Меццо-сопрано
Репертуар для меццо-сопрано
Меццо-сопрано — низкий женский голос. Мы не выделяем отдельно контральто, так как такой тип сейчас встречается крайне редко. Среди низких женских голосов можно выделить разные подтипы: лирическое, драматическое, колоратурное меццо-сопрано. В целом, такой голос сильнее, трагичнее и ниже, чем сопрано. Диапазон в зависимости от подтипа так же варьируется от фа-ля малой октавы до си второй или до третьей. Примеры разных подтипов.
В операх у меццо-сопрано много второстепенных ролей, но есть и известные главные партии, вроде Золушки Россини, Шарлотты из «Вертера» Массне, Кармен Бизе. Часто меццо играют роли ведьм, соблазнительниц, мудрых женщин или роли мальчиков. Так же некоторые партии драматического сопрано исполняют меццо.
Известные певицы меццо-сопрано: Елена Образцова, Ирина Архипова, Федора Барбьери, Надежда Обухова, Фьоренца Коссотто, Чечилия Бартоли, Мария Максакова, Джульетта Симионато.
Источник
Лирико-драматическое сопрано
Репертуар для сопрано
Джузеппина Грассини — итальянская певица, обладавшая невероятно широким диапазоном голоса, от контральто до колоратурного сопрано
Сопрано — это высокий женский певческий голос. В списке, приведенном ниже, есть произведения как для более крепких голосов, так и для лирических. В целом, лирическое сопрано отличается мягким теплым тембром (пример — Мирелла Френи), а драматическое — силой звучания и крепкими нижними нотами (пример — Биргит Нильссон), это мощный, богатый, эмоциональный голос, который спокойно перекрывает полный оркестр. Пример из опер для первого типа голоса — Мими из «Богемы» Пуччини, второго — Изольда Вагнера. В операх лирические сопрано представляют положительных героинь, наивных девушек. Драматические сопрано часто роковые женщины или героические, с трагической судьбой. Отдельно можно выделить Вагнеровское сопрано. Это большой мощный драматический голос, способный перекрывать полный вагнеровский оркестр. Лирико-драматическое сопрано — более плотный голос, чем лирическое, его часто называют сопрано-спинто (Манон Леско Пуччини). Пример — Рената Тебальди. Такой голос имеет легкость верхних нот, как у лирического голоса, но может исполнять драматические кульминации без напряжения. Лирическим сопрано опасно петь как спинто, чаще роли спинто поют драматические голоса. Драматическая колоратура — это голос, совмещающий в себе подвижность колоратуры и силу драматического сопрано. Более полный список певиц сопрано.
Источник
Репертуар певца, вокалиста — ноты для вокала
Сборники, песенники с нотами в pdf
Репертуар певца
Репертуар певца художественной самодеятельности
песни для меццо-сопрано с фортепиано
выпуск 5
«Советский композитор», 1961г.
номер с2327к
- И. Дунаевский. ЗВЕЗДЫ из кинофильма «Веселые звезды». Слова М. Матусовского.
- А. Новиков. ЗВЕНИТ ГИТАРА НАД РЕКОЙ. Слова Л. Ошанина
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
песни для баритона с фортепиано
выпуск 11
«Советский композитор», 1961г.
номер с2816к
- ПЕРВОЗ ДУНЯ ДЕРЖАЛА (шуточная). Обработка М. Карасева.
- УЖ КАК ПАЛ ТУМАН НА ПОЛЕ ЧИСТОЕ. Слова народные. Музыка Л. Шварца
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
Выпуск 12
Русские народные песни
для баса с фортепиано
«Советский композитор», 1961г.
номер с2813к
- Песня о Ермаке. Обработка И. Ильина
- Ах, Настасья. Обработка М. Коваля
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
для баритона с фортепиано
Выпуск 15
«Советский композитор», 1962г.
номер с3050к
- ВЕСЕЛЫЙ ЗАПЕВАЛА — СОВЕТСКИЙ ПАРЕНЕК. Музыка А.Новикова. Слова В.Гурьяна
- ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЯ. Из кинофильма «Шарф любимой». Музыка В.Мурадели. Слова Э.Диментман
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
для баса с фортепиано
Выпуск 16
«Советский композитор», 1962г.
