Ритм фортепиано что это
Ритм – это движение музыки, поэтому необходимо научиться его слышать и чувствовать для своевременного нажатия клавиш. Вы, наверно, замечали, что основа ритмического рисунка в танцевальных композициях циклически повторяется, например, так:
В многих стилях и направлениях чаще всего используется размер 4/4 (четыре четверти). Ритмическая основа при таком размере кратна четырём. В случае c “ун-ц, ун-ц, ун-ц, ун-ц” в каждую из 4-х долей звучит только “ун”, а «ц» звучит между долями. Количество долей определяется числителем размера. При размере 3/4 (три четверти) количество долей будет равно трём. Первая доля — сильная. Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. А теперь внимание! Начинать играть аккомпанемент нужно точно в первую долю такта. Другими словами, первый аккорд аккомпанемента должен прозвучать точно в первую долю такта. Одна из часто встречающихся ошибок начинающих музыкантов заключается в том, что они начинают играть последовательность аккордов аккомпанемента не с начала нового такта (с первой сильной долей), а с середины такта, в результате чего происходит моментальный сбой в аккомпанементе и вся композиция превращается в бессмысленный набор звуков.
Пример 2. Ритмический рисунок
Этот ритмический рисунок соответствует варианту 1 на рис. 1 Он играется в размере 4/4 и красными цифрами показаны 4 доли. Черные цифры указывают на моменты времени ударов по хай-хету. Игра по хай-хету осуществляется восьмыми, поэтому таких отсчетов 8.
Рис. 1. Схемы ритмических рисунков
Если начать играть аккомпанемент и мелодию в первую долю первого такта, то получится правильный вариант 1. Если же начать играть аккомпанемент и мелодию в момент появления 3-й доли первого такта, то мелодия, рассчитанная на ритмическую фигуру варианта 1 будет на самом деле звучать под смещённую ритмическую фигуру, показанную красными ромбиками в варианте 2 и вместо милой композиции в тяжелом стиле получится «ужас, летящий на крыльях ночи».
Мы рассмотрели пример, в котором ритмическая фигура занимает один такт. В некоторых стилях синтезатора ритмическая фигура может занимать два такта (риc. 2). Если с этим не разобраться и начать играть аккомпанемент и мелодию со второго такта, то произойдет изменение динамики ритма в сторону её уменьшения и смещение смысловых акцентов между аккомпанементом и мелодией. Это похоже на смещение ударения в словах и вместо «СейчАс мы пойдЁм гулЯть» будет «сЕйчас мы пОйдём гУлять».
Рис. 2. Схема ритмического рисунка из 2-х тактов
На ЖК-дисплее многих синтезаторов есть индикатор долей, где первая сильная доля может как-то выделяться, например, большим размером круга. Если ритмическая фигура занимает один такт, то можно ориентироваться по данному индикатору. Если же ритмическая фигура занимает два или более тактов, то данный индикатор уже не поможет. Нужно учиться слышать ритм и выделять всю ритмическую фигуру в нём, что позволит осуществить правильное вступление.
В действительности один цикл партии аккомпанемента в том или ином стиле синтезатора рассчитан на определенное количество тактов. Это значит, например, что в конце 4-го такта звучит тарелка, что воспринимается как разделитель между частями одной музыкальной композиции. Куплет песни часто состоит из двух частей по 4 такта в каждом. Если начало куплета совпадает с началом цикла партии аккомпанемента, то звучание тарелки между частями куплета во многих случаях не вызовет дискомфорта. Первая часть куплета закончилась и вполне логично отделить его звуком тарелки от начала второй части. Если же исполнитель по какой-то причине начнёт играть куплет с середины цикла аккомпанемента, то тарелка будет звучать в середине частей куплета, где по смыслу её быть не должно. Для устранения рассинхронизации ритма, аккомпанемента и мелодии нужно предварительно познакомиться с партией ритма и аккомпанемента, а затем согласовать с ними мелодию. Для выравнивания всех партий можно поступить так: либо начинать играть после небольшого вступительного проигрыша (нажав соответствующую кнопку на панели управления синтезатора), либо использовать синхростарт и начать играть вместе с началом воспроизведения аккомпанемента..
Если вы испытывается затруднения с пониманием ритма и определением начала ритмической фигуры, то следует использовать счет. Каждая доля в такте имеет свой счет: 1-я доля – «раз», 2-я доля – «два», 3-я доля – «три» и 4-я доля – «четыре». Первая доля является сильной, поэтому её можно произносить громче: «РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре». Выделение сильной доли поможет услышать пульсацию и цикличность ритма.
