Романс кюи царскосельская статуя ноты

Кюи Цезарь Антонович

КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918), русский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868), романсы.

Ноты для фортепиано Кюи Цезарь

Биография

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у Станислава Монюшко. В формировании Кюи-музыканта большую роль сыграло знакомство с А. С. Даргомыжским, Милием Балакиревым, Владимиром Стасовым. Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке.

После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти[источник не указан 157 дней].

Старший брат учёного, Александр Кюи (1824—1909), был известным архитектором.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная, 16, кв. 11
1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Особенности музыкального творчества

Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г. Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма.

Труды по фортификации

Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Оперы

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)
Кавказский пленник (по Пушкину)
Сын мандарина
Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)
Вильям Ратклиф (по трагедии Гейне)
Анджело (по драме Виктора Гюго)
Le Flibustier = Флибустье (У моря) (по комедии Ж. Ришпена)
Сарацин (по драме Дюма-отца)
Пир во время чумы (по Пушкину)
Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)
Снежный богатырь
Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)
Капитанская дочка (по Пушкину)
Красная шапочка (по Перро)
Кот в сапогах (по Перро)
Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:
Каменный гость (Даргомыжского)
Сорочинская ярмарка (Мусоргского)

Литературные произведения Кюи
По музыке
Сборники
Избранные статьи. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Избранные статьи об исполнителях. Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
Музыкально-критические статьи. Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград: Музыкальный современник, 1918.

Монографии
История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.)
Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris.)
Русский романс: очерк его развития. Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)

Разные
«A Historical Sketch of Music in Russia» [«Исторический очерк музыки в России» (на английском языке)], The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197—219.

По фортификации
«Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Прусии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
«Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала, 1881, No. 11)
Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад.. Спб.: 187-?.
Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища. Спб.: 186-?
Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
Краткий учебник полевой фортификации. 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища, 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ, 1877.)
Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
«Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала, 1878, Nos. 8, 9.)
«Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний, No. 37, 24 янв. 1901 г.)
Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ. Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)

Письма
Избранные письма. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
Аири Муселак, [Франсцское происхошдение русского композитора Цезара Аитоновича Кюи].

Источник

Царскосельская статуя. «Мечтателей везде и всюду тьма. «

Вдохновение великого мастера прошлого, умноженное на собственный талант и продолженное гениальным потомком. Романс-миниатюра «Царскосельская статуя» Кюи Цезаря Антоновича, исполнение которого длится всего одну минуту, можно назвать созданием трех муз искусств, общим результатом творческого союза поэтов, скульптора и композитора.

Баснописец

Жан де Лафонтен известен современному читателю, прежде всего как баснописец. В период с 1678 по 1694 годы было издано шесть книг цикла «Басни». Используя литературное наследие предшественников — Эзопа, Бидпая, Маро и других, Лафонтен рассказывает каждый раз свою историю. Традиционные сюжеты наполняются актуальным бытовым содержанием, звучат оригинальным живым языком. «Молочница или Кувшин молока» — жанровая зарисовка о мечтателях и фантазерах, чьи воздушные замки разбиваются безжалостной реальностью так же легко, как глиняный кувшин, упавший на придорожные камни.

Нас сладостный обман возносит к небесам.

. Доколе жизнь безжалостной рукой

Меня не пробудит.

И вот уже легкомысленная Перетта с отчаянием склонилась над черепками в молочной луже.

Скульптор

Образ мечтательницы Перетты неожиданно продолжился в самой романтичной и загадочной царскосельской статуе. Скульптор Павел Петрович Соколов, последователь школы русского классицизма, вспомнил о ней, работая над оформлением Екатерининского парка в Царском Селе. Именно так звучит официальная история создания скульптуры. Требованиями классицизма можно объяснить античный костюм и прическу французской молочницы.

Удивительное портретное сходство девушки с кувшином и Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, осталось незамеченным современниками. Или им велено было не замечать. Императорская семья переживала непростой период. Многие сочувствовали императрице и, возможно, П. П.Соколов был в их числе.

В июне 1816 года бронзовая фигура «Молочница» украсила фонтан, построенный инженером А. Бетанкур. Пластичный образ, мягкость изгибов девичьего тела, неуловимо струящаяся ткань одежды. Более двухсот лет прекрасная девушка грустит, склонившись над разбитым кувшином своих надежд.

Нижегородская губерния, село Болдино. За девяносто дней, проведенных здесь в кольце холерного карантина, Александр Сергеевич Пушкин подарил человечеству уникальное литературное наследие.