номер с3051к
- ДРУЗЬЯ МОИ, ВЗГЛЯНИТЕ НА МОСКВУ! Из кантаты «Золотая звезда». Музыка А.Новикова. Слова В.Гурьяна
- КУПЛЕТЫ ВОДОВОЗА. Из кинофильма «Волга-Волга». Музыка И.Дунаевского. Слова В.Лебедева-Кумача
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
для баса с фортепиано
Выпуск 42
«Музыка», 1964г.
номер 1927
ФИНДЛЕЙ. Музыка Г.Свиридова. Слова Роберта Бернса. Перевод с английского С.Маршака
ПЕСНЯ СТАРОГО ПОЧТАЛЬОНА. Из кинофильма «День первый — день последний». Музыка М.Торадзе. Слова П.Грузинского. Русский текст Б.Гайковича
Скачать ноты
Репертуар певца художественной самодеятельности
для тенора с фортепиано (баяном)
Выпуск 46
«Музыка», 1964г.
номер 1931
ТЫ РАЗДОЛЬЕ МОЕ. Музыка С.Василенко. Русская народная песня
ВСЕМУ ВИНОЙ ГЛАЗА ТВОИ, МАРИЯ! Музыка Н.Киркулеску, слова Т.Брудиу. Русский текст С.Болотина и Т.Сикорской
Скачать ноты
Спасибо Анне за сборник!
Золотой репертуар вокалиста
Юрий Фалик
«Композитор», 2001г.
ЗВЕНИДЕНЬ Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано на стихи русских поэтов начала XX века
Старые письма (эпиграф). Стихи Максимилиана Волошина
Причет. Стихи Анны Ахматовой
Окно в ночи. Стихи Марины Цветаевой
Багровый и белый. Стихи Владимира Маяковского
Ночная песня пьяницы. Стихи Саши Черного
Ноктюрн. Стихи Игоря Северянина
Скудный луч. Стихи Осипа Мандельштама
Колоколы-балабблы. Стихи Иннокентия Анненского
Северная береза. Стихи Ивана Бунина
Звенидень. Стихи Василия Каменского
ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ АННЫ АХМАТОВОЙ для сопрано и фортепиано
Перед весной
Бежецк
Последняя песня
Голос молящего
Между грозами
ДВЕ ПЕСНИ НА СТИХИ ДЕСАНКИ МАКСИМОВИЧ
для сопрано и фортепиано
Зимним днем. Перевод с сербского Анны Ахматовой
Снится мне. Перевод с сербского Анны Ахматовой (еще ноты к стихотворениям А. Ахматовой)
Скачать ноты
Золотой репертуар вокалиста
Популярные оперные арии
для голоса (бас) и фортепиано
«Композитор», 1998г.
Дж. Россини. Ария Базилио. Из оперы «Севильский цирюльник»
Ш. Гуно. Серенада Мефистофеля. Из оперы «Фауст»
М. Глинка. Ария Сусанина. Из оперы «Иван Сусанин»
М. Мусоргский. Речитатив и ария Бориса. Из оперы «Борис Годунов»
Н. Римский-Корсаков. Песня варяжского гостя. Из оперы «Садко»
П. Чайковский. Речитатив и ариозо короля Рене. Из оперы «Иоланта»
Скачать ноты
Репертуар вокалиста
А. Давыдов — Отойди!
В. Соколов — Напрасно!
для голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1970г.
номер 6192
Источник
Арии, романсы, песни — Елена Образцова — ноты
Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf
Арии, романсы и песни из репертуара Е.В. Образцовой
для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 9459
Елена Образцова. Предисловие В. Тимохина
В 1962 гаду в Москве проходил Второй Всесоюзный конкурс вокалистов имени Глинки. Среди конкурсантов была и студентка третьего курса Ленинградской консерватории, ученица профессора А. Л. Григорьевой Елена Образцова. До этого она участвовала в соревновании вокалистов, проходившем в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, где уверенно завоевала первое место и золотую медаль. Это придавало выступлению Образцовой в столице особый интерес, но ее успех на конкурсе имени Глинки превзошел все ожидания. Она не просто стала победительницей — о ней заговорили как о явлении в нашем вокальном искусстве.
