Ритмические рисунки для фортепиано

Содержание
  1. Ритмические рисунки для фортепиано
  2. Движение ровными долями
  3. Пунктирный ритм
  4. Затакт
  5. . Синкопа .
  6. Проверка:
  7. Занятие 5 по обучению нотной грамоте «Ритмический рисунок»
  8. Орг. момент:
  9. Игра «Найди свое место».
  10. Ресурсный центр Музыка
  11. Свежие записи
  12. Навигация
  13. И. Венская: Развитие чувства ритма у учащихся младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано
  14. Развитие музыкально-слуховых и метроритмических способностей ученика как сенсорной базы для всех видов музыкального творчества
  15. Формирование навыков распознавания и воспроизведения ритмических оборотов и использование их в творческих формах музицирования
  16. Инновационные методы работы
  17. Воспитание средствами музыкально-ритмического искусства любви к классическому и фольклорному наследию мирового музыкального искусства и музыкальным традициям родного края
  18. Результативность и эффективность опыта
  19. Заключение

Ритмические рисунки для фортепиано

Вы наверное обратили внимание, что по звучанию, все эти примеры никак не отличаются друг от друга. Все дело в том, что ритмические рисунки были сыграны неверно.

В этих примерах не возможно определить музыкальный размер на слух. Для того, чтобы определить музыкальный рисунок, в начале каждого такта необходимо выделить первую долю. Прослушайте примеры с выделением первой доли:

Обратите внимание, что вместе с выделением первой доли меняется и характер музыки. 3/4становится более похожим на вальс, а 2/4 на марш. 4/4 стал удобным для восприятия и в таком ритмическом рисунке удобно петь и танцевать. Теперь это правильно сыгранный ритмический рисунок.

Рассмотрим основные разновидности ритмического рисунка:

Движение ровными долями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем, чаще всего, это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует.

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира». В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.

Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Например, саундтреки к популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:

Пунктирный ритм

Пунктирный ритм (от латинского punctus — точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой). Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто, после ноты с точкой следует другая, короткая нота. За сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.

Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.

Пример №5 «Мягкий пунктир».

Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.

Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня».

Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.

. Синкопа .

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую.

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д.

А теперь три последних абзаца!!

Синкопа может быть как внутри одного такта, так и между тактами. Оба вида синкоп встречаются довольно часто. Их называют «основными» синкопами:

  • междутактовые синкопы;
  • внутритактовые синкопы.

Внутритаковая синкопа представлена в примере #9.

Межтактовая синкопа- нота берётся в конце одного такта, а её звучание продолжается в следующем такте.

В примере вы видите начало куплета из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Красным цветом выделена синкопа. Обратите внимание: нота берётся на слабой доле первого такта, а продолжается весь второй такт. Акцент сильной доли второго такта смещается на слабую долю первого такта. Послушайте звуковой пример.

Проверка:

  1. Отличаются ли в записи синкопированные рисунки, касающиеся шестнадцатых и восьмых, если да то как?
    Ответ:

Отличаются тем, что бывают варианты, когда записываются с флажками
и бывают соединяются ребрами, со стороны шестнадцатых вторые ребра, не касающиеся восьмой длительности:

Какие синкопы существуют?
Ответ:

Источник

Занятие 5 по обучению нотной грамоте «Ритмический рисунок»

Папанова Алла Владимировна
Занятие 5 по обучению нотной грамоте «Ритмический рисунок»

Цель:

— познакомить детей с понятием ритмический рисунок,

— воспитывать потребность узнавать новое о музыке, музыкантах, новых произведениях, кто их написал.

Задачи:

— развивать умение передавать средства музыкальной выразительности метр и ритм хлопками, игрой на шумовых инструментах,

— развивать умение читать графическую, схематическую формулу ритмического рисунка песни,

— развивать способности двигаться в соответствии с с характером музыки,

— развивать умение самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций.

Материал:

— обручи для каждого ребёнка.

Вход. Марш. Муз. Н. Леви.

