Романс для берегов отчизны дальней ноты для

Романс для берегов отчизны дальней ноты для

ДЛЯ БЕРЕГОВ ОТЧИЗНЫ ДАЛЬНОЙ.

Музыка Александра Бородина
Слова Александра Пушкина

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.

Но ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.

Ты говорила: «В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».

Но там, увы! где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где под скалами дремлют воды,
Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой,
Исчез и поцелуй свиданья,
Но жду его: он за тобой.





Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырех томах. Том 1. Алябьев — Глазунов. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», [2007].

Романс посвящен Екатерине Сергеевне Бородиной.

Источник

Для берегов отчизны дальной. Римский-Корсаков. Пушкин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова А. Пушкина Музыка Н. Римского-Корсакова

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал над тобой.

Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.

Но ты от страстного лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.

Ты говорила: «В час свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь с тобой соединим».

Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где под скалами дремлют воды.
Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой —
Исчез и поцелуй свиданья.
Но жду его: он за тобой!

Источник

Александр Бородин — ноты для вокала — романсы и песни

Каватина Кончаковны для скрипки виолончели фортепиано

Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Бородина для голоса, вокала в pdf


А. Бородин
Избранные романсы и песни

для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14347

  • Разлюбила красна девица. Слова неизвестного автора
  • Спящая княжна. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина.
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне, перевод с немецкого А. Бородина
  • Песня темного леса. Слова А. Бородина
  • Фальшивая нота. Слова А. Бородина.
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне, перевод с немецкого А. Бородина
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Для берегов отчизны, бальной. Слова А. Пушкина

Скачать ноты


А. Бородин
Романсы

на слова А. Бородина
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 3315

  • Спящая княжна. Сказка.
  • Морская царевна
  • Песня темного леса (Старая песня)
  • Фальшивая нота. Романс.
  • Море. Баллада (Третье изложение)
  • Арабская мелодия

Скачать ноты


А. Бородин
Ария Игоря

из оперы «Князь Игорь»
для голоса в сопровождении фортепиано
Киев, 1957г.
номер о172в

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен —
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу.

Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь.

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь.

Враг, что лютый барс,
Стонет Русь в когтях могучих
И в том винит она меня.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.

Я Русь от недругов спасу.

Ни сна ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье.
Всё прошлое я вновь переживаю,
Один в тиши ночей и нет исхода мне.

Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко
Сознанье бессилья моего.

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!


А. Бородин
Избранные произведения

в переложении для баяна
составитель В.Нестеров
“Музыка”, 1980г.
номер 10902

1. Хор «Слава» из оперы «Князь Игорь»
2. Хор поселян из оперы «Князь Игорь»
3. Пляска половецких девушек из оперы «Князь Игорь»
4. Хор бояр (отрывок) из оперы «Князь Игорь»
5. Заключительный хор из оперы «Князь Игорь»
6. Ноктюрн из Второго квартета
7. Красавица-рыбачка. Романс
8. Разлюбила красна-девица. Романс.
9. Фальшивая нота. Романс
10. Для берегов отчизны дальней. Романс
11. Арабская мелодия. Романс
12. Спящая княжна. Романс.
13. Ноктюрн из «Маленькой сюиты»
14. Грезы из «Маленькой сюиты»
15. Полька

Переложение выполнили:
№ 1, 3—5, 7, 8, 15 —В. Нестеров; № 2 — М. Двилянский; № 6, 9—13 — Ю.Наймушин; № 14 — А.Рослов.

Скачать ноты

АЛЕКСАНДР БОРОДИН

Жизнь этого выдающегося деятеля русской культуры наполнена неустанным трудом. На протяжении долгих лет музыкант и ученый соперничали в нем, однако сердце его было одинаково предано химии и волшебному миру звуков.
Еще в детские годы он с увлечением проделывал свои первые химические опыты, прожигая порой одежду, загромождая квартиру склянками и бутылями с растворами. И с таким же самозабвением погружался он в музыку, стоило лишь ему очутиться за роялем. В 9 лет юный Бородин стал автором небольшой музыкальной пьесы. Такая разносторонность вызывала в ту пору восхищение окружающих. Но ведь надо было в конце концов на чем-то остановиться. И когда в 25 лет молодой ученый защитил диссертацию на докторскую степень, многие стали уговаривать его отказаться от занятий музыкой. Но, к счастью, Бородин не последовал этим советам. Не отказался он и от химии. Так и сопутствовали друг другу эти, казалось бы, взаимоисключающие сферы деятельности.

