- Ритм-гитара
- Чем отличается от соло-гитары и бас-гитары
- Использование
- В чем различия между ритм-гитарой и соло-гитарой
- Содержание статьи
- Соло-гитара
- Ритм-гитара
- Бас-гитара, ритм-гитара и соло-гитара. Чем же эти гитары отличаются? Можно как-нибудь подробнее описать каждую гитару?
- Ритм гитара и соло гитара. В чем отличие?
- Откуда такая классификация?
- Чем отличается ритм гитара от соло гитары?
- Ритм гитара
- Соло гитара
- Заключение
- Звук в разрезе : Ритм-гитара.
Ритм-гитара
Ритм-гитара — музыкальный инструмент, предназначенный для игры ритм-партий в композициях. Обычно ритм-партии звучат на фоне солирующих инструментов. Набор оборудования вроде усилителей звука и педалей эффектов отличается между соло и ритм-гитаристом. Если в группе больше одного гитариста, то они могут меняться обязанностями.
Большую популярность получил электрический вариант ритм-гитары. Акустика обычно используется в фолк-музыке и блюграссе.
Чем отличается от соло-гитары и бас-гитары
Выглядит ритм-гитара как обычная электрическая или акустическая гитара. Единственное отличие от соло-гитары — характер применения. Ритм-гитара отвечает за создание ритмического рисунка композиции, в то время как сольная независимо ведет основную мелодию. Если в группе состоит один гитарист, то он может поочередно играть обе партии на одном инструменте. Ритм-гитаристы обычно не используют фланжеры, чтобы не перебивать сольную гитару.
Разница с бас-гитарой более существенна. Конструкция бас-гитары отличается удлиненным грифом, увеличенным расстоянием между ладами, использованием четырех толстых струн и низким строем. Ритм-гитарист обычно извлекает несколько нот за раз, басист играет одиночными нотами. Басист играет в гармонии с барабанщиком и подчеркивает смену аккордов гитаристами. Бас охватывает более низкий диапазон звучания, чем электрогитара в любом строе.
Использование
Большинство композиций в роке и блюзе играются в размере 4/4. Тактовый размер имеет 2 сильные и слабые доли. В рок-н-ролле ритм-гитара делает акцент на сильных долях.
В рок-музыке обычный способ построить аккордовую последовательность – это играть мажорные и минорные триады. Каждая триада состоит из коренной, третьей и пятой ноты определенной гаммы. Например, мажорная триада C включает в себя ноты C, E и G. Иногда могут вставляться аккорды с 4 нотами, добавляя к трем еще одну.
Последовательность из трех аккордов — типичная ритмическая партия в ранней поп и рок-музыке. В этой последовательности игрались I, IV и V аккорды блюзового квадрата.
В хэви-метал музыке ритм-гитаристы обычно играют пауэр-аккордами. Альтернативное название — квинты. Пауэр-аккорды состоят из коренной ноты и пятой выше, либо с октавой дублирующей корневую. Особенность квинтаккордов — чистое и жесткое звучание. Обычно звучит с применением эффекта дисторшен или овердрайв.
Доступность электронных эффектов позволяет ритм-гитаристам заменять игрока на синтезаторе. Для изменения звука используются педали эффектов. После применения эффекта гитарный звук может изменяться до неузнаваемости. Такой подход к ритм-секции распространен в современной поп-музыке.
В джазовой музыке изначально роль аккомпанирующего инструмента играл банджо. В 1930х годах ритм-гитара заняла его место. Главным преимуществом ритм-гитаристов перед игроками на банджо заключалось в возможности держать ровный ритм при сложной последовательности аккордов. Ранние джазовые гитаристы вроде Фредди Грина пытались дополнительно использовать перкуссионные качества инструмента, ритмично ударяя рукой по корпусу.
В европейском жанре джаз-мануш ритм-гитара заменяет ударные инструменты. Для этого гитаристы используют технику игры «la pompe». Правая рука быстро ударяет вниз-вверх по струнам и делает дополнительный удар вниз, создавая качающую ритм-секцию.
