А. С. Даргомыжский
Титулярный советник
Жанр: песня для голоса с фортепиано.
Автор стихов: П. И. Вейнберг.
Время создания стихотворения : 1859 год.
Время создания романса: 1859 год.
Начнем с автора слов этой песни (романса).
Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) — поэт, переводчик, академик историк литературы. Сын нотариуса, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, который оставил в 1850 и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе и редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских ведомостей». С 1858 до конца жизни жил в Петербурге. [1]
В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.
Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.
Титулярный советник — этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», создается впечатление чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. «Между тем чин титулярного советника был не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками». [2]
А. С. Пушкин был титулярным советником. [3]
Общеизвестно, что Даргомыжский многое в своем творчестве унаследовал от М. Глинки. Но у него появляются и новые вокальные жанры. Это романсы сатирические, их не было у Глинки. Это скорее песни. «Титулярный советник», как и «Червяк» — это сатирическая сценка, с характерными, можно сказать, сценическими ремарками. Эта песня относится к позднему периоду творчества А. Даргомыжского, охватывающему 1857 – 1866 годы.
Предметом внимания А. Даргомыжского становятся низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России. И в этом А. Даргомыжский отнюдь не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перова).
В песне «Титулярный советник» А. Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц. Эта песня отчасти напоминает другую его песню в этом жанре — «Мельника»: лаконизмом формы, до наглядности выразительным контрастом образов (униженного чиновника и гордой «властительницы его дум»), тонкой фиксацией подробностей «действия». В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая из-за опьянения походка «героя», его заплетающаяся речь. [4]
Именно эта характерная черта стиля А. Даргомыжского делает его произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует реальная угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить эти романсы ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал, вероятно, лучший исполнитель вокальных произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.
[1] Свыше 80 стихотворений Вейнберга положены на музыку. Среди композиторов (кроме А. Даргомыжского) – Ф. Направник, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Ц. Кюи.
[2] Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96.
[3] В некоторых исторических документах А. Пушкин именуется камергером. Но это следствие ошибки. Впервые поэт так именуется в «Военно-судном деле» (начато 1-го февраля и оконченным 20-го марта 1837). Эта ошибка возникла вследствие того, что 31-го декабря 1833 г . Николай I решил преподнести Пушкину новогодний подарок в виде высочайшего указа: «Служащего в Министерстве ин[остранных] дел тит[тулярного] сов[етника] Александра Пушкина всемилостивейше пожаловали мы в звание камер-юнкера двора нашего». Когда было заведено «Военно-судное дело», поэт в нем по ошибке был назван вместо камер-юнкера, камергером. (См. http://www.krags.ru/doc/tirasp/19.doc).
В составленной молодым А. Чеховым в 1886 году юмористической табели о рангах писателей П. Вейнберг был удостоен чина коллежского асессора (чин IX класса, то есть даже на ступень ниже чина героя песни и, быть может, реального чина поэта).
[4] Огромная заслуга А. Даргомыжского в том, что он не только звуками передал настроение — это стремились сделать и все его предшественники, но воспроизвел именно интонации речи. Это воспринял и дальше развил до исключительной выразительной силы М. Мусоргский. В. Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский», характеризуя 60-е годы ( XIX века) в музыке писал: « в это время прибавился еще новый могучий художественный элемент: элемент национальной жизненности и комизма. Без сомнения, этот элемент глубоко лежал в натуре Мусоргского и рано или поздно высказался бы во всей своей характерности. Но что этот элемент высказался именно в ту минуту и сразу в таком изумительном совершенстве – тому причиной был Даргомыжский. Он первый ступил на эту новую, никем до тех пор не пробованную дорогу Когда Мусоргский в 1857 году познакомился с Даргомыжским, у этого последнего существовала уже целая галерея неподражаемых жизненных созданий, высоко оригинальных и с такими национальными формами, каких до него не пробовал никто в мире. «Титулярный советник», «Червяк», «Мчит меня в твои объятья», «Как пришел муж из-под горок», «Ох тих-тих-ти!» — все это были высокие создания ». – Стасов В. Статьи о музыке. Выпуск 3. М . 1977. С. 76 – 77.
Источник
Александр Даргомыжский — ноты для вокала — романсы и песни
Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Даргомыжского для голоса, вокала в pdf
Хоровые произведения
А. Даргомыжский
Петербургские серенады
для вокального ансамбля или хора
(альт, сопрано, тенор, бас)
“Музыка”, 1983г.
номер 11948
- Из страны, страны далекой. Слова Н. Языкова
- Где наша роза? Слова А. Пушкина
- Ворон к ворону летит. Слова А. Пушкина
- Приди ко мне. Слова А. Кольцова
- Что смолкнул веселия глас? Слова А. Пушкина
- Пью за здравие Мери. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- В полночь леший. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А. Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Говорят, есть страна. Слова А. Тимофеева
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
А. Даргомыжский
Избранные романсы
для среднего и высокого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 13503
- Я вас любил. Слова А. Пушкина
- В крови горит огонь желанья. Слова А. Пушкина
- Ночной зефир струит эфир. Слова А. Пушкина.
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ты и вы. Слова А. Пушкина
- Не скажу никому. Слова А. Кольцова
- В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
- Слышу ли голос твой. Слова М. Лермонтова
- Поцелуй. Слова Е. Баратынского
- Каюсь, дядя, черт попутал. Слова А. Тимофеева
- Лихорадушка. Слова народные
Скачать романсы
А. Даргомыжский
Избранные романсы и песни
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14279
Бушуй и волнуйся, глубокое море. Слова Е. Ростопчиной.
