Происхождение гитары, можно сказать, теряется во тьме веков. И это действительно так. Точно не известно, когда появилась гитара. Можно с уверенностью утверждать лишь, что уже в 13 веке она была широко известна в Испании. Название же этого инструмента происходит от древнегреческого струнного инструмента кифары*, так же от кифары произошло и название столь же древней цитры*. И так, в 13 веке гитара была уже широко известна, но уже в 14 веке в Европе ее стала теснить, попавшая с востока, арабская лютня*. Гитара на долго лишилась лидерства. Лютня – очень древний инструмент, первоначальная ее форма была знакома еще жителям Вавилона. Конечно же, к моменту появления в Европе лютня уже обладала развитыми приемами игры и обширным репертуаром. Совсем еще молодая, по сравнению с лютней, гитара никак не могла конкурировать с древним арабским инструментом и ушла в тень. А европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, писать для нее новую музыку. Позже у гитары появилась еще одна, уже новая соперница – ручная виуэла*. Она была очень похожа на гитару и, возможно, этим сходством и пробудила вновь, угасший тогда уже, интерес к гитаре. Но лютня по-прежнему оставалась популярнее всех своих струнных родственников. И все же возрастающий интерес к гитаре, как похожей на виуэлу и дальней родственницы лютни, привел к тому, что гитара постепенно начала перенимать огромный репертуар лютни и, в последствии, окончательно вытеснила ее, хотя даже сегодня можно услышать концерты лютневой музыки, исполняемой на гитаре. К концу 18-го – началу 19-го века уже вполне оформилась современная шестиструнная гитара – та, которую мы сейчас называем классической. Специально для гитары стали писать музыку крупные композиторы того времени: Л.Боккерини, Ф.Шуберт, К.Вебер, Н.Паганини. Кстати, именно Николо Паганини – знаменитый скрипач и композитор блестяще играл на гитаре, сочинял пьесы для нее и даже давал концерты. Музыканты единодушны в оценке его мастерства: если бы он вообще не играл на скрипке, то наверняка прославился бы как гитарист. Наконец-то, гитару стали признавать как полноценный солирующий инструмент, стало ясно, что ей доступны сложные виртуозные произведения. Постепенно гитара стала любима и популярна не только в Европе, но и в странах Америки и на других континентах. Гитара – это, образно говоря, фортепиано в миниатюре, так как, в отличие от многих других струнных музыкальных инструментов, у гитары имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном из различных последований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным, ласкающим слух тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять ее в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента. Известна роль гитары в джазе. Еще шестьдесят – пятьдесят лет назад это место занимало банджо*, и гитара, вытеснив постепенно этот инструмент, переняла тем не менее манеру банджо, обогатив ее некоторыми своими приемами. Еще одна ипостась гитары – она в дуэте, трио, квартете. Этот инструмент прекрасно сочетается со скрипкой, виолончелью, мандолиной, домрой и др., причем ведет самостоятельную партию, а не просто аккомпанирует. Не будем забывать и близкую всем, дошедшую практически до каждого, авторскую песню. Эту ветвь музыкального искусства не возможно представить без гитары. Это – доброта, молодость, вечные ценности, туристическая и походная юность, все, что близко сердцу каждого человека. Тембровые краски гитары привлекли внимание руководителей эстрадных оркестров и ансамблей. Шестиструнная гитара стала обязательным инструментом в разнообразных эстрадных коллективах. Без гитары и ее, так называемых, разновидностей сейчас не возможно представить себе музыкальную культуру недавнего прошлого, настоящего и будущего: русский романс и семиструнная гитара; необычная манера игры на гитаре и цыганские песни, испанское фламенко; неповторимый голос гавайской гитары, струны которой должны быть обязательно металлическими, а на пальцах исполнителя надеты специальные медиаторы, которые и позволяют извлекать из обычной шестиструнной гитары такие удивительные и красивые звуки; электрогитара – неотъемлемый атрибут современной эстрады.
