- S o l F a theory
- 14. Родство тональностей
- Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
- Система родства тональностей Катуара
- Система родства тональностей Яворского
- Система родства тональностей Способина
- Родственные тональности
- Родственные тональности
- Что это такое
- Каким образом определяется
- Как еще определить
- Родственные тональности от всех нот
- Родственные тональности
S o l F a theory
14. Родство тональностей
Родство тональностей – большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством и значимостью их общих элементов (звуков, аккордов, интервалов). Родство тональностей – одно из важнейших свойств модуляционного пространства в классико-романтической гармонии. На нём основано ощущение тонального движения – удаление от T или приближение к ней. Родство тональностей учитывает типы интервальных связей (кварто-квинтовые (D,S), параллели как пары аккордов с общей б. 3), различие в составе конкретной системы вследствие исторической эволюции гармонии (к d-moll в 9 симфонии Бетховена es-moll – далёкая тональность, а к d-moll из 5 симфонии Шостаковича – значительно более близкая из-за роли IIb в главной теме).
Данной тональности родственны те тональности, T53 которых входят в эту тональность, то есть параллель, тональность натуральной D и параллель к ней, тональность натуральной S и её параллель, тональность минорной S для мажора и мажорной D для минора. Остальные тональности – отдалённые.
Система родства тональностей Римского-Корсакова (к C-dur и a-moll)
I степень родства: к мажору Tp, D, Dp, Sp, S, Sг. К минору Tp, Dнат, Dнатp, Sp, S, Dг. Минорная S и мажорная D – тональности гармонического родства, остальные – диатонического.
II степень родства:
Тональности, родственные для тех, которые входят в группу I степени, образуют группу тональностей II степени родства (при исключении повторяющихся тональностей и дублирующих I степень получается 12 тональностей).
As | A | B | H | (C) | Des | D | Es | E |
g | b | h | c |
As | a | b | h | (c) | Des | d | es | e |
C | Des | D | F |
У тональностей второй степени родства лишь один-два общих аккорда с главной тональностью.
III степень родства: ни одного общего аккорда с главной тональностью.
Это тональность тритонового соотношения к главной, одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной к тритоновой (пять тональностей).
Итого получается 6 тональностей I степени родства, 12 тональностей II степени, 5 тональностей III степени.
Система родства тональностей Катуара
I степень – пять тональностей чисто диатонического родства
II степень – четыре тональности с одной парой общих трезвучий, отличаются от главной на 2 знака.
III степень – все остальные, которые не имеют общих трезвучий в пределах диатонических систем.
Система родства тональностей Яворского
Принцип родства – в общности систем (единичной и двойной) (единичная – разрешение тритона полутоновым движением вовне или внутрь, в двойной перекрещиваются два тритона, в C-dur это d-as и dis-a). Отсюда два класса тональностей: родственные и неродственные.
Родственные тональности не содержат тритона к T53 главной тональности. Остальные – неродственные.
К C-dur: все пять диатонических трезвучий, одноименная, минорная S и её параллель, большая медианта, однотерцовая к D, увеличенные лады G и As, уменьшенные H и F.
Система родства тональностей Способина
- Пять тональностей диатонического родства
- Шесть тональностей мажоро-минорного родства (одноименного)
- Остальные – хроматического родства
- Пять тональностей диатонического родства
- Две тональности полудиатонического родства: минорная S для мажора и мажорная D для минора
- Одноименное мажоро-минорное родства
- Параллели мажоро-минорно родства: большая медианта в мажоре и большая субмедианта в миноре
- Полухроматического родства: неаполитанская (IIb)
- Хроматическое родства – все остальные.
Источник
Родственные тональности
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,— побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
До мажору родственны тональности:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)
Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.
Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты .
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.
Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты
Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты
До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности
Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты
Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты
Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 14081 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Родственные тональности
Любой гитарист, который обладает желанием профессионально придумывать композиции, должен разбираться в родственных тональностях. Если вы будете знать, каким образом они функционируют, у вас появится возможность заниматься аранжировкой грамотно, создавая большое число вариантов ходов для той или иной песни.
Что это такое
Первым делом следует отметить, что данный термин не нужно путать с параллельными тональностями (здесь используются ключи с совпадающими нотами). Что касается родства в гитарной музыке, то здесь все по-иному.
Каждая гамма обладает семью ступенями. Они определяются очередностью нот в ключе. Основные ноты – первая, четвертая и пятая. Также тон имеет устойчивые ступени – первую, третью и пятую. К неустойчивым относятся все прочие.
