Правда об Аранхуэсском концерте Родриго
«Concierto de Aranjuez» Хоакина Родриго (1901 — 1999) — одно из чудесных произведений ХХ века. Некоторые гитаристы рискнули раскритиковать музыку Родриго, хотя им было трудно сказать, что бы они сделали на его месте. Такая критика — всё равно что придираться к безупречному ходу швейцарских часов, которые уже полвека показывают точное время, или искать недостатки на картинах великих общепризнанных художников.
Конечно, вокруг создания концерта образовались различные мифы — очаровательные, но весьма сомнительные. Например, одна известная басня гласит, что Хоакин Родриго и его жена Виктория де Камхи (1905 — 1997) провели свой медовый месяц в Аранхуэсе в Испании, и это стало источником вдохновения для произведения.
Случилось так, что пара поженилась 19 января 1933 года, а на следующий день поехала в Мадрид, чтобы создать свой первый домашний очаг. Дневник Виктории приводит следующие факты.
«После свадебного банкета мы с Хоакином отправились на длительную прогулку по пляжу. На следующее утро мы отправились в Мадрид на машине. Первые месяцы в Мадриде прошли спокойно. Мы сняли меблированную квартиру на улице Кастелло. В солнечные дни мы ездили на экскурсии в Аранхуэс, Алькала-де-Энарес — я заболела после того, как поела там требухи — в Эль-Эскориал и Толедо» .
Такие «экскурсии» отнюдь не были томным пребыванием в гостиницах, поскольку пара была без денег и без работы. Это были однодневные поездки на поезде (вряд ли то, что можно было вообще назвать «медовым месяцем»). Следует также помнить, что Аранхуэс зимой часто бывает неприветливым местом с холодными ветрами и пустынными пространствами.
Но когда Родриго завершил свою новую композицию в 1939 году, ему понадобился заголовок. Возможно, он выбирал одно из звучных названий мест, которые пара посетила пять лет назад.
Итак, после того, как Виктория отравилась требухой, концерт вряд ли стоило называть «Concierto de Alcalá de Henares». Название «Concierto Escorial» отмечало бы исторический памятник, но это место ужасно мрачное и сильно отличается от фактически созданной музыкальной атмосферы в произведении. И наконец, название «Concierto de Toledo» в то время было бы слишком явно «политическим» — после знаменитой осады там во время гражданской войны в Испании.
В наши дни название «Concierto de Aranjuez» достаточно гармонично вписывается в испанский язык (хотя иностранцам его нелегко произносить). С момента названия концерта и его необычайной известности вокруг Аранхуэса возник своего рода культ. Город сейчас считается (особенно теми, кто там не был) самым заманчивым «раем» в Испании. И всё же, даже английский писатель Джон Ломас в 1902 году заметил, что не считая испанского двора, Аранхуэс был «в основном скучным и однообразным местом».
Но летом сады Аранхуэса действительно прекрасны. Композитор очаровал мир своим вдохновением и сделал Аранхуэс своим. Великолепная могила маэстро Родриго, конечно же, может быть найдена на кладбище Аранхуэса, навсегда увековечивая символическую силу его музыки.
Другой широко распространенный миф заключается в том, что медленная часть была «криком боли», написанным по поводу выкидыша у Виктории весной 1939 года. Вокруг этого мифа было пролито много слёз и израсходовано много страсти. Но эта история противоречит информации, содержащейся в письме Родриго, написанном в 1943 году.
Начало написанию «Аранхуэса» положил ужин в Сантандере в сентябре 1938 года — приятный вечер, который разделили Родриго, гитарист Рехино Сайнс де ла Маса и маркиз де Боларк. Тогда Родриго предложили сочинить гитарный концерт, на что он и согласился. 11 октября 1943 года Родриго писал следующее.
«Я также помню (не знаю почему, но всё, что касается «Concierto de Aranjuez», осталось в моей памяти), что однажды утром, два месяца спустя, я оказался в своём маленьком кабинете на улице Сен-Жак, в самом сердце Латинского квартала [в Париже]. Смутно думая о концерте. Я услышал полную тему адажио в своей голове, всю сразу, почти идентичную тому, что слышите вы. И тут же, почти без каких-либо переходов, возникла тема третьей части, точно такая же, как в произведении.
Адажио и финальное аллегро увлекли меня словно по вдохновению. Я пришёл к первой части благодаря размышлениям, расчётам и силе воли. Она была последней из трёх написанных. »
Через два месяца после ужина в Сантандере будет всего лишь ноябрь 1938 года, а не май следующего года (когда у Виктории случился выкидыш). Если Родриго «мог сохранить в своей памяти всё, что касалось Аранхуэса», было бы странно, что потеря ребёнка не была упомянута.
Неудивительно, что сам Родриго способствовал распространению мифов о своём собственном шедевре. Он был величайшим поэтом испанской музыки XX века, создателем песен и легенд. Хоакин Родриго был не тем человеком, который позволил бы грубым фактам вмешаться в хорошую басню. Какими бы ни были мифы, сама музыка свидетельствует о его гении. Аранхуэсский концерт остаётся бессмертным окончательным утверждением великих традиций испанского романтизма.
Видео: «John Williams — Concierto De Aranjuez (2nd Movement)» .
Источник