В 1963 году состоялся дебют Образцовой на сцене Большого театра СССР — молодая артистка блестяще исполнила партию Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». И каждая последующая ее работа обогащала и углубляла наше представление об исполнительском облике певицы, была шагом вперед на пути к художественному совершенству.
В Большом театре Образцова спела весь основной репертуар меццо-сопрано—.партии Амнерис («Аида») и Любаши («Царская невеста»), Марфы («Хованщина») и Графини («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь») и Кармен, Эболи («Дон Карлос») и Азучены («Трубадур»), К числу самых ярких ролей певицы принадлежит Любаша из оперы Римского-Корсакова — олицетворяя собой страдание и могучую волю женской души, она становится фигурой по-настоящему эпической. Интересно раскрылся талант Образцовой и в произведениях советских композиторов: полон глубокого лиризма образ Жени Комельковой в опере Молчанова «Зори здесь тихие»; в жанровом, острохарактерном ключе решена роль Фроси в «Семене Котко» Прокофьева. Одна из новых работ Образцовой в Большом театре — партия Юдит в опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1978) — отмечена поистине «взрывчатой» экспрессией и драматизмом.
За последнее время искусство Елены Образцовой обрело особую выразительность, глубину, динамическую целеустремленность. Имя певицы стало широко известным в музыкальном мире. С триумфом проходят ее выступления на сценах крупнейших оперных театров Европы и Америки — миланском «Ла Скала», Венской государственной опере, нью-йоркской «Метрополитен-опера», оперном театре в Сан-Франциско; с неменыиим успехом поет она и в концертных залах многих стран.
Целая галерея образов, созданных артисткой, получила международное признание, и прежде всего — ее Кармен, покорившая слушателей Праги и Будапешта, Марселя и Мадрида, Барселоны и Вены. Героиня Образцовой словно вобрала в себя все качества, которые включаются обычно в понятие «женственность» — искренность н силу чувства, грацию, нежность. Один из венских рецензентов писал о постановке оперы Бизе: «Все нити действия сходились к Образцовой-Кармен, и именно ее реакция на то или иное событие становилась движущей пружиной драмы».
Партию Шарлотты в «Вертере» Массне Образцова пела в Сарагосе, Марселе и Милане. Этот образ она решила по-своему—в ярко выраженном «веристском» ключе. «Такого захватывающего пення, полного эмоционального накала и лирической красоты, мы давно не слышали на сцене «Ла Скала» — признавал итальянский критик.
В сезоне 1977/78 годов Елена Образцова приняла участие в двух постановках опер Верди на сцене «Ла Скала» — «Дон Карлос» и «Бал-маскарад». Для последнего спектакля она специально подготовила партию Ульрики, исполнив ее вдохновенно, с подлинным блеском.
Образцова обладает высоким меццо-сопрано большого диапазона, ее голос отличается редкой красотой тембра, мягкостью и сочностью звучания. Очень впечатляют у певицы контральтовые низкие ноты: так, в Рассказе Азучены из «Трубадура» Верди или ариях Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» она придает им почти органную насыщенность. Замечательно развитый верхний регистр позволяет ей добиваться настоящих сопрановых эффектов: парящим звуком, почти на манер легкого сопрано, исполняет она знаменитую Хабанеру Кармен. Обращает на себя внимание интерес певицы и к чисто сопрановому репертуару. Недавно она записала на пластинку арию Джоконды из одноименной оперы Понкиеллн, подготовила партию Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь» (для концертного исполнения оперы в Большом зале Московской консерватории).
Разумеется, нельзя утверждать, что как музыкант, артистка Елена Образцова выразила себя в полной мере, но тем не менее все вышеназванные работы певицы принадлежат, к числу значительных художественных достижений. В них отчетливо проступают черты, присущие самому складу артистической личности Образцовой—способность с большой впечатляющей силой передать внутренний «нерв», драматическую пульсацию музыки, держать слушателя в неослабевающем эмоциональном напряжении. То, что выносит артистка на суд слушателей, воспринимается как глубоко ею пережитое, «свое», заново открытое и прочувствованное. Оттого ее концепции обладают такой силой воздействия, захватывают аудиторию безраздельно н целиком.