Орг. момент:

Музыкальный руководитель сообщает детям, что в детский сад пришло несколько телеграмм, очень странных, слов нет — одни кружочки (показывает детям).Может это ноты?

-Давайте попробуем прочитать эти телеграммы(закрашенный кружок короткий звук, хлопок в ладоши «ти», незакрашенный кружок – долгий звук, руки вытягиваются от себя «ТА»).

С помощью взрослого дети прохлопывают различные ритмические рисунки.

— мне кажется, что эти телеграммы похожи на песни.

«ти- ти- ти – ти \ ТА – ТА»

(Два весёлых гуся,

«ТА – ти – ти \ ТА – ти – ти\

ти – ти – ти – ти \ТА—\»

(мА – лень – кой\ ё – лоч – ке\

хо — лод – но – зи\ мой — * -/)

У каждой песенки свой ритм, свой ритмический рисунок, по которому её можно узнать.

/Слушание мелодий песен. Повторение хлопками их ритмического рисунка. Используются песни по усмотрению музыкального руководителя, но уже знакомые детям /

М. р. : Мы потренировали свой слух, узнали, что у каждой мелодии свой ритмический рисунок. А теперь настало время разминки.

Разминка с обручами.

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем

Ходьба в колонне по одному простым шагом, топающим шагом «машина», бег врассыпную между обручами, лежащими на полу.

1. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

1,2,3,4 – раскачивание рук,

5,6,7,8 — переложить обруч из правой руки в левую,

5,6,7,8 – переложить из левой в правую руку.

2. И. п. : сесть на пол,скрестив ноги, обруч держать перед собой вертикально.

1,2 – поворот вправо,3,4 – и. п. ,

5,6 – поворот влево,7,8 — и. п.

3. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, обруч в руках внизу.

1,2 – шаг влево, обруч через сторону поднять вверх,

5,6 – шаг влево, обруч поднять через сторону влево,

4. И. п. : лечь на спину, руки с обручем подняты над грудью.

1,2 – поднять правую ногу вверх, достать обручем носок ноги,3,4 – и. п. ,

5,6 – поднять левую ногу вверх, достать обручем носок ноги,7,8 – и. п.

5. И. п. : стать прямо, обруч положить на пол, ноги слегка расставить, руки на поясе.

1,2 – наклон, подуть в обруч,

6 И. п. : стать в обруч, руки на поясе. Подпрыгивание на месте с прыжком из обруча и

М. р. Вот теперь мы готовы и потанцевать. А помните ли вы ребята своё место в танце «Кадриль»? Ведь у нас интересное начало,вы стояли парами напротив друг друга. Сейчас проверим!

Игра «Найди свое место».

1 часть – дети двигаются поскоками по залу.

2 часть – м. р. говорит: «Раз-два-три – место своё найди!» и дети занимают свои места,согласно танцу который будут повторять, танцевать.

Повторение танца «Кадриль».

Сначала м. р. спрашивает детей о построении танца, затем исправляет ошибки, затем дети снова повторяют танец.

Итог: М. р. : Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы! А что вам понравилось?

Интегрированное занятие «Зимние забавы» (подготовительная группа) Задачи: «Музыка» Эстетическое развитие: — развивать эстетическое воспитание, воображение детей; — задать позитивный тон к восприятию окружающего.

Методическая разработка по музыкальному воспитанию «Танцевайка» для детей 3–5 лет Пояснительная записка В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Видимо, это не случайно: танцевальное.

Источник

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

Эстрадная студия «Рапсодия» подтвердила звание образцовой

Награды от «Аrt Kids» нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Наши пианисты на конкурсе «Зажечь звезду» 2020

Маша и Миша Залесские — лауреаты конкурса «Музыкальная семья»

Звезды сошлись для Маргоши

Итоги VII Открытого фортепианного конкурса «Играем с удовольствием» (с международным участием)

И. Венская: Развитие чувства ритма у учащихся младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Автор: И.С. Венская

Развитие музыкально-слуховых и метроритмических способностей ученика как сенсорной базы для всех видов музыкального творчества

Ритм — одно из мощнейших средств музыкальной выразительности. Целенаправленная работа по развитию ритмических и двигательных способностей, проводимая на занятиях, является одним их условий, своеобразной базой полноценного развития музыкальной и эмоциональной сферы учащегося, которая, в свою очередь, позволяет музыканту художественно верно исполнять метроритмическую сторону музыкального произведения (приложение 8).

