Ритмические рисунки четвертными нотами

Основные ритмические рисунки — примеры для гитары

Ритмические рисунки – основа любого произведения для гитары. Благодаря им песни могут отличаться друг от друга, даже если в них примерно похожая мелодия.

Общая информация

Общий ритм помогает сыграть то или иное произведение любому музыканту на земном шаре. Опытный композитор записывает свое творение нотами, так как в них существуют длительности. Это необходимо для точного воспроизведения музыкальной мысли как самим автором, так и другими исполнителями. Также существуют переложения для табулатур.

Основные элементы и приемы

Существует много разных ритмических рисунков для гитары. Постараемся выделить особенно распространенные. Их желательно выучить каждому гитаристу. Часто такие рисунки могут пересекаться в разных стилях.

Темп и метроном

Если объяснять просто, темп в музыке – это скорость, с которой исполняется произведение. Обычно он измеряется ударами за минуту. Существуют десятки видов темпов, которые отличаются не только временной характеристикой, но и настроением.

К примеру, даже медленные темпы могут быть как тягучими, так несколько подвижными, в зависимости от задумки автора. Также темпы могут интерпретироваться самими музыкантами.

Например, вокалист может спеть романс несколько отлично от указанного в партитуре темпа. Соответственно, концертмейстер также аккомпанирует в выбранной скоростной динамике. Обычно это обговаривается во время репетиций, чтобы выбрать наиболее удобный и выигрышный вариант.

Метроном – прибор, который позволяет совершить несколько удобных действий:

  1. Контролировать разучивание сольной партии, не сбиваясь с ритмических рисунков для гитары;
  2. Соединиться нескольким музыкантам на репетиции или во время отдельных занятий (без ансамбля);
  3. Выработать необходимое чувство ритма.

Существуют даже «продвинутые» метрономы, в которых можно выставлять те самые темповые оттенки. Это внесет разнообразие в вашу игру.

Пульсация

Помимо мелодии и ритмического рисунка для гитары необходимо ознакомиться с пульсацией разучиваемого произведения. Особенно это важно для игры в группе, оркестре. Если исполнитель одной из партии будет выпадать из общей пульсации, то это будет явно слышно, испортит всю музыкальность.

Пульсация – это стабильность чередования пауз, длительностей. Она основана на соблюдении акцентов, просчете силы долей. Правильный пульс создает не только ровную ритмическую картину произведения, но и ее «качевость».

Такт определяет расстояние от одной сильной до другой сильной доли. Они разделены специальными перегородками – тактовыми чертами. Внутри самого такта имеются слабые доли. Их чередование как раз создает пульсацию, о которой шла речь выше.

Длина нот

Длина нот в ритмических рисунках определяет, в каком ритме исполняется произведение. Самой длинной нотой в такте является «целая» – жирная овальная «картофелина», которая так любима мастерами гитары. Она означает, что нота тянется весь такт без каких-либо ритмических изменений.

Конечно же, она не самая распространенная. Более применимы ее «младшие братья», которые и создают движение музыки. Грубо говоря, огромная «картошка» разрезается на более мелкие части. Сначала пополам – получаются две «половинные». Затем еще пополам (или на четвертинки) – отсюда и название – «четверти».

Потом начинаются еще более маленькие доли – 1/8, 1/16. Их называют по значению знаменателя (нижнего числа в дроби):

  • «восьмая»;
  • «шестнадцатая»;
  • «тридцать вторая»;
  • «шестьдесят четвертая» (вплоть до 256-ой).

Сильные и слабые доли существуют для того, чтобы не только задать характер произведению, но и упорядочить его ритмический рисунок на гитаре. Если мы играем просто длительности (смотрите выше) в правильном порядке, на верной звуковысотности, то это еще не разученная партия.

Нам необходимо просчитать, где сильная, а где слабая доля. Если говорить просто – на сильную мы делаем акцент, выделяем ее, а слабые исполняем чуть тише (но не динамически!), а именно ритмически.

Музыкальные размеры

Дроби в начале такта пьесы – это ее музыкальный размер. Это неотъемлемая часть ритмического рисунка. Он показывает, сколько долей определенной длительности находится в такте. К примеру ¾ – здесь три доли, в которые умещаются четверти. Размеры умножаются, делятся (как любые другие дроби). К примеру – ¾ можно сделать 6/8 (умножив на два). Но тогда поменяется ритмика пьесы для гитары.

Синкопы

Это явление, связанное с пульсацией. Сильная доля ритмического рисунка смещается со своего «обычного» места на слабую. Считается, что это характерная особенность блюзовой, джазовой музыки. Скорее, она там наиболее ярко выражена. Потому что это стандартный ритмический рисунок для совершенно разных жанров гитары.

