Роберт фальк у пианино

Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Личное дело

Роберт Фальк был рожден в 1886 году в Москве в еврейской семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу, которая славилась строгими порядками. Да и дома мальчиков воспитывали в спартанском духе.

Незаурядные способности Роберта к музыке всячески приветствовались родителями. А вот его талант к рисованию практически не замечался, так как считался несерьезным. В 1903 году Роберт впервые попробовал писать маслом и решил стать живописцем. В автобиографии Фальк писал: «Когда мне подарили масляные краски, я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».

Это заявление очень расстроило родителей. Ведь не о таком будущем они мечтали для своего сына. Куда престижней была карьера адвоката или доктора, на худой конец музыканта, но уж никак не художника! Вечно голодного, без определенного будущего и заработка. Однако отговорить сына от такого выбора было невозможно. И если уж разобраться, то это действительно был странный выбор еврейского юноши.

Но как бы там ни было, Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин, заложившие основу под его творчество. Живопись Фалька со студенческих лет была наполнена игрой света и цвета, где форма растворяется в цвете.

По окончании училища Фальк вошел в объединение «Бубновый валет», и на первой же выставке за проданную картину получил хотя и не большие деньги, но их хватило художнику, что бы посетить известные города Италии.

Были в жизни Фалька слава и признание, непонимание и страх быть репрессированным, нищета и голод, однако он никогда не отходил от своих принципов ни творческих, ни моральных. В своих творческих исканиях художник не пошел далее первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. На его полотнах образы выражены объемностью формы и угловатыми пятнами насыщенного цвета. И все это лаконично, реалистично и осязаемо в каждом предмете, изображенном на его холсте.

Роберт Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, и интерьеры. Одной из лучших картин художника является «Красная мебель» (1920), где экспрессия красного цвета завораживает.

Революция 17 года внесла свои коррективы в судьбы многих художников того времени. Роберту Фальку она принесла признание и известность: в 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, где занимался преподавательской деятельностью. Затем был назначен деканом этих мастерских и снискал славу театрального художника.

Личная жизнь художника

Личная жизнь художника в те годы, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с первой женой Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался.

Третьей женой Фалька стала его студентка, в будущем поэтесса и художница — Раиса Идельсон, которая поедет с ним в Париж и вскоре после развода вернется в Россию.

Вернувшись из Парижа Роберт, в 1939 году, женится в четвертый раз. На сей раз его избранницей стала Ангелина Щёкин-Кротова, которая до последних дней художника будет верной его спутницей.

От первых двух браков у Роберта родились сын Валерий, погибший в годы Отечественной, и дочь — Кирилла. И на протяжении всей жизни художник будет заботиться о них и бывших своих женах, каждая из которых для него была музой.

Париж в судьбе художника

В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет.
«Парижское десятилетие»(1928—1937) было одним из самых плодотворных периодов в творчестве Фалька, принесших ему новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что время проведенное в Париже явилось вершиной творчества Роберта: «Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость».

Однако он там не смог стать представителем богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.

Назад в СССР

Вернувшись из Парижа в Москву, в начале 1938 года, Фальк оказался совершенно не в той среде, какую покинул почти десятилетие тому назад. Явно прослеживались следы борьбы с неугодными для советской власти художниками. И было совершенно ясно, что утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в современный мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму.

Когда художника спрашивали, неужто он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось, но гораздо позже. после его смерти. Однако и репрессий в отношении художника также не последовало. Возможно, сыграла свою роль дружба с влиятельными людьми.

Живописец перестал быть популярным, его работы подверглись критике за «формализм», что практически означало полную изоляцию от творческой среды. У Фалька не было даже мизерного заработка, так как существовало негласное табу на какую-либо работу для художника. Спасали лишь частные уроки, за которые платили сущие гроши. Жизнь впроголодь, тяжелая болезнь сказывалась на общем состоянии, но художник неустанно работал.

Годы войны Фальк с женой провел в эвакуации в Самарканде, а вернувшись в Москву не оставлял ее до самой смерти. В послевоенные годы живописец становится представителем «неофициального искусства» и вдохновителем подпольной художественной оппозиции. И лишь «хрущевская оттепель» разрядила напряжение между противоборствующими станами в художественной среде. Но до своего триумфа Фальк не дожил, умер художник в полной изоляции в 1958 году.

За все годы ни один музей союза не приобрел ни единой картины «чуждого» для советского зрителя Фалька, за этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после смерти Роберта Рафаиловича директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.

Власти также вспомнили о художнике посмертно, в канун 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, на что его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»

Сегодня полотна живописца хранятся в музеях Москвы и множества городов России, являясь бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.

Среди художников той эпохи был и Иван Алексеевич Владимиров, разоблачающие хроникальные картины которого 100 лет не показывали миру.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.

«Український космос» / Олег Шупляк Шупляк Олег (MrOlik) / Oleg Shupliak .

Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.

Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.