При подготовке статьи была использована следующая литература:
1. Ю.Булучевский, В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся. — М.: Музыка, 1975. 2. С.Газарян, В мире музыкальных инструментов. — М.: Просвещение, 1989. 3. П.Вещицкий, Самоучитель на шестиструнной гитаре. — М.: Советский композитор, 1990. 4. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: прогресс, 1989. 5. Словарь иностранный слов.- 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1988.
Статья составлена webmaster-ом сайта e-mail: kastaliya@narod.ru (помещено на сайте в июле 2002г.)
Кифара – один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов античной Греции. Корпус деревянный, плоский, с прямыми или фигурными очертаниями. По бокам имелись две стойки, обычно слегка изогнутые, соединенные сверху перекладиной (не путать с лирой* — родственницей кифары, но меньшей по размеру). К корпусу крепились струны. Число их постепенно увеличивалось с четырех (VIII в. до н.э.), семи (VII в. до н.э.) до десяти — двенадцати струн (V в. до н.э.). Применялась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент.
Цитра – струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет плоский корпус в виде деревянного ящика с фигурными очертаниями, гриф с ладами и струнами над грифом и вне его; современная хроматическая цитра имеет 5 надгрифных и 27-37 струн вне грифа.
Лютня – старинный струнный щипковый инструмент. Происхождение лютни относится к глубокой древности. По способу звукоизвлечения (игра с помощью плектра*, а также по внешнему виду напоминает мандолину. Небольшой, округло изогнутый корпус, похожий на черепаший панцирь, снабженный широким грифом с натянутыми над ним струнами.
Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент. Возник в Италии в XVI – XVII вв. и получил широкое распространение, став народным инструментом. Произошел, по-видимому, от лютни. Наиболее распространенный тип, так называемая неаполитанская мандолина, имеет овальный кузовоподобный корпус, короткую шейку с тонким грифом и восемь струн (точнее, четыре двойных струны).
Медиатор – небольшая тонкая пластинка из кости, пластмассы, кожи, металла. Заостренным концом медиатора зацепляют струны при игре на некоторых щипковых инструментах.
Плектр – разновидность медиатора. Имеет вид незамкнутого кольца, надеваемого при игре на щипковом инструменте на палец.
Лира – древний струнный щипковый музыкальный инструмент более простой конструкции, чем кифара. Известны два различных типа этого инструмента. Лира с корнцугом из панциря черепахи с мембраной в виде этого панциря. По бокам корпуса 2 изогнутые стойки из рогов антилопы. Второй тип – барбитос с мембраной такой же формы и более длинными стойками, слегка изогнутыми наверху.
Банджо – струнный щипковый инструмент, используемый в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения. Представляет собой маленький барабанчик с грифом. Поверх корпуса натянуты металлические струны. Банджо – инструмент африканского происхождения.
Виуэла – испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары.
Источник
Мы рассказываем о гитарах
О технике и культуре акустической и электрогитары
Краткая история гитары
Гитара древний и благородный инструмент, история которого насчитывает более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о происхождении инструмента. Как неоднократно утверждали историки музыки, гитара явялется развитием лютня или, возможно, древнегреческого инструмента Kithara.
Исследования доктора Макла Каша в 1960 году доказали несостоятельность теории о происхождении гитары от лютня. Как оказалось, лютня является результатом развития отдельной линии инструмента, у который был общим предком гитары и лютня, но никакого влияния на развитие гитары не оказал в дальнейшем. Влияние же гитары на развитие лютни наоборот было явно выражено, начиная со времен безладового инструмента, который мавры привезли с собой в Испанию.
В доказательство теории происхождения гитары от греческой китары является родство слова Kithara с испанским Quitarra. Трудно представить, как гитара могла произойти от греческого инструмента, который по форме был далек от формы гитары, с квадратной рамкой, который ставили на колени, как арфу или лиру.
