Рококо виолончель с фортепиано

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

П. И. Чайковский:Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. ЗЗ

Понедельник, 19 Мая 2014 г. 01:57 + в цитатник

П. И. Чайковский:Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, соч. ЗЗ

В письмах и дневниках Чайковского почти нет сведений о создании «Вариаций на тему рококо». Единственным свидетельством о времени сочинения Вариаций является в фраза в письме к брату Анатолию Ильичу от 15 декабря 1876 г.: «Пишу варьяции для Cello solo с оркестром».

Что явилось причиной создания Вариаций, все-таки неизвестно. Примечательно, что всего за полтора года до начала работы над этим сочинением — 25 марта 1875 г. — в газете «Русские ведомости» N 66 Чайковский в своей статье высказался, что «виртуозное процветание виолончели так приходит к последнему фазису упадка. его репертуар в продолжение уж многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями».

Впервые «Вариации на тему рококо» исполнил профессор Московской консерватории и друг Чайковского Вильгель Фитценгаген, выступивший с оркестром под управлением Н. Рубинштейна в симфоническом собрании Московского отделения Русского Музыкального Общества 18 ноября 1877 года.

Первое исполнение Вариаций имело благоприятные отзывы прессы. Так, в «Музыкальных заметках» газеты «Голос» (1877, N 298) отмечалось, что «Пьеса г.Чайковского, с прелестным аккомпанементом оркестра, кажется, новейшее произведение нашего талантливого композитора, и публика прослушала его с величайшим удовольствием».

Слушаем «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»(три варианта)

(авторская версия)Святослав Кнушевицкий (виолончель)
дирижёр Александр Гаук

В оригинальной авторской редакции произведение состоит из вступления, темы, сочинённой композитором, и восьми вариаций на эту тему:
Moderato assai quasi Andante — Tema. Moderato semplice
Var. I: Tempo della Tema
Var. II: Tempo della Tema
Var. III: Andante
Var. IV: Allegro vivo
Var. V: Andante grazioso
Var. VI: Allegro moderato
Var. VII: Andante sostenuto
Var. VIII e Coda: Allegro moderato con anima

В редакции Вильгельма Фитценхагена была удалена последняя вариация и изменен порядок следования других.

Д.ШАФРАН, МФО, дир. К.Кондрашин, запись 1949г.

«Вариации на тему рококо» носят концертно-виртуозный характер, который только оттеняется лирическими отступлениями. Многогранность основного образа и богатые возможности его развития заложены в самой теме. Чайковский создал тему «рококо» в ярко выраженном русском духе — широкую, напевную и задушевную. Композитор назвал эту тему «рококо» условно, имея в виду ее грациозный и безмятежный характер, свойственный данному стилю. Мастерски написанные на эту тему вариации построены по принципу художественного контраста. Каждая из вариаций представляет собой законченную музыкальную миниатюру. При этом полностью сохраняется единство и цельность всей пьесы, чему способствует неоднократно повторяющийся рефрен оркестра.

Мстислав Ростропович- виолончель. Дирижер Кирилл Кондрашин,Королевский оркестр Концертгебау. 14 марта 1977

«Вариации на тему рококо» — обязательное произведением на третьем туре Международного конкурса имени П.И.Чайковского.
источник


Рококо — стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным.
Я серебряной иголкой
Вышью наш роман на шёлке.
Так изыскано — легко,
В нежном стиле рококо…
Пусть на вышитой подушке –
Ты пастух, а я пастушка…
Яркой нитью голубой
Вышью взор лукавый свой …
Наталья Алмаева

Источник

Три виолончельных шедевра: что необходимо услышать каждому

В этом году в седьмой раз в Москве с 18 по 26 ноября пройдет уникальный фестиваль VivaCello, фестиваль-манифест, охватывающий пять вечеров, и провозглашающий торжество виолончельной музыки. Программа составлена так, что академические традиции здесь встречаются с непреодолимым желанием расширить горизонты – каждый год на фестивале исполняется новое сочинение. 2015-й не станет исключением.

