Ритмические упражнения с нотами

Ритмические упражнения с нотами

Автор: Л. Жуманова
Год: 2012
Издательство: Семей: Музыкальное училище им. М. Тулебаева
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 14,5 МВ
Язык: русский

Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Умение охватывать многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых пульсаций доли — этот навык, составляющий главное направление работы над ритмом на уроках сольфеджио.
Развитие чувства метроритма — важнейшая форма работы на уроках сольфеджио. Ритмическое воспитание является важнейшей частью всех учебных дисциплин в процессе обучения в музыкальной школе. В музыке высота звуков неотделима от их временной организации. Следовательно, развитие интонации и слуха, а также чувства метра и ритма должны идти одновременно.
Данное методическое пособие может быть использовано во всех звеньях музыкального образования, начиная с музыкальной школы. В нём системно даны метроритмические упражнения по принципу от простого к сложному. Материал расположен в порядке постепенного возрастания интонационных и ритмических трудностей. Автором предлагается специально созданные двустрочные примеры, также систематизированные по степени сложности, помогающие координировать линии двух строк, действия правой и левой рук.
В зависимости от подготовленности учащихся и методических установок педагога материалы разных разделов могут совмещаться: тема может осваиваться на протяжении одного семестра, а может проходить в течении всего курса сольфеджио.
Сборник состоит из двух разделов: ритмические упражнения и ритмический контрапункт к мелодиям, известных композиторов Казахстана. При создании пособия автор учитывал труды своих предшественников: учебники сольфеджио на материале народно-песенной и профессиональной музыки — И. Круглыхина, С. Кузембаевой, Б.Жусубалиева, А. Серикбаевой, Г. Анашкиной, А. Нурбаева.

Читайте также:  Арпеджио для левой руки для фортепиано

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Читка нот с листа. Ритм. Часть 2

В этой статье мы рассмотрим на мой взгляд самую важную составляющую для хорошей читки нот с листа, а именно — ритм. Здесь я предполагаю, что вы уже знакомы с теорией и понимаете как нотируется ритмический рисунок, знаете про длительности нот и пауз. Если нет, тогда я рекомендую изучить соответствующие разделы в любом учебнике по элементарной теории музыки или найти информацию в интернете.

Прежде чем приступить к игре произведений по нотам, вы можете начать тренировать читку ритма с листа. Ведь часто басовая партия может состоять всего из нескольких нот, которые вам найти и сыграть не составит труда, но ритмический рисунок может быть весьма заковыристым!

Рисунок 1. Фрагмент нот c интересным ритмическим рисунком из production show

Подобное часто можно встретить в оркестровых партиях, где ритм секция играет какой-то ритмический рисунок вместе с духовой секцией.

Как заниматься читкой ритмов с листа

Для занятий ритмом вам обязательно понадобится метроном. Не нужно заниматься под полноценные барабанные партии или драм-машинку в самом начале — там слишком много всего, что может вам помешать. Достаточно простого клика на каждую долю. Позже, когда вы немного освоитесь, для усложнения занятий можно включать метроном на 2 и 4 доли например имитируя малый барабан.

По сути тренировка читки ритма с листа сводится к запоминанию звучания различных ритмических групп из восьмых, шестнадцатых, триолей и пауз (для начала этих групп вполне достаточно). Увидев ритмическую группу как на рисунке 2, вам не нужно будет высчитывать как она должна звучать, делить долю на другие длительности, высчитывать, прохлопывать и тому подобное — ваш мозг уже будет знать как она должна звучать в контексте выбранного вами темпа.

Основное правило при занятиях читкой с листа — играть упражнение целиком без остановки. Назависимо от того, занимаетесь вы читкой голого ритма или играете уже по нотам реальные партии, важно понять, что не нужно их заучивать. Заучивая, вы уже не читаете с листа, а играете по памяти. Не нужно останавливаться после каждой ошибки и сразу разбирать непонятный момент в партии — главное стараться не «вылетать» из доли. Допустив ошибку, просто запомните это место в нотах, чтоб вернуться к нему позже, когда доиграете упражнение. Когда вы дочитаете упражнение или одну страницу например, вернитесь к тем местам где вы ошиблись. Сперва попробуйте сыграть это место медленно, настолько медленно, насколько это необходимо, чтобы сыграть его правильно. Если не получилось, тогда разберитесь почему и выявите ваши слабые стороны. Возможно это очень заковыристый ритм, или непривычная для вас аппликатура пальцев? Тут возможны варианты, но не в коем случае не сдавайтесь — все получится!