Крестным отцом Бородина на музыкальном поприще был Балакирев, под руководством которого молодой композитор создавал свою Первую симфонию. Она и прозвучала впервые под управлением Балакирева. Творческие принципы Бородина складывались под воздействием его друзей по «Могучей кучке», в состав которой, помимо Балакирева и Бородина, входили Мусоргский, Римский-Корсаков и Кюи. Идейным вождем этого кружка был В. В. Стасов, замечательный русский критик, который метко назвал Вторую симфонию Бородина «Богатырской». Это глубоко патриотическое произведение — одна из вершин отечественного симфонизма. Его четыре части — контрастные картины, объединенные эпическим замыслом. Здесь и «собрание русских богатырей», и стихийная удаль, и задушевная песня Баяна, и сцена народного ликования. «Часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, — писал академик Б. Асафьев, — я с каждым разом все сильнее постигаю ее величие: словно каждый раз открываешь в себе чувство родной страны — жизнеутверждение Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси.» Недаром эта симфония особенно часто звучала в концертных залах и по радио в грозные годы Великой Отечественной войны. Она и сейчас пользуется любовью слушателей.
Широчайшую известность завоевала симфоническая картина Бородина «В Средней Азии». В ней отразился интерес к музыке народов Востока, который композитор разделял со своими товарищами по «Могучей кучке».

Еще в 1869 году началась работа над оперой «Князь Игорь». Но многочисленные обязанности Бородина как крупного ученого и видного общественного деятеля, конечно, мешали композитору сосредоточиться на решении этой грандиозной задачи. Он выступил здесь продолжателем заветов великого Глинки. «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру, — писал Бородин в одном из писем. — Меня тянет к пению, кантилене. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться».
Сюжет «Слова о полку Игореве», предложенный В. В. Стасовым, оказался удивительно созвучным складу дарования Бородина. Он создал широкое народно-эпическое полотно, ставшее значительным вкладом в развитие русской музыкальной культуры.
Премьера этого крупнейшего сочинения Бородина состоялась в 1890 году в петербургском Мариинском театре. Автору не довелось увидеть свое детище на сцене—он умер в 1887 году, так и не завершив работы над «Князем Игорем». Опера была закончена на основе авторских эскизов А. Глазуновым и Н. Римским-Корсаковым.

Но не только монументальные произведения оставил в наследство людям Александр Порфирьевич Бородин. Он предстал проникновенным лириком в двух струнных квартетах и в прекрасных романсах, написанных как на собственные тексты, так и на стихи русских поэтов. Одной из замечательных жемчужин отечественной вокальной лирики является элегия на слова Пушкина «Для берегов отчизны дальной».
Музыкальное наследие Бородина сравнительно невелико, но оно ставит его в ряды поистине богатырских деятелей русской культуры.
ПРОЧТИТЕ: А. Сохор. Бородин. М., 1965.

140 лет со дня рождения русского композитора Александра Порфирьевича Бородина

Источник

Методический доклад «Вокальное творчество А.П.Бородина»

специалист в области арт-терапии

Александр Порфирьевич Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в. Художники, писатели, композиторы того времени стали ориентироваться на лучшие образцы национального творчества, в том числе и народного. Становление русского искусства тесно связано с важнейшим историческим событием — победой в Отечественной войне 1812 года. Подъём национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа стимулировали интерес к фольклору. Казалось, что, постигая дух народа, происходит приобщение к идеальным началам жизни. Народный характер проявляется как не просто положительный, но героический, национальносамобытный, который коренится в исторических традициях народа, в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках. Характерными чертами искусства того времени являются бесконечное движение к цели, которая ускользает, фантастические сюжеты, сказочная мечтательность, глубокая духовная тематика.

Одним из самых любимых композиторами 19 столетия был жанр романса, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие выглядит более чем скромным — всего шестнадцать произведений. В то время, как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый — шедевр.

В своём творчестве А.П.Бородин обращался к стихам разных поэтов — и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

• Образы народного эпоса, сказки.

• Лирические и психологические зарисовки.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен — спящая княжна, эпизоды- фантастические силы и богатырь-освободитель.

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольниц (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок — Старая песня). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то, что было близко современности — стихийную силу и неудержимость, стремление к свободе.

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила чувств в сочетании со сдержанностью и благородством.

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире-жанру, популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник — это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то персонаж романса «Спесь» — обобщённо-аллегорический.

