат свой ритм.
Можно давать ребенку много разных творческих заданий: сочинение мелодии на заданный ритм, ритмическая импровизация на инструменте под музыку, сочинение разных ритмов на заданный стих и т.д.
С первых же шагов обучения ребенку нужно понять смысл паузы. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались детьми в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка. Это вид музыкальной выразительности, выразительный перерыв между звуками, а не пустота, которую только и надо, что просчитать. Во время паузы продолжается течение музыки, и хотя наступает тишина, но в нее нужно вслушиваться столь же сосредоточенно, как и в звуки. Вспомогательным средством, способным помочь ребенку не
упустить в наступившей тишине метрическую пульсацию, может быть жест руки, а так же использование слогов, например “Па”. Теперь пауза может быть включена в различные ритмические упражнения, игры, аналогичные предыдущим.
При изучении понятия длительности нот ребенок испытывает определенные трудности. Для лучшего усвоения соотношения длительностей можно воспользоваться сказкой “Дружная семья” (по методике Е.А. Королевой). Все мы знаем, что дети намного подвижней взрослых. Это и легло в основу сказки. В ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Все это наглядно объясняет соотношение длительностей.
После этого ребенку дается общепринятая схема длительностей. Показать эту схему можно не на известном всем примере с яблоком, а на длинной полоске бумаги. Рисуем целую ноту, далее одновременно выполняем тройное действие: ведем карандашом по полоске бумаги, голосом тянем звук и отстукиваем пульс ногой. Делим полоску бумаги пополам – получилось два более коротких звука и т.д.
Разъясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое восприятие записи. Обязательно нужно объяснить и показать ребенку, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.
Для закрепления понятия длительности нот и их ощущения полезно использовать цветные полоски и карточки с изображением длительностей во время выкладывания ритмического рисунка различных стишков, песенок, попевок.
Так как ребенок уже имеет представление о понятиях сильная и слабая доля и умеет находить их в равномерной пульсации различных песенок и стишков, то на данном этапе мы ставим перед ним задачу нахождения сильных и слабых долей в ритмическом рисунке. Как и в других аналогичных случаях, мы обращаемся сначала к стихотворному тексту и, прежде всего на
нем подводим ребенка к осознанию тяжелых и легких “шагов”. Естественно, что за этим следует разговор о такте и тактовой черте, которую ставят перед сильной долей. Для примера можно использовать детские песенки: в двухдольном размере “Ой, звоны звонят”, в трехдольном – “Котик и козлик”. Ребенок находит сильные доли, отмечает их в нотном тексте значком > , ставит перед сильной долей тактовую черту.
Целесообразно сразу дать такое понятие как размер. Для этого можно объяснить ребенку, что такты – это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще всего одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком. Верхняя цифра означает количество “пульса” (долей), а нижняя – чему равен пульс, какой длительности. В комнате живет столько нот, сколько может поместиться в ударах пульса. При изучении размера детям очень нравится игра “Гостиница”, где ребенок играет роль администратора гостиницы и расселяет по этажам (у каждого этажа свой размер) ноты, которые приехали на музыкальный фестиваль. Для этого используются различные карточки с обозначениями длительностей.
Объяснение затакта начинаем с разбора стихотворного текста. Например: “Лесоруб, лесоруб. Раздается громкий стук”. Ребенок записывает или выкладывает из карточек ритмический рисунок стихотворения, затем определяет сильные доли и расставляет тактовые черточки. Выясняется, что первый такт начинается не с сильной доли, а со слабой, и что недостающую долю или длительность нужно искать в последнем такте. Поэтому мы говорим, что песенка начинается с затакта, т.е. со слабой доли. Ребенку даются различные музыкальные примеры, ритмические упражнения с использованием затакта.
В дальнейшем необходимо дать ребенку такие понятия как нота с точкой, синкопа, триоль, пунктирный ритм, простейшая полиритмия, познакомить со сложными и составными размерами. По мере изучения этих понятий будут усложняться ритмоформулы и ритмические рисунки исполняемых произведений.
Занимаясь развитием чувства ритма через накопление опыта общения с различными ритмическими рисунками следует помнить, что все многообразие ритмических вариантов, которое можно составить из имеющихся в распоряжении ученика ритмоформул, должно быть прочно усвоено. Имея в опыте большое количество ритмических образцов, ребенок легко опознает их в музыкальных произведениях, и это помогает ему при чтении с листа и в исполнительской практике.
В заключение хотелось бы отметить, что все понятия и темы, которые педагог дает на занятии ребенку, должны быть объяснены живым понятным ребенку языком, используя как можно больше образных сравнений, наглядных пособий. А занятия, особенно для детей 4-5 лет должны проходить интересно, в форме игры, используя различные дидактические и развивающие сказки, музыкальные путешествия и т.д. В то время как детям 6-7 лет уже можно потихоньку вводить общепринятую терминологию. Главное, чтобы ребенку было интересно и понятно то, чем он занимается.
Список использованной литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: учебное пособие. – Москва: Советский композитор, 1989.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследования. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
3. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. – Л.: Музгиз, 1961. – 60 с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с. с нот.
5. Зенина Л.Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта./Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Сост. и отв. ред. В.М. Цеханский.
– Новосибирск: изд. НГК, 1986. – 152 с., ил. (Вып. 4).
6. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: нот., ил. – (Б-ка учителя музыки).
7. Милич Б. Маленькому пианисту. – Москва: Кифара, 1997.
8. Москаленко Л.А. Донотный период обучения юного пианиста. Лекция по курсу методики обучения игре на фортепиано. – Новосибирск, 2000.
9. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ “Крипто-логос”, 1992, 56 с.
10. Современный пианист: Учебное пособие для начинающих. Редакторы- составители М. Соколов, В. Натансон и Н. Копчевский. Общая редакция М. Соколова. – Москва: Музыка, 1970.
Источник