Метки

Рубрики

  • APXИB (270)
  • АСТРОЛОГИЯ (419)
  • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
  • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
  • АРХИТЕКТУРА (464)
  • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
  • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
  • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
  • Всё для блога (781)
  • Схемы оформления (126)
  • Рамочки (125)
  • Разделители,стрелки,смайлы (112)
  • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (451)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
  • ГРАФИКА (1677)
  • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21458)
  • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3763)
  • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17943)
  • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5917)
  • ИЗРАИЛЬ (4778)
  • моя маленькая страна (4415)
  • израильские фотографы (1162)
  • русские израильтяне (1059)
  • израильские художники (518)
  • еврейская кухня (252)
  • израильские изобретения (103)
  • Байки из Цахала (102)
  • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2820)
  • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (14725)
  • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
  • КУМИРЫ — ЖЗЛ (466)
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1289)
  • КНИЖНОЕ (1230)
  • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
  • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
  • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
  • МАМИНА КНИГА (38)
  • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12797)
  • ПАРОДИИ (64)
  • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20470)
  • ПОЭЗИЯ (9384)
  • ПРОЗА (2340)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3337)
  • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2917)
  • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1427)
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
  • РАЗНОЕ (48)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (444)
  • СКУЛЬПТУРЫ (502)
  • ТАНЕЦ (667)
  • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
  • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
  • СКАЗОЧНОЕ (1574)
  • Сказки (1294)
  • Музыкальное волшебство (143)
  • Сказки от Эльфики (130)
  • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2410)
  • ФИЛЬМОТЕКА (378)
  • ФОТО И ФОТОГРАФ (3587)
  • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
  • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
  • ЭРОТИКА,НЮ (1407)
  • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (265)
  • ЮМОР (2234)
  • ЯПОНИЯ (527)
  • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
  • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
  • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17428)
  • aмериканские художники (2757)
  • aнглийские художники (1161)
  • aвстралийские художники (253)
  • aвстрийские художники (211)
  • aргентинские художники (60)
  • aзербайджанские (21)
  • албанские художники (23)
  • aрмянские художники (96)
  • белорусские художники (521)
  • болгарские художники (214)
  • бельгийские художники (215)
  • бразильские художники (96)
  • венгерские художники (143)
  • вьетнамские художники (60)
  • венесуэльскиe художники (12)
  • грузинские художники (127)
  • голландские художники (119)
  • греческие художники (86)
  • датские художники (89)
  • испанские художники (401)
  • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
  • индийские художники (72)
  • ирландские художники (40)
  • индонезийские художники (16)
  • итальянские художники (524)
  • канадские художники (469)
  • китайские художники (396)
  • корейские художники (197)
  • кубинские художники (27)
  • кенийские художники (8)
  • латвийские художники (66)
  • литовские художники (171)
  • мексиканские художники (74)
  • малайзийские художники (36)
  • молдавские художники (119)
  • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
  • немецкие художники (382)
  • норвежские художники (67)
  • новозеландские художники (15)
  • нидерландские художники (87)
  • oсетинские художники (10)
  • польские художники (593)
  • перуанские художники (53)
  • португальские художники (26)
  • pоссийские художники (4842)
  • pусские художники (402)
  • pумынские художники (105)
  • cингапурские художники (31)
  • сирийские художники (8)
  • турецкие художники (93)
  • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
  • украинские художники (1156)
  • узбекские художники (49)
  • французские художники (1123)
  • финские художники (99)
  • филиппинские художники (35)
  • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
  • чешские / словенские художники (114)
  • чилийские художники (45)
  • шведские художники (112)
  • швейцарcкиe художники (62)
  • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
  • эстонские художники (58)
  • южноафриканские художники (56)
  • японские художники (392)

Помощь новичкам

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

Ссылки

Музыка

Музыкальный плеер

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Но ведь она — не твоя. Любимые женщины Роберта Фалька (1886-1958)

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение

Художник Роберт Фальк (1886-1958), продолжение. Пейзажи и натюрморты

Информация о художнике и женские портреты здесь

Московский дворик, 1912

Морис Равель — Болеро

к земле приближается солнце

и, привстав на цыпочки,

кладет лобастую обветренную

голову на горизонт

и смотрит на нас —

И от его близости земля обретает слово.

И всякая тварь начинает слагать в звуки

восхищение души своей.

А неумеющие звучать

дымятся синими туманами.

А солнечные лучи

начинаются с солнца

и на лугах оканчиваются травой…

Ксения Некрасова (1912-1958)

Бухта в Балаклаве, 1927

Весна в Крыму, 1938

Загорск. Осень, 1955-56

Крымский пейзаж, 1915

На площади в Самарканде, 1943

Осенний пейзаж. Париж, 1933-34

Париж, канал Сен-Мартен, 1930

Париж. Сена, 1936

Пейзаж с парусом, 1912

Пейзаж с собакой. 1910

Три дерева, 1936

Пасмурный день, 1926

Хотьково. Монастырь, 1954

Мост у старой тюрьмы, 1946

Красные дома, 1921

Церковь в Обыденском, 1912

Пейзаж с бузиной, 1954

Бурный день, 1937

Деревья у забора, 1921

Красная мебель, 1920

Натюрморт на белой скатерти. 1914

Натюрморт с фикусом, 1913

Натюрморт. Цветы в супнице, 1951

Роберт Фальк. «Человек сезанновской национальности»

Имя Роберта Рафаиловича Фалька прекрасно известно ценителям живописи во всем мире. Его картины висят в Третьяковской галерее, о его искусстве написан не один десяток статей и монографий, а было время, когда ситуация складывалась с точностью до наоборот…

Роберт Фальк родился в Москве 15 (27) октября 1886 года в семье юриста. Живописью мальчик увлекся довольно рано, и отец, увидевший в нем задатки художника, постарался дать ему соответствующее образование: Роберт занимался в частных студиях живописи К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, где попал под особенное влияние творчества своих знаменитых педагогов – Валентина Серова и Константина Коровина.

