- Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
- Блюз >Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи
- Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии
- Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи
- Создавайте собственные блюзовые риффы
- Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично
- Блюзовые рифы — блюз ритм.
- Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
- Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
- Немного из истории блюза
- Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
- Слушать
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
- Тренировка игры под минус
- Блюзовая пентатоника
- Приемы игры
- Разбор других песен
- Работа над фразировкой
Три простых аккорда. Как играть блюз. Табулатура
Грустная американская музыка на трех аккордах. Не очень понятно по тексту за что они там убиваются, говорят, что тексты очень простые, но сама музыка как-то трогает за душу. Качает завораживающий ритм. И хорошо бы то же как-нибудь подыграть. Как играть блюз?
Давайте разберем характерные блюзовые приемы исполнения на гитаре.
Аккордов нам потребуется для этого – три с половиной.
Для большей грусти добавляется самый простой аккорд на гитаре Em7 (ми-минор-септ), для исполнения которого нужно прижать только одну струну одним пальцем.
Am7 (ля-минор-септ) Dm7 (ре-минор-септ) Em7 (ми-минор-септ) E7 (ми-септ)
Блюзовая последовательность аккордов или блюзовый квадрат:
Am7 Dm7 Am7 Em7 Dm7 Am7 E7
Одно из главных приемов исполнения – это конечно блюзовый рваный ритм.
Разучивать нужно не торопясь, ритмично считая. Рука двигается попеременно вверх вниз по струнам через паузу. >>слушать >слушать >послушать
Источник
Блюз >Ритм-гитара в стиле блюз: что нужно, чтобы играть, как профи
Что общего между Джоном Фрусчанте (John Frusciante), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix) и Стиви Рэем Воном (Stevie Ray Vaughan)? Все это — великие гитаристы. Но сегодня я хотел бы особенно подчеркнуть их умение наполнять ритм-партии гитары настроением и мощью.
А вам доводилось играть фанк-рок? Если да, то, возможно, вы уже сталкивались с такой проблемой: хочется хорошего, фанкового звучания, а получается что-то не то… Умение сделать свою игру насыщенной, сочной, заводной (здесь можно перечислить целую кучу эмоций, которые вам хотелось бы выразить) жизненно необходимо каждому гитаристу!
В одном из прошлых уроков мы уже говорили о том, как можно разнообразить блюзовую прогрессию аккордов. В результате у нас получилось несколько замечательных блюзовых риффов, звучащих очень свежо и необычно. Взгляните на табулатуру, представленную ниже, и вы поймете, о чем я.
Итак, разберем эту фразу подробнее.
Первое время вам будет казаться, что играть ритм в подобном стиле не так просто, но постепенно вы справитесь, и это поможет вам значительно повысить ваш уровень владения гитарой. Ранее я уже говорил о том, что сначала нужно отрабатывать фразы медленно. Особенно если у вас появляются трудности с правой рукой — чтобы научиться правильно играть апстроками и даунстроками, нужно время.
Не забывайте разбирать и тренировать каждое движение в отдельности. Так вы сможете впоследствии играть быстрее и качественнее. Исполните фразу, представленную ниже. Это тот же самый рифф, но в более медленном темпе.
Если вы пока не привыкли играть ритм в подобном стиле, возможно, у вас появятся проблемы с глушением незадействованных струн. Такие риффы следует играть как можно более агрессивно и жестко. Так они зазвучат еще интереснее.
Если вы хотите играть, как Стиви Рэй Вон, вам придется научиться глушить струны пальцами левой руки (в том числе и большим пальцем). Научиться этому за один день не получится, но осваивать эту технику все же стоит. Особенно если ваша цель — научиться хорошо играть блюз на гитаре.
Поэтому не волнуйтесь, если поначалу у вас не будет получаться — просто дайте себе время и учитесь постепенно, шаг за шагом. Итак, начнем. Если вы только начинаете осваивать блюз, советую вам обратить особенное внимание на упражнения, приведенные ниже. Они будут очень полезны для вас.
Упражнения для тех, кто хочет научиться играть первоклассные ритм-партии
Тональность А минор, пентатоническая гамма. Все ноты на 5 ладу играем указательным пальцем. Постепенно можете привлекать и другие пальцы. Чем выше нота — тем сложнее играть.