Восточный романс. Слова А. Пушкина
Я вас любил. Слова А. Пушкина
И скучно и грустно. Слова М. Лермонтова
Мне грустно. Слова М. Лермонтова
В минуту жизни трудную. Слова М. Лермонтова
Не скажу никому. Слова А. Кольцова
Расстались гордо мы. Слова В. Курочкина
Я всё еще его люблю! Слова Ю. Жадовской
Мне всё равно. Слова Ф. Миллера
Русая головка. Слова Я. Полонского
Каюсь, дядя, черт попутал! Слова А. Тимофеева
Не судите, люди добрые. Слова А.Тимофеева
Скачать ноты
А. Даргомыжский
Романсы
переложение для фортепиано Анатолия Мынова
(без голоса, только подтекстовка)
“Музыка”, 1990г.
номер 14702
(pdf, 2.05 Мб)
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига (из М. Клаудиуса)
- Что делать с ней!.
- Голубые глаза. Слова В. Туманского
- Ножки. Слова А.Пушкина
- Я умер от счастья
- Юноша и дева. Слова А. Пушкина
- Мне грустно. Слова М. Лермонтова
- Русая головка. Слова Я.Полонского
- Я вас любил. Слова А.Пушкина
- У него ли русы кудри. Цыганская песенка
- Восточный романс. Слова А.Пушкина
- Вертоград. Восточный романс. Слова А.Пушкина.
- Испанский романс. Слова неизвестного автора
- Мельник. Слова А. Пушкина
- Старый капрал. Драматическая песня. Слова В. Курочкина (из Беранже)
Скачать ноты
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)
«Великому учителю музыкальной правды» — в таких словах выразил Мусоргский свое отношение к Даргомыжскому, посвящая ему одно из своих вокальных произведений. Каков же был тот композитор, которого назвал великим гениальный Мусоргский? Место Даргомыжского в истории русской музыки определяется не столько масштабами таланта, сколько верно угаданными задачами, которые он ставил перед собой. Эти задачи были новыми, смелыми, и их решения надолго определили путь развития русской музыки.
Юные годы Даргомыжского прошли в Петербурге. Как многие молодые люди, воспитанные в среде дворянской интеллигенции, он охотно музицировал в дружеском кругу, играл на фортепиано и на скрипке, пел, сочинял романсы. Возможно, что он этим и ограничился бы, если бы не знакомство с великим русским композитором Глинкой, состоявшееся в 1836 году. Под влиянием старшего друга Даргомыжский решил серьезно заниматься музыкой, Глинка поддержал его в этом намерении и даже передал ему тетради записей своих занятий по композиции с теоретиком Деном. Не без влияния Глинки, заканчивавшего в это время свою работу над первой оперой, Даргомыжский тоже решил попробовать свои силы в оперном жанре. Однако ни в первой опере (это была «Эсмеральда» на сюжет романа Гюго «Собор Парижской богоматери»), ни в опере-балете «Торжество Вакха» (на сюжет Пушкина) композитор еще не нашел своего собственного пути к музыкальной правде. Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем. Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.
Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений.
Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.
Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже — центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.
Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кау-эра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».
Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.
В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.
Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями-сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом, поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василия Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный. На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.
Опера «Русалка» и романсы принесли Даргомыжскому известность и успех. При этом он продолжал неутомимо поиски новых путей. Это особенно привлекало к нему молодых музыкантов, тогда только начинавших свой путь,— Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Им первым он показал новую оперу, над которой трудился до последнего дня жизни, но не успел закончить. Это была опера «Каменный гость» на сюжет одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Работал Даргомыжский с упоением. «Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая»,— сообщал Даргомыжский своей ученице.
Середина XIX века была порой ожесточенных споров о судьбах оперного жанра. Все чаще стал высказываться взгляд на оперу как на один из видов драматического искусства, в котором музыка должна быть подчинена законам драмы. Проблемы эти тогда носились в воздухе, и не было ни одного сколько-нибудь значительного композитора, которой не пытался бы решить их в своем творчестве. Конечно, среди них был и Даргомыжский.
Музыка оперы «Каменный гость», точно следуя за текстом Пушкина, раскрывает и его глубокий психологический подтекст. Главное средство для этого — музыкально-речевая интонация. Вокальные партии иногда близки к интонациям обычной, бытовой речи — таковы, например, диалоги Дон Жуана и Лепорелло. А в моменты волнения, воодушевления мелодия приобретает напевность и широту, не утрачивая речевой выразительности. Например, интонации Дон Жуана в сцене объяснения его с Доной Анной на кладбище. Они вначале благочестивы и почтительны, как и подобает речи монаха, за которого выдает себя Дон Жуан. А потом мало-помалу в них начинает звучать пылкая молодая страсть, подчиняющая волю Доны Анны и пробуждающая в ней ответное чувство.
Меткими штрихами рисует Даргомыжский и других действующих лиц: слугу Дон Жуана Лепорелло — воплощение житейского здравого смысла, актрису Лауру. В партии Лауры, кроме декламационных эпизодов, есть и песни в духе испанской народной музыки.
«Конечно, это произведение будет не для многих» — так оценивал сам Даргомыжский «Каменного гостя». И по отношению ко времени создания оперы, да и последующим десятилетиям, он был прав. Но смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации — мощным средством создания реалистических музыкальных образов. И его произведение, созданное сто двадцать лет тому назад, неожиданно оказывается близким и созвучным творческим исканиям композиторов нашего времени.
Основные произведения. Оперы: «Эсмеральда» (1841), «Торжество Вакха» (1848, опера-балет, в первой редакции — кантата), «Русалка» (1855), «Каменный гость» (1869, не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована Н. Римским-Корсаковым). Для оркестра: «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862, шутка-фантазия), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). Для голоса с фортепиано: романсы и песни (около 100).
Источник