Виолончелист, арт-директор и идейный вдохновитель фестиваля VivaCello Борис Андрианов принял предложение m24.ru стать героем рубрики «Погружение в классику» и рассказал о тех жемчужинах виолончельного репертуара, которые, на его взгляд, должен хоть раз в жизни послушать каждый образованный человек. Борис остановился на трех композиторах. Имя каждого из них – глава во всемирной истории культуры.

Петр Чайковский, «Вариации на тему рококо»

Это самое главное произведение Чайковского, написанное им для виолончели. Оно входит в золотой репертуар всех виолончелистов мира, обязательное для исполнения в финале конкурса Чайковского.

«Вариации» посвящены другу Чайковского – виолончелисту Карлу Вильгельму Фитценгагену. С его подачи композитор изменил порядок частей, и это решение придало композиционную стройность всему сочинению. Чайковский не стал противиться и согласился, что такой порядок действительно логически более совершенен. Так что теперь все музыканты играют «фитценгагенскую» версию, а авторская редакция «Вариаций» исполняется крайне редко.

Тема рококо не похожа на музыку Чайковского. Создается даже ощущение, что это цитата, но на самом деле ее действительно написал Чайковский (есть, правда, мнение, что это переделанная песня «Вдоль по Питерской»). Дальше идут очень разные вариации – и очень виртуозные, и очень мелодичные, так что инструменталист может продемонстрировать все грани своего мастерства. Есть в ней, конечно, и «подводные камни»: знаменитую ре-минорную вариацию, шестую по счету, многие виолончелисты играют очень эмоционально и чересчур возбужденно, как, впрочем, и всю пьесу, хотя мне кажется, что это очень тонкая субстанция, кружевная, как оренбургский платок, который проходит через кольцо. Их интерпретация сопряжена с тем, что музыканты обычно готовят «Вариации» на конкурс Чайковского, то есть исполнение неминуемо оказывается связано с особой конкурсной подачей: если выходишь в финал, нужно быть убедительнее конкурентов, доказать, что ты – самый лучший. Я уверен, что этот подход идет вразрез с тем, что задумывал композитор. Конечно, не у всех виолончелистов «Вариации» звучат с конкурсной напористостью. Вообще, как мне кажется, трудно найти два одинаковых исполнения этого произведения.

Первая часть «Вариаций» – те самые кружева, вторая – стремительная, третья – широкая, в до-мажоре, русская тема, четвертая – барочная, пятая – с темой у флейты, трелями у виолончели. Потом идет каденция, где бушуют страсти, шестая – ре-минорная, наверно, одна из самых красивых мелодий, написанных для виолончели, седьмая – апофеозная. В конце, когда наступает кода, обычно на конкурсе все ждут, когда начнется октавное место – чисто его сыграть довольно сложно.

У нас на фестивале VivaCello прозвучат два варианта «Вариаций на тему рококо»: фитценгагенская версия (на закрытии 26 ноября). Композитор Александр Розенблат специально для нас написал «Jazz Rococo Variations» на ту же тему Чайковского, но с симфо-джазовыми вариациями, с элементами танго, буги-вуги и других современных музыкальных стилей. Эту версию исполнит оркестр «Виртуозы Москвы» .

Лет десять виолончелист Миша Майский приезжал на Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, тоже играл «Вариации». Во время каденции он случайно уронил смычок и поцарапал инструмент. А когда уезжал после концерта, в аэропорту к ему пристали таможенники: на фото в паспорте у виолончели этой царапины нет. Подумали, что он другой инструмент пытается вывезти.

Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/watch?v=w9LEtb6ufTU]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Nat 33

Франц Шуберт, соната «Арпеджионе»

Это произведение написано для инструмента с одноименным названием – арпеджионе – и фортепиано. Поистине божественная музыка. Что такое арпеджионе? Его сконструировал в 1823 году венский мастер Иоганн Георг Штауфер. Все это напоминало виолончель, но с гитарным строй. Играть на таком инструменте было сравнительно несложно – не нужно забираться в высокие позиции, можно сразу перейти на нужную струну. Соната создана с расчетом именно на такую технику. Но этот гибрид не прижился и вскоре перестал существовать из-за того, что не пользовался особой популярность – для него практически не написали музыки. Шуберт же создал гениальную сонату, и ее стали играть на скрипке, альте, виолончели, с оркестром.

