«Романс» Глиэра
У скрипачей редкие программы обходились без популярнейшего «Романса» Глиэра. Пианисты играли его фортепианные миниатюры, виолончелисты — «Балладу» и другие пьесы. Издательство Юргенсона, перехватив инициативу у беляевского издательства после смерти Митрофана Петровича, печатало все, что сочинил Глиэр, — от романса до большой партитуры.
В 1912 году Брейткопф и Гертель выпустили на английском языке брошюру-каталог с портретом Глиэра, где после краткой биографии на шести страницах помещен был перечень предлагаемых их издательством произведений композитора.
Глиэр пользовался всеобщим уважением. Его ценили не только как высокообразованного музыканта, но воздавали должное и его человеческим качествам. Об этом говорит хотя бы такой факт.
Когда 11 октября 1912 года преждевременная смерть оборвала жизнь Ильи Александровича Саца, руководство Художественного театра, где работал композитор, и его друзья — музыканты задумали сразу же организовать концерт из его произведений. Нужно было за короткий срок разобраться в рукописях композитора и доработать незаконченные сочинения так, чтобы их можно было исполнить. По инициативе Рахманинова обратились к Глиэру, и он, отложив все свои дела, погрузился в работу.
Прошло немногим более месяца, и 23 ноября в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) состоялся задуманный вечер. В исполнении оркестра Кусевицкого под управлением Сергея Васильевича Рахманинова, принимавшего горячее участие, прозвучали фанфары и хор «На смерть Гамлета» из музыки к «Гамлету», Сюита из музыки к сказке М. Метерлинка «Синяя птица» и сюита к «Драме жизни» К. Гамсуна, а также сверкающая юмором вещица — «Танец козлоногих», — все в оркестровке Глиэра для большого симфонического оркестра. Через день газета «Раннее утро» писала: «В программу концерта, данного в память покойного И. А. Саца, включено все значительное, все характерное для творчества этого одаренного композитора. Заботливой рукой преданного друга, рукой образованного человека, чуткого музыканта Р. М. Глиэра обработаны и сведены воедино все оставшиеся после покойного материалы и отрывки».
Неудивительно, что в 1913 году, когда Киевское отделение РМО приняло решение создать (на базе Музыкального училища) консерваторию, Глиэру предложили войти в состав ее профессуры.
Конечно, Рейнгольду Морицевичу было приятно вернуться к родным пенатам уже признанным композитором, и он согласился взять на себя руководство классом композиции. Он простился с коллективом гнесинцев, с московскими друзьями и коллегами. Вначале они расположились в просторной квартире в доме № 23 по Кузнечной улице, подысканной Глиэром с расчетом на то, что у них «станут бывать люди».
Директором новой консерватории назначен был Владимир Вячеславович Пухальский, отличный пианист, композитор, выдающийся педагог, тридцать семь лет возглавлявший Киевское музыкальное училище и зарекомендовавший себя как опытный организатор. Кроме Пухальского, которого Глиэр знал еще в свои ученические годы, среди профессорско-преподавательского состава консерватории он нашел много старых знакомых. Особенно он рад был встрече со своим первым педагогом по музыкально-теоретическим предметам Е. А. Рыбом.
В первый учебный год к Глиэру поступили только три ученика (в том числе Л. Н. Ревуцкий), поэтому много времени он мог уделить исполнительству. Концертная жизнь Киева тогда очень отставала от московской — РМО проводило только пять симфонических собраний в сезон. Задумав оживить концертную жизнь родного города, Глиэр для начала решил создать студенческий симфонический оркестр. На вступительных экзаменах инструменталистов он сразу же старался определить, кто из поступающих может быть привлечен к работе в оркестре.
А тем временем общественность города готовилась торжественно отметить пятидесятилетие Киевского отделения РМО и, как одно из существенных достижений этого отделения, — открытие консерватории. Торжества назначили на 3, 4 и 5 ноября 1913 года. В концерте 4 ноября под управлением Пухальского должна была прозвучать его симфония «В горах», но Владимир Вячеславович, человек уже не молодой, почувствовал, что организационные хлопоты в консерватории и вступительные экзамены совсем истощили его силы, и попросил Глиэра продирижировать его сочинением. Рейнгольд Морицевич весьма успешно с этим справился. Руководство РМО осталось довольно и предложило ему выступить в одном из пяти проводимых в сезоне симфонических концертов. Выступление намечено было на конец сезона — 5 марта 1914 года. Но вдруг выяснилось, что и открывать сезон некому, так как приглашенный дирижер А. Б. Хессин не мог приехать. Обратились к Глиэру с просьбой заменить его и провести уже объявленную программу. Времени оставалось мало, но Глиэр не отказался и от этого. Сам факт такого предложения, конечно, говорил уже о признании. Таким образом, после исполнения симфонии Пухальского в том же месяце (22 ноября) Глиэр в помещении городского театра продирижировал Первым симфоническим собранием РМО. Исполнены были Пятая симфония Глазунова, баллада «Про старину» и «Кикимора» Лядова, две оркестровые пьесы (Прелюдия и «Колыбельная») А. Иернефельда, ми-минорный фортепианный концерт Шопена и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. Солировала Е. А. Бекман-Щербина.