Книги для тренировки

Вот несколько книг, которые я рекомендую для тренировки различных ритмических рисунков и метров:

  1. Louie Bellson — Modern Reading Text in 4/4 (1989) — супер полезная книга для всех музыкантов, которые хотят научиться читать синкопированные ритмы, улучшить скорость и точность при читке нот с листа. Учебный материал организован по возрастанию от простого к сложному.
  2. Louie Bellson — Odd Time Reading Text (1999) — эта книга станет хорошим дополнением к предыдущей. В ней множество упражнений для читки ритмов в сложных размерах.
  3. Rich Appleman — Reading Contemporary Electric Bass: Guitar Technique (1986) — в этой книге есть как упражнения на ритм, так и реальные партии из различных шоу, мюзиклов и др., которые автору приходилось играть. Funk , Disco , Pop , Fusion , Latin — это своего рода энциклопедия басовых линий в различных стилях. Аккордовые символы не указаны, т.к. книга предназначена для развития читки нот с листа.
  4. Любая книга или школа для барабанщиков, в которой можно найти упражнения на ритмические рисунки и синкопы. Начинайте с простых упражнений и постепенно, только после усвоения материала, переходите к более сложным.
  5. Больше книг вы можете найти на странице нашего сайта Вконтакте в обсуждениях.

О чем нужно помнить при занятиях, несколько советов

В своей книге Rich Appleman дает несколько общих правил не только для тренировки читки нот, но и для развития музыкальности:

  • Не обманывайтесь кажущейся простотой базовых линий и ритмов. Чтобы сыграть их правильно нужна хорошая музыкальность.
  • Нарабатывайте словарь базовых ритмов и стилей и используйте его как основу для дальнейшего роста. Будьте разносторонни и гибки насколько это только возможно.
  • Играйте плотный аккомпанемент, давая надежную поддержку группе. Развивайте хорошее чувство времени и ритма, прежде чем пытаться занять солирующую роль в миксе.

Несколько простых советов о том, как заниматься упражнениями из книги Reading Contemporary Electric Bass:

  • Всегда играйте медленно и без ошибок, когда разучиваете что-то новое.
  • Играйте в различных темпах и с различной фразировкой.
  • Пробуйте играть линии и ритмы в различных тональностях. Заучивайте особенно понравившиеся линии и пробуйте развивать их дальше.
  • Не играйте просто ноты — играйте музыку.

В следующей статье мы разберем упражнения, которые помогут выучить ноты на грифе бас гитары и на нотном стане (в любом ключе).

Источник

«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».

специалист в области арт-терапии

«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма».

Разработала музыкальный руководитель МБДОУ «детский сад №43»

Рассматривая роль музыки в концепции К. Орфа, необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии.

Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра( от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее ритмического рисунка( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же Он пройдет?
Вот когда Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало- Песенки начало.
Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!

Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик .

Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично). Осенины на дворе. Ре. Плачет ветер за дверьми. Ми. Дождика тиха строфа. Фа. У него своя есть роль. Соль. Затихает вся земля. Ля. Дождик скуку унеси! Си. Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 — до1 – до2. I I I I.

Текст читает педагог, дети играют на металлофонах и поют ноты в указанном ритме.

Со звучащими жестами:

Девочки и мальчики

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.

Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.

Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю ». После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка. Упражнение «Дядя Степа». Выбираются двое детей разного роста. Первый –«дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети . сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал

ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы».

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал

идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается рядом с дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая –восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза. Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Хлопки восьмыми нотами

— Кап, кап,кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Спать сосулькам не даете!

Хлопки восьмыми нотами

Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет

Носики нам щекочет

Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

Игра на металлофоне

Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

Упражнение с хлопками (Венгерская мелодия)

I часть. Дети идут друг за другом; на сильную долю тактов они останавливаются, не приставляя ногу, а на паузу делают хлопок.

II часть. Все бегут «змейкой» за ведущим; на сильную долю тактов 4 и 8- остановка. На паузу- хлопок.

Ритмическое упражнение «Эхо». (Татарская танцевальная песня А. Эшпая).

Это упражнение способствует усвоению ритмических групп: восьмая, 4 шестнадцатых, восьмая; и 4 шестнадцатых. Дети стоят по кругу лицом к центру, держась за руки. В центре круга ребенок с бубном в руках. Такты 1-4. Выполнение ритмического рисунка ударами в бубен. Такты 5-8. Ребенок продолжает тихо ударять в бубен. Остальные дети прохлопывают ритмический рисунок в ладоши. Такты 9-16 и 17-24. Повторение заданий тактов 1-8.

Музыка проигрывается снова. Такты 1-4. Дети идут к центру круга (семь шагов) и на последнюю восьмую топают ногой.

Такты 5-8. С правой ноги отходят назад спиной, топая на последнюю восьмую.

Такты 9-12. Легко бегут по кругу вправо (шаг на каждую восьмую). Такты 13-16. Бегут влево. Одновременно ребенок с бубном негромкими ударами выполняет ритмический рисунок.

Такты 17-24. Ребенок с бубном называет имя любого из детей и тот повторяет заданный ритмический рисунок. Дети оценивают исполнение.

Слушаем и различаем ( с ритмическими карточками)

1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.

Песни Е. Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».

2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.

Рекомендации: Материал может быть применён в свободной деятельности детей: в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и педагогом; на прогулках с родителями, на праздниках.

Источник

Оцените статью