В регги ритм-гитара играет ключевое значение. Именно она подчеркивает характерный для жанра акцент на 2 и 4 доле такта.
Источник
В чем различия между ритм-гитарой и соло-гитарой
Содержание статьи
- В чем различия между ритм-гитарой и соло-гитарой
- 4 качества, необходимые гитаристу
- Как играть на ритм-гитаре
На самом деле, конструктивные различия между соло-гитарой и ритм-гитарой – миф. Как он возник, определить уже не представляется возможным, но довольно часто можно услышать произнесенные «со знанием дела» слова о том, что ритм и соло – два отдельных вида гитар. Фактически же разница заключается лишь в том, какая техника игры используется гитаристом. Никаких внешних различий между данными инструментами нет. Более того – играть ритм и соло можно на одной и той же гитаре.
Соло-гитара
Исходя из названия, соло-гитара служит для исполнения соло партий. Ее функция – задавать мелодические линии. Соло партии (в народе – «проигрыши») часто включают в песни в самом начале или в промежутке между вторым и третьим куплетами. Это придает особой выразительности и наглядно демонстрирует мастерство музыканта. Очень красиво звучит соло-гитара и при современном переложении классических произведений.
Кроме отдельных вставок в композицию, соло-гитара может вести мелодию, делая исполнение более ярким, жестким. Этот прием популярен среди «металлистов». Еще один вариант придания музыке красоты и изящества – обыгрывание вариаций основной мелодии в процессе исполнения. Этим тоже занимается соло-гитара. Основная задача этого инструмента – придание музыкальному произведению выразительности и эффектности.
Ритм-гитара
Качественная работа ритм гитары – очень важный элемент музыкального произведения. Если соло-гитарист (который зачастую обладает большими навыками игры и профессионализмом исполнения) может позволить себе какие-то вольности или импровизации, то ритм-гитарист создает своего рода музыкальный «скелет», который должен быть очень четким и правильным. Ритм гитара используется практически во всех жанрах – от тяжелого рока до популярной эстрады.
Основной ритм композиции задает определенная последовательность аккордов, она структурирует произведение и (вместе с ударными инструментами) создает «бит» — главную ритмическую составляющую, оставаясь при этом просто фоном. Ритм-гитара – основной элемент формирования общего мотива музыкального произведения.
Ритм- и соло-гитара не имеют отличий в технических характеристиках, хотя, в зависимости от потребности играть ритмическую или солирующую партию, музыкант может заменять струны в соответствии со своими предпочтениями (что тоже необязательно). Одна и та же гитара может выступать и в той, и в другой роли.
Источник
Бас-гитара, ритм-гитара и соло-гитара. Чем же эти гитары отличаются? Можно как-нибудь подробнее описать каждую гитару?
Бас-гитара (также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, с помощью техник вроде слэпа, но допустима и игра медиатором.
Бас-гитара является подвидом электрогитары, но имеет более массивный корпус и длинный гриф, а также большую мензуру. В основном, на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют и варианты c бо́льшим количеством. 4-струнная бас-гитара настраивается на манер контрабаса, что на октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. Как в случае с электрогитарой, для бас-гитары требуется подключение к усилителю для игры.
Начиная со своего появления в 1950-х годах, бас-гитара практически полностью заменила контрабас в поп-музыке как инструмент ритм-секции. Помимо этого, бас-гитара стала важным элементом большинства современных музыкальных жанров, причём в каждом из них может быть отдельная техника исполнения, строй и количество струн.
Ритм-гитара (англ. rhythm guitar) — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий и получившая широкое распространение в различных жанрах современной популярной музыки, включая кантри, блюз, рок-н-ролл, пауэр-поп, хэви-метал.
