Ритм для детей ноты

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста

1 Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский педагогический колледж» А.Н. Воинов Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста Методическое пособие Архангельск

2 Печатается по решению экспертного совета Архангельского педагогического колледжа Редактор: А.Н. Воинов преподаватель, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» Авторсоставитель: А.Н. Воинов, преподаватель, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Министерство образования и науки Архангельской области, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»; под ред. А.Н. Воинова Архангельск, с. ил. В методическом пособии представлена краткая характеристика основных музыкальных стилей. Основная часть методическая пособия представляет сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений среди детей дошкольного возраста. Материалы пособия окажут практическую помощь музыкальным руководителям ДОО, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при подготовке к учебной и производственной практике, к учебным занятиям по аккомпанементу. Ответственность за точность цитат, имен, названий и другой информации, а также соблюдение закона об интеллектуальной собственности несет автор публикуемых материалов. 2

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Краткая характеристика особенностей музыкальных стилей 5 Примеры ритмической основы танцев 9 Вальс 10 Вальс друзей 11 Вальс Осень 12 Вальс снежинок 13 Маленький вальс 14 Сонный вальс 15 Марш гротеск 16 Марш друзей 16 Шагай с нами 17 Походный марш 17 Марш 18 Полька для малышей 19 Полька воробей 19 Новогодняя полька 19 Полечка 20 Полька-шутка 20 Полька догонялки 21 Потанцуем полечку 21 Побежали! 22 Хитрая сорока 23 И снова полька 24 Танцуй с нами! 25 Заключение (таблица основных обозначений аккордов) 26 3

4 Введение Аккомпанемент. В самом этом слове отражена специфика предмета. Происходит от французского слова accompanagner, что значит сопровождать. То есть речь идет о сопровождении одним или несколькими инструментами, а также оркестром, сольной партии (певца, инструменталиста, хора). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоничное и ритмичное сопровождение основной мелодии, вокальной партии или группе исполнителей на каком-либо инструменте; иногда в качестве аккомпаниатора выступают несколько музыкантов или хор. Кроме этого, выделяют аккомпанемент мелодии, вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию. Аккомпаниатор должен научиться приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Также, одним из главных составляющих качеств является удобство, комфортность, которые обеспечивает солисту чуткий аккомпаниатор. Концертмейстер должен знать специфику инструмента своего партнёра — законов звукоизвлечения, дыхания, техники. В танцевальной и маршевой музыке аккомпанемент играет большую роль в метроритмике сочинения, являясь музыкальным воплощением движения. Он ассоциируется то с опорными, подчеркивающими сильную долю шагами в вальсе, марше, то со скользящими на слабой доле в мазурке, польке. Опираясь на простые жанры музыки песню, танец и марш студенты должны научиться выявлять эти характерные особенности. Предлагаемый материал нотного сборника предназначен для расширения репертуара музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, а также для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» по предмету «Аккомпанемент». Входящие в сборник пьесы предназначены для 4

5 выполнения музыкально-ритмических упражнений, а также постановки танцевальных номеров. Содержание сборника включает материал по четырем видам музыкально-ритмических движений: вальс, марш, полька и музыка для бега. Буквенно-цифровая система, использованная при составлении нотного материала, позволяет использовать его содержание для исполнения на различных музыкальных инструментах: баян, фортепиано, синтезатор. Одной из приоритетных целей создания сборника является возможность быстрого освоения изложенного материала. Для этого в аккомпанементе, партии левой руки, не используется частая смена аккордов. При этом у концертмейстера есть возможность исполнять партию левой руки в зависимости от того, насколько свободно он владеет инструментом. Используя данный сборник при обучении в педагогическом колледже, появляется возможность унифицировать аккомпанемент для однотипных музыкальных стилей и усложнять его по мере освоения инструмента. Это становится актуальным при обучении студентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Постепенно необходимо формировать у студентов навык игры интервалами и аккордами, подстраивая недостающие голоса в партии правой руки. Аккомпаниатор должен не только свободно владеть инструментом, но и уметь играть в ансамбле с солистом. Рассмотрим характерные черты музыкальных стилей, которые чаще всего используются в организации музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста. Полька Польку можно назвать интернациональным танцем. Эту жизнерадостную и озорную пляску танцуют по всей Европе. И каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои черты и колорит. Термин «полька» происходит от чешского слова pоlka, что означает 5

6 «половинный шаг». Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца. Полька — это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Полька — это парный танец. Размер 2/4, темп быстрый темп, смешанная ритмическая группа. Чтобы танцевать польку, достаточно знать несколько основных движений, но быстрый темп требует виртуозного исполнения. Основной шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов, соединенных приставкой и выполненных в кружении пары по кругу. Галоп по кругу, притопы, ковырялочки, поворот под рукою кавалера основные движения польки. Этот легкий, веселый танец прошел проверку временем, и еще долго будет нас радовать своею красотою, изяществом и жизнерадостностью. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду П.И.Чайковский. ПОЛЬКА из «Детского альбома» Умеренно (Темп польки) Марш Марш музыкальное произведение с четким ритмом, предназначенное для сопровождения и организации движения людей. Типичная черта марша присутствие ритмического (ударного) инструмента. Для современных маршей характерно употребление тарелок и большого барабана. Марш (франц. marche, букв. — шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia) — муз. жанр, для движения большого числа людей (движение 6

7 войск в строю, праздничные шествия). Его отличают чёткий, чаще пунктирный ритм, умеренный (120 шагов в минуту) темп, аккордовый аккомпанемент и бодрый, активный характер. Марш как сценический жанр стал бытовой и концертной музыкой. Марш обычно написан в размерах 2/4, 4/4. В мелодии применяются движение по звукам трезвучий («фанфарные» интонации) и квартовые скачки. Для марша характерна репризная сложная трёхчастная форма. Основные виды марша: военный, праздничный, спортивный, детский, сказочный, игрушечный, траурный, свадебный, песнямарш. Разновидность представляет маршевая песня. Походная солдатская песня сложилась раньше и явилась одним из источников марша. Марши, перестав быть прикладными стали частью сонат, симфоний, увертюр звучат в операх и балетах. Особое место марш занял в кинофильмах. При всём разнообразии и отличии друг от друга большая часть маршей имеет общие черты: 1. Размер наиболее удобный для ходьбы. 2. Чёткое деление мелодии на равные отрезки, как правило, по 8 тактов (или по 4). Такое строение называется квадратным. 3. Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли. 4. Характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным ( или ). 7

8 Вальс Вальс (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen выкручивать ногами в танце, кружиться, вертеться; англ. waltz, итал. valzero) парный танец, основанный на плавном кружении. Вальс самый распространённый бытовой жанр, начиная с 18 века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере 3/4. В вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко. В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента, в мелодии часто встречаются характерные ритмические фигуры: или Tempo di Valse = 72 Ш.Гуно. Вальс из оперы «Фауст» 8

9 В основе любого танца лежит музыкальный ритм. Ниже приводятся примеры ритмической основы танцев, которые встречаются в процессе работы с детьми. 9

Источник

Читайте также:  Ноты как служил солдат службу ратную
Оцените статью