Соната технически сложная, но в то же время прозрачная, само совершенство, сравнимая разве что со скульптурой какого-нибудь гениального мастера – если что-то оттесать, то будет уничтожена ее безупречность. Несмотря на технические сложности, звучать она должна легко. Ее исполняют с оркестром, но лучше она звучит с фортепиано – тогда она звучит нежно, интимно.

Для музыканта очень важно понимать, как рассредоточить время в этой сонате. И тут возникает вопрос в силе притяжения: у тебя есть тактовые черты, между которыми заключены ноты с длительностями, и они не могут идти ровно, поэтому если нет прописанных композитором указаний – ritenuto или accelerando, то тебе нужно, чтобы между сильными долями в каждом такте было одинаковое количество времени. Все ноты либо притягиваются, либо отталкиваются. В Шуберте, в котором мало нот, самое сложное – их притяжение. Чем проще музыка, тем сложнее ее играть.

В рондо есть свои тонкости – одна и та же повторяющаяся тема каждый раз должна звучать по-разному. Ценно играть эту музыку с хорошим партнером, предвосхищая намерения друг друга до окончания фразы. Если это получается, то эффект замечательный.

Идет соната порядка 23-25 минут. Лучше всего ее слушать, закрывшись, приглушив свет.

Видео: [URLEXTERNAL=https://youtu.be/S85T_98K2VM]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: J Jokerjames

Альфред Шнитке, концерт для виолончели с оркестром №1

На мой взгляд, это музыка, призванная доставлять человеку, пришедшему в зал, дискомфорт. Он должен чувствовать себя так, словно в него впиваются иглы. Звучащие диссонансы должны причинять чуть ли не физическую боль.

Шнитке написал этот концерт после очередного инсульта, причем непонятно – дописал ли он только финал или создал все произведение целиком. Все три части очень доступные для восприятия (по меркам Шнитке, конечно). Самый потрясающий момент – как раз в финале.

С этим концертом связана интересная история из моей жизни. Много лет назад я репетировал, а сын подруги крутился рядом. Ему на тот момент было лет двенадцать. Он уже слушал рэп. Ему было скучно, и он попросил у меня что-то послушать. Я дал ему диск с записью виолончельного концерта Лало и концертом Шнитке. Благозвучный Лало не вызвал у него особого интереса, в отличие от Шнитке, которого он прослушал два раза кряду: это поразительно, но мальчик не мог остановиться, и взахлеб рассказывал об образах, возникавших у него в голове.

Финал концерта, как я уже сказал, стоит особняком. Сам Шнитке говорил, что музыка была продиктовална ему сверху. После этого он прожил еще 12 лет, но считал, что лучше финала этого концерта больше ничего не создал. В середине финала виолончель звучит над всем оркестром: от цифры к цифре звук нарастает, виолончель начинает подзвучиваться, и все доходит до апофеоза. Это немножко похоже на музыку из фильма «Звездные войны», когда показывают сцену апокалипсиса или полет огромного корабля в космосе. В конце музыка быстро выходит в полную тишину, и виолончельные флажолеты звучат как последние вздохи. Играть этот концерт очень сложно – он требует огромного эмоционального выплеска. Ты словно попадаешь туда, куда еще нельзя заглянуть, но мы каждый раз, исполняя эту музыку, приоткрываем завесу.

Шнитке посвятил концерт Наталье Гутман , причем она играет его наизусть, что меня всегда удивляет. Вместе с Геннадием Рождественским она записала его на диск. Интересно, что кроме нее на такой отважный шаг пошли только двое – Александр Ивашкин и шведский виолончелист Торлейф Тедеен . За тридцать лет существования этой музыки никто больше не осмелился повторить их подвиг. На публике ее тоже исполняют редко. Может, из-за того, что она – о чем-то потустороннем, о параллельных мирах.

Источник

Петр Ильич Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33, Петр Ильич Чайковский создал в конце 1876 – начале 1877 гг.

Вариации на тему рококо относятся к группе спокойно-светлых, жизнеутверждающих произведений Чайковского, хотя созданы они были в трудный период жизни композитора, когда его душевный мир наполняли мрачные настроения и глубокая тоска. Это произведение в полной мере отразило оптимизм и ясность духа композитора, его страстную любовь к жизни, поэзии и красоте. Борис Асафьев тонко и чутко охарактеризовал «Вариации» следующими словами: «В них звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора, а чарование звучности ласково окутывает волю, как плющ ствол дерева, и заставляет ее подчиниться нежно и томно реющим вокруг звуковым видениям-образам. И здесь виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания».