Список вокальных сочинений А.П.Бородина:

1. Что ты рано, зоренька . Запись русской народной песни с набросками гармонизации Бородина. В основе автограф .4-181, написанный чернилами и карандашом. Хранится в архиве Н. Ф. Финдейзена в Ленинграде за № 21. (Весь архив Финдейзена в настоящее время передан в рукописное отделение Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, которую в дальнейшем мы будем сокращенно именовать «Публичная библиотека».) Автограф очень черновой, и расшифровка его может быть разная.
2. Красавица-рыбачка . Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано на слова Г. Гейне. Посвящен Адел. Сергеевне Шашиной. По словам М. Р. Щиглева, романс этот сочинен Бородиным на четвертом курсе Медико-хирургической академии, т. е. в 1854—1855 годах. В основе настоящего издания — автограф № 217, написан чернилами, хранится в библиотеке Эрмитажа в Ленинграде за № 34.
3. Разлюбила красна-девица. «Затуманились все радости» . Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и предыдущий романс ffi 2. Точная дата неизвестна. В основе издания — автограф ЛБ 200, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за AS 17.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою . Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точная дата записи неизвестна. В основе издания — автограф 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за Jft 35.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою. Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точная дата записи неизвестна. В основе издания — автограф Я 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за 35.
5. Спящая княжна. «Спит, спит в лесу глухом» . Сказка для голоса с фортепиано на слова А. Бородина. Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Сочинена в 1867 году. Впервые издана у П. И. Юргепсона в Москве в 1870 г. Переиздана той же фирмой в 1885 и в 1904 годах (новое издание) с французским переводом Гранмузена. Вошла в томовое издание романсов и песен Бородина в издании той же фирмы с французским переводом; существует в новом издании 1900 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Была также издана фирмой Шуберт в Гамбурге. Сказка эта имеется в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана Юргенсоном в 1904 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего изданий положено издание 1870 года и два автографа: № 50, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова (Публичная библиотека, за /в 92) и в библиотеке Московской государственной консерватории за .V- 103.
6. Морская царевна. «Приди ко мне Ночной порой» . Романс на слова А. Бородина. Посвящается Александре Егоровне Маковской. Сочинен летом 1868 года в Маковницах, Тверской губернии, Кашинского уезда. Издан в 1873 году фирмой В. В. Бессель в Петербурге. Переиздан там жо в 1885 году с французским переводом К. Гранмузен и в Париже в издательстве А. Ледюк (в издательстве которого существует инструментовка этого романса, сделанная П. Каролус-Дюран). Имеется также в инструментовке Ю.Сахновского (исполнялась 17 мая 1911 года в Сокольническом концерте в Москве но рукописи).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и два автографа: Я 29, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за А5 66 и автограф 83, написан чернилами, находится в частных руках.
7. Отравой полны мои песни. Романс на слова Г.Гейне (в переводе А.Бородина). Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан им же в 1885 году с французским текстом П. Коллина, вошел в томовое издание романсов и песен А. Бородина. Существует в издании с немецким и английским переводами; появился в 1904 году в новом, вновь гравированном издании с русским и французским текстами. Имеется также в издании фирмы Леонард и фирмы Шуберт в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и автограф № 88, написан чернилами, хранится в Московской государственной консерватории.
8. Песня тёмного леса. «Тёмный лес шумел» . Романс на слова А. Бородина. Назывался также композитором «Песнь о темном лесе» и «Старая песня». Посвящается Людмиле Ивановне Хлестаковой. Сочинен в 1868 году. Издан у Бесселя в 1873 году. Существует в переложении А. К. Глазунова для мужского хора с оркестром (1892—1893 гг.) и издан в таком переложении у Бесселя в партитуре, голосах и клавире с пением. Песня эта использована композитором в народной сцене первого действия оперы «Князь Игорь» — агитационная речь князя Галицкого (не вошла в печатное издание оперы).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и автографы: М- 31, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л5 6г; автограф /6 84, написан чернилами, находится в частных руках, и автограф 16 108, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Мб, 2г.

