Романс грига сердце поэта ноты

Собрание сочинений, Эдвард Григ

Сочинения для фортепиано в 2 руки:

Лирические пьесы, песня Сольвейг, Танец эльфов, Шествие гномов, Марш троллей, Ноктюрн, Поэтические картинки, Пер Гюнт, Танец Анитры, В пещере горного короля, Соната, Концерт, Баллада, Хольберг-сюита, танцы, вальсы, песни, юморески, импровизации.

Москва, А. Зейванг, 1907—1911

Старинные ноты для фортепиано

Сочинения Эдварда Грига для фортепиано в 2 руки, в 7 частях, с биографией и портретом автора [избранное]

Москва, издатель Александр Зейванг (Moscou chez A. Seywang), на Кузнецком мосту в доме Джамгарова, выпуск 1907—1911 гг.

Источник

Р. Лейтес — Песни Грига

Ноты для голоса и фортепиано к песням Эдварда Грига

Глава вторая

ВЕСЕННИЙ РАСЦВЕТ

1 2 3

В «Сердце поэта» ощущается значительное мастерство двадцатидвухлетнего композитора, проявляются черты его творческого облика зрелых лет: динамизм сквозного развития, тонкое варьирование куплетов, умение отразить в музыке смысловые детали текста, слияние в мелодии декламационности (возгласы, соответствие слога звуку) и песенности (широта и волнообразность мелодических контуров, в конце — распев). Полная романтического пафоса и по-григовски искренняя, эта миниатюра — первая вершина камерной лирики композитора.
Вслед за «Сердцем поэта» идет восторженная песня-признание «Люблю тебя», чрезвычайно популярная во всем мире. Какая здесь яркая выразительность! Песня дышит упоением страсти. Эмоциональный «заряд» дает краткое вступление фортепиано: широкая музыкальная фраза идет на едином дыхании, неуклонно повышаясь, — как повышается человеческий голос в минуту радостного возбуждения. Хроматизированная, неустойчивая гармония поддерживает тонус эмоционального напряжения:

Как и в «Сердце поэта», выразительна и тесно связана с текстом сама структура песни. Плавно течет первая половина куплета. Чувство еще очень сдержанно. Вторая половина начинается будто бы так же, но вдруг вырвавшаяся наружу эмоция ломает форму, «рвет» ее на отдельные возгласы-секвенции («Люблю тебя, люблю тебя и буду век с тобой»). Эти ликующие возгласы становятся все продолжительнее (от полутакта — до двутакта), все шире по диапазону (от кварты до малой сексты), словно от восторга ширится дыхание; они Поднимают мелодию к высокой кульминации, в которой страстное признание звучит как клятва нерушимой верности. «Песнь торжествующей любви» — так хочется назвать это произведение. Особая выразительная роль в этой песне принадлежит гармонии. Своей напряженностью («вязкие» хроматические линии в средних голосах фортепиано, задержания, эллипсисы, нонаккорды) гармония «выдает» волнение там, где оно пока еще скрыто (в начале песни), а в середине и конце — когда чувство вырывается с неудержимой силой — она способствует экстатическому звучанию. В «Сердце поэта» новаторство Грига почти не затронуло гармонической сферы, — здесь же впервые в его вокальной лирике раскрылись своеобразие и новизна его гармонического стиля. Все в этой песне — и характерные гармонии, и особая композиция, симметрию которой «взрывает» прорвавшееся изнутри волнение, и возгласы-секвенций — становится отныне типичным для григовских образов светлой восторженности.