Премьера этого произведения состоялась 18 (30) ноября 1877 г. в Третьем собрании Московского отделения русского музыкального общества. Партию виолончели исполнил Вильгельм Фитценхаген в сопровождении симфонического оркестра РМО под управлением Н.Г. Рубинштейна. Чайковского и Фитценхагена связывали как дружеские отношения, так и творческое сотрудничество. Так, Фитценхаген принимал участие в исполнении трёх квартетов Чайковского, Фортепианного трио ор. 50.

В первоначальной авторской версии Вариации на тему рококо состояли из вступления, темы и восьми вариаций с кодой. Впоследствии виолончелист внёс свои изменения как в партию виолончели, так и в структуру цикла в целом. Он изменил порядок вариаций, последнюю вариацию вовсе упразднил, а также значительно переделал финал. Именно эта исполнительская редакция была издана в 1889 году и вошла в репертуар многих выдающихся виолончелистов. Лишь в 1956 году была издана оригинальная версия Вариаций, исполнителем первоначального варианта произведения стал Святослав Кнушевицкий.

Вариации на тему рококо заняли важное место в мировой концертной литературе для виолончели. Видными исполнителями Вариаций на тему рококо в России были такие выдающиеся виолончелисты, как С.М. Козолупов, Л.В. Ростропович, И.Ф. Сараджев, Е.Я. Белоусов, И.И. Пресс, В.Т. Подгорный, С.Н. Кнушевицкий, М.Л. Ростропович, А.Б. Шафран и др. Среди зарубежных исполнителей можно назвать таких исполнителей, как П. Казальс, Г. Беккер, Ю. Кленгель, Э. Фейерман, Г. Суджия, М. Марешаль, Г. Пятигорский, Г. Кассадо, А. Наварра, Э. Майнарди, П. Фурнье, П. Тортелье, М. Садло, З. Нельсова, Л. Роуз.

В настоящее время Вариации на тему рококо являются обязательным произведением на третьем туре Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Вариации на тему рококо – виртуозное концертное произведение, предъявляющее к солисту высокие художественные и технические требования. Прежде всего, от исполнителя требуется техническая «выносливость», так как Вариации звучат около 20 минут, в партитуре отсутствуют оркестровые tutti, а это значит, что у солиста нет времени даже на кратковременную передышку. К техническим трудностям следует отнести и игру в верхнем регистре, и применение ставки большого пальца.

Мастерски выписанная партия солирующей виолончели широко демонстрирует как технические, так и кантиленные возможности инструмента. Широкая лирическая кантилена представлена в 3-й и 6-й вариациях, богатая виртуозная техника – в многочисленных каденциях виртуозного и речитативно-выразительного плана.

Вариации характеризуются органичным сочетанием национально-русского начала с чертами классического стиля.

Вариации на тему рококо стали первым произведением Чайковского, в котором композитор творчески переосмыслил образное содержание и черты стиля музыки 18 века. В музыкальном наследии Чайковский имеются и другие стилизации такого рода: это «Моцартиана», Пастораль из оперы «Пиковая дама», «Флорентинский секстет».

Для Вариаций композитор избрал «по-моцартовски» камерный состав оркестра. Оркестровая фактура отличается прозрачностью, ясностью, мелодические линии партий инструментов оркестра – тонкостью и выпуклостью.

Цикл открывается вступлением (Moderato assai quasi Andante), в котором зарождаются отдельные ритмические мотивы будущей темы. Выразительная мелодия у солирующей валторны непосредственно подводит к появлению темы.

Тема (Moderato semplice), которая звучит у солирующей виолончели, выдержана в классическом стиле. Тема имеет танцевальный характер, она звучит простодушно и жизнерадостно. Активность, столь характерная для классических тем, создаётся рельефностью ритмического рисунка, затактовым строением первого мотива.