Фальк был самым младшим членом знаменитого объединения «Бубновый валет», и хотя потом он состоял в рядах нескольких других объединений живописцев, самое сильное воздействие на него оказала эстетика «Бубнового валета». Уже в раннем творчестве художника нашел отображение его дар замечательного колориста, драматургия цвета преобладает и в кубистских его полотнах более позднего периода. Как и другие «валеты», Роберт Фальк не пошел дальше первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. Он добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета; главное в его лаконичных пейзажах и скупых, составленных из простейших вещей натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета. Подобно своим товарищам по кисти, он использовал для этого некоторые приемы «вывесочного» примитива, уплотняющие объем. За сильное влияние Поля Сезанна острый на язык критик Абрам Эфрос назвал Фалька «человеком сезанновской национальности».

В послереволюционные годы колорит Фалька достиг особой экспрессии, превратился в некое откровение – прекрасное и в то же время трагическое. Фальк одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также как театральный художник: в Государственном еврейском театре он оформил два спектакля – «Ночь на Старом рынке» и «Путешествие Вениамина III».

Практически всю свою жизнь Фальк провел в Москве. Исключение составляют лишь парижский период (1928–1937 годы), когда он находился в длительной командировке «для изучения классического наследия», и три года эвакуации в Башкирии и Средней Азии: 1941–1943. С годами живопись Фалька становилась сложнее и тоньше, эмоциональное напряжение в портрете передавалось не только посредством кубистской техники, а демонстративная «вывесочность» ранних произведений мало-помалу уходила в прошлое. Поверхность его холстов позднего периода мягко вибрирует сложным, едва ли не подвижным цветом.

Вернувшись из Парижа в Москву в начале 1938 года, Фальк попал совсем не в ту художественную атмосферу, какую покинул. Без него здесь прошли кампании борьбы с тем, что стали называть «формализмом», отразившиеся на многих близких ему художниках. В сформированное столь сильным нажимом советское искусство конца 1930-х годов утонченная живопись Фалька вписывалась плохо.

А в послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжал работать в своей мансарде в центре Москвы, писал строгие, сосредоточенные портреты и натюрморты – почти пустые, с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами: они заставляют вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему… В эти годы имя Фалька, лишенного возможности участвовать в выставках и практически не знакомого уже зрителям, окружено своего рода легендой о тайно творимой высокой и чистой живописи. К 1950-м годам его созерцательно-камерное искусство окончательно обнаруживает свою полную несовместимость с канонами соцреализма. В поздние годы мастер становится, по сути, одним из предтеч «неофициального искусства» и вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька» вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

1 октября 1956 года художник умер, немного не дожив до своего семидесятилетия.

Существует ли еврейское искусство? Этот вопрос неоднократно возникал еще в начале ХХ века. Как известно, Вторая заповедь Моисея запрещала делать изображения «того, что на небе вверху, на земле внизу и на воде ниже земли». Тем не менее, на протяжении веков создавались замечательные по художественной выразительности ритуальные изделия, синагоги иногда украшались мозаиками и росписями, возникали поражавшие пластической мощью и красотой изображения на надгробных стелах, существовал также еврейский лубок и иллюстрированные аггады. Однако, лишь с конца ХIХ века еврейский народ перестал быть по преимуществу народом Книги. Постепенная секуляризация и ассимиляции культуры способствовали появлению одаренных еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство. Особое место среди них занимал Марк Шагал, в котором, казалось, воплотилась нереализованная в веках пластическая энергия народа и который, преодолев иудейское «иконоборчество», сумел остаться иудейским мистиком, духовным наследником хасидизма и каббалы. (1) Однако в произведениях многих других мастеров, в жилах которых текла еврейская кровь, несмотря на ассимиляцию, также находили отражения разные грани еврейской души, прочитывалась народная судьба, воплощались национальные верования и психология, неповторимая пластика, вековая печаль и юмор, а также живущая в генах тяга к Востоку (причем, не только к Ближнему).

Роберт Фальк (1886-1958)

Первые восточные образы (2) появились в искусстве Роберта Рафаиловича Фалька в середине 1910-х годов. В то время он регулярно ездил в Крым, подолгу жил в Бахчисарае, Коктебеле и прилегающих к нему татарских селениях Атузах и Козах и писал там по преимуществу пейзажи. «Кубистичность» форм восточных строений, патриархальность жизненного уклада, воспоминание о «киммерийской» древности в сочетании с величием крымской природы — все это питало воображение молодого Фалька и было созвучно его поискам обобщающего живописного видения. В стиле полотен 1910-х годов, таких, как «Долина в Крыму», «Крымский пейзаж. Коктебель», «Крым. Пирамидальный тополь», «Солнце. Крым. Козы», органично сплавлены сезаннизм, элементы кубизма и фовизма. Мастер не порывает связей с видимой реальностью, остающейся единственным источником его вдохновения, но с помощью автономного во многом от натуры живописного языка создает космические по звучанию образы, полные энергии, монументально устойчивые и динамичные и при этом окрашенные характерным для Фалька лиризмом.

