Ритмы марша по нотам

Интонации и ритмы марша

Разделы: Музыка

Цель: сформировать представление об особенностях интонации и ритма марша, показать на примерах значение этого жанра в жизни человека.

1.Обучающая – учить слышать интонационные особенности марша, определять виды маршей, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, воспитывать культуру слушания музыки.

Оснащение урока: компьютер, презентация по теме урока, фортепиано.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

2. Актуализация знаний.

Сегодня вам придётся вспомнить наши самые первые уроки музыки (выйти на жанры).

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

О чём пойдёт сегодня речь? (о маршевой музыке)

3.Постановка учебной задачи.

На первой парте лежит знакомый вам словарь Ожегова. Как вы думаете, для чего он нам на уроке музыки? (узнать значение слова).

Какое из представленных в словаре значений необходимо нам сегодня на уроке:

Марш – способ строго размеренной ходьбы в строю;

Марш – музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для коллективного шествия;

Марш — команда, приказ двигаться, идти.

Но слово марш мы будем использовать на уроке в форме множественного числа, почему?

(марши бывают разные).

4.Построение проекта выхода из затруднения.

В чем же будет заключаться задача ваша на уроке?

(узнать о разных маршах и их интонационных особенностях).

К сегодняшнему уроку вы получили индивидуальные задания. Послушаем тех, кто их готовил.

1 ученик: Французское слово marche переводится как “ходьба”, “движение”. Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (военные основных 3 видапоходные, церемониальные и траурные марши.

При всём разнообразии и отличии друг от друга все марши имеют общие черты, которые я предлагаю сразу хорошо запомнить: (слайд)

1). Размер наиболее удобный для ходьбы

2). Чёткое деление мелодии на равные отрезки, как правило, по 8 тактов (или по 4). Такое строение называется квадратным.

3). Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.

4). Характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным ( или ).

“День Победы” — исполнение, обсуждение, какие признаки маршевой музыки мы слышим в этой песне? (размер, квадратное строение, пунктирный ритм), работа над чистотой интонации.

Все эти признаки по отдельности могут встретиться в любой музыке, не обязательно в марше. Но, собранные все вместе, они обязательно придадут музыке характер марша.

2 ученик: Ещё в глубокой древности воины в походах взбадривали себя энергичными песнями. В XIV–XV веках в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Это потребовало специального музыкального сопровождения. Вначале таким сопровождением могла быть любая известная солдатская песня, сыгранная, например, на флейте под ритмичный аккомпанемент барабана. А вскоре стали писать и специальную музыку для строевой ходьбы — марши. Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты, самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать. А особые военные оркестры появились уже позже, в XVI–XVII веках. Основу этих оркестров составляли медные духовые инструменты

3 ученик: Есть и ещё один признак, который может встретиться в любом марше, но особенно характерен для основных его видов. Этот признак можно встретить в любой военной музыке. Он связан не только с музыкальной выразительностью, но и с техническими возможностями медных духовых инструментов, с особенностями их конструкции.

Так вот, пятый признак маршей — особый тип интонаций: часто встречаются ходы по трезвучиям с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.

(Фанфара — старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только натуральный звукоряд, в котором основное место занимают ходы по трезвучию)

Сигнал — это ещё не музыкальное произведение. Но он обладает музыкальной интонацией. А, как мы знаем, любая музыкальная интонация имеет определённую выразительность. Бодрость духа, энергия, решительность — всё это есть в фанфарных интонациях. Сигнальные интонации настолько вросли в армейскую жизнь, что без них нельзя представить себе военной музыки (музыка)

5. Первичное закрепление

Походные марши отличает темп быстрого шага, бодрая, энергичная и очень простая мелодия. Эта мелодия должна легко запоминаться и не отвлекать от ходьбы.

Вот мелодия одного из первых русских маршей — “Марша Преображенского полка”. Это обработка солдатской песни “Славны были наши деды”. Этот марш появился в эпоху Петра I, то есть в самом начале XVIII века (звучит запись марша).

— В каком ладу, мажорном или минорном прозвучала музыка?

— А может быть марш написан в миноре? (ответы, аргументы)

Но бывают и минорные походные марши. И один из них вы все наверняка знаете. Это марш “Прощание славянки”. Его написал в 1912 году Василий Иванович Агапкин.

Агапкин не был профессиональным композитором, он был военным музыкантом — сначала трубачом, а потом дирижёром. В 1912 году шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Славянские женщины провожали близких на фронт. Этим женщинам и посвящён марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная мелодия, отсюда и минор(звучит марш).