Под впечатлением только что изданной «Илиады» в переводе Гнедича Пушкин обращается к античной поэзии. Пять антологических миниатюр, среди которых и «Царскосельская статуя», становятся примером идеальной стилизации. Воспроизводимый стиль, со всеми присущими ему обязательными чертами, предстает в обрамлении собственного, неповторимого стиля автора.

Изящная лаконичность стиха, возвышенность, грация формы воссоздавали дух античной лирической поэзии. Четверостишие Пушкина пропитано юношескими мечтами, прекрасными образами, памятью о времени, проведенном в Царском Селе. Классическая форма произведения удивительным образом созвучна формам скульптуры, созданной в стиле ампир. Печаль, застывшая в бронзе, замерла в четырех строчках. Поэтическое мгновение печали, отраженное в вечности.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Композитор

Генерал, инженер, композитор, музыкальный критик. Редко кому удается добиться значимых успехов, стать профессионалом и экспертом в столь разных сферах деятельности. Может все дело в имени? Родители назвали его Цезарь.

Цезарь Антонович Кюи. Выпускник, а затем преподаватель Николаевской инженерной Академии. По его учебникам фортификации училось не одно поколение русских офицеров-артиллеристов.

Музыкальная одаренность мальчика была замечена в детстве, и домашнее музыкальное обучение сменилось занятиями с известным польским композитором Станиславом Монюшко. С четырнадцати лет юный Цезарь стал сочинять музыку. Творческое наследие композитора составляют: четырнадцать опер, в том числе детские, хоровые, оркестровые произведения. Наибольшее признание композитору принесли вокальные формы. Написано около двухсот пятидесяти романсов.

Более семисот статей — результат деятельности музыкального критика Цезаря Кюи. Большинство из них переводилось и издавалось за рубежом.

Деятельность и интересы Ц. А. Кюи никогда не делились на периоды и этапы. Все и сразу, с максимальной отдачей, с полным погружением.

Романс

С первых нот «Царскосельская статуя» Кюи переносит слушателей в созерцательный мир романтизма. Гибкая и выразительная кантилена идеально передает ритм стиха. Непрерывно льющаяся, прозрачная фортепианная партия создает состояние просветленного покоя, светлой печали от созерцания прекрасного образа, общего творения гения поэта и таланта скульптора. Квинтовый тон вокальной партии удерживает наше внимание на протяжении нескольких тактов.

Несомненно, это лучшее произведение пушкинского цикла Ц. А. Кюи. Камерно-вокальная лирика Кюи изучается и возрождается. Его романтические миниатюры присутствуют в репертуаре современных исполнителей. Ноты «Царскосельской статуи» и сейчас можно встретить в учебных папках вокалистов.

Источник

Тема: Кюи. «Царскосельская статуя»

Управление

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

Я тоже считаю что это не колоратурное сопрано. Плотный низ и нет хрустально-прозрачного тембра.
Но нужно послушать еще какое-нибудь произведение, желательно Снегурочку или Царицу ночи. Тогда что-то прояснится.

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

спасибо! сомнения не у меня, а у педагога. потому что голос не особо подвижный. но это нужно развивать, правильно? а меня держат на лирическом репертуаре, без крайних нот и колоратур, так как за верхние ноты постоянно ругают, мол, они слишком открытые

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

Голос отличный. Спето тоже очень хорошо.
А сколько занимаетесь? Конечно опасно постоянно вести драматический голос на лирическом репертуаре.. НО если занимаетесь относительно недавно — то это накатанный путь для большинства голосов. Освоите немного более уверенно лирический — пойдете дальше. Я бы пока не волновался об этом.

Над чем я бы поработал в этом произведении:
1. Левая рука. Ничто так не помогает как видео Посмотрите ваше видео еще раз полностью — но смотрите только на левую руку. Как вам кажется — она действительно так помогает выражению замысла композитора и поэта? На самом деле — это симптом зажатости. «Фокусировка» энергии не на дыхании, а на чем-то еще. Поджатые руки — не жестикулирующие, а именно зажатые — первый признак потенциальных проблем с дыханием.

