Рок опера орфей эвридика поющие гитары

ВИА «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» принял участие в записи первой советской зонг-оперы «Орфей и Эвридика» и… распался

У каждого советского вокально-инструментального ансамбля имелись два тонких места, два «лезвия бритвы» по которым надо было очень аккуратно эквилибрировать. Первое – это взаимоотношения с Союзом композиторов, ибо в репертуаре филармонического ВИА должно было присутствовать не менее 80% композиций членов данной музыкальной организации. Второе – это взаимоотношения с Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия», которая должна была выполнять план по продажам и, при этом, строго придерживаться правил коммунистической цензуры.

В этом плане у «Поющих гитар» все было окейно – и между столпами Союза композиторов удалось пропетлять и с «Мелодией» иметь деловые отношения. Считается, что коллектив выпустил больше всех пластинок формата «миньон» в СССР (естественно, по сравнению с другими ВИА). А вот LP-диск был выпущен лишь один – произошло это в 1969 году. Поклонники коллектива называют его «Поющие гитары III». Зато мини-дисков «Поющие гитары» наштамповали великое множество – от гибких пластинок до винила.

Первый концерт коллектива состоялся 5 октября 1966 года. ВИА «Поющие гитары» дебютировал на сцене актового зала в Военно-механическом институте. Первый состав ансамбля: Анатолий Васильев (руководитель, гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Владимир Калинин (гитара), Лев Вильдавский (фортепьяно, электроорган), Сергей Лавровский (ударные), Олег Мошкович (фортепьяно, электроорган) Галина Баранова (вокал), Татьяна Калинина (вокал). В следующем году в состав ансамбля влились Эдгар Бернштейн (труба, звукорежиссёр) и Елена Фёдорова (вокал). В 1968 году в ансамбль приходит Альгирдас Паулавичюс (клавишные), Александр Фёдоров (гитара), в 1969 — Валерий Ступаченко (вокал), Юрий Антонов (клавишные, композитор), Анатолий Чижевский (гитара). В 1970 году в ансамбль пришли новые музыканты: Григорий Клеймиц (фортепиано), Василий Борисов (гитара) и ритм-секция Юрий Иваненко (бас-гитара) и ударник Юрий Соколов. На волне популярности, вначале 70-х, «Поющие гитары» давали до 350 — 400 концертов-аншлагов в год. Как писала пресса тех лет, сильной стороной этого ВИА являлось «эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен».

Читайте также:  Гитара какую взять с чего начать

Интересный факт: платформа «Поющих гитар» послужила стартовой площадкой для таких артистов, как Юрий Антонов, Ирина Понаровская, Альберт Асадуллин, Альгирдас Паулавичюс, Валентин Бадьяров, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова, Сергей Лавровский и др.

В 1975 году «Поющие гитары» были приглашены для записи первой советской рок-оперы композитора Александра Журбина «Орфей и Эвридика». Увы, это отнимало много времени и требовало приложения значительных творческих усилий. ВИА практически прекратил гастрольную деятельность, что абсолютно не устраивало некоторых участников коллектива. В 1975 году легендарный состав распался. Часть музыкантов сосредоточилось на постановке рок-оперы, другая часть занялась сольными карьерами.

Чем запомнился вклад в ВИА «Поющие гитары» в отечественную масс-культуру?

Во-первых – это популяризация западных хитов «Апачи», «Тореро», «Синяя песня», «Карлссон», «Индейская резервация», «Прекрасное воскресенье», «Песенка велосипедистов» и т.д.

Во-вторых – исполнением любовной лирики, и стремлением дистанцироваться от исполнения патриотических зонгов.

В-третьих – записью первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика».

Александр Журбин — Юрий Димитрин

Либретто — Юрий Димитрин,

Ансамбль «Поющие гитары»,

Орфей — Альберт Ассадулин,

Эвридика — Ирина Понаровская,

Фортуна — Ольга Левитская,

Харон — Богдан Вивчаровский,

Певцы — В.Тсакадзе, В.Лазаренко, А.Федоров.

«Орфей и Эвридика»- одна из самых первых рок-опер, которая до сих пор пользуется огромной популярностью. Эта легендарная зонг-опера была написана в 1975 года композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным.

В момент своего появления она была встречена в штыки тогдашним официозом, хотя никакой политической подоплеки в трогательной истории любви не было. Во многих отношениях эта опера стала первой: это первая рок-опера в стране, в ней дебютировали на большой сцене известные сегодня исполнители Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин, многие музыкальные находки были впоследствии переняты другими русскими композиторами. Двойной альбом с записью этой оперы был продан тиражом более миллиона экземпляров.