Следует заметить, что распространённый в искусстве Европы 18 века стиль рококо не был характерен для русской культуры. Чайковский, питавший любовь к музыке 18 века, и, в частности, к музыке В.А. Моцарта, назвал тему своих Вариаций «рококо» довольно условно, подразумевая, в первую очередь, свойственную этому стилю грациозность и безмятежность. Немецкий музыкальный критик Р. Штейн в монографии, посвящённой Чайковскому, приводит следующий разговор между композитором и его другом виолончелистом Фитценхагеном: «Знаешь ли ты, что такое рококо?» – спросил однажды Петр Ильич. Фитценхаген кивнул. «Я думаю, – сказал Чайковский, – это лёгкая безмятежная радостность…».

Однако в середине темы явственно проступает песенно-русское начало – отклонение в параллельный минор создаёт ощущение ладовой переменности. Таким образом, уже в самой теме заложен синтез моцартовского и национально-русского элементов.

Тема написана в простой двухчастной форме, по-классически стройной и ясной. Также тема имеет дополнение, играющее важную роль в формообразовании цикла и имеющее характер послесловия или выполняющее роль связки-перехода между вариациями, в том числе модулирующей. Оно звучит почти полностью у оркестра, и лишь заключительный каданс в виде широко распевной мелодической фразы поручается солирующей виолончели.

Вариации цикла представляют собой череду завершённых, подчас контрастных друг другу миниатюр то безмятежно-радостного, то привольно-распевного, то изящно-грациозного, то задушевно-лирического, то блестяще-виртуозного характера.

Цикл сочетает в себе классические и свободные вариации. Образцом строгих классических вариаций являются 1-я и 2-я вариации, в них Чайковский сохраняет форму, метр, тональность, мелодические и ритмические очертания темы с характерным затактом. Это фактурные вариации, в которых роль оркестра постепенно активизируется: в 1-й вариации у оркестра звучит фрагмент мелодии темы, а во 2-й оркестр вступает в игриво-оживлённую «перекличку» с солистом.

К свободным вариациям относятся две медленные вариации – 3-я и 6-я. В этих вариациях тема подвергается значительным преобразованиям.

В 3-й медленной, до-мажорной, вариации (Andante sostenuto) ярко раскрывается лирическое начало. Тематизм этой вариации вносит первый образно-эмоциональный контраст в цикл, вводя слушателя в область возвышенно-любовной лирики. Н.В. Туманина отмечает близость музыки этой вариации лирике балетных Adagio и балетных пантомим «Лебединого озера». Песенность и декламационность сливаются воедино в ясной широкой кантилене солирующей виолончели, обнаруживая сходство этой вариации с лирикой рассказа Франчески из одноимённой симфонической фантазии.

4-я вариация (Andante grazioso) – изящный гавот скерцозного, лёгкого характера. Партия солирующей виолончели изобилует виртуозными моментами на фоне прозрачной лёгкости оркестровой фактуры.

5-я вариация (Allegro moderato) основана на противопоставлении тембров и регистров. Мелодия темы звучит у солирующей флейты. Завершается эта вариация протяжённой виртуозно-импровизационной каденцией виолончели.

6-я, ре-минорная, вариация (Andante), контрастна основной теме «рококо», представляя, по сути, новый образ в цикле. Эта чудесная лирическая песня-романс проникнута задушевной искренностью и тихой, глубокой печалью. Н.В. Туманина говорит о близости этой вариации русскому бытовому романсу и, прежде всего, знаменитому романсу «Соловей» Александра Алябьева. Однако между мелодией 6-й вариации и основной темой цикла можно обнаружить и определённую общность: элементы ритмического рисунка, направленность отдельных мелодических мотивов и фраз.

7-я вариация (Allegro vivo) представляет собой «полётное» скерцо, пышно-виртуозное, блестящее. Здесь вновь возвращаются очертания темы.

Чайковский объединяет цикл в единое целое, преодолевая разорванность формы, свойственную природе вариаций. Средством объединения является дополнение темы, которое служит рефреном формы, постоянно появляясь в каждой вариации и внося в цикл оттенок рондообразности. Музыка рефрена органично связана с тематизмом каждой вариации. Так, в 4-й вариации тема дополнения является внутренним рефреном формы гавота, в середине 5-й вариации – выполняет роль второй темы, в 6-й вариации рефрен звучит в миноре.

Источник

Оцените статью