К концу 1920-х годов его «кубизм» постепенно изживает себя, деформации и «углы» сглаживаются, энергия как бы растекается по поверхности холста. Контрастные и яркие сочетания больших цветовых масс уступают место сложному цветовому космосу. Известный французский критик Вальдемар Жорж писал о новом этапе творчества художника: «Идея круговращения атомов, сплавления сущностей в бесконечном пространстве побуждает его создавать полотна, в которых цвет покидает свои формальные опоры и существует свободно, как будто он единственная реальность». Слова эти были сказаны в 1929 году, когда Фальк уже год находился в Париже, куда получил командировку, как он писал в анкете, «с целью изучения классического наследия». Именно во Франции, в которой художник провел девять лет, происходит окончательное формирование его позднего стиля, сочетавшего в себе классичность и современность. Последняя выражалась в соединении временного и вечного, в умении передать в частном мотиве жизнь мира. Свою задачу как живописца Фальк видит отныне в том, чтобы на «двухмерном кусочке холста создавать глубокое пространство в бесконечном течении времени» и показывать мир как «движение, кипение и кругооборот светящейся цветовой материи, которая, клубясь, сгущаясь и разряжаясь, то тает, то сплавляется в слитки драгоценного металла».

Вернувшись в Москву в страшном 1937 году, художник избежал репрессий, по свидетельству его жены А.В. Щекин-Кротовой, благодаря заступничеству К. С. Станиславского (своего бывшего тестя), а также своевременному отъезду из столицы, организованному его другом и учеником, известным летчиком А. Юмашевым. После недолгого пребывания в Крыму (его итогом стали эскизы к ненаписанному полотну «Татарский ансамбль») Фальк в 1938 году отправился в Среднюю Азию, где прожил около года в Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте. Второй его приезд в Азию состоялся после начала войны. В 1941 году мастер вместе с семьей оказался в Самарканде, где получил место преподавателя в местном Художественном училище, а также в эвакуированном из Москвы Институте декоративного и прикладного искусства.

Три года, прожитые в Самарканде, в житейском отношении были нелегкими — голодный военный быт, многочасовая преподавательская деятельность, почти не оставлявшая времени для творчества, но, главное, гибель на фронте единственного сына, талантливого художника, которого Фальк порой отождествлял с сыном Рембрандта Титусом, а также собственная тяжелая болезнь в 1942 году. Отсутствовали самые необходимые условия для работы. Так, до 1943 года Фальк не имел масляных красок и был вынужден ограничиться графикой. Однако, вопреки всему, он не только сохранил творческую активность, но сумел переплавить пережитое в образы особой масштабности и глубины.

С первой встречи Средняя Азия поразила художника величием природы и архитектуры, необычайной красочностью прикладного искусства, но прежде всего, слиянием современности и вековой древности. То «глубокое пространство» в «бесконечном течении времени», которое Фальк извлекал из суеты парижских улиц, здесь как будто лежало на самой поверхности жизни. Или, как скажет он позже, «здесь были и Библия, и сказки «1001 ночи», и советская действительность, гармонично входящая в древний пейзаж».

Одно из самых «библейских» из созданных в Азии полотен — «Чайхана. Самарканд» (1938). Четыре узбекских старика, сидящие в чайхане рядом с мощным карагачем, напоминают Авраама и трех ангелов под дубом Мамврийским, а стоящая поодаль узбекская женщина мало чем отличается от вехозаветной Сарры. В «Чайхане» есть сходство с творениями Рембрандта (характерное для всего позднего Фалька), проявляющееся в духовности овеянных тайной и печалью образов и в драгоценном сиянии красок, воплощающих чудо жизни. Несомненны также переклички с полихромным восточным традиционным искусством, которое Фальк как будто переводит на язык собственной живописи.

В других его полотнах перед нами предстает величественная архитектура Самарканда. Фальк любил писать в разное время суток и разные времена года его древний центр — площадь Регистан со средневековыми медресе, мечетями и минаретами. В картине 1939 года «Регистан зимой» открывается грандиозная панорама архитектурных сооружений, выдержанных в одной тональности с землей и небом. В другом полотне, созданном в 1943 году, архитектурные объемы придвинуты к зрителю. Четко очерченные золотисто-охристые горизонтальные строения и украшенные изумрудно-фиолетовыми изразцами башни минаретов контрастируют с темно-синим небом. В картине «Площадь в Самарканде» (1943) достигнуто гармоническое равновесие архитектуры, природы и человеческих фигур. И в этих, и в других подобных произведениях архитектурные образы, при всей их значимости, представляют собой лишь часть композиции, являющейся в целом некой моделью мироздания. В одном из шедевров тех лет — «Золотом пустыре» (1943) — место знаменитых памятников архитектуры занимают скромные глинобитные мазанки. Высвеченные солнцем, они похожи на золотые слитки, отливающие розовыми, зелеными, голубыми и сиреневыми оттенками. Земля представляет собой плотную и вязкую массу оливково-охристых тонов, деревья пылают оранжевыми и желтыми осенними красками, и над всем простирается огромное светозарное небо, вылепленное градациями сине-лиловых и изумрудных тонов — главный «персонаж» всех пейзажных видов художника. Запечатлевая локальный натурный мотив, Фальк воплощает само бытие мира, которое предстает как ускользающее от зрителя таинство и как радостное явление высшей творческой энергии.