Теперь сыграем таким образом всю гамму.
Ну а сейчас применим эту идею к блюзовому шаффлу. Особое внимание уделите глушению незадействованных струн. За один удар должна звучать только одна нота:
Чтобы научиться уверенно играть шаффл, играйте апстрок на каждую слабую долю. Не забывайте глушить все струны при апстроках. На следующей табулатуре показано, как играть шаффл:
Нередко начинающие гитаристы играют этот рифф неправильно, так как не глушат незадействованные струны, что звучит довольно скучно. Это часто происходит из-за некорректного представления риффа в табулатуре. Обычно ноты Х (т. е. приглушаемые ноты) никак не обозначаются, что, конечно, ведет к тому, что гитаристы игнорируют их.
Занимайтесь регулярно — только так вы сможете научиться играть, как настоящий профи
Что же дальше? Чтобы достичь поставленной цели, очень важно часто и регулярно тренироваться. Как заставить себя регулярно заниматься на гитаре, я уже писал в одном из прошлых уроков. Допустим, вы играете упражнения, приведенные выше, довольно уверенно, но время от времени глушите все-таки не все струны.
Нужно обязательно справиться с этой проблемой. Если вы хотите добиться виртуозного владения гитарой, вам придется смириться с тем, что на освоение этой техники потребуется несколько месяцев. Не отступайтесь и продолжайте работать.
Начните с восьмых нот и играйте под метроном. Возможно, вам придется вернуться к первому упражнению и попробовать сыграть его без метронома. Это особенно важно в том случае, если пока не удается полностью глушить все незадействованные струны. Играйте в удобном для себя темпе, даже если он кажется вам очень медленным. Вы справитесь! Главное — не сдаваться. Сначала потренируйте отдельно даунстроки. Затем сконцентрируйтесь на апстроках. И только после этого попробуйте объединить даунстроки и апстроки. Это потребует от вас определенных усилий и терпения, но это того стоит.
Важно так же изучить урок, который является основой блюзовой ритмики. С его помощью Вы сможете еще более подробно разобраться что к чему.
Также вы можете играть привычные вам блюзовые шаффлы и риффы, используя технику глушения. Только не забывайте о нотах Х — в табулатуре внизу они не изображены. Тех гитаристов, которые играют эти риффы без глушения незадействованных струн, ждет разочарование — они никогда не смогут добиться звучания SRV.
Эта техника — неотъемлемая часть его стиля. Но изобразить на табулатуре его энергию и чувственность игры, к сожалению, никому и никогда не удастся! Тем не менее, прием глушения позволит вам значительно приблизиться к звучанию великого гитариста.
Создавайте собственные блюзовые риффы
Конечно, наша основная задача — постоянно развивать технику игры, не забывая при этом о музыкальности. Я всегда и всем говорю: не бойтесь творить! В конечном итоге это всегда окупает себя.
Возможно, теперь вы захотите придумать свои интересные блюзовые риффы и сыграть их техникой глушения. Минорная пентатоническая гамма — отличная возможность для тренировки. Также это богатый источник идей.
Аппликатура этой гаммы, на которой мы основывались в данной статье, очень удобна для такого стиля игры ритм-партий. Конечно, вы также можете играть на основе других гамм, но пока я советую вам сконцентрироваться на минорной пентатонике. Никто не запрещает вам добавлять в нее ноты из других гамм, но первое время старайтесь все-таки не покидать рамки пентатоники.
Хаммер-оны, пулл-оффы, дабл-стопы, слайды, вибрато — все это вы можете использовать для украшения собственной игры. Благодаря этим приемам, многие гитаристы значительно повышают свой уровень игры соло, но мало кому удается научиться встраивать их в ритм-партии.
Если вы справитесь с этим, ваши ритмы изменятся в лучшую сторону. Более того, игра ритма и соло с применением техники глушения, о которой мы говорили сегодня, даст вам возможность поразить любого, даже самого требовательного, слушателя.