Попробуйте прохлопать в ладоши и проговорить следующие ритмические рисунки.
Первый такт | Второй такт | ||||||
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | ||||
Раз | два | три | четыре | Раз | два | три | четыре |
Первый такт | Второй такт | ||||||
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | ||
Раз | два | три | четыре | Раз | два | три | четыре |
Что вам напоминает такой счет: «РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три»? Это ритм вальса с размером 3/4 (три четверти). А такой: «РАЗ-два-РАЗ-два-Раз-два-РАЗ-два». Это ритм марша с размером 2/4 (две четверти).
Сложные ритмы удобнее считать расширенным счетом, который позволяет быстрее понять чередование сильных и слабых долей:
Раз-и- два-и-три-и четыре-и
Раз | два | три | четыре | ||||
бум | тыц | бум | тыц | бум | тыц | бум | тыц |
, где «бум» — бочка, а «тыц» — ведущий.
Раз | и | два | и | три | и | четыре | и |
бум | тыц | бум | тыц | бум | тыц | бум | тыц |
Давайте выполним несколько упражнений, чтобы проверить, насколько хорошо у вас развито чувство ритма. Установить темп метронома синтезатора на 80. Запустите его и при каждом щелчке метронома хлопайте в ладоши, выделяя, по возможности, первую долю более сильным хлопком.
Тик | тик | тик | тик | Тик | тик | тик | тик |
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 |
Раз | два | три | четыре | Раз | два | три | четыре |
Упражнение получится быстрее, если при этом считать в слух: «Раз-два-три-четыре». Получилось? Теперь следующее упражнение – постарайтесь хлопать в ладоши в два раза быстрее щелчков метронома.
тик | тик | тик | тик | ||||
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 |
Раз | два | три | четыре |
Это упражнение интересно тем, что каждый второй хлопок происходит без удара метронома, т.е. мы находимся в своем цикле, который в два раза быстрее, чем цикл работы метронома. При практической игре на синтезаторе такая ситуация будет возникать часто. Например, между двумя ударами метронома требуется сыграть триоль — три звука, сыгранных равномерно. Для этого нужно самостоятельно произвести расчет моментов игры триоли относительно двух щелчков метронома (рис. 3).
Рис. 3. Связь разных ритмических систем
Не всегда доли метра можно услышать явно. На рис. 4 показана ритмическая фигура, в которой на вторые доли нет удара по ведущему барабану. Если чувство ритма развито слабо, то исполнитель часто пытается это компенсировать привязкой к тому или иному событию — удару по барабану или тарелке. Если удар был, значит и доля была, если нет, то это вызывает недоумение. Музыкант должен уметь играть ритмично независимо от того, слышны доли метра явно или нет. Он должен слышать (чувствовать) их внутри себя.
Рис. 4. Ритмическая фигура без удара по ведущему барабану на вторые доли
Попробуйте равномерно выполнить три хлопка между двумя щелчками метронома.
тик | тик | тик | тик | ||||||||
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 | 👏 |
Раз | два | три | четыре |
Теперь попробуйте хлопать между ударами метронома, т.е. вы должны хлопать на счет “и”
тик | тик | тик | тик | ||||
👏 | 👏 | 👏 | 👏 | ||||
Раз | и | два | и | три | и | четыре | и |
Этот ритм вызывает трудности у тех, кто привык играть только в доли. А на самом деле всё просто, если использовать расширенный счет.
Что дают эти, возможно, примитивные и скучные, но крайне полезные упражнения? Они позволяют развить навык синхронного выполнения нескольких действий: сказать, хлопнуть в ладоши и услышать насколько одновременно происходит три события: ударение на слог в счете, звук от хлопка в ладоши и звук от метронома. Вместо хлопка можно стучать по столу, главное, чтобы рука или пальцы совершали действия синхронно с ударами метронома. У людей со слабо развитым чувством ритма синхронизация нескольких действий вызывает трудности, потому что они пытаются понять событие и для этого уделяют ему слишком много внимания. Например, они пытаются сказать под удар метронома, и все внимание сосредотачивают на том, чтобы вовремя вести счет под удары метронома. В результате рука отбивает ритм мимо щелчков метронома, поскольку внимания за её деятельностью уже не хватает. Отсюда и выражение “чувство ритма”, когда человек чувствует ритм, а не вычисляет его, как это может делать электроника.