Почти во все его пейзажные композиции включены обобщенные фигурки местных жителей, по преимуществу, женщин, без которых, по верному замечанию поэтессы К. Некрасовой, холст был бы «как глаз без зрачка». В картине «На фоне сюзане» (1943) Фальк показывает молодую узбечку «крупным планом». Невольно вспоминается врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра». Однако в отличие от Врубеля современный художник пишет свою героиню не столько «на фоне», сколько в единстве с ним — сияющей теми же чистыми и нежными красками, что и сюзане, неотделимой от окружающего мира, но вбирающей в себя его духовное начало. При этом узбечка у Фалька выглядит почти столь же грустной, как еврейская девочка у Врубеля, хотя источник этой грусти на этот раз находится уже не в модели, а в душе самого живописца. Независимо от сюжета и жанра, его среднеазиатские, как и все прочие, произведения кажутся овеянными не только еврейским мягким лиризмом, но, в той или иной мере, также еврейской «вековой печалью».

И в первый, и особенно во второй приезд в Среднюю Азию Фальк активно работал как график: писал акварели (по большей части, вместе с гуашью) и гуаши, рисовал пастелью, карандашом и тушью. Часть листов служила эскизами к картинам, но большинство представляло собой самостоятельные произведения. Художник широко варьировал в них композиционные построения и манеру исполнения, строил форму, как правило, нежнейшими модуляциями цвета, но порой оперировал обобщенными и пастозными мазками. В то время, как в живописи краски сплавлены, в графике стихия светоносного цвета кажется более свободной, легкой и динамичной.

Значительное число созданных в Азии графических листов представляет собой портреты местных обитателей, среди которых рядом с узбекскими «аксакалами» можно увидеть порой еврейских стариков. Все изображенные, независимо от индивидуальных особенностей, показаны Фальком как бы в ореоле духовности. Один из лучших акварельных портретов («При коптилке»), написанный в канун 1943 года, представляет жену художника. Подобно Пастернаку, Фальк в этой работе как будто «ранен женской долей». Возникающее из мягких пятен акварели и гуаши и тонких росчерков пера изображение выглядит символом женского одиночества и стойкости, а также красоты и грации женской души.

Другую часть среднеазиатской графики составляют виды природы, улочек городов и селений, памятников архитектуры.

Фальк любил писать азиатские цветущие деревья, похожие, по словам его жены, на «упавшие с неба облака». Такой же «облачной» выглядит сирень в акварели 1943 года. Бесчисленными оттенками цвета, вспышками света и легчайшими линейными контурами художник моделирует изменчивую форму цветов, но помимо этого — их бесплотную и непреходящую сущность, включая, кажется, даже их запах.

В акварельном «Пейзаже с минаретами» (1943) наклоненные и слегка сдвинутые автором башни минаретов и других строений Регистана создают впечатление порыва в небо. Один из самых поразительных графических образов архитектуры возникает в листе «Бухара» (1938). Изображенные на фоне неба, окрашенного во все оттенки синего, монолитные золотисто-оранжевые с вкраплениями изумрудных тонов архитектурные объемы выглядят одновременно бестелесными, и незыблемыми. Написанный по преимуществу акварелью, лист этот вызывает невольные ассоциации с монументальной фресковой живописью. Перед нами — душа архитектуры, нежная, как и положено душе, но полная мощи. Как во всем позднем искусстве, в среднеазиатских работах Фальк соединял «бытийность» и духовность, творчески претворяя художественные принципы двух главных своих «мэтров» в мировом искусстве — Сезанна и Рембрандта.

1. В опубликованной в 1920 году в Москве в еврейском журнале Штром статье Шагал вопрошал: «Откуда ей, этой еврейской живописи было взяться? Из статьи, которую обо мне вдруг пишет А. Эфрос?». Однако несколькими строками ниже с еще большей уверенностью утверждал: «Не будь я евреем, я не был бы художником, или был бы совсем другим».

2. Судьба Р. Фалька определенным образом связана с Витебском: в 1921 г. непродолжительное время он был профессором созданных М. Шагалом Витебских высших государственных художественных технических мастерских и хранителем Музея современного искусства. После возвращения в Москву стал профессором ВХУТЕМАСа и деканом живописного факультета. В 1921 г. Р. Фальк женился на витеблянке Раисе Идельсон (1894-1972). В данной статье автор рассматривает только «восточный» аспект в творчестве художника — прим. ред.

Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 15. Минск: Рифтур, 2008. С. 49-51.

Р. Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916.

Р. Фальк. Крымская деревня. 1915.

Р. Фальк. Портрет дамы в красном. 1917-1918.

Роберт Рафаилович Фальк 1886-1958

К 130-летию со дня рождения художника

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958)

Ро́берт Рафаи́лович Фа́льк (15 (27) октября 1886, Москва — 1 октября 1958, Москва) — русский живописец еврейского происхождения, самобытно соединивший в своём творчестве пути русского модерна и авангарда; один из самых известных художников еврейского театра на идише.