Музыкально-ритмические и пластические движения под музыку являются вспомогательным средством постижения выразительных возможностей метроритма.

Опираясь на моторику, учащийся гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, развивая умение выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы чувственной стороны жизни человека: изящество, грусть, тревожность, безмятежность и восторг и т.д., передавая его общий характер (приложение 9).

Ритмические творческие задания способствуют развитию ритмического чувства ученика, тренируют внимание, память, помогают развить координацию движений (приложение 10).

Воспитание и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани, поскольку все средства музыкальной выразительности взаимосвязаны и всегда в комплексе решают какую-то определенную музыкальную задачу.

Присущее всем детям образное мышление, творческая фантазия, без которых невозможно стать полноценным исполнителем развивается параллельно с чувством музыкального ритма. Начинающие музыканты с удовольствием «рисуют» в движении звучащую музыку, одновременно осваивая основные музыкальные термины.

Музыкально-ритмические движения — один из мощнейших способов развития образного мышления, воображения, воли, внимания, творческой свободы учащихся при обучении игре на фортепиано (приложение 11).

На занятиях по классу фортепиано обязательно уделяю внимание развитию умения на слух определять, какие средства музыкальной выразительности использует композитор. А впоследствии уметь правильно использовать основные музыкальные термины, обозначающие темп (включая агогику), динамику (включая creshendo, diminuendo, f, ff, mf, p, pp, mp); регистр (высокий, средний, низкий); ритм (в том числе пунктирный, синкопы, триоли) (приложение 12).

Формирование навыков распознавания и воспроизведения ритмических оборотов и использование их в творческих формах музицирования

В фортепианной педагогике практически не разработан вопрос освоения ритмических способностей в онтогенезе. В связи с этим из учебной практики учеников выпадает такой, на мой взгляд, немаловажный фактор, как эмоционально-осознанное освоение выразительных возможностей темпа и метра, осваивается лишь один компонент музыкального ритма — ритмический рисунок.

Нарушение последовательности формирования компонентов чувства ритма в онтогенезе (чувство темпа — чувство метра — чувство ритмического рисунка) разрушает структуру ритмических способностей. Такая, казалось бы, несущественная деталь является причиной устойчивых, широко распространённых ритмических ошибок при исполнении учащимися музыкальных произведений.

Кроме того, «непрочувствованное» и «непережитое» не оставляет впечатлений и не создает оснований для самовыражения и творчества. Поэтому в своей работе уделяю особое внимание равномерной пульсации и акцентированию, обращаясь в соответствующим упражнениям (приложение 13).

Развитие чувства ритма основывается на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения. На начальном этапе обучения никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма.

Первый этап в процессе развития чувства ритма — восприятие музыкального ритма на слух и непосредственное воспроизведение его в движениях (ходьба, бег, хлопки, отстукивание и т. д.).

Это период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха.

М. Н. Баринова отмечает: «Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и будут легко восприниматься учеником на слух, можно объяснять правила записи ритма, объяснять размер, такт, группировки» [4].

Второй этап — переход от непосредственного мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками, умение использовать разнообразие ритмических оборотов для создания нового продукта. Постепенно ученик осваивает графическое изображение ритма, у него формируется умение читать ритмический рисунок с листа, используя всевозможные ритмические карточки и ритмосхемы.

Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности ученика.

Первоначально ученик воспроизводит за мной короткие ритмические рисунки, от урока к уроку задания усложняются.

Затем он начинает придуманные ритмические рисунки записывать сначала на фланелеграфе полосками различной длины или короткими и длинными палочками на столе, а затем короткими и длинными штрихами в тетради. Запись придает заданию важность и серьезность — учащийся ощущает значимость своего творчества, повышается его самооценка, ведь он записывает то, что сам придумал (приложение 14).