ВИА «Поющие гитары», который аккомпанировал певцам, сыграл эту оперу около 2500 раз. «Орфей и Эвридика» до сих пор находится в репертуаре питерской «Рок-Оперы». «Орфей и Эвридика» — претендент на книгу рекордов Гинесса: она не сходит с подмостков уже 28 лет, была сыграна более 2500 раз, известно 8 постановок этой оперы, а исполнитель роли Харона, артист санкт-петербургского Театра «Рок-Опера» Богдан Вивчаровский достоин попадания в книгу рекордов Гинесса уже за то, что на протяжении этих 28 лет является бессменным исполнителем роли Харона и является единственным в России артистом, получившим звание Заслуженного Артиста именно за рок-оперу..

Источник

История рок-оперы «Орфей и Эвридика»

В 1974 году Анатолий Васильев, лидер ансамбля «Поющие гитары», решил кардинально изменить направление творческого движения своего коллектива.

«На концертах я сидел в зале за пультом, — рассказывал Анатолий Васильев, — и видел как бы отзвук зала на то, что делается на сцене. Прием был уже не тот! Да и весь наш репертуар уже пелся в кабаках. Вечером приходим ужинать в ресторан, а местные ребята все наши песни уже поют. И я решил, что нужно делать что-то совсем другое».

И тогда Анатолий Васильев решил поставить рок-оперу.

«Когда до нас добралась рок-опера Эндрю Ллойд-Уэббера «Jesus Christ Superstar», все ею заболели, конечно, — говорит А.Васильев. — Я тоже заболел. Всю оперу я знал наизусть. Очень она мне нравилась. И захотелось мне сделать что-то свое в этом жанре. Тогда с нами сотрудничал композитор Александр Журбин, который написал для нас несколько интересных песен. И я предложил ему подумать о том, чтобы сочинить рок-оперу. Эта идея ему понравилось. Пригласили либреттиста Юрия Димитрина, стали тексты обсуждать всякие. Вот так все и закрутилось. »

Так начиналась работа по созданию первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика».

Сюжет оперы лишь очень формально сохранял сюжетную схему мифа, но через призму древнегреческой мифологии авторы попытались поговорить о сегодняшних проблемах. В поисках славы Орфей покидает свою возлюбленную Эвридику и отправляется на состязанье певцов. Победив, он возвращается к любимой, но преклонение фанатов уже изменило его, и Эвридика не узнает своего Орфея.

Харон — перевозчик душ в загробное царство — рассказывает Орфею свою историю: он ведь и сам некогда был певцом, но, потеряв любовь, потерял свою песню, голос и талант. Его слова заставляют Орфея отправиться в обратный путь «в надежде себя ушедшего найти». Он оказывается способным снова бросить вызов судьбе. Он кричит Фортуне: «Я потерял все, и ты не страшна мне больше!» — и тогда в его душе вновь начинает звучать песня Эвридики, нежная и прекрасная. С ней Орфей отправляется на новое состязание — теперь ему не страшен огонь славы: в его сердце вновь запылала любовь, и он знает, что жить стоит только ради нее.

28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета Ленконцерта, на которых авторы представили свое детище: композитор пел и играл на рояле, а либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Все прошло благополучно: оперу «пропустили». Заминка произошла только в обкоме партии: там не понравилось вынесенное в заглавие слово «рок». Во избежание неприятностей Юрий Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом «зонг», позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта.

Когда работа над либретто была закончена, настало время искать Орфея. Анатолий Васильев рассказывал, что сначала он пригласил на эту роль певца Виктора Кривоноса. «Хороший тенор, красивый парень, — вспоминает Анатолий Васильев. — Тогда он был еще совсем молоденький. Я его на гастроли даже взял, чтобы он пообтесался. И он у нас в концертах пел «Лестницу в небо». И делал он это, конечно, лихо! С его-то голосом! Но все же рок он чувствовал плохо, поскольку он — опереточный певец. И в конце концов он отказался участвовать в опере, решив, что для него это очень трудно».

В итоге первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию художник-архитектор, по призванию рок-певец.

С 1969 года Альберт Асадуллин выступал в составах популярных питерских рок-групп «Призраки», «Фламинго», «Невская волна» и был настоящим кумиром ленинградского рок-сообщества. В 1974 году Альберт Асадуллин успешно защитил диплом в институте изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии Художеств СССР и готовился приступить к работе в проектном институте, но получил приглашение от руководителя ВИА «Поющие гитары» на роль Орфея. Анатолию Васильеву пришлось проявить нешуточные дипломатические способности, чтобы «отмазать» певца от работы по распределению, но в феврале 1975 года Альберт приступил к репетициям в составе группы «Поющие гитары». Прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.

Партнершей Асадуллина стала солистка ансамбля Ирина Понаровская.

«Эвридику я выстрадала, — рассказывает Ирина Понаровская. — Сколько нам с Альбертом Асадуллиным пришлось намучиться с этой работой! Иногда казалось, что мы зря за все это взялись, что ничего не получится. Там был очень трудный вокал, но дело даже не в этом — мы ведь играли в опере, от нас требовались и актёрские данные. Приходилось нелегко не только психологически, но и физически: то бегали, то пели лёжа, и все это с микрофоном в руке. Надо было тщательно следить за тем, чтобы не запутаться в шнуре. Существовала даже специальная шнуровая режиссура. Эвридику я сыграла свыше ста раз. Когда мою роль передали другой артистке, я почувствовала себя матерью, отдавшей ребенка в чужие руки».