9. Фальшивая нота. «Она всё в любви уверяла» . Романс на слова А. Бородина. Посвящается Модесту Петровичу Мусоргскому. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом Мерси д’Аржанто. Вошел в томовое издание романсов и песен Бородина с тем же французским переводом. Существует в издании с немецким и английским текстами. Новое издание 1904 года с русским и французским текстами. Был также издан у Шуберта в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и два автографа: автограф Л 87, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории, и автограф Л& 28, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за АБ 6 а.
10. Морс. «Море бурно шумит» . Баллада для тенора с сопровождением фортепиано на слова А. Бородина. Сочинена в феврале 1870 года в Петербурге. Посвящается Владимиру Васильевичу Стасову. Издана у Юргенсона в 1870 году. Переиздана там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина; вошла в томовое издание романсов и несен А. Бородина фирмы Юргенсон с тем же французским переводом. Существует в издании 1903 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Оркестрована автором летом 1884 года. Авторская оркестровка не издана. Существует в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана в 1906 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и шесть автографов (в настоящем сборнике издано только последнее авторское изложение этого произведения; их имеется три изложения): автограф А5 30, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за J6 6в; автограф № 46 — отрывок оркестровой партитуры, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за А5 88; автограф X 47 —начало переложения оркестровой рартитуры, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за № 89; автограф М’ 51 — очень черновые наброски (карандашом и чернилами) фрагментов романса, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за JG 93; автограф /6 86, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории; автограф J6 223 — копия с поправками Бородина, относящимися главным образом к французскому переводу текста.
11. Из слёз моих выросло много . Романс на слова Г.Гейне, в переводе А. Бородина. Посвящается Марии Семеновне Ступишиной. Написан в начале 70-х годов. Впервые издан у Бесселя в 1873 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина и в Париже у А. Ледюк. В издательстве последнего существует в инструментовке П. Каролус-Дюрана.
В основу настоящего издания положено печатное издание 1873 года и автограф Де 85, написан чернилами, хранится в музее имени П. И. Чайковского в Клину.
12. Спесь. «Ходит Спесь надуваючись». Текст А.Толстого. Романс посвящается Анне Александровне Бнчуриной, Сочинен в 80-х годах [1884—1885 (?) гг.]. Издан, как посмертное сочинение, в 1890 году фирмой Беляева в Петербурге. Существует в издании 1910 года с русским и французским текстами (Р. Даркура).
В основу настоящего издания положены автографы, причем в настоящий сборник вошло только второе изложение этого романса: автограф J6 44, написан чернилами, хранится в собрании Беляева, ныне в Публичной библиотеке; автограф Ш 52 — черновой набросок романса, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за Дк 94; автограф ЛБ 159 — копия с поправками Бородина, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за >£• 15.
13. Для берегов отчизны дальной. Текст А.Пушкина. Романс посвящается Екатерине Сергеевне Бородиной. Написан в 1881 году под впечатлением смерти М. П. Мусоргского. Издан у Беляева, как посмертное сочинение, с французским и немецким переводами. Издан также той же фирмой в 1912 году в обработке и инструментовке А. К. Глазунова, переложение этой арранжировки для голоса с фортепиано сделано А. Зилоти.
В основу настоящего издания положен автограф As 110, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за X 12.
14. У людей-то в дому. Для пения с сопровождением оркестра или фортепиано, на слова Н. Некрасова. Посвящается Дарье Михайловне Леоновой. Романс этот, в шутку называвшийся автором «Таракан», сочинен в начале 80-х годов, вероятно в 1882 году. Посмертное издание у Беляева в 1890 году в партитуре, голосах и клавире с пением в переложении Г. Дютша с французским переводом ТЛ. Серженуа.
В основу настоящего издания положены следующие автографы: автограф №36 — оркестровая партитура романса, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л?10; автограф J6131
— черновые наброски фрагментов романса, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за Дг 52; автограф № 233 — заключительные такты оркестровой партитуры ооманса, хранится в Публичной библиотеке вместе с автографом № 36.
15. Чудный сад. Романс для голоса с фортепиано. Написан в 1885 году на слова бельгийского поэта С. С. и посвящен Мерси д’Аржанто. Впервые издан только на французском языке (Septain) в 1885 году в Льеже (Бельгия) у Мореля. С русским текстом (перевод А. Бородина ?) романс этот появился в издании Бесселя в 1887 году. В 1911 году романс появился в новом издании с русским, французским и немецким переводами в февральском приложении (VI) к «Музыкальному Обозрению» за 1887 год.
В основу настоящего издания положен автограф № 132 — черновые наброски с полным французским текстом и эскизы сопровождения. Хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за 52.
16. Арабская мелодия. «Не беги от меня» . Слова А. Бородина.

1. М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2007г.

2. А.П. Бородин романсы http\\ musisseasons.org\borodin-romansy\

3. Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4. А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5. Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6. А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007

Источник

Читайте также:  Аккорд ты меня не лечи
Оцените статью