Родился 15 (27) октября 1886 года в Москве, в семье юриста и шахматиста Рафаила Александровича Фалька (1856—1913) и его жены Марии Борисовны Фальк (1866—1940). С 1904 по 1905 годы учился изобразительному искусству в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова, а затем с 1905 по 1909 годы — в Училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин. Жил в основном в Москве. В 1909 году, чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, Фальк крестился с именем Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени). В 1910 г. стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы.

С 1910 по 1911 годы осуществил поездку в Италию. После революции 1917 года, с 1918 по 1928 годы преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи; его учениками были С. А. Чуйков, Г. Г. Нисский, Е. П. Левина-Розенгольц, Н. М. Ромадин, В. Н. Остроумов. С 1918 по 1921 годы работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише. Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском (ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36).

Роберт Рафаилович Фальк. Париж.1930-е

В 1928 году художник выехал в командировку за границу и до 1937 года жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцова, где по просьбе бывших соратников по Бубновому валету А. В. Куприна и В. В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А. Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П. П. Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 году в посольстве СССР во Франции, с которым они сдружились. В 1937-38 г они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов. В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд). Во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист». После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью. Скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.

Автопортрет на синем фоне

«Женщина в сиреневой сорочке».

Лиза в солнечном

Портрет Ксении Некрасовой.1950

енщина в розовой шали

\\портрет женщины у пианино

Портрет Е. Потехиной

Мужчина в котелке

Portret the Wife(not finished) 1939-40

Девушка с попугаем

Елизавета в кресле

Женщина в красном.

‘Бухта в Балаклаве’.

«На площади в Самарканде»)

Пейзаж с парусом

Пейзаж с собакой

цветком и скатертью

«Подмосковный букет»

кувшином и цветами

Цветы на зеленом фоне

Бутылки у окна (Поющие бутылки) .

Натюрморт с букетом

Натюрморт с белой

Натюрморт с фикусом

«Цветом поет о вышине и тишине. » Роберт Фальк. Крым в живописи художника

«Цветом поет о вышине и тишине. » Роберт Фальк. Крым в живописи художника

Весна в Крыму 1938
Роберт Фальк. «Турецкие бани в Бахчисарае» 1915 г

Фальку. Москва, 1923.
Раиса Вениаминовна Идельсон (жена Фалька)


Роберт Фальк. Бухта в Балаклаве

Роберт Фальк. Крым. Пирамидальный тополь.1915

Роберт Фальк. Крымский пейзаж

Роберт Фальк. Солнце. Крым. «Козы» 1916

Роберт Фальк. Деревня в Крыму

Роберт Фальк. Алупка Крым

Роберт Фальк. Долина в Крыму

Ро́берт Рафаи́лович Фа́льк , 1886 — 1958, русский живописец. В 1910 г. стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы.

Существует такое мнение, что талант — это не просто тяжкое бремя, а наказание. Расплата непонятно чем, непонятно за что. И трудность одаренного человека не в том, что он выбрал профессию, а в том, что он не мог ее не выбрать. Природа наказала — способности дала. Роберт Рафаилович Фальк думал именно так. Совершенно чудесным образом в нем умещались сомнения и твердость, меланхолия и активная деятельная жизнь, тяга к отшельничеству и радостная открытость людям. А еще он в равной степени имел дар к живописи и музыке. «Главная моя беда, что я художник» — это его фраза, и тут же другая: «Только тогда, когда я неплохо пишу, я чувствую себя приличным человеком».

Как же получилось так, что маленький еврейский мальчик стал рисовать?

Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886 года в Москве в довольно состоятельной семье. Отец его был юристом, присяжным поверенным, и, кроме того, известным шахматистом-любителем. То есть к рисованию не имел никакого отношения. А маленький Роберт уже в семи лет увлеченно рисовал. Рисовал не просто — он вел дневник, каждый вечер зарисовывал все впечатления дня.

Первые эстетические впечатления Фалька связаны с сундуком их кухарки. На внутренней стороне крышки были наклеены лубочные картинки, обертка от мыла, разные этикетки. «Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!» Мы отметили это потому, что позже Фальк скажет о своей ранней живописи: «Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки. «

К одиннадцати годам появилось сильное увлечение музыкой, в 16 лет Роберт играл на рояле и готовился поступать в Консерваторию, но к 17-тилетию ему подарили масляные краски — и живопись вернулась снова.

Конечно, родители Роберта, как могли, сопротивлялись живописным устремлениям сына. Они хотели для него более респектабельной карьеры. Поскольку отец был знаком с Валентином Серовым, на семейном совете было решено, что он покажет рисунки Роберта мэтру, и его слово будет решающим. В тот решающий вечер юноша не ложился спать. Отец вернулся поздно ночью с рисунками. Приговор ужасен. «Пусть лучше занимается музыкой». Роберт пытался бросить и живопись, и музыку, но однажды в очередную бессонную ночь понял, что без живописи не может жить. Усиленные занятия, и через год он уже студент Училища живописи, ваяния и зодчества, а главным «судьей» в приемной комиссии был тот же Валентин Серов. По конкурсу Роберт прошел в числе первых, и так был счастлив, что шел по улице и пел: «Я принят! Я принят! Я принят!»

Учеба, творчество, выставки. Фальк «набирает обороты», Фальк известен, Фальк популярен, Фальк покупается и продается. На очередной выставке был успех, и Фальк получает творческую командировку во Францию. Очень долго, с 28 по 37 год Фальк жил в Париже.