Ритмослоги — ТА, ти-ти (ДОН, ди-ли) — хорошая ритмическая опора — удобны для произношения, в них не нарушается двуединая функция произношения и исполнения, и они не мешают восприятию и воспроизведению характера мелодии.

Декламационный (речевой) метод — весьма результативный способ работы, который я использую для развития метроритма.

Речь и музыка имеют общие выразительные средства: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактуру, фразировку, форму. Стихотворные тексты, при параллельном включении в работу слуха, речи и движения, позволяют многократно усилить воздействие на ученика. Ни один из множества способов не дает в развитии чувства ритма таких удивительных результатов, как этот.

Как правило, учащихся с полным отсутствием чувства ритма не бывает, а затруднения в воспроизведении ритма часто происходят из-за слабо развитой ритмической памяти (как повторить то, что не запомнил?). Но если ритм «посадить» на стишок, учащийся его обязательно повторит, потому что запомнит! Использую детские считалки с их простыми веселыми ритмичными текстами (приложение 15).

Речевые игры — один из вариантов ритмодекламации. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием. Ученик легко осваивает ритм слов, речи, стихов, который далее становится основой ритмического и мелодического ostinato.

Дети читают длительности нот, простукивают их звуковым молоточком или другими шумовыми инструментами, кроме того, сопровождают простыми ритмическими стихами (приложение 16). Одновременно воспитывается зрительный охват нотного текста, что впоследствии станет важнейшим элементом при чтении с листа.

Наложение ритмов друг на друга способствует развитию внимания учащихся, умения слышать несколько ритмических уровней одновременно, то есть развитию полифонического слуха (приложение 17).

В речевых упражнениях используются все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамика голоса (крик, шепот), плавная и отрывистая речь, разный темп. Это развивает интонационный слух ученика, способность слышать выразительность речи, которая проявится и в исполнении музыки.

Особенно эмоционально учащиеся отзываются на игру с фонемами — звуковыми элементами речи. Ритмически организованные слоги-фонемы можно использовать как ostinato-сопровождение к стишкам, как фон для ритмических упражнений. Фонемы, дополненные движением или «пластическим жестом» (термин Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются учащимся на воображаемые музыкальные инструменты (приложение 18).

На базе ритмических упражнений мы с учеником постепенно осваиваем двух-трехчастную форму, знакомимся с куплетной формой, вариациями, рондо. Поощряю попытки учащихся сочинять короткие пьесы в заданной музыкальной форме, некоторые из них записываем в тетради.

Счет — незаменимый, проверенный веками прием, — часто его использую работе над ритмом. Представляя собой одну из распространенных форм двигательно-моторного (а именно «голосового») отражения ритмических процессов, счет значительно укрепляет чувство ритма, помогает ученику разобраться в ритмической структуре незнакомой музыки, попутно выявляет метрически опорные доли, что важно для недостаточно опытных музыкантов.

В ансамбле с педагогом зрительные и ритмо-двигательные навыки ученика развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную ритмо-метрическую поддержку со стороны слуха. Использую практически на всех занятиях начального этапа обучения игре на фортепиано.

Мощнейшим средством развития чувства ритма является создание ритмических аккомпанементов к музыкальным произведениям, исполняемым учителем или звучащим в записи. Здесь открывается простор для проявления и развития воображения и творческой фантазии как ученика, так и педагога.

В ритмических аккомпанементах к пьесам использую такой вид движения, как «звучащие жесты»: хлопки, шлепки, притопы, щелчки (или хлопки пальцами руки по нижней части ладони), цоканье языка.

«Звучащие жесты» общедоступны, доставляют детям радость, при этом эффективно развивают чувство ритма, внутреннего пульса. Кроме того, использование «звучащих жестов» развивает внимание и координацию учащихся, творческую свободу, что помогает обучению игре на инструменте.