Заключительная песня цикла — «Могучие горы — мысль моя» — тяготеет к картинной изобразительности. Поэтическое сопоставление человека и природы дано в сдержанно-величавом тоне.
Итак, в цикле «Мелодии сердца» ясно прочерчивается замкнутая динамическая «волна», придающая ему цельность и единство: от безмятежной и простодушной первой песни, через смятенную лирику второй, к кульминации— страстному признанию — в третьей и к спокойному заключению. Эту драматургию создал Григ: у Андерсена в цикле семь стихотворений, композитор же выбрал четыре и сам расположил их в таком порядке.
Так в орбиту григовской вокальной лирики вошла поэзия родной ему Скандинавии. И примечательно, что именно великий Андерсен раскрыл ему эту поэзию во Всем ее своеобразии. Ибо с цикла «Мелодии сердца» начинается период творческой зрелости Грига как автора песен.
Претворяя в музыке стихотворения Андерсена, Григ соприкоснулся с широким кругом тем и образов. Любовная лирика и пейзаж («В лесу», «Избушка»), философские размышления об искусстве («Поэзия»), образы фольклора («Лангеландская народная мелодия»); особенно интересна баллада «Солдат» с ее социально-заостренным замыслом (сюжет близок песне Беранже «Старый капрал»); в ней Григ впервые обратился к драматической декламации, которая разовьется в дальнейшем его вокальном творчестве.

Широко известны песни «Избушка», «В лесу», созданные после отъезда из Дании, по свежим датским впечатлениям. «В лесу» — жанровая картина и в то же время лирический монолог-призыв влюбленного юноши. В широкой, привольно льющейся мелодии выражено светлое любовное чувство. Пейзаж дан скупым, но выразительным штрихом-намеком—«щебечущие» триольные фигурки в фортепианной партии (они проникают и в вокальную мелодию). Песня проста, сердечна, ласкова и впечатляюща. Еще более колоритна «Избушка»—окрашенная в мягкие тона северная пастораль. «Колышущаяся» остинатная фигура аккомпанемента передает покачивание волн, с мерным шумом набегающих на берег, и создает спокойную эмоциональную атмосферу песни. Примечательно: та же норвежская триольно-пунктирная ритмоформула J^J J JT] , которая в быстрых и бурных песнях звучит энергично-напористо, — здесь (в темпе Allegretto, в мажоре) становится мягким «колыханием». И сама мелодия — непринужденная, гибкая — переливается широкими спокойными волнами в плавном баркарольном покачивании. Григ умел рисовать не только бурное море! Как и всегда у Грига, пейзаж слит с человеческим чувством. В «Сердце поэта» бурная стихия ассоциировалась с неистовой душой. Здесь, среди безмятежной природы, цветет идиллия беззаботной счастливой жизни. Эти две песни так же противоположны, как противоположны пейзажи Даля (сумрачно-грозные) и Гуде (приветливо-ясные).

Источник

Григ Э. Сердце поэта

15 июня исполняется 170 лет со дня рождения классика норвежской музыки Эдварда Грига (1843-1907).

Творчество композитора неразрывно связано с развитием культуры Норвегии, музыкальные истоки которой многообразны.

Исследователи считают, что Э. Григ впитал в себя и мечтательно-лирическое и мужественно-суровое начало норвежской музыки, которые коренятся в свойствах норвежского характера, и поднял музыкальное искусство своей Родины на высшую ступень всемирной значимости. Чутко вслушиваясь в мелодии старинных баллад, композитор создавал оперные произведения, хоровые сочинения, фортепианную музыку, делал обработку народных песен.

Важное место в творчестве композитора занимали песни. Думается, что основные истоки вокальной лирики Грига в высоких достижениях национальной литературы и поэзии, в самобытном фольклоре, творчестве первых норвежских композиторов и, конечно же, в музыке романтической песни европейских композиторов. К песням Э. Григ обращался в течение всей жизни. Наряду с фортепианной миниатюрой это основная сфера его творчества.

Полагается, что в романсах Грига (точнее «песнях», как называл он их согласно немецкой, шубертовской традиции) можно проследить всю эволюцию его творческой жизни, весь сложный процесс его внутреннего роста художника. В известной мере романсы композитора автобиографичные. Григ признавался: «…Многие мои песни, и прежде всего лучшие из них тесно связаны с моими самыми интимными переживаниями». Эдвард Григ очень любил поэзию, он чувствовал природу стиха и глубоко проникал в мысль поэта. Им написаны песни на слова Х. К. Андерсена, К. Мунка, И. В. Гёте и др. поэтов.

Фонд редкой книги располагает нотами для фортепиано Э. Грига «Сердце поэта» ор. 52 № 3, изданными Государственным музыкальным издательством в 1947 г.