За 9 парижских лет Фальк сменил 13 квартир-мастерских, потому, что » Париж — это страна, а каждый квартал — это город, и таки хочется пожить в разных городах». Медленно и верно Фальк делает себе имя во Франции. А это очень сложно, потому, что вокруг тучи, просто тучи художников. Конкуренция!

А еще важно, кто тебя оценивает. В Париже 30-х было три категории «оценщиков»: если тебя положительно оценивает французский критик — отлично! Если хорошо отозвался иммигрант России, давно живущий в Париже — хорошо. А если свой, но неизвестный, «неудачник» — это хорошая здоровая «двойка». Фалька же сразу оценили критики первой и второй категорий.

Чтобы продвигать себя на арт-рынке, надо было не только писать картины, но и сидеть в кафе. То есть не то чтобы сидеть и закусывать, а сидеть и выжидать знакомых собратьев по палитре, заводить знакомства среди критиков и галеристов, приглядывать себе маршана — покровителя. Разговоры о «высоком» перемежались с разговорами о том, чей маршан влиятельнее, у кого галерея больше.

В таком сидении делалось много дел, и вот так просто запросто могли мирно сидеть Шагал и Ларионов с Кончаловской, Петров-Водкин и Штеренберг, Альтман, Сутин и Фальк. Если говорить о популярности, то бесспорной величиной в арт-бизнесе в то время был Шагал. Фальк же вывел тогда свою формулу внешнего и внутреннего успеха: «за редчайшим исключением никогда почти рядом не идет — одаренность чувств (это ведь и есть способности к искусству) и одаренность к практике. Почти правило, что художник, начинающий высказывать способности практического порядка, начинает также опускаться вниз».

Взгляд Фалька на Париж нестандартный. Привыкли, что Париж — это вечный праздник, Пляс-Пигаль, Мулен Руж, это феерия карнавала, огни, беззаботность. А Фальк повернул эту медаль другой стороной — и увидел захолустный рабочий, непрезентабельный город. В этом другая, вторая правда Парижа. Фальк показал его неприютным, расфокусированным, потерянным. Когда смотришь на его холсты, взгляд блуждает. С трудом ищется композиционный центр-зацепочка, где взгляд может остановиться. У Фалька отсутствует понятие академического «композиционного центра», столь усердно прививаемое художникам-школярам их маститыми учителями. Изображение «расползается» по холсту, стремится выехать вправо-влево за пределы картины. Это делается сознательно. Когда художник идет вопреки всем канонам и правилам ради образа, и мы ему верим и соглашаемся: «Это Мастер!»

Периодическая меланхолия, идущая за Фальком по жизни, и зимние дождливые нудные дни, диктуют серую гамму красок. Но насколько неслучайным всегда был фальковский цвет! Насколько внимательно и бережно он обращался с людьми, настолько же аккуратно и деликатно Фальк относился к краскам и холсту. Цвет для любого, даже самого мельчайшего мазочка он долго и тщательно смешивал — искал на палитре. Мазок не того цвета и не в том месте нарушит большую общую гармонию. Долгий взгляд на натуру, долгое смешивание на палитре, раздумье — и быстрый, короткий, точный удар-мазок. Все, больше этот цвет не нужен, он нещадно счищается мастихином с палитры в ведро, потому что на другом миллиметре холста нужен другой цвет! Никакого лихачества!

Фальк художник сосредоточенный, внутренний. В нем картина «зрела». Мог десятками сеансов вести работу даже над маленьким натюрмортом. Зато когда работа написана — терял к ней интерес, мог даже загубить холст, если тот казался неудачным. Совсем не самовлюбленный художник. Критичное отношение к своим работам не путалось у Фалька с уважением к зрителю. В мастерской у художника всегда были десятки холстов и всего несколько свободных рам. И вот когда к нему приходили друзья, он по очереди вставлял картины в рамы и только в таком виде мог показать это все гостям.

В конце тридцатых обстановка во Франции стала, как и во всей Европе, предгрозовой. Волны беженцев из Германии, неприютность и нищета, повсеместное банкротство — ни о каких продажах картин не могло быть и речи. Возникали даже забавные ситуации из области трагифарса: так называемые «Выставки обмена» — бартер. Например, предложение услуг адвоката по ведению дел клиента бесплатно, то есть в обмен на картину. Как-то один торговец усиленно предлагал Фальку ортопедическую ногу — «очень нужную вещь при нашем бешеном движении». И художник понял, что если он не уедет из Франции сейчас, то не уедет уже никогда. В 1937 году Роберт Фальк вернулся в Советскую Россию.

Простота с хитринкой

Вы когда-нибудь радовались красоте глиняного горшка или букетика полевых цветов в обычной стеклянной банке? А заброшенный куст бузины у старого забора? Или чеснок, или картошка. Совсем уже плебейское что-то. О благородстве картошки Фальк мог говорить часами. Такое редкое замечательное умение радоваться красоте самых обычных вещей. Художник ценил все естественное, не созданное искусственным путем. Это целая теория простоты. Фальк учит этому своих учеников в своей московской мастерской.