Основная функция ритм-гитариста в современном ансамбле состоит, как правило, в исполнении последовательности аккордов. Партии ритм-гитары обычно звучат фоном; последний, впрочем, играет существенную роль в формировании структуры композиции, задаёт общий мотив (создавая тем самым звуковую платформу для соло-гитары и бас-гитары) , а также — с ударными — формирует бит, её ритмическую составляющую. Конструктивно ритм-гитара, как правило ничем не отличается от гитары, предназначенной для исполнения сольных партий, более того, весьма часто гитарист ансамбля в рамках композиции исполняет как аккомпанемент, так и сольные партии (если таковые имеют место) .
Наибольшее распространение в популярной музыке получила электрическая ритм-гитара; акустическая — продолжает широко использоваться в фолке, кантри-энд-вестерн и особенно блюграссе.
Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) — гитара, роль которой в коллективе — создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое — обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы) , делая игру более мелодичной и красивой. Второе — играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке) . Третье — исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется чаще всего после 2-го припева перед 3-им запевом (обычно такое соло наиболее продолжительное во всей композиции) , иногда соло-партии заполняют промежутки между всеми куплетами, ставятся в начале, создавая определённое предрасположение к мелодии. Благодаря соло-гитаре песня получается выразительной.
С технической стороны инструменты не делятся на соло и ритм гитары. Разница проявляется исключительно в исполняемых партиях.
Источник
Ритм гитара и соло гитара. В чем отличие?
В виду каких-то непонятных статей, у новичков постоянно возникает вопрос: «в чем отличие ритм и соло гитары«? Можно ли на ритм гитаре играть соло и наоборот? И что будет если нарушить правила? В этой статье попробуем разобраться в этом вопросе и, наконец, поставить точку в извечном споре «ритм гитаристов» и «соло гитаристов».
Откуда такая классификация?
Скорее всего так гитары стали делить после прочтения книг «Ритм гитара в стиле хеви-металл» и «Соло гитара в стиле хеви метал». Или как-то так они назывались. Данные издания, кстати говоря, были не особо и плохи, потому что в них содержалась масса полезных упражнений на технику игры на гитаре. Но вот эти вот термины.
Также про ритм и соло можно почитать на различных фан сайтах той или иной группы. Например, очень часто любят писать что-то такое:
Соло гитара — Вася
Ритм гитара — Петя
Скорей всего вот такого типа ресурсы и положили начало нашему вопросу.
Чем отличается ритм гитара от соло гитары?
В плане именно гитар — НИЧЕМ! У электрогитар нет такого конструктивного разделения. Кстати о том, какие вообще они бывают, вы можете почитать у нас на сайте: https://guitargrad.ru/elektro
На любой гитаре можно играть и ритм партии и соло партии. Ну, главное, чтобы она была исправна. Даже на акустической гитаре можно играть соло. А не только блатными аккордами мурку лабать, как многие думают. Поэтому не забивайте себе голову, покупайте ту гитару, которая вам нравится и играйте то, что хотите. Не обращайте внимание на такие вот гитарные клише.
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что можно разделять манеру игры. Грубо говоря, если человек играет исключительно риффы и к солякам не притрагивается вообще, то его можно назвать ритм гитарой группы. Ну и наоборот. Ниже остановимся на этом подробнее.
Ритм гитара
Как и говорили ранее, разделение ритм-соло можно отнести только к игре на гитаре, а не к самому инструменту. Ритм гитарист — это человек, который преимущественно играет ритм партии. Самый яркий пример это Джеймс Хетфилд из группы Metallica. Соло он играет только в 2-3 песнях за всю свою дискографию. И стоит отметить, что он силен именно в игре риффов, а не пилилова соло.
А вот Тони Айомми из Black Sabbath вообще играет и то и то. И причем очень неплохо. Он кстати, единственный гитарист в коллективе. Ритм он или соло? Вопрос риторический.
Играть он может на любых гитарах любой формы. Кстати и про этот миф. Неважно, какая форма деки у гитары, играть можно любые партии.
Соло гитара
Ну и в противовес, соло гитарист — это человек, который преимущественно играет соло партии. Но здесь стоит сделать важную оговорку. Основная часть песни это все-таки ритм секция. Большую часть времени гитаристы играют именно ритм. Поэтому в металле соло гитарист также играет ритм партию вместе со вторым гитаристом. Соло в песне, как правило, занимает не более 10%. Конечно же, не берем во внимание какие-нибудь инструменталы в нео классическом стиле, где вся песня сплошное пилилово.