Роль Фортуны досталась Ольге Левицкой, перешедшей в «Поющие Гитары» из ансамбля «Калинка». Роль Харона получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона.

Либреттист Юрий Димитрин познакомил Анатолия Васильева с театральным режиссером Марком Розовским, который в это время ставил в БДТ спектакль «История лошади». Марк Розовский взялся за постановку, в свойственной ему творческой манере он еще больше усилил заложенную в «зонг-опере» условность: Орфей, распятый на стойках от микрофонов, Эвридика, окруженная частоколом микрофонов, хор Вестников, рассказывающий историю героев и словно вершащий их судьбу. В глубине сцены на длинных нитях красовалось золотое руно, напоминавшее о прошлом мифологического Орфея и служившее экраном для фантастических движущихся орнаментов, которые создавал на нем художник по свету П.Пчелинцев.

Все аранжировки придумали музыканты ансамбля Григорий Клеймиц и Эдуард Кузинер, а оркестровку сделал Анатолий Кальварский, художественный руководитель и дирижёр эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения. Оркестровую фонограмму записал оркестр под управлением А.Бадхена.

Для воплощения задуманного ансамблю пришлось расширить состав: вместо семи человек на сцену теперь выходило сорок. Такой коллектив уже не был способен концертировать, поэтому музыканты прежних, собирающих аншлаги на концертах «Поющих Гитар» стали один за другим покидать ансамбль.

«Сначала я пытался продолжать концертную деятельность, — говорит Анатолий Васильев, — Но концерты и театр совместить оказалось очень трудно. А ехать без меня на гастроли было никак невозможно».

21 июня 1975 года в Ленинграде на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера зонг-оперы « Орфей и Эвридика ».

«Орфей» имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Английский журнал «Music week» назвал постановку наиболее значительным произведением 1975 года в стиле рок-музыки. А две самые влиятельные и многотиражные в нашей стране газеты «Правда» и «Комсомольская правда» единодушно признали спектакль «принципиальной удачей».

Источник

История первой рок-оперы Советского Союза. Как создавался «Орфей и Эвридика»

В Советском Союзе рок любили, если и меньше, чем сейчас, но не намного. Боле того, в СССР была создана первая рок-опера, которой заслушивались многие граждане того времени.

Принято считать, что идея «Орфея и Эвридики» была позаимствована у англичан. Руководитель ВИА «Поющие гитары» А. Васильев был настолько впечатлен шедевром Эндрю Ллойд-Уэббера, что решил создать нечто подобное. В результате к проекту были привлечены композитор Журбин и либреттист Димитрин.

Впервые стартовала рок-опера в 1974 году. Сам Журбин аккомпанировал на рояле и пел, его коллега вставлял отдельные отрывки. Проект впечатлил зрителей, и только правительство придралось к слову «рок». В итоге оперу пропустили в массы, но она стала называться чуть иначе. Теперь у нее была приставка «Зонг».

Стоит отметить, что сюжетная линия оперы не полностью соответствует повествованию мифа. Помимо любви, в ней есть также место тщеславию. А именно присутствует описание того, как человек порой не способен остановиться, слушая в свой адрес дифирамбы поклонников.

И если раньше вы с «Орфеем и Эвридикой» не были знакомы, прослушав ее, не пожалеете. На первый взгляд она может показаться очень слащавой про любовь-морковь. Однако сюжет поворачивает по совершенно неожиданной дороге — Орфей в погоне за славой прощается с Эвридикой, а возвращается совершенно изменившимся личностно.

Первым исполнителем роли Орфея стал талантливый архитектор Айдуллин, отличающийся интересным голосом с большим диапазоном. Эвридику же сыграла молодая Понаровская, на тот момент проходившая обучение в ленинградской Консерватории и являющаяся солисткой «Поющих гитар».

Правда Ирина не долго была исполнительницей в постановке. На смену ей пришла Алла Кожевникова. Харона же играл Богдан Вивчаровский, который завораживал зрителей своим баритоном. Именно благодаря этому он получил статус Народного артиста.

К слову, во времена СССР опера имела огромный успех. И дело не только в том, что подобного на тот момент ничего не существовало. Все в постановке было прекрасным — и голоса, и тексты песен, и музыка.

С того времени оперу воспроизводили около 2,5 тысяч раз. При этом она не теряет популярности и сегодня. В 1975 же году «Орфея и Эвридику» признали спектаклем года.

С конца 90-х годов оперу стали транслировать в рок-театре Санкт-Петербурга. Правда после этого смысл ее был значительно изменен.

Источник

Оцените статью