Мастерская на Мясницкой — особый разговор. Огромная, залитая серо-серебристым светом — абсолютно не уютная, аскетичная и очень холодная зимой. Не спасала даже железная печка, которую топили сами ученики. Грелись в коридоре, там было теплее. В эту мастерскую каждую осень выстраивались очереди студентов ВХУТЕМАСа. Желающих оказалось так много, что Фальк вынужден был устраивать просмотры-конкурсы работ студентов. Те, кто конкурс не выдерживали, со вздохами разбредались по другим мастерским.

Фальк ставил простые до невозможности натюрморты: кувшин, хлеб, лук. И вот в такой простоте надо было отыскать скрытый замысел. А смысл и прост, и сложен: вычурное и эстетически броское провоцирует на озорство или разгильдяйство на холсте. А когда перед тобой хлеб или картошка, попробуй-ка , соври мыслями или красками! Сразу видно. Самая сложная задача — простое написать просто, и так, чтобы было убедительно! Вот это та хитринка, которой Фальк владел в совершенстве. Об этом можно найти у Пастернака: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту».

В 1917 году он пишет знаменитые «Бутылки у окна». Как- то его ученица, а впоследствии, его жена, Рая Идельсон, зашла в мастерскую и увидела эту картину и воскликнула: «Ой! Поющие бутылки!».

После своих очень серьезных юношеских занятий музыкой, Фальк, естественно, забывает на годы инструмент, он весь погружен в живопись, но то, что заложено в человеке, не может не прорваться. Вот и Роберт Фальк о музыке и живописи мыслит одинаково. Живопись у него — это «музыка для глаз», он слышит музыку цвета и света. Фальк своим друзьям рассказывал, что слышит общее оркестровое звучание всех цветов в картине, различает звучание каждого инструмента-цвета в отдельности и понимает, что скрипка-красный или контрабас-коричневый тут ведущие, а литавры-бирюзовый как неизбежный логичный акцент. Фальк и композитор, и дирижер этого своего цветового оркестра.

Пока Роберт Рафаилович жил во Франции, часто ему было очень одиноко. В 29 году — разрыв с Раей Идельсон. Она уезжает в Россию, он остается. Хотя они расстались, на всю жизнь они останутся друзьями, будут помогать и поддерживать друг друга.

И вот пока ему тоскливо и одиноко в Париже, он вспоминает о музыке в прямом смысле. Так начинаются еженедельные «фальковские» музыкальные вечера. Играли в четыре руки на фортепиано. Фальк играл «с листа», легко вспоминая забытое юношеское.

«Я имел честь играть с ученицей Бузони» — говаривал он.

В те годы в Париже жил друг Фалька, художник Александр Куприн. У него был маленький орган, собранный им собственноручно из старых труб. И вот на этом органчике и на фортепиано Фальк «имел это удовольствие» — переигрывались Бетховен, Шуман, Гайдн, Чайковский, Гендель, а самые любимые у Фалька — это Моцарт и Бах.

Позже, уже в Москве, Роберт Рафаилович был дружен с лучшими пианистами — с Гилельсом, Нейгаузом и Рихтером. С последним общались очень любопытно: 50 на 50. Рихтер Фальку — о музыке, а Фальк учил Рихтера рисовать.

С Фальком был дружен и Илья Эренбург. Хотя это уже не музыкальная, а просто человеческая история. И это интересно! Не будь такой просто человеческой дружбы, роман Эренбурга «Падение Парижа» был бы другим! В своей книге «Люди, годы, жизнь», Эренбург вспоминает, что когда он писал «Падение Парижа» , на стене кабинета, прямо перед ним висел парижский пейзаж Фалька. «Часто, оставляя рукописи, я глядел на него — дома, дым, небо. Может быть, я не написал бы некоторых страниц, если бы не холст Роберта Рафаиловича».

Первые восточные образы появились в искусстве Роберта Рафаиловича Фалька в середине 1910-х годов. В то время он регулярно ездил в Крым, подолгу жил в Бахчисарае, Коктебеле и прилегающих к нему татарских селениях Атузах и Козах и писал там по преимуществу пейзажи.

«Кубистичность» форм восточных строений, патриархальность жизненного уклада, воспоминание о «киммерийской» древности в сочетании с величием крымской природы — все это питало воображение молодого Фалька и было созвучно его поискам обобщающего живописного видения. В стиле полотен 1910-х годов, таких, как «Долина в Крыму», «Крымский пейзаж. Коктебель», «Крым. Пирамидальный тополь», «Солнце. Крым. Козы», органично сплавлены сезаннизм, элементы кубизма и фовизма. Мастер не порывает связей с видимой реальностью, остающейся единственным источником его вдохновения, но с помощью автономного во многом от натуры живописного языка создает космические по звучанию образы, полные энергии, монументально устойчивые и динамичные и при этом окрашенные характерным для Фалька лиризмом.

Вернувшись в Москву в страшном 1937 году, художник избежал репрессий, по свидетельству его жены А.В. Щекин-Кротовой, благодаря заступничеству К. С. Станиславского (своего бывшего тестя), а также своевременному отъезду из столицы, организованному его другом и учеником, известным летчиком А. Юмашевым. После недолгого пребывания в Крыму (его итогом стали эскизы к ненаписанному полотну «Татарский ансамбль»)

портрет в творчестве Роберта Фалька

Источник

Оцените статью