Это сочинение – транскрипция собственной песни Э. Грига для фортепиано, выполненной композитором в 1891 г. Автор музыки неоднократно возвращался к своим вокальным опусам, чтобы переложить их для фортепиано. Так произошло и с песней «Сердце поэта».

Сама же песня «Сердце поэта» была написана Григом в 1864 г. и входила в цикл из четырех песен «Мелодии сердца» (ор. 5). Автором стихов к ним был Х. К. Андерсена (1805-1875). На заглавном листе изданной нотной тетради композитор поместил посвящение: «Господину профессору Хансу Кристиану Андерсену в знак восхищения и уважения». С 1863 по 1867 гг. композитором было написано пятнадцать песен на стихи Андерсена.

Среди современников Грига песня «Сердце поэта» (Du fatter ei Bolgernes evige Gang) пользовалась особой популярностью.

В известном в России переводе А. Ефременкова и редакции пианиста, музыковеда Павла Ламма (1882-1951) произведение начинается словами: «Ты знаешь, как волны в просторе шумят, как в струнах волшебные песни звучат…». Исследователь творчества Грига Р. Лейтес слышит в песне мятежное и неистовое сердце поэта ассоциирующееся с бурлящей морской стихией: рокочущие фигурации фортепиано, возласы вокальной милодии, стремительно взлетающие «на гребень волн» сопровождения. Он пишет: «Форма песни – варьированные куплеты – решена своеобразно. Первая часть – большая мелодическая «волна», пронизанная единой ритмикой и единой фортепианной фактурой. Во второй части… нарастает волнение и появляются новые элементы: напряженные «возгласы» в фортепиано, длительный разбег мелодии; «отталкиваясь» от одной точки, она устремляется все выше и выливается в кульминацию…, выделенную новым звучанием. Рокочущий фон фортепиано умолкает, все внимание переключается на голос, который звучит с особой силой…».

Тот же Лейтес считает, что песня «Сердце поэта» полна романтического пафоса и по-григовски искренняя. Эта миниатюра – первая вершина камерной лирики композитора».

Левашова О. находит, что в песне найден простой и сердечный тон, без риторической насыщенности и ложной патетики. Мелодия полна романтической устремленности, отличается пластичностью и широкой напевности.

Чтобы составить собственное мнение о песне и пьесе «Сердце поэта», следует его сыграть и послушать, послушать и другие произведения замечательного композитора – Э. Грига. Неоспоримо, что и сегодня его творчество в сокровищнице русской и западноевропейской музыки.

Следует добавить, что в Калининграде есть улица, носящая имя Грига. Правда, краеведы не уверены, что она названа в честь норвежского композитора Эдварда Грига, а не норвежского писателя и поэта Нурдаля Грига. В то же время хочется верить, что в названии улицы отмечено музыкальное творчество Э. Грига.

Список использованной литературы:

  1. Левашева, О. Е. Эдвард Григ : жизнь и творчесвто / О. Е. Левашева. — 2-е изд. — Москва : Музыка, 1975. — 624 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  2. Лейтес, Р. Э. Песни Грига / Р. Э. Лейтес. — Москва : Музыка, 1967. — 191 с : ил. — (В помощь слушателям университета культуры).

Источник

Григ Э. Сердце поэта

15 июня исполняется 170 лет со дня рождения классика норвежской музыки Эдварда Грига (1843-1907).

Творчество композитора неразрывно связано с развитием культуры Норвегии, музыкальные истоки которой многообразны.

Исследователи считают, что Э. Григ впитал в себя и мечтательно-лирическое и мужественно-суровое начало норвежской музыки, которые коренятся в свойствах норвежского характера, и поднял музыкальное искусство своей Родины на высшую ступень всемирной значимости. Чутко вслушиваясь в мелодии старинных баллад, композитор создавал оперные произведения, хоровые сочинения, фортепианную музыку, делал обработку народных песен.

Важное место в творчестве композитора занимали песни. Думается, что основные истоки вокальной лирики Грига в высоких достижениях национальной литературы и поэзии, в самобытном фольклоре, творчестве первых норвежских композиторов и, конечно же, в музыке романтической песни европейских композиторов. К песням Э. Григ обращался в течение всей жизни. Наряду с фортепианной миниатюрой это основная сфера его творчества.