Еще есть гитаристы-виртуозы, которые специализируются больше именно на соло. Например, возьмем Энди Джеймса (Andy James). Он просто мега убойный в игре различных соляков, но вот с риффами у него не очень. Тот же Хетфилд риффы играет намного более увереннее. Но зато по соло он ему уступает. Поэтому Энди можно назвать соло гитаристом.
Заключение
Все эти виды это, конечно же, больше условности. Покупайте ту гитару, которую хотите и играйте то, что вам нравится не обращая внимание на ярлыки. Играйте на гитарах и занимайтесь музыкой, господа! =)
Источник
Звук в разрезе : Ритм-гитара.
Хотелось бы поделиться с вами некоторыми интересными наблюдениями. Это вещи, с которыми мы сталкиваемся почти постоянно, но при этом далеко не всегда обращаем на них внимание. В основном, будем рассматривать исполнение музыкальных композиций. И разговор будет идти о ритм-гитаре. Что это за гитара такая? Чем она отличается от обычной? Сложно ли на ней играть? Какова ее работа в музыкальной группе? . На эти вопросы мы попытаемся вместе с вами найти ответы, а заодно и узнаем, чем отличается хороший ритм-гитарист от очень хорошего, рассмотрим некоторые моменты, связанные с исполнением на ритм-гитаре, и кроме того поймем, почему нам не трудно, услышав например песню из колонок, по музыке «с ходу» определить — русский это рок или зарубежный. А также, сделаем «конфетку» из. Хотя об этом позже. Ну вот, пожалуй приступим.
Ритм-гитара.
В рок группе обычно бывает несколько исполнителей на гитарах, одним из них является ритм-гитарист. На своей гитаре он играет последовательности аккордов, тем самым задавая мотив песни, а под эти аккорды уже «подстраиваются» соло-гитара, бас-партия, вокал. При этом ритм-гитара(хотя и бас, впрочем тоже, но речь сейчас не об этом) практически ни на секунду не выключается из песни, а продолжает играть свои аккорды, и как правило — в записи они звучат «на заднем плане» и являются «фоном» для остальных музыкальных инструментов. Но этот «фон» является неотьемлемой частью композиции и без него она будет звучать странно и непривычно.
То есть, грубо говоря, ритм-гитара это та которая играет по аккордам. И подборы аккордов, которые размещают например на amdm.ru представляют собой подборы как раз по части ритм-гитары. Ну это естественно только если в группе таковая имеется ;). Конечно, это не совсем точное определение, но мы с вами пока будем говорить именно так, чтоб было понятней. И когда мы выходим на нашу любимую лавку, пускай даже с полураздолбаной акустикой без третьей струны, и берем первый аккорд(естественно Am) — мы превращаемся одновременно в ритм-гитариста и вокалиста, прямо такой человек оркестр.
Так почему же музыка, играемая на одних и тех же последовательностях аккордов, у разных групп звучит и воспринимается по разному? Вы скажете, что — так как ритм-гитара в обоих случаях играет те же аккорды, то значит различия в бас-партии, вокальной линии и т д и т п. И будете абсолютно неправы. Ритм-гитара в одной группе и в другой, несмотря на одинаковые аккорды, играет совершенно по разному. То есть, приходим к выводу, что она отвечает не только за своевременную смену аккордов.
Аккорды — это лишь вершина айсберга. Видимая его часть. На что же мы не обращаем внимание?
Сейчас мы узнаем некоторые особенности игры на ритм-гитаре, которые являются «черновой работой» — вроде бы она не на виду, но имеет колоссальное значение и важность, в плане уникальности композиции и внесения в нее драйва (не кнопочки на комбике,а определенных ощущений связанных с восприятием музыки :).
Итак, у нас имеется сырой [url=http://www.sendspace.com/file/mfevga]кусок музыки[/url]. Прослушиваем его, и смотрим аккорды.