Мы всё время говорили о “Прощании славянки” как о походном марше, хотя слышали его много раз на торжественных церемониях, и не только военных. Это не случайно. Главное требование к парадным, праздничным маршам — высокий художественный уровень. “Прощание славянки”, одно из выдающихся произведений своего жанра, вполне удовлетворяет этому требованию.

6. Самостоятельная работа

А теперь вам предстоит самостоятельная работа.

Прозвучит фрагмент музыкального произведения. Возможно, он кому-то знаком. Ваша задача на своих листочках проанализировать его: найти или не найти признаки марша, привести аргументы, отметить особенности музыки (звучит “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки).

Домашнее задание: найти информацию о маршах, звучащих в операх, балетах.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Ритмы Марша

Перевод: Африканские ритмы . Майкл Томпкинс. Оркестр. Бас барабаны. Маримба.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Тромбон ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan. Класс 1.5.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan. Класс 1.5.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Хорн ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. B-Flat Труба ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Тромбон ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Начало. Первый класс — In Concert. Начиная Band — Класс 1.5 — Флейта — С Часть 2.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Ударные ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan. Класс 1.5.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. B-Flat Труба ноты. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan.

Перевод: Первый класс — In Concert. Ритм . Иаков Де Хаан. Начало. Первый класс — In Concert. Композиторы Jacob De Haan. Класс 1.5.

Перевод: Маршируют по Мадриде Херб Альперт. Медленно, ровный ритм . — Нот. Сольные инструментальные. План. Аккорды. Совместимый. Херб Альперт.

Перевод: Маршируют по Мадриде Херб Альперт. Медленно, ровный ритм . — Нот. Сольные инструментальные. План. Аккорды. Совместимый. Херб Альперт.

Перевод: Реквизиты — Книга 1. Баритон T.C. — Книга только. Баритон Рог ТК ноты. Реквизиты — Книга 1. Баритон T.C. — Книга только для баритона T.C..

Перевод: Реквизиты — Книга 1. F Рог. — Книга только. Хорн ноты. Реквизиты — Книга 1. F Рог. — Книга только для валторны. Метод Концерт группы.

Перевод: Ансамбль Классика для кларнета четверки — Книга 2. Торжественный марш . Кларнет ноты. для двух кларнетов Bb, Альто и бас кларнетов.

Перевод: PlayTime Популярные. Выборы обеспечивают усиление основного ритма и записать чтения. Нэнси Фабер. Метод фортепиано ноты. Уровень 1.

Источник

Ноты для фортепиано — Популярные марши

сборники, ноты для фортепиано pdf

Марш — музыка для шествия (войск, демонстраций и тому подобное). Существуют марши для концертного исполнения.


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши
для фортепиано
составитель М. Назаров
«Музыка», 1966г.
номер 3557
(pdf, 3.05 Мб)

  • В.А. Моцарт. Турецкий марш. (Рондо из сонаты Ля мажор)
  • Л. Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
  • Ф. Мендельсон, соч. 61 № 4. Свадебный марш из музыки к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
  • Ф. Шуберт, соч. 51 № 1. Военный марш
    • Ракоци-марш. Обработка В. Поора
  • Ф. Шопен, соч. 35, Траурный марш из сонаты си-бемоль минор
  • И. Штраус, соч. 288. Персидский военный марш.
  • М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  • С. Прокофьев. Соч. 33. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Скачать ноты


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши

для фортепиано
выпуск 4
номер 6967
(pdf, 3.67 Мб)

  • Ш. Гуно. Марш, из оперы «Фауст»
  • Э. Григ. Норвежский марш
  • Л. Бетховен. Соч. 26. Траурный марш из сонаты № 12 для фортепиано
  • Р. Шуман. Соч. 76, № 1. Марш
  • А. Серов. Марш Олоферна из оперы «Юдифь»
  • М. Мусоргский. Марш преображенцев из оперы «Хованщина»
  • П. Чайковский. Соч. 31. Славянский марш
  • Г. Свиридов. Марш на тему М. И. Глинки
  • И. Дунаевский. Спортивный марш из кинофильма «Вратарь»
  • И. Дунаевский. Весенний марш из кинофильма «Весна»
  • В. Мурадели. Марш Ленинского комсомола
  • А. Новиков. Марш коммунистических бригад

Скачать ноты

Г. Шестаков
СЛОВО О МАРШЕ

Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните свое!
Выдавайте по пуду мажора на брата
И по пуду минора -Если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, Но только свое.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжелые, словно арбузы!
Сыпьте вальсы веселой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.
Выжимайте, как штангу тяжелоатлеты. Тонны музыки
плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлета
И встречайте солдат, что вернулись с войны.