Детские музыкально-шумовые инструменты применяю с той же целью: удобно простукивать ритм звуковым молоточком, деревянной ложкой, погремушкой, бубенцами, можно использовать маленький бубен или барабанчик и т.д. Легкость освоения детских инструментов (в том числе и самодельных) позволяет использовать их для любых творческих форм. Моделирования несложных ритмических движений и их комбинаций, исполнения знакомых движений в игровых ситуациях, под другую музыку, самостоятельно создавать пластический образ, умения находить свои, оригинальные ритмы и движения для выражения характера музыки, исполнении импровизаций на фортепиано, умения оценивать свои творческие проявления.

Инновационные методы работы

Мультимедийные технологии все интенсивнее внедряются как в школьную жизнь наших учеников, так и в классический фортепианный класс. Инновационные методы можно применять с самых первых уроков. (Игра под фонограмму «минус», ритм-ostinato, запись мелодии на смартфон, для подбора по слуху или создания аккомпанемента и т.д.).

Постоянно оказываю помощь и стимулирую попытки учеников, занимающихся дома на электронном фортепиано или синтезаторе, осваивать и использовать возможности их электронного инструмента для исполнения музыкальных произведений и создания новых аранжировок к ним (предварительно я освоила возможности современных электронных клавишных инструментов.

Воспитание средствами музыкально-ритмического искусства любви к классическому и фольклорному наследию мирового музыкального искусства и музыкальным традициям родного края

Воспитание любви к музыке, поддержание интереса к игре на фортепиано, обогащение слушательского опыта ученика разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями я считаю своей приоритетной задачей.

На уроке дети слышат и исполняют как испытанную временем музыку ХVIII-XIX веков, так и яркую, динамичную музыку современных авторов. Прослушивание пьес сопровождается свободными движениями.

Богатый материал для воспитания чувства ритма представляет народная музыка. Например, для усвоения сильных и слабых долей использую белорусские песни «Чаму ж мне не пець» или «Зайграй жа мне, дударочку», а для ощущения паузы — «Сеў камарык на дубочак» (приложение 18).

Ритмичные белорусские, русские, итальянские, испанские танцы дают почву для создания ритмических аккомпанементов и т. д. (приложение 19).

Результативность и эффективность опыта

Используемые мною упражнения на развитие музыкально-ритмического чувства (пластические движения, исполнение музыкально-ритмических импровизаций на фортепиано, ритмические аккомпанементы, отстукивание ритма) стимулируют развитие основных психических процессов – внимания, памяти, воли, образного мышления учащихся.

Кроме того, ритмичные движения способствуют укреплению психического и физического здоровья в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; снижение психологического напряжения посредством смены деятельности, релаксации под музыку в процессе движения и т.д.); поддерживают увлечение занятиями музыкой и пластикой.

Представленный опыт позволил создать условия для полноценного развития чувства музыкального ритма, творческого воображения, эмоциональности, выразительности и ритмической точности, способности к импровизации практически у всех учащихся моего класса (приложение 19).

Дидактические ритмические упражнения явились базой для развития других способностей, составляющих музыкальность: образного мышления, тембрового и звуковысотного слуха, творческого воображения, творческой свободы в использовании музыкальных выразительных средств.

Движения под музыку и исполнение на фортепиано приобрели большую выразительность и ритмическую точность; ученики освоили большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений; развили способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; научились передавать приобретенные умения другим детям.

Заключение

Тема опыта моей педагогической деятельности и разработанный мною и сборник музыкально-ритмических дидактических упражнений «Вначале был ритм» были представлены на МО учителей музыкальных дисциплин ГУО «Гимназия № 15 г.Минска», на практических занятиях для слушателей повышения квалификации учителей музыки АПО, МГИРО.

Также он был опробован на занятиях педагогами по классу фортепиано гимназии и города. Кроме того, в частной практике данный опыт успешно используется мною и коллегами в работе с гиперактивными детьми, для которых воздействие ритмичной музыки, выполнение разнообразных музыкально-ритмических упражнений — это один из мощных способов гармонизации личности и уравновешивания неконтролируемого возбужденного поведения. Считаю тему опыта перспективной, поэтому работа над темой будет продолжена.

Источник

Читайте также:  Подмосковные вечера ноты для скрипки
Оцените статью