А теперь повеселимся и немного побарабаним на синтезаторе. Выберите на синтезаторе голос «drum set». Средним пальцем левой руки играется партия хай-хета, указательным пальцем правой руки — бочка, а безымянным пальцем правой руки — ведущий. Поехали.
Источник
Развитие ритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Разделы: Музыка
Цель урока: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игры на фортепиано;
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развивающая;
- обучающая;
- воспитательная.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 минут.
Оборудование: музыкальный инструмент — фортепиано.
Исполнители концертной программы:
Ученица 1-го класса Бажанова Анастасия — М. Крутицкий “Зима”
Ученик 1-го класса Чернобаев Егор — “Английская народная песня”
Ученик 1-го класса Чернобаев Арсений — Б. Шуман “Маленький трубач
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория — “Огонёк”
Ученик 4-го класса Чатян Давид
Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория
- П.И. Чайковский “баркарола”
- А. Саторио “ маленький шутник”
Развитие ритмической пульсации на начальном этапе игры на фортепиано
Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности — ритму.
Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс — это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? — опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.
Вот картиной можно любоваться безмерное количество времени, а музыка -искусство временное.
II. Основная часть.
Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.
Ритмическая разминка — это смена видов деятельности, двигательная активность. Сейчас мы покажем ритмичные движения на счет 1, 2, 3, 4.
- Хлопки руками на счет 1, 2, 3, 4.
- Повороты головы на счет 1, 2 — направо; 3, 4 — прямо.
- Повороты головы на счет 1, 2 — налево; 3, 4 — прямо.
На счет 2 — раз кружок, два кружок, раз шажок, два шажок.
На счет 3 — раз, два, три по коленкам шлеп, шлеп, шлеп!
Обратите внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни — часами, часы — минутами; дороги — километрами; конфеты — килограммами; вода — литрами и т.д.
Игра “Давай измерять нотные длительности”
Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить — раз, а тише — два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли — этот пульс называется метром.
Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.
Игра “Ритм времени”
Игра “Все мы делим пополам”
Игра “Ноги и ножки”
Игра “Сколько шагов сделает туфель на каждый шаг валенок”
В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах — королева.
Послушаем, как звучит нота, они напоминают размеренный спокойный шаг человека. Если ноту разделить на 2 части, то получится другая ритмическая фигурка. Вот она или под названием восьмые.
Послушайте, как они звучат. Вы заметили, что левая ладонь отпевает четвертные ноты, то есть она работает как измерительный прибор, а права рука карандашиком на столе стучит фигурка под названием — 2 восьмые и напоминает легкий бег. 3-я ритмическая фигурка называется 4/16. Вы, уже, наверное, догадались, что их следует поместить на один удар левой руки — 4 удара правой руки.
Если на один удар левой руки вы слышите 1 звук правой руки, то это — .
Если на один удар левой руки вы слышите 2 звука правой руки, то это 2/8.
На 1 удар левой руки — 4 звука, то это 4/16.
Можно использовать слоговую поддержку ритма.
Сейчас мы покажем на инструменте длительность нот.
Игра “Отряды — звукоряды”
В этой игре будем проигрывать гаммы до мажор.
1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.
2) В этом отряде — “четверти”
Идет по лесу лиса — “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
3) В этом отряде — “восьмушки”.
Веселый зайка — “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.
2) В музыке всегда присутствует ритм.
Когда отстукиваешь каждый звук — ты исполняешь ритм.
Упражнение “Фокус-покус” | |
“Фокус-покус, трали-вали | “Вышла курочка гулять, свежей травки |
Едет мышь на самосвале. | пощипать, а за ней ребятки, желтые |
Ты чего же, это, мышь, | цыплятки” |
Сверху вниз на нас глядишь?! | |
Кыш! Кыш! Кыш!” |
Проговори — простучи стишок такими пальцами.
Ритм является одним из главных средств в музыкальной конструкции. Ритм — один из главных средств выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.
Хочу еще предложить упражнение — ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.
Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.
Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.
Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта с пальцев с клавиатурой.
Стихотворный текст помогает разобраться в простейших ритмических рисунках, благодаря стихотворному тексту хорошо слышны ударные звуки. Например, ансамбль “Песенка кота Леопольда”. В ней использованы основные штрихи стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте: “в небесах высоко. ярко солнце светит. ”, а вторая мягче.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами: “ритм — узоры музыкального времени, красивые и разумные”. Метр размечает время, когда звук появляется в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться к узору. А сам узор, т.е. ритм — это уже музыка.
Приложение к уроку находится у автора.
Источник