Это стихотворение Бориса Слуцкого «Духовые оркестры». Вдохновенная ода в честь «басовитой, мужеподобной музы». И у музы этой — как, впрочем, и у любой другой — есть свой самый любимый жанр. О нем и пойдет речь.
Вначале был ритм. Вернее краткие, повторяющиеся барабанные сигналы, под аккомпанемент которых солдатам было удобно «идти в ногу». Такая ходьба была принята в некоторых европейских армиях уже в XIV —
XV веках. И вот когда какой-нибудь полковой флейтист сыграл под эти барабанные звуки мелодию старинной солдатской песни, появился. Да, появился марш — соединились мелодия и ритм. Первые марши были очень простыми. Флейта высвистывала нехитрый, но запоминающийся мотив, а барабан отбивал четкую ритмическую фигуру. Постепенно к этому дуэту подключились и другие инструменты.
С тех пор прошло много лет. Конечно, марш изменился. Он стал гораздо богаче по музыке, более развернутым по форме. Сейчас он обычно состоит из трех частей — мужественным и бодрым крайним противостоит несколько более лирическая середина. Но его характерные жанровые признаки в общем изменились мало. Умеренный темп, четный метр, мажорный лад. Мелодические интонации краткие, энергичные. Ритм отчетливый, рельефный. Слышатся отзвуки фанфарных сигналов, барабанной дроби.
Конечно, жанр этот особенно бурно развивался в военное время. С конца XVII века во всех европейских армиях в каждом полку имелся свой собственный марш. Причем названия свои марши нередко получали в честь какого-нибудь знаменитого сражения: «Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году», «Парижский марш 1814 года», «Бой под Ляоляном» и многие другие.

Но подлинный расцвет этого жанра всегда приходился на эпохи революций и революционных войн. Великая французская революция выдвинула целую плеяду композиторов, в творчестве которых марш стал основным жанром. Самый знаменитый марш той поры — это, конечно, «Марсельеза», созданная Руже де Лилем.
К концу XVIII века военные капеллы, состоявшие из деревянных и медных духовых, а также некоторых ударных инструментов, были дополнены большим барабаном, тарелками, треугольником, цимбалами и другими инструментами из так называемой «янычарской музыки». Этот экзотический для того времени ударно-шумовой колорит очень изящно и изобретательно стилизовал Моцарт в своем известном «Турецком марше».
Позже марш становится жанром не только военной, но и бытовой музыки. Марши отца и сына Штраусов с неизменным успехом исполняли садовые и парковые оркестры многих стран мира. Интересно, что марши создаются не только для духового, но и для симфонического оркестра — Мейербером, Вагнером, Чайковским, Глазуновым, Рихардом Штраусом. Марш или песня-марш оказываются почти обязательным номером в различного рода музыкально-развлекательных представлениях прошлого века: оперетте, варьете, ревю.
На рубеже XIX — XX века жанр этот заметно обновляется. К примеру — в творчестве американца Джона Филипа Сузы, который, пожалуй, впервые начал активно использовать в своих маршах острые ритмы и игривые интонации популярных танцев того времени — кейкуока и тустепа.

Марш оказался одним из источников джазовой музыки. (Об этом, кстати говоря, как бы «вспоминает» в своей композиции «Ушедший марш» знаменитый джазовый пианист Оскар Питерсон.) Маршевые интонации и ритмы отчетливо слышатся в музыке диксилендов. И вообще — нынешнее столетие дало интереснейшие примеры музыкальных жанров, синтезирующих признаки марша и популярных танцев: марш-фокстрот, марш-самба, бит-марш.
Марш становится, однако, не только более танцевальным, но и более напевным, мелодичным. Особенно — в русской музыке. Достаточно вспомнить, к примеру, марши Чернецкого или Иванова-Радкевича. Это — классика жанра. Марши этих композиторов звучат и по сей день — на парадах и демонстрациях.
Известный советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский причислил марш наряду с песней и танцем к «трем китам», на которых держится музыкальное искусство. Но «китом» марш оказался далеко не только как жанр военной, бытовой или развлекательной музыки. Издавна марш для многих композиторов служил самостоятельной художественной формой. Еще в конце XVI века английский композитор Уильям Берд в большое сочинение для клавесина «Битва» ввел разделы, называвшиеся: «Марш пехотинцев», «Марш кавалеристов», «Марш перед сражением».
А первым композитором, широко использовавшим марш в качестве отдельного номера в оперном и балетном представлении, был Жан Батист Люлли. Шествия героев, торжественные процессии и прохождения войск на сцене неизменно сопровождались у него звуками марша. Интересно, что в своих многочисленных маршах Люлли часто использовал ритмы тогдашних придворных танцев — менуэта, гавота, бурре.