Играйте то, что вы чувствуете! И делайте это динамично
Ритм-партию всегда можно наполнить динамикой и чувством. Вы можете играть мягко или жестко, тихо или громко, ваше звучание может быть агрессивным или нежным, тяжелым и прямолинейным или более фанковым и задиристым. Глушение незадействованных струн вместо однострунных риффов поможет вам сделать вашу игру более динамичной. Так вы донесете до слушателя гораздо больше!
Надеюсь, эта статья станет для вас источником новых идей, а ваше звучание станет более профессиональным и интересным. Технику, которую я описал, можно успешно применять как к игре соло, так и в ритм-партиях, поэтому ей стоит заняться.
Об авторе:
Энтони Рэйнерт (Antony Reynaert) — преподаватель игры на гитаре в стиле блюз. Он живет и работает в Бельгии.
Хотите получать свежие интересные уроки гитары? Подписывайтесь на бесплатную ежедневную рассылку от Гитаршколы, настраивайте подписку только на те категории уроков, которые хотите получать и совершенствуйте свою игру на гитаре каждый день!
Источник
Блюзовые рифы — блюз ритм.
Блюзовый ритм на гитаре играется достаточно просто, в данном случае рассмотрим следующую последовательность аккордов. Что бы сделать Ваши уроки гитары более разнообразными Вы можете подставить и свои аккорды, которые Вам больше нравятся.
А5 – ля / Е5 – ми / А5 – ля / D5 – ре / А5 – ля
Сейчас «обыграем» эти аккорды и придадим им типичный блюзовый вид.
•Следите за тем, чтобы все ноты звучали ровно и чисто.
•Длительность всех нот была одинаковая (не торопитесь и не отставайте от метронома).
Выглядеть это будет так.
Здесь Вы можете скачать табы для этого урока в guitar pro 5
Играйте этот ритм ударом медиатора вниз.
1-ый аккорд А5 – ля.
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и не отрывайте его до конца такта (следующего аккорда).
Зажмите 1-ым (указательным) пальцем 2-й лад на 4-ой струне и одновременно ударьте медиатором по открытой пятой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу) и так 2 –раза.
Затем, не отпуская 1-ый палец, поставьте 3-й (безымянный) палец на 4-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 4-ом ладу).
Отпустите 3-й (безымянный) палец и ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
Напоминаю, что указательный палец мы не отрываем от 2-ого лада (до следующего аккорда).
Далее поставьте 4-й палец (мизинец) на 5-й лад на 4-й струне и одновременно ударьте медиатором по 5-й открытой и 4-й струне (зажатой на 5-ом ладу).
И снова держа 1-ый пальцем (который Вы ещё не отрывали от 2-ого лада) одновременно ударьте открытой 5-й и 4-й струне (зажатой на 2-ом ладу).
В концовке такта, две последние ноты удары медиатором делайте, только по 5-й струне.
5-ую струну зажмите на 3-ем ладу 2-ым пальцем (средним), затем 4-й лад 3-им пальцем (безымянным).
Далее аккорд Е5 – ми обыгрывается так же, но на 5-й и 6-й струне.
Соответственно указательный палец не отрывайте от 2-ого лада на 5-й струне.
Далее думаю, Вы разберётесь сами.
Посмотрите как это должно звучать.
Попробуйте поменять последовательность аккордов, играть быстрее или медленнее, обязательно записывайте себя на аудио и видео это поможет Вам взглянуть на себя со стороны и Вы увидите над чем Вам нужно ещё поработать. Присылайте свои записи интересно посмотреть, что у Вас получается.
Скачать табы для этого урока в guitar pro 5 [download ]
Источник
Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.
Немного из истории блюза
На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.
Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.
Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.
Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
Слушать
Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.
- Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
- Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
- Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
- Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
- Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
- Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
- Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)
Блюзовый ритм
Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.
То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.
Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.
Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.
Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.
Например, очень популярна следующая гармония:
И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.
Существует еще одна, совсем простая последовательность:
Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.
Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.
То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:
Тренировка игры под минус
Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.
Jam Track — 70 bpm
Jam Track — 100 bpm
Блюзовая пентатоника
А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.
Приемы игры
Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.
- Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
- Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
- Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
- Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.
Разбор других песен
Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.
Работа над фразировкой
Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.
Источник