«Меня часто спрашивают, — говорит Елена Образцова,— о чем в первую очередь я хочу поведать своим слушателям, с какими мыслями выхожу на оперную сцену или концертную эстраду? На этот вопрос, наверное, легче ответить, если я сама поставлю себя в положение слушателя. Так чего же я ожидаю прежде всего QT артиста? Чтобы спетая им фраза всегда несла в себе образ, настроение, характер, причем, не в статике, не в состоянии покоя, а в движении, динамике. Большой художник всегда дает нам почувствовать, как вызревает драматический конфликт произведения. Техника, мастерство у такого артиста направлены к достижению одной цели — воплощению образной сути музыки, ее неповторимого эмоционального строя».
Оперная и концертная деятельность Елены Образцовой гармонически дополняют друг друга. В ее камерных концертах всегда восхищает искусство художественного перевоплощения, умение каждый раз «настроиться» в зависимости от характера и стиля исполняемого произведения, темброво окрасить спетое слово. Есть в ее репертуаре сочинения, которые она поет регулярно на протяжении многих лот и, каждый рад возвращаясь к ним, раскрывает новые красоты и глубины человеческих эмоций.
Особое место в программах Образцовой занимает мушка Баха и Генделя-, обращение к ней — насущная потребность для певицы. Она постоянно выступает с исполнением арий из «Страстей по Матфею;», «Пасхальной оратории», отдельных кантат Баха, арий из опер «Флавий» и «Ллмет», оратории «.Самсон» Генделя. По словам Образцовой, «эта музыка остается фундаментом творческого развития для многих поколений певцов — именно здесь оттачивается, совершенствуется мастерству настоящего художника-интерпретатора».
Показателен подход певицы к столь широко известным произведениям, как романсы Чайковского и Рахманинова, У вокальной лирики этих композиторов немало «общих точек соприкосновения». Части случается, что исполнители еще больше подчеркивают эти родственные, сходные черты и романсовое творчество великих композиторов предстает как бы «на одно лицо». Для Елены Образцовой музыка Чайковского и Рахманинова — это два мира, две жизни. Одна (в романсах Чайковского) отмечена «предвечерним колоритом», ее душевные порывы — лишь отзвук минувших бурь и потрясений; другая (в произведениях Рахманинова) — полна огня, всплесков пламенной страсти, восторженности и упоения: это жизнь, свидетелями которой становятся сами слушатели.
Романтическая сущность искусства певицы, может быть, нигде не проступает с такой яркостью, как в ее трактовках романсов Рахманинова («Я жду тебя», «Покинем, милая.» и др.). Эмоциональная открытость, воодушевление сочетаются здесь с поэтической хрупкостью и лирической затаенностью чувства.
Удивительно передает Образцова настроение, характер и колорит испанской музыки. Здесь в полной мере проявляется ее способность придать, на первый взгляд, незатейливой мелодии настоящий экспрессивный размах, остроту человеческого переживания. Очень хороши у нее броские тембровые контрасты, «темный пламень» низких нот. «Семь испанских народных песен» де Фальи входили еще в программу первого сольного концерта Образцовой в Малом зале Ленинградской филармонии (март 1965 года), и до сих пор артистка не расстается с этим сочинением. Песни Гранадоса и Нина появились в репертуаре певицы вскоре после блестящего успеха на конкурсе имени Франсиско Внньяса в Барселоне (1970), где она была удостоена золотой медали—так же, как и на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве несколькими месяцами раньше. Большая творческая дружба связывает Елену Образцову с Георгием Свиридовым. Певица была в числе первых исполнителей его вокального цикла на стихи Блока «Петербургские пески». В декабре 1976 года она впервые выступила в Большом зале Московской консерватории с сольным концертом, целиком посвященным сочинениям композитора; партию фортепьяно исполнял автор. Высокий романтический настрой, столь свойственный исполнительскому облику Образцовой, стремление к драматической насыщенности ярхо обнаруживается в ее трактовке блоковских песен («Флюгер», «За горами, за лесами», «Утро в Москве»). Неожиданно раскрывается Образцова в произведениях Свиридова, близких к народнопесенным истокам («Слеза», «Русская песня» и др.). Здесь, может быть, впервые за свою творческую практику, артистка приоегла к характерному, «терпкому», «открытому» звучанию, присущему народным певцам.