В героических операх или ораториях марш был номером почти обязательным. А марш из оперы Генделя «Сципион» даже стал парадным маршем британских гренадеров.
Но, конечно, композитором, музыка которого буквально пронизана маршевыми интонациями и ритмами, был великий Бетховен. Он испытал большое влияние музыки, звучавшей во время церемоний и празднеств эпохи Великой французской революции. Бетховен пишет военные марши для ансамблей духовых инструментов, вводит марш в некоторые свои симфонии и фортепианные сонаты. И даже самый большой успех при жизни пришел к Бетховену после премьеры в 1813 году его самого «маршевого» сочинения — «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории».
В симфонической музыке после Бетховена марш постоянно встречается у Берлиоза и Чайковского, Малера и Шостаковича. И подчас он кардинально переосмысливается. К примеру, в Первой симфонии Малера похоронный марш оборачивается гротескно-пародийной сценой: лесные звери оплакивают охотника. В Седьмой симфонии Шостаковича марш становится олицетворением фашистского нашествия — злобной, тупой, враждебной человеку силы.
Но марш не только симфонизировался. Он постепенно проникал и в камерную музыку — инструментальную и вокальную — особенно у композиторов-романтиков. Очень любил маршевые ритмы Шуман. В его фортепианной музыке немало примеров претворения этого жанра.

Словом, марш проник буквально во все области серьезного музыкального искусства. Однако язык симфонической и камерной музыки постепенно все более и более усложняется, и это входило в противоречие с родовыми признаками марша — лапидарностью и простотой ритмо-интонаций. Поэтому композиторы конца XIX — XX веков использовали марш чаще всего в эпизодах, оттеняющих более сложные по мелодии, фактуре, ритму фрагменты или части сочинения.
Однако марш не ушел на второй план. Он стал музыкальной основой массовой песни, первыми образцами которой были гимны эпохи Великой французской революции. Многочисленные революционные песни XIX — начала XX века, такие, как «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Бандьера росса» и другие, также впитали в себя маршевые интонации и ритмы. Песни-марши исполняются большими массами людей во время демонстраций, митингов, собраний. Как никакой другой жанр песня-марш способна сплотить людей. Это музыка площади, музыка борьбы и победы.
Многие советские массовые песни — это песни-марши. Вспомним песни, рожденные гражданской войной, — «По долинам и по взгорьям», «Марш Буденного», «Красная армия всех сильней», первые комсомольские и пионерские песни, такие, как «Молодая гвардия», «Наш паровоз». В основу некоторых из них ложились уже известные мелодии. Так, автором пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» считается Сергей Дежкин, однако у него был соавтор — Шарль Гуно, чей «Марш солдат» из оперы «Фауст» послужил образцом для этой песни.

И не случайно нашего выдающегося композитора-песенника Исаака Дунаевского называли «королем марша» по аналогии с Иоганном Штраусом — «королем вальса».
В годы Великой Отечественной войны под звуки марша солдаты уходили на фронт. А песня-марш «Священная война» А. Александрова стала музыкальным символом этого времени — символом высоким и волнующим.
И сегодня многие наши композиторы обращаются к жанру песни-марша — Туликов, Пахмутова, Тухманов. Причем в своих песнях они нередко опираются на традиции русской маршевой музыки. «День Победы» — одна из самых ярких, любимых песен последних лет. Когда композитор писал ее, он сознательно использовал интонации русского военного марша — вспоминается «Прощание славянки», «Тоска по Родине».
Старинный и современный, военный строевой и концертный симфонический — все это марш, — один из самых популярных жанров музыкального искусства.
Возглавляющий парады и провожающий космонавтов.
Вдохновляющий на ратные подвиги и мирный труд.
Это — марш!

Источник

Оцените статью