2. Дыхание — признаки необходимости работы над ним. Здесь конечно бы услышать запись без эхо да по ближе.. И я могу ошибаться. Но наверное еще работаете над гласными? Скажем «А». На фразу «урну с вОдою» или даже еще сильнее в «дева печАльно» сидит. По моему можно открыть больше, более на дыхании. на «печАльно» пропало вибрато, также на грани различия — немного низко интонационно. Сравните это слово вот с этим видео:
http://www.youtube.com/watch?v=Tdn7y41smbM
Еще пара моментов:
Опять же интонационно — «изливаяьс ИЗ урны разбитой» тоже не совсем чисто. Ноты безусловно знаете, но такое случается если отпустить дыхание чуток.
На 52й секунде «вечно» — не точно в ноту. Попробуйте попеть на «вь» на этой ноте и только потом в гласную (не в произведении — как упражнение).

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

если на ля2 звук рвется,проблемная нота,а соль2 и си2 идут нормально -то точно лирико-колоратурное.
у лирических сопран подобных проблем не бывает.
(из опыта Ирис Коррадетти )

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

(п.с.ну и подкину свои пять копеек)

не,не показатель.фа3 и у сопрано-спинто есть)
другой вопрос-самая любимая нота,которая самая-самая,тесситура, и конечно как звучит низ.
если малая звучит нормально,плотно,широко-то возможно,просто плохо задействован грудной резонатор выше,и со временем голос станет крепче.

кстати,а почему лирико нельзя колоратуру развивать?это ж всем полезно!я знаю драмбаритона,который колоратурит лучше самой колоратурной сопрано))и напротив,редко правда,но даже сверхвысокие колоратуры с малой подвижностью)
так что не факт,это не прямо таки привелегия типа голоса,а скорее статистическая данность.

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

(п.с.ну и подкину свои пять копеек)

не,не показатель.фа3 и у сопрано-спинто есть)
другой вопрос-самая любимая нота,которая самая-самая,тесситура, и конечно как звучит низ.
если малая звучит нормально,плотно,широко-то возможно,просто плохо задействован грудной резонатор выше,и со временем голос станет крепче.

кстати,а почему лирико нельзя колоратуру развивать?это ж всем полезно!я знаю драмбаритона,который колоратурит лучше самой колоратурной сопрано))и напротив,редко правда,но даже сверхвысокие колоратуры с малой подвижностью)
так что не факт,это не прямо таки привелегия типа голоса,а скорее статистическая данность.

Колоратуру можно и нужно развивать всем. я не совсем поняла Ваши слова про грудной резонатор

Re: Кюи. «Царскосельская статуя»

Голос отличный. Спето тоже очень хорошо.
А сколько занимаетесь? Конечно опасно постоянно вести драматический голос на лирическом репертуаре.. НО если занимаетесь относительно недавно — то это накатанный путь для большинства голосов. Освоите немного более уверенно лирический — пойдете дальше. Я бы пока не волновался об этом.

Над чем я бы поработал в этом произведении:
1. Левая рука. Ничто так не помогает как видео Посмотрите ваше видео еще раз полностью — но смотрите только на левую руку. Как вам кажется — она действительно так помогает выражению замысла композитора и поэта? На самом деле — это симптом зажатости. «Фокусировка» энергии не на дыхании, а на чем-то еще. Поджатые руки — не жестикулирующие, а именно зажатые — первый признак потенциальных проблем с дыханием.

2. Дыхание — признаки необходимости работы над ним. Здесь конечно бы услышать запись без эхо да по ближе.. И я могу ошибаться. Но наверное еще работаете над гласными? Скажем «А». На фразу «урну с вОдою» или даже еще сильнее в «дева печАльно» сидит. По моему можно открыть больше, более на дыхании. на «печАльно» пропало вибрато, также на грани различия — немного низко интонационно. Сравните это слово вот с этим видео:
http://www.youtube.com/watch?v=Tdn7y41smbM
Еще пара моментов:
Опять же интонационно — «изливаяьс ИЗ урны разбитой» тоже не совсем чисто. Ноты безусловно знаете, но такое случается если отпустить дыхание чуток.
На 52й секунде «вечно» — не точно в ноту. Попробуйте попеть на «вь» на этой ноте и только потом в гласную (не в произведении — как упражнение).

спасибо за столь детальный анализ! постараюсь учесть Ваши пожелания. А вот насчет гоолоса моего Вы ошиблись (или опечатались), я точно не драматическое сопрано. вопрос в том — лирическое или лирико-колоратурное. А занимаюсь я давно. В следующем году заканчиваю ВУЗ, в этом и проблема

Источник

Оцените статью