Также странно, что семиструнная арфа, в квадратной рамке, дала свое название ранним четырех струнным испанским гитарам. Доктор Каша в своих работах пишет о том, что греки позаимстововали название Kithara, скорее всего, от древних персов, у которых был четырех струнный инструмент Чартар.
Близкие предки
Самые ранние струнные инструменты, известные и найденные археологами, это арфы и танбур. В древние времена люди делали подобие деки из черепашьих панцирей и калебасы (сосуда), в качестве резонатора. Как гриф использовалась изогнутая палка, в качестве струн обычно использовали шелковые нити или жилы животных. В музеях мира представлено множество таких экспонатов, которые были найдены на раскопках объектов древне шумерских, вавилонских и египетских цивилизаций. один из инструментов датируется происхождением около 2500-2000 года до нашей эрыю. Богато украшенный инструмент с 11 струнами и золотым украшением был найден в гробнице королевы Shub-Ad.
Другой предок — танбур, представлял собой инструмент с длинным грифом и корпусом грушевидной формы, как правило корпус делали из дерева или шкуры животных. Игра на тамбуре. скорее всего, заключалась в том, что натянутые струны необходимо было нажимать-прижимать вниз, тем самым извлекая ноту. Картины в гробница и сцены изображенные на камне в Египте, свидетельствуют о том, что арфа и
танбур, использовался совместно с флейтами и ударными уже около 3500-4000 лет назад до нашей эры.
Археологи также нашли множество подобных реликвий в развалинах древних месопотамских городов. Многие из этих инструментов сохранились до наших дней почти в неизменном виде, например турецкий тамбур, иранский сетар, афганский панчтар, греческая бузука.
Самый старый из сохранившихся
Самый старый из найденных струнных инструментов принадлежал египетской певице по имени Хар-Мос, жившей примерно 3500 лет назад. Она была похоронена рядом со своим работодателем — Сен-Мут (который, как подозревают, был намного больше, чем просто главный министр и архитектор, построил красивый храм-усыпальницу, который стоит на берегу Нила и по сей день.), который был архитектором царицы Хатшепсу, правившей в 1503 году до нашей эры.
Инструмент, на котором играла Хар-Мос, имел три струны, корпус был сделан из полированного кедра и украшен кожей. Сейчас этот инструмент хранится в археологическом музее в Каире.
Что такое гитара в итоге?
Чтобы понять чем гитара отличается от других своих собратьев, нужно определиться с общими ее признаками. По мнению доктора Каша к ним относятся длинная, резная шея- гриф, плоская деревянная дека. Самые старые из иконографических изображений инструмента отображают все эти признаки, такое изображение было найдено в городе Аладжа-Хююк в Турции (3300 год до нашей эры).
Лютни
Мавры принесли инстумент уд (безладовый ) в Испанию. Танбур был инструментом, который развивался в арабских странах, меняя свои размеры и оставаясь безладовым. Европейцы добавили лады к уд и назвали его «lute» , что происходит от арабского «Al’ud» , и созвучно испанскому «laud» . Лютня или уд определялся как инструмент с коротким грифом и большим количеством струн, имеющим большой грушевидный корпус.
Гитара
Само слово гитара происходит от древне санскритского (язык народов Центральной Азии и северной Индии) слова струна, с корнем «tar» . Многие струнные инструменты существуют в Средней Азии и по сей день в неизменном виде. Имена многих инструментов, которые заканчиваются на «tar» указывают на количество струн:
Два — на санскрите «Дви», в современном персидском «do» (делать) — дотар , инструмент с двумя струнами, найденный на раскопках в Туркменестане.
Три — на санскрите «Три» , в современном персидском «Се» — сетар, 3-струнный инструмент, найден на раскопках в Персии (Иран) . Ситар в Индии — многострунная.
Четыре — на санскрите «Чатур», современный персидский «Чар», Чартар — 4-струнный инсрумент в Персии, (более известный как Тар в современном понимании, quitarra в ранние испанскин 4-струнные гитары, qithara современном арабском, итальянском Chitarra).