Источник
Р.Глиэр — Ноты для фортепиано
Пьесы, этюды (композиторы)
Монографические «Альбомы фортепьянных пьес» Библиотеки юного пианиста посвящены творчеству виднейших советских композиторов, пишущих для детей.
Кроме отредактированного нотного материала, все «Альбомы» содержат биографию композитора и методические замечания для педагогов, помещаемые в конце сборника.
Настоящий сборник включает в себя избранные фортепьянные сочинении Р. М. Глиэра для детей и юношества.
В конце «Альбома» помешены отрывки из опер и балетов композитора в четырехручном переложении для одного фортепьяно и в восьмиручном переложении для двух фортепьяно.
Все переложения публикуются впервые.
Л. Ройзман, В. Натансон
Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес
“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к
P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр — студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.
Быстро проходят годы напряженной творческой работы.
После окончания Консерватории (1900 год) Глиэр начинает свою разнообразную плодотворную деятельность композитора, педагога, дирижера, музыканта-общественника.
В начале XX столетия Р. М. Глиэр был уже зрелым композитором, автором ряда камерно-инструментальных и симфонических произведений. Его квартеты, секстеты, симфонии, особенно третья симфония — былина «Илья-Муромец» (1911 год) проникнуты интонациями русской народной песни, наделены ярко выраженным национальным колоритом. Личное знакомство с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым обогатило творческую жизнь молодого Глиэра и дало твердое направление развитию его композиторского таланта.
Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.
С 1920 года композитор переезжает в Москву, где становится профессором Московской Консерватории по классу композиции. Здесь же в Москве в начале двадцатых годов начинается и музыкально-общественная деятельность Р. М. Глиэра. Он часто дирижирует концертами в рабочих клубах, много гастролирует по стране. Это постоянное общение с простыми людьми нашей страны было насущной потребностью Глиэра: вплоть до последних месяцев жизни (умер он в 1956 году) маститый композитор выступал в разных городах страны, в Домах культуры фабрик, заводов и колхозов, в учебных заведениях, в частях Советской Армии.
Р. М. Глиэр живо интересовался народным искусством национальных республик; плодом изучения музыкального творчества народов Азербайджана и Средней Азии явились оперы «Шах-Сенэм», «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара» (две последние написаны совместно с Т. Салыковым).
Большое место в творчестве Р. М. Глиэра занимают балеты. Им написано шесть балетов, из которых наибольшей известностью заслуженно пользуются «Красный цветок» и «Медный всадник».
Р. М. Глиэр является учителем целого ряда значительных композиторов советской страны. Среди его учеников мы встречаем имена классиков советской музыки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, учившихся у Ренгольда Морицовича в ранние годы; из его класса вышли украинские композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Я. Лятошинский, композиторы Н. П. Иванов-Радкевич, А. А. Давиденко, Б. А. Александров, Н. П. Раков и многие другие.
Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон
- 1. Мазурка, соч. 43, № 3
- 2. Ариэтта, соч. 43,№ 7
- 3. Колыбельная, соч. 31,№ 3.
- 4. Русская песня, соч. 34,№ 15
- 5. Вечер, соч. 43,№ 5.
- 6. Утро, соч. 43,№ 4
- 7. Арлекин, соч. 34, Л» 8
- 8. Листок из альбома, соч. 31
- 9. Прелюдия, соч. 43, № I.
- 10. Романс, соч. 31, № 7.
- 11. Маленькая поэма, соч. 34,№ 1
- 12. Пастораль, соч. 34, № 22.
- 13. Кроле менуэта, соч. 34, № 20
- 14. Этюд, соч. 31,№ 8
- 15. Колокольчики, соч. 34,N? 6
- 16. Прелюдия, соч. 26,№ I
- 17. Эскиз, соч. 47, № I
- 18. Эскиз, соч. 47. № 2
- 19. Мелодия, соч. 34, № 13. 21). Прелюдия, соч. 16, № 1
- 21. Экспромт для одной левой руки, соч. 99, № I
- Ансамбли
- Для одного фортепьяно и 4 руки
- 1. Вариации Хай-Хоа из балета «Красный цветок». Переложение С. Стемпневского
- 2. Танец на площади из балета ««Медный всадник». Переложение С. Стемпневского
- Для двух фортепьяно в 8 рук
- 3. Танец мальчиков из оперы «Шах-Сенэм». Переложение М. Ройтерштейна.
- Для одного фортепьяно и 4 руки
- Методические примечания.
Скачать ноты
Источник
«Романс» Глиэра
У скрипачей редкие программы обходились без популярнейшего «Романса» Глиэра. Пианисты играли его фортепианные миниатюры, виолончелисты — «Балладу» и другие пьесы. Издательство Юргенсона, перехватив инициативу у беляевского издательства после смерти Митрофана Петровича, печатало все, что сочинил Глиэр, — от романса до большой партитуры.