Полагается, что в романсах Грига (точнее «песнях», как называл он их согласно немецкой, шубертовской традиции) можно проследить всю эволюцию его творческой жизни, весь сложный процесс его внутреннего роста художника. В известной мере романсы композитора автобиографичные. Григ признавался: «…Многие мои песни, и прежде всего лучшие из них тесно связаны с моими самыми интимными переживаниями». Эдвард Григ очень любил поэзию, он чувствовал природу стиха и глубоко проникал в мысль поэта. Им написаны песни на слова Х. К. Андерсена, К. Мунка, И. В. Гёте и др. поэтов.

Фонд редкой книги располагает нотами для фортепиано Э. Грига «Сердце поэта» ор. 52 № 3, изданными Государственным музыкальным издательством в 1947 г.

Это сочинение – транскрипция собственной песни Э. Грига для фортепиано, выполненной композитором в 1891 г. Автор музыки неоднократно возвращался к своим вокальным опусам, чтобы переложить их для фортепиано. Так произошло и с песней «Сердце поэта».

Сама же песня «Сердце поэта» была написана Григом в 1864 г. и входила в цикл из четырех песен «Мелодии сердца» (ор. 5). Автором стихов к ним был Х. К. Андерсена (1805-1875). На заглавном листе изданной нотной тетради композитор поместил посвящение: «Господину профессору Хансу Кристиану Андерсену в знак восхищения и уважения». С 1863 по 1867 гг. композитором было написано пятнадцать песен на стихи Андерсена.

Среди современников Грига песня «Сердце поэта» (Du fatter ei Bolgernes evige Gang) пользовалась особой популярностью.

В известном в России переводе А. Ефременкова и редакции пианиста, музыковеда Павла Ламма (1882-1951) произведение начинается словами: «Ты знаешь, как волны в просторе шумят, как в струнах волшебные песни звучат…». Исследователь творчества Грига Р. Лейтес слышит в песне мятежное и неистовое сердце поэта ассоциирующееся с бурлящей морской стихией: рокочущие фигурации фортепиано, возласы вокальной милодии, стремительно взлетающие «на гребень волн» сопровождения. Он пишет: «Форма песни – варьированные куплеты – решена своеобразно. Первая часть – большая мелодическая «волна», пронизанная единой ритмикой и единой фортепианной фактурой. Во второй части… нарастает волнение и появляются новые элементы: напряженные «возгласы» в фортепиано, длительный разбег мелодии; «отталкиваясь» от одной точки, она устремляется все выше и выливается в кульминацию…, выделенную новым звучанием. Рокочущий фон фортепиано умолкает, все внимание переключается на голос, который звучит с особой силой…».

Тот же Лейтес считает, что песня «Сердце поэта» полна романтического пафоса и по-григовски искренняя. Эта миниатюра – первая вершина камерной лирики композитора».

Левашова О. находит, что в песне найден простой и сердечный тон, без риторической насыщенности и ложной патетики. Мелодия полна романтической устремленности, отличается пластичностью и широкой напевности.

Чтобы составить собственное мнение о песне и пьесе «Сердце поэта», следует его сыграть и послушать, послушать и другие произведения замечательного композитора – Э. Грига. Неоспоримо, что и сегодня его творчество в сокровищнице русской и западноевропейской музыки.

Следует добавить, что в Калининграде есть улица, носящая имя Грига. Правда, краеведы не уверены, что она названа в честь норвежского композитора Эдварда Грига, а не норвежского писателя и поэта Нурдаля Грига. В то же время хочется верить, что в названии улицы отмечено музыкальное творчество Э. Грига.

Список использованной литературы:

  1. Левашева, О. Е. Эдвард Григ : жизнь и творчесвто / О. Е. Левашева. — 2-е изд. — Москва : Музыка, 1975. — 624 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  2. Лейтес, Р. Э. Песни Грига / Р. Э. Лейтес. — Москва : Музыка, 1967. — 191 с : ил. — (В помощь слушателям университета культуры).

Источник

Читайте также:  Где же ты милая ноты для гитары
Оцените статью