Тональности с ключами, обладающими идентичными аккордами, называются родственными. Все трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звуковому ряду (без расширений, уменьшений или удержаний).
Вы увидели в двух отличных друг от друга тональностях одно и то же трезвучие? Значит можно сделать вывод, что данные ключи являются родственными. Выделяют три разновидности родства. Каждая из них зависит от того, на каком месте в звуковом ряде располагается аккорд. Таким образом:
- первая степень родства – если аккорд на какой угодно ступени в одной тональности представляет собой тонику для другого;
- вторая – когда аккорд просто есть в тональности;
- третья – общих трезвучий нет вообще.
Каким образом определяется
Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.
При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.
Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.
Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:
Как еще определить
Для определения родственных тональностей можно использовать кварто-квинтовый круг.
В кварто-квинтовом круге выберите необходимую высоту нот, совершите отступ на одно деление по часовой стрелке и в обратном направлении. После этого отметьте участок из шести входящих в данное поле ключей. Так находится первая степень родства. Если имеете дело с минором, подберите параллельный ему мажор. А если участки из трех пар трезвучий имеют общие пересечения, то это родство второго порядка.
Ниже будет таблица, в которой указано, на каких ступенях находятся родственные тональности для мажора и минора:
Источник
Родственные тональности от всех нот
В этой статье поговорим о родстве тональностей. Вообще все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, которые находятся в гармоническом родстве.
Родство тональностей
Рассмотрим тональность До-мажор:
Рисунок 1. Тональность до-мажор
На схеме римскими цифрами обозначены ступени тональности. На этих ступенях построим трезвучия так, чтобы не использовать знаки альтерации , поскольку C-dur не имеет знаков альтерации:
Рисунок 2. Трезвучия на ступенях тональности до-мажор
На VII ступени не получается построить без знаков альтерации ни мажорного, ни минорного трезвучия. Рассмотрим подробнее, какие трезвучия мы построили:
- До-мажор на I ступени.
- Фа-мажор на IV ступени. Эта тональность построена на главной ступени (IV).
- Соль-мажор на V ступени. Эта тональность построена на главной ступени (V).
- Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
- Ре-минор на II ступени. Параллельная тональности Фа-мажор, построенной на IV (главной) ступени.
- Ми-минор на III ступени. Параллельная тональности Соль-мажор, построенной на V (главной) ступени.
- В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор.
Эти тональности называются родственными До-мажору (не включая, конечно, сам До-мажор, с которого мы начали список). Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора вы можете попробовать найти родственные самостоятельно. Здесь должно получиться следующее:
- на главных ступенях: Ре-минор (IV ступень) и Ми-минор (V ступень);
- параллельная главной тональности: До-мажор (III ступень);
- параллельные тональностям главных ступеней: Фа-мажор (VI ступень) и Соль-мажор (VII ступень);
- тональность мажорной доминанты: Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре). Тут поясним, что рассматривается именно гармонический минор, в котором повышена VII ступень (в Ля-миноре это нота Соль). Поэтому и получится Ми-мажор, а не Ми-минор. Аналогично в примере с До-мажором мы получили на IV ступени как Фа-мажор (в натуральном мажоре), так и Фа-минор (в гармоническом мажоре).
Трезвучия, которые мы с Вами получили на ступенях основных тональностей, являются тоническими трезвучиями родственных тональностей.
Итоги
Вы познакомились с понятием родственные тональности и научились определять их.
Источник
Родственные тональности
Тональности, наиболее близкие к главной, образуют группу родственных тональностей как тональностей 1-й степени родства. Какие же это тональности? Построим сначала все большие и малые трезвучия, возможные на ступенях мажорной гаммы, а затем на ступенях минорной гаммы:
Если принять каждое из этих трезвучий за тонику новую тональности, то мы получим следующие тональности, побочные по отношению к главной — C -dur ’у: d -moll , e -moll , F -dur , f -moll , G -dur , a -moll , а по отношению к главной — a -moll : C -dur , d -moll , e -moll , E -dur , F -dur , G -dur .
Итак, мы получили такие тональности , тоники которых являются трезвучиями диатонического мажора или минора (натуральных или гармонических). Такие тональности и называются родственными.
Значит у каждой мажорной или минорной тональности имеется шесть родственных: параллельная главной, тональность доминанты и ее параллельная, тональность субдоминанты и ее параллельная, а так же тональность минорной субдоминанты для мажора и тональность мажорной доминанты для минора.
Источник