Знаменитый дирижер Бруно Вальтер как-то заметил, что подлинно выдающееся исполнение всегда ассоциативно, оно помогает познать самую сущность художественной натуры музыканта, его артистические стремления и интересы. К этой мысли невольно обращаешься, слушая Елену Образцову. Когда в исполнении певицы звучат арии Баха и Генделя, живо представляешь себе, каким было бы ее прочтение произведении Брамса, Гуго Вольфа или Малера (скажем, партии меццо-сопрано в симфонии-кантате «Песнь о земле»); в таких сценических созданиях Образцовой, как Азучена и Лю-баша, угадывается облик ее будущей Кундри в вагнеровском «Парсифале».
В настоящий сборник смогла войти лишь небольшая часть репертуара выдающейся певицы — сочинения Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, Глинки н Мусоргского, Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова, Все эти произведения, которые особенно часто включаются артисткой в программы сольных концертов, она подготовила вместе с пианистом Александром Ерохиным, чутким, эрудированным музыкантом, тонким ансамблистом. Совместные выступления Елены Образцовой и Александра Ерохина неизменно отличались художественным единством, когда исполнительские намерения солиста находят у концертмейстера полное понимание и поддержку.
Всего за несколько лет Елена Образцова прошла большой путь в искусстве, заняв достойное место в ряду крупнейших певиц нашего времени. В год 200-летия Большого театра (1976) она была удостоена Ленинской премии, ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Образцова принадлежит к тем художникам, чье вдохновенное искусство не ограничено рамками концерта или спектакля — оно продолжает жить в сердцах слушателей, обогащает их эмоциональный мир, помогает постичь всю глубину и поэзию человеческого чувства.
- Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ. Ария из оратории «Самсон». Слова Н. Хамнльтона, перевод А. Машистова
- И. С. БАХ. Ария из «Пасхальной оратории». Перевод А. Машистова.
- В. А. МОЦАРТ. Покой, словно прежде, мне сердце наполнил.
- Л. БЕТХОВЕН. Хвала природе. Слова X. Геллерта, перевод Е. Филиц
- Р. ШУМАН. Лунная ночь. Слова И. Эйхендорфа, перевод А. Ефременкова
- ДЖ. ВЕРДИ. Ария Эболи из оперы «Дон Карлос».
- П. МАСКАНЬИ. Романс Сантуццы из оперы «Сельская честь»
- Ж. МАССНЕ. Ария Шарлотты из оперы «Вертер»
- Г. ФОРЕ. Пробуждение. Слова Р. Бюссина, перевод Н. Рождественской
- К. МОНСАЛЬВАТЖ. Колыбельная негритенку. Слова И. Переда Вальдеса, перевод Н. Рождественской
- X. НИН. Девушка из Гренады. Перевод С. Северцева
- М. ГЛИНКА. Как сладко с тобою мне быть. Слова П. Рындина
- Ах, когда б я прежде знала. Слова И. Дмитриева
- А. ДАРГОМЫЖСКИЙ. Юноша и дева. Слова А. Пушкина
- Шестнадцать лет. Слова А. Дельвига
- М. МУСОРГСКИЙ. Монолог Марины из оперы «Борис Годунов»
- Забытый. Слова А. Голенищева-Кутузова
- П. ЧАЙКОВСКИЙ. Зачем? Слова Л. Мея
- Ночь. Слова Д. Ратгауза
- С. РАХМАНИНОВ. Покинем, милая. Слова А. Голенищева-Кутузова
- Я опять одинок. Слова И. Бунина (из Шевченко)
- С. ПРОКОФЬЕВ. Песня девушки из кантаты «Александр Невский». Слова В. Луговского и С.Прокофьева
- Сон. Русская народная песня. Обработка
- Катерина. Русская народная песня. Обработка
- Г. СВИРИДОВ. Слеза. Слова народные
- Русская песня. Слова народные
Источник