Первый аккорд (12 ударов по одному и тому же аккорду) : назовем его «Em со звездочкой». Записывается как 022х32. (это с шестой по первую струну).(Для удобства, можно зажимать 4 и 5 струну одним пальцем — указательным. Этот же палец будет слегка касаться 3-й струны, приглушая ее, что нам и требуется.)
Второй аккорд (2 удара) : G 320033.
Третий аккорд (тоже 2 удара) : А х02220.
Последовательность аккордов повторяется 2 раза. то есть:
После этого идет небольшой проигрыш на 5 и 6 струнах.
Понятно, что это как раз и играется на ритм гитаре и служит нам как бы «фундаментом». А теперь мы переходим к более детальному рассмотрению некоторых нюансов.
1. Первое и самое главное.
На минуту отвлечемся от музыки и представим, что мы в театре. Идет спектакль, вроде все как обычно — но вместо актеров на сцене находятся роботы. Зрители видят, что роботы, исполняя роли, не нуждаются в помощи суфлера, никогда не сбиваются, точно и в нужное время говорят свои фразы. Но при всем при этом их голоса звучат слишком монотонно, механически и поэтому постановка кажется лишенной жизни. В ней не хватает эмоций.
Внезапно у роботов садятся батарейки и им на замену выходят живые актеры. И начинают «зажигать», доигрывая роли с выражением, по-живому, и в благодарность получают овации, цветы и большие гонорары :).
Возвращаемся из театра обратно к нашему музыкальному отрезку. Сейчас он представляет собой исполнение без эмоций. Мы «прочитали» слушателям несколько аккордов, тем самым передав «сюжет» музыки, но мы сделали это монотонно и без интонации. И первая наша задача — внести интонацию, эмоции, рассказав тот же самый сюжет уже в более ярких красках.
И называется эта наша первая процедура — расстановка акцентов.
То есть, мы выделяем среди остальных тот или иной удар. Чуть попозже будем разбираться, а для начала послушаем примеры : [url=http://www.sendspace.com/file/ucyrzp]первый[/url] и [url=http://www.sendspace.com/file/vkoex8]второй[/url].
Заметили, что в первом примере выделяются нечетные удары, то есть играется как бы «РАЗ два ТРИ четыре». Во втором — соответственно четные, «раз ДВА три ЧЕТЫРЕ». Любопытно что большинство песен русского рока играется с акцентом на нечетные удары, а в зарубежносм ситуация как раз наоборот — на четные. Бывают конечно исключения, но в целом можно смело заявить что первый только что скачанный нами файл это заготовка для русского рока, а второй — для зарубежного 🙂 .
Естественно, в своей композиции мы можем не придерживаться этих стандартов, комбинировать акценты на чентые и нечетные удары, вставлять дополнительные акцентированные удары между например третьим и четвертым, по другому говоря — все в наших руках и делаем как нам хочется. [url=http://www.sendspace.com/file/uzfs63]Например так[/url]. Впрочем, тут вариантов масса.
Важность этого момента заключается в том, что именно расстановка акцентов является самым основным фактором, влияющим на драйв песни.
Допустим, мы выделили определенные удары, уже под них мы потом подбираем бой, под это уже пишутся мелодии басиста и вокалиста. И общая энергетика и кач песни зависят в первую очередь от того, смогли мы удачно выделить акценты на первом этапе или не смогли.
Разумеется, подбор боя тоже является важной частью работы, но пока что мы об этом не сказали почти ни слова. Потому что бой мы подбираем уже под расставленные нами акценты.
То есть, когда мы играем боем, рука у нас может ходить хоть вверх, хоть вниз, хоть быстро, хоть медленно, но она должна не забывать и постоянно, в каждом такте выделять определенные удары(акценты), которые мы перед этим для себя выбрали.