Пять — на санскрите «Панча», на современном персидском «Панч», панчтар, 5-струный инструмент у народов Афганистана.
Индийский Ситар
Индийский ситар почти наверняка получил свое название от персидского сетра, но напротяжинии столетий индийцы сделали из него совершенно другой прибор. с учетом своих культурных и эстетических идеалов.
Танбур и арфа распространился по всему древнему миру с путешествинниками, купцами и моряками. Четырехструнный персидский чартар (обратите внимание на узкую талию) прибыл в Испанию, где немного изменился по форме и конструкции, приобрел две струны, настроенные в унисон, и стал известен как Quitarra или Chitarra.
Четыре, пять и шесть струн
Как мы видим предки гитары пришли в европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты имели чаще всего четыре струны. Как писали ранее, слово гитара происходит от древнеперсидского «чартар», которое в прямом смысле означает «четыре струны». Изображения гитары встречаются на средневековых фресках и картинах.
К началу эпохи Возрождения из 4 струнных инструментов, гитара стала доминирующим, по крайне мере в большинстве стран Европы. Самый ранний известный крус, по обучению игре был написан для четырех струнного читарра в 16 веке в Испании. Пяти струнный инструмент впервые появился в Италии в это же время и постепенно заменил четырех струнный инструмент. Стандартная настройка выглядела так : A, D, G, B, E, как и у современной пяти струнной гитары.
вместе с лютней у ранних гитар редко были грифы, имеющие бьльше 8 ладов, но с развитием гитары их количество увеличилось до 10, затем 12.
пяти струнная гитара Антони Страдивари 1680
Шестая струна была добавлена итальянцами, в 17 веке, в последующем все гитары делались в основном по этому образцу. Постепенно встала необходимость в настройке каждой струны и появились колки, которые были изобретены немецким мастером из Гамбурга, Joakim Thielke (1641 — 1719).
В начале 19 века гитара начинает принимать уже более знакомую нам форму тела.
гитара изготовленная George Louis Panormo, 1832
Современная классическая гитара, как мы ее знаем, появилась когда испанский производитель Антонио Торрес увеличил размер корпуса и представил новую систему крепления грифа в 1850 году. Его дизайн радикально улучшил громкость, тембр и вскоре стал стандартом для изготовления гитар.
гитара изготовленная Antonio Torres Jurado, 1859
Гитары со стальными струнами и электрогитары
Примерно в то же время, что и Торрес стал делать его первые настраиваемые аккустические гитары в Испании, немецкие иммигранты в США, среди которых был Fredrich Martin — начинают делать гитары с креплением корпуса X-braced. Стальные струны впервые стали широко доступны в 1900 году. стальные струны позволяли получать более громкий звук, но усилие они создавали намного большее. чем могли выдержать корпуса гитар Торреса. Для этого Мартин придумал усиление для корпуса — ребра усиления в фиде буквы Х внтури корпуса.
В конце 19 века Орвилл Гибсон изготовлял гитары Archtop (полуаккустические), с овальными отверстиями для звука. В начале 20-х годов дизайнер Ллойд Лоар присоединился к Гибсону и появилась модификация джаз для гитары с корпусом Archtop.
Электрогитара появилась когда звукосниматели были дабавлены в гавайские и джаз гитары в конце 1920-х годов, но их появление не увенчалось успехом до 1936 года, когда Гисбон представил модель ES150, которую Чарли Кристиан сделал известным.
С появлением усилителей стало возможным не уделять так много внимания корпусу, как основному компоненту усиления и в конце 1930 годов, начале 1940-х появились первые эксперементы в этом направлении.
Les Paul, Leo Fender, Paul Bigsby и O.W. Appleton сконструировали первые гитары из цельного корпуса с встроенными звукоснимателями.
Подробнее о +CubozoaRu
Разработка, изготовление уникальных, программируемых блоков питания для педалей эффектов гитар.