Виды ритмических рисунков

Знание ритмических рисунков на гитаре позволяет упростить разбор песни. Так как их ограниченное количество, достаточно выучить несколько, чтобы уметь подстраиваться под стиль.

Стандартные

Наиболее распространены для начинающих музыкантов на гитаре. Их особенность в том, что ярко выражена пульсация, нет резких смещений акцентов. Это знаменитые «четверки», «шестерки», «восьмерки», которые познает начинающий любитель гитары.

Шаффл

Характерен для буги-рока, блюза и сопутствующих стилей гитары. Взяв «четыре четверти», в стандартном размере мы просчитаем их ровно «Раз и, два и, три и, четыре и», то при шаффловом аккомпанементе «цифры» запаздывают, затягиваются. Делается это весьма условно и произвольно, причем за счет сокращения слабой доли (в нашем случае «и»).

Получится что-то вроде «Рааз и, дваа и, трии и, четыре и». Именно это внутренне чувство пульсации характеризует «похожесть» на стиль того или иного музыканта.

Свинг

Это счет на «раз-три и». В ритмическом рисунке четверть делится не на 2, а на 3 восьмые. Причем это не пишется на нотном листе, а делается мысленно. Первая, вторая доли чуть длиннее, чем «условная третья».

Отличительной особенностью является то, что доли «1» и «2» – как бы залигованы, то есть исполняются условно «legato» (особенно актуально для хаммеров на гитаре), а «3» – чуть отдельно.

Регги и ска

Это фактически ритм этнической музыки. Первая доля здесь чаще слабая, вторая – сильная и акцентированная. Исполняется обычно ударом медиатора вверх для гитары. Между ними могут присутствовать добавочные ноты.

Галоп

Ритмический рисунок для гитары, который обычно применяется для хард-рока или хэви (трэш)-метала. Напоминает «лошадиный галоп» с основной схемой.

Первая стрелка на гитаре играется слегка с оттягом. Вторая, третья – четко, остро, также как и последняя.

Полиритмия

Если речь идет об отдельной пьесе, то при полиритмии за определенный временной отрезок звучат 2 или более ритмических рисунков на гитаре. При этом они делятся на равное количество частей. Удобнее всего простучать это на барабанах (или разными руками):

  1. Левая пусть играет восьмые триоли.
  2. Правая же – обычные восьмые.
  3. Мы получим полиритм 3/2.

Игра с оттягом и опережением

Для того чтобы использовать эти приемы, необходимо, как ни странно, научиться играть ровно в метроном. Если для вас не вызывает затруднения попадать в удары этого прибора, тренируйтесь создавать собственное «грувовое» настроение.

Певец с гитарой или инструменталист могут запоздать с исполнением ноты или, напротив, продлить ее дальше необходимого. Но при этом общая ритмика никуда не исчезает, а пульсация не сползает, не выбивается. Это тонкие нюансы, которые нарабатываются репетициями, прослушиванием музыки.

Примеры ритмических рисунков

Популярные ритмические рисунки для гитары на примере рока, джаза, классики.

Шаффл

  • Motorhead – Whorehouse Blues;
  • Зоопарк – Сидя на белой полосе;
  • Mötley Crüe – Dr. Feelgood.

Свинг

  • Cannoball Adderley – Mercy mercy mercy;
  • Duke Ellington – Jones;
  • Fletcher Henderson – Sugar Foot Stomp.

Регги и ска

  • Police – Roxanne;
  • No Doubt – Just A Girl;
  • Black Uhuru – Guess whos coming to dinner.

Галоп

  • Сектор Газа – Казачья;
  • Metallica – Battery;
  • Pantera – Heresy.

Полиритмия

  • Gorillaz – 5/4;
  • Фридерик Шопен – Фантазия-Экспромт;
  • Веберн – «Песня только для тебя».

Заключение

Мир ритмических рисунков на гитаре многогранен и необъятен. Но каждый музыкант стремится овладеть основными приемами для своего исполнительского арсенала. Без этого невозможно как исполнять музыку в разных стилях, так и развиваться в каком-то одном.

Если вам помогла эта статья, не поленитесь прокомментировать и поставить лайк! А также вы можете поделиться записью в социальных сетях и сохранить ее в закладки.

Также рекомендуем к просмотру подобранное тематическое видео.

Ритмический словарь гитариста (часть 1):

Ритмический словарь гитариста (часть 2):

Источник

3 вида музыкальных размеров — просто о сложном

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Сейчас все понятно 278

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money» , мотив которой легко ложится на слух и запоминается.

Понятно — это просто 278

Совсем тяжко идет 144

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Также паузы могут встраиваться в группу:

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась 278

Статья не понравилась 144

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

Источник

Оцените статью