В 1912 году Брейткопф и Гертель выпустили на английском языке брошюру-каталог с портретом Глиэра, где после краткой биографии на шести страницах помещен был перечень предлагаемых их издательством произведений композитора.
Глиэр пользовался всеобщим уважением. Его ценили не только как высокообразованного музыканта, но воздавали должное и его человеческим качествам. Об этом говорит хотя бы такой факт.
Когда 11 октября 1912 года преждевременная смерть оборвала жизнь Ильи Александровича Саца, руководство Художественного театра, где работал композитор, и его друзья — музыканты задумали сразу же организовать концерт из его произведений. Нужно было за короткий срок разобраться в рукописях композитора и доработать незаконченные сочинения так, чтобы их можно было исполнить. По инициативе Рахманинова обратились к Глиэру, и он, отложив все свои дела, погрузился в работу.
Прошло немногим более месяца, и 23 ноября в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) состоялся задуманный вечер. В исполнении оркестра Кусевицкого под управлением Сергея Васильевича Рахманинова, принимавшего горячее участие, прозвучали фанфары и хор «На смерть Гамлета» из музыки к «Гамлету», Сюита из музыки к сказке М. Метерлинка «Синяя птица» и сюита к «Драме жизни» К. Гамсуна, а также сверкающая юмором вещица — «Танец козлоногих», — все в оркестровке Глиэра для большого симфонического оркестра. Через день газета «Раннее утро» писала: «В программу концерта, данного в память покойного И. А. Саца, включено все значительное, все характерное для творчества этого одаренного композитора. Заботливой рукой преданного друга, рукой образованного человека, чуткого музыканта Р. М. Глиэра обработаны и сведены воедино все оставшиеся после покойного материалы и отрывки».
Неудивительно, что в 1913 году, когда Киевское отделение РМО приняло решение создать (на базе Музыкального училища) консерваторию, Глиэру предложили войти в состав ее профессуры.
Конечно, Рейнгольду Морицевичу было приятно вернуться к родным пенатам уже признанным композитором, и он согласился взять на себя руководство классом композиции. Он простился с коллективом гнесинцев, с московскими друзьями и коллегами. Вначале они расположились в просторной квартире в доме № 23 по Кузнечной улице, подысканной Глиэром с расчетом на то, что у них «станут бывать люди».
Директором новой консерватории назначен был Владимир Вячеславович Пухальский, отличный пианист, композитор, выдающийся педагог, тридцать семь лет возглавлявший Киевское музыкальное училище и зарекомендовавший себя как опытный организатор. Кроме Пухальского, которого Глиэр знал еще в свои ученические годы, среди профессорско-преподавательского состава консерватории он нашел много старых знакомых. Особенно он рад был встрече со своим первым педагогом по музыкально-теоретическим предметам Е. А. Рыбом.
В первый учебный год к Глиэру поступили только три ученика (в том числе Л. Н. Ревуцкий), поэтому много времени он мог уделить исполнительству. Концертная жизнь Киева тогда очень отставала от московской — РМО проводило только пять симфонических собраний в сезон. Задумав оживить концертную жизнь родного города, Глиэр для начала решил создать студенческий симфонический оркестр. На вступительных экзаменах инструменталистов он сразу же старался определить, кто из поступающих может быть привлечен к работе в оркестре.
А тем временем общественность города готовилась торжественно отметить пятидесятилетие Киевского отделения РМО и, как одно из существенных достижений этого отделения, — открытие консерватории. Торжества назначили на 3, 4 и 5 ноября 1913 года. В концерте 4 ноября под управлением Пухальского должна была прозвучать его симфония «В горах», но Владимир Вячеславович, человек уже не молодой, почувствовал, что организационные хлопоты в консерватории и вступительные экзамены совсем истощили его силы, и попросил Глиэра продирижировать его сочинением. Рейнгольд Морицевич весьма успешно с этим справился. Руководство РМО осталось довольно и предложило ему выступить в одном из пяти проводимых в сезоне симфонических концертов. Выступление намечено было на конец сезона — 5 марта 1914 года. Но вдруг выяснилось, что и открывать сезон некому, так как приглашенный дирижер А. Б. Хессин не мог приехать. Обратились к Глиэру с просьбой заменить его и провести уже объявленную программу. Времени оставалось мало, но Глиэр не отказался и от этого. Сам факт такого предложения, конечно, говорил уже о признании. Таким образом, после исполнения симфонии Пухальского в том же месяце (22 ноября) Глиэр в помещении городского театра продирижировал Первым симфоническим собранием РМО. Исполнены были Пятая симфония Глазунова, баллада «Про старину» и «Кикимора» Лядова, две оркестровые пьесы (Прелюдия и «Колыбельная») А. Иернефельда, ми-минорный фортепианный концерт Шопена и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. Солировала Е. А. Бекман-Щербина.
Источник