Итак, у нас есть акценты и бой, и уже это позволяет нам сыграть по разному на одних и тех же аккордах. Но можно и еще разноообразить наши варианты исполнения, использовав прием, который называется
Если мы зажмем аккорд, а потом приотпустим пальцы левой руки так, чтобы они еще касались струн на аккорде, но касались едва-едва и при этом не прижимали струны к грифу — возникает глушение. И применяя глушение в тот или иной момент времени, мы тоже получаем разные варианты звучания все тех же первоначальных аккордов. Вот [url=http://www.sendspace.com/file/i1l5p3]один[/url] из возможных вариантов развития событий. Обращаем внимание на то, что отличия от первого файла уже слышны «невооруженным ухом», хотя на бумаге оба они записываются одинаково — Em* G A .
А что у нас тем временем со второй частью нашего музыкального фрагмента? Оказывается, его тоже можно разнообразить и придумать с ним массу вариантов.
4.Чёс, дополнительные удары, смена боя, сбивки.
Ну собственно, чёс это то что мы делали в предыдущем пункте во время того, как выполняли глушение струн. Левая рука приглушала струны, а правая в это время быстро водила по ним вверх вниз, при этом получались быстрые [url=http://www.sendspace.com/file/z44z7o]звуки[/url].
Дополнительные удары это в принципе то же самое что и чёс, но без явного глушения. послушаем это на очередном [url=http://www.sendspace.com/file/499p9e]примере[/url]. В этом же примере, кстати есть и смена боя — в самом конце, «тыгыдым тыгыдым». Смена боя, как правило применяется в переходах с куплета на припев и наоборот, но иногда для разнообразия может применяться и в течение например самого куплета. Но это редко. 🙂
Сбивки — это когда мы умышленно начинаем играть аккорд или ноту чуть раньше или наоборот, чуть позже, чем «по идее» она должна звучать. Опять же, лучше один раз [url=http://www.sendspace.com/file/g4kljg]послушать[/url], чем 10 раз прочитать. Тут тоже вариантов может быть великое множество, но злоупотреблять конечно не стоит.
5. Дополнительные ноты.
Бывает, когда слушаешь мелодию и в каком нибудь моменте ловишь себя на мысли : «А вот здесь бы неплохо прозвучало вот так вот!» и прокручиваешь в голове мелодию уже со своими, придуманными нотами.И если нота хорошо «ложится» под мелодию, почему бы не играть с ней? И вот что у нас [url=http://www.sendspace.com/file/2cz9wy]получилось[/url].
Ну что ж , а теперь сыграем наш фрагмент от начала до конца, уже с учетом рассмотренных нами особенностей. [url=http://www.sendspace.com/file/wzjzei]Результат[/url].
Самое главное, сравнивая самый первый наш файл и самый последний, ощутимую разницу не услышит разве что глухой. Хотя на бумаге, оба эти файла будут выглядеть одинаково..те же аккорды и цифры в табулатуре. И можно придумать еще хоть 10 разных способов исполнения тех же аккордов, и все это будет звучать абсолютно по разному.
Ну а профессиональный ритм-гитарист отличается от нас с вами тем, что он не использует много различных приемов в каждой конкретно взятой композиции. Он имеет в запасе целый арсенал различных «фишек», но способен добиваться максимальной эффективности, не делая при этом нагромождение этих приемов, а используя их рационально и в наиболее нужных местах.
Подводя итог, скажу, что целью моей статьи не было сказать вам «ритм гитара это круто а остальное ерунда!» или «все на ритм гитару!даешь ритм!». Нет, я говорю абсолютно не об этом. Многие группы успешно обходятся и без ритм-гитары. Просто я рассмотрел музыку и ее особенности с позиции ритм-гитары и на ее примере. Но главной идеей является даже не это, а следующее:
Любите музыку и наслаждайтесь ей! Ведь как ее прослушивание, так и исполнение, является процессом не только приятным, но еще и очень интересным и захватывающим. И детали, которые нам даже и не видны сразу, могут оказаться наиболее важными и оказывать огромное влияние на восприятие музыки в целом! И если понять хотя бы это, то можно осознать, какое же величие и великолепие имеет музыка во всем своем многообразии.
Источник