Романс из к/ф «Овод»
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в семье петербургских интеллигентов 25 сентября 1906 года. Когда ему исполнилось 11 лет, ребенка с необыкновенными способностями к музыке определили в частную музыкальную школу. Следующей ступенью стала Петроградская консерватория, где выяснилось, что его композиторский дар превышает исполнительский. Также стало ясно, что движение музыканта по творческому пути будет непредсказуемым — музыку он сочинял непохожую на все, что создавалось до него. В ней найдут себе место традиционализм и модернизм, «большой стиль» и экспрессионизм.
Отношения Шостаковича с советской властью подтверждали правило — любой власти нужен не любой художник, а нужный ей. Когда автор писал неправильную музыку, его наказывали — ставили в угол его произведения. Так, в 1948 году после статьи «Формализм в музыке» композитор оказался в опале, его сочинения не решался исполнять ни один советский оркестр.
Чтобы заработать денег, отец семейства (а Дмитрий Дмитриевич был талантливым отцом и мужем) писал музыку для кинофильмов. Кино выручало его не раз, в первый раз их пути пересеклись в юности, когда студент подрабатывал тапером в кинотеатре.
За всю жизнь Шостаковича дважды видели плачущим – один раз, когда умерла его жена, и второй раз, когда его «приняли» в партию. Мировая слава композитора не могла больше оставаться беспартийной, и правительство решило обозначить просто гения как гения-коммуниста.
Для меломанов имя Шостаковича в первую очередь связано с седьмой («Ленинградской») симфонией. «Этот человек сильнее Гитлера» — так скажут о нем после премьеры. Масштаб музыки совпал с масштабом войны — каждый, кто слышал начало симфонии, сразу оказывался в СССР летом 1941 года. Седьмая симфония стала документом Второй мировой войны, которому не страшны любые исторические трактовки.
Среди профессиональных музыкантов наиболее популярны симфонии №5 и №8. Советский маэстро работал во многих жанрах, но предпочтение отдавал сочинению симфоний и струнных квартетов. Значительны его работы для музыкального театра. Последнюю симфонию он завершил в 1971 году. Великий композитор умер в августе 1975 года в Москве.
Творчество Шостаковича сыграло огромную роль для развития отечественной и мировой культуры. Дмитрий Шостакович сейчас в числе самых исполняемых композиторов современности. Любопытно, что даже такая «мелочь», как мелодия «Встречный» для кинофильма «Утренняя песня» стала не только символом «раннего коммунизма», но и шагнув за границы СССР, с новым текстом, получила статус гимна ООН.
У нас вы можете скачать бесплатные ноты произведений Шостаковича — детские пьесы, прелюдии, вальсы и другие сочинения.
Смотрите также ноты произведений композитора Дмитрий Шостакович:
Источник
«Романс из фильма “Овод”»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты произведения Дмитрия Шостаковича, известного под названием «Романс из фильма “Овод”» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видеоролик с примером его исполнения на фортепиано.
«Романс из фильма “Овод”»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Дмитрия Шостаковича для фортепиано и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора можно скачать абсолютно бесплатно с нашего сайта.
Дмитрий Шостакович (1906 – 1975) – русский и советский композитор, пианист, педагог. Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Жанровое и эстетическое разнообразие его музыки огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».
Источник
Дмитрий Шостакович Музыка из кинофильмов Ноты для фортепиано
Музыка советского композитора Д. Шостаковича
Ноты для фортепиано
Д. Шостакович
Музыка из кинофильмов «Овод», «Гамлет»
переложение для фортепиано З. Виткинд
“Музыка”, 1978г.
номер 2330
(pdf 2.66 Мб)
- Вступление к кинофильму «Овод»
- Контрданс из кинофильма «Овод»
- Романс из кинофильма «Овод»
- Народный праздник из кинофильма «Овод» Эпиграф и шествие придворных из кинофильма «Гамлет»
- Эпиграф и смерть Офелии из кинофильма «Гамлет» Эпиграф и сцена отравления из кинофильма «Гамлет»
Скачать ноты
ДМИТРИИ ШОСТАКОВИЧ О ПЕСНЕ
Тему «Шостакович и песня» можно рассматривать двояко. Во-первых, песня в творчестве самого Шостаковича. Это важный, яркий пласт в его огромном музыкальном наследии. Во-вторых, можно обратиться к высказываниям Шостаковича в песне, уяснить его личное отношение к тем или иным творческим явлениям в этом жанре. Таких высказываний, печатных и устных, сохранилось не так уж много, но и те, что остались, ясно показывают, что ценил, поддерживал и что отвергал композитор в современном песенном творчестве.
Шостакович обращался к песне на протяжении всей своей жизни. Здесь-у него были ярчайшие удачи. Такова, например, знаменитая «Песня о встречном» на стихи Б. Корнилова, написанная в 1932 году для одного из первых советских звуковых фильмов. Первая «песенная ласточка», слетевшая с экрана к миллионам людей, с годами стала популярной во всем мире. Размышляя об этом удивившем его факте, Шостакович говорил, что успех «Песни о встречном» многому его научил, многое подсказал — прежде всего в понимании того, каким могучим воздействием на массы обладает песня и какова в связи с этим степень ответственности композитора, работающего в популярном, любимом народом жанре. Шостакович не без юмора заметил: «В конце концов, эта мелодия потеряла автора— и это тот случай, которым автор может гордиться».
И в последующие годы композитором были написаны песни, заслужившие любовь и признание народа. Они по праву вошли в песенную летопись советской музыки. Можно вспомнить лирическую «Песню о фонарике», рожденную в годы Отечественной войны, величавую «Песню о мире» (ее гордо, как гимн, пел Поль Робсон) или «Тоску по родине» в проникновенном исполнении Надежды Обуховой. А песня «Родина слышит», написанная композитором в 1951 году, задолго до начала космической эры, впоследствии невольно связалась в нашем представлении с образом Юрия Гагарина: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает.»
Мы назвали лишь несколько песен из обширного наследия Шостаковича. Но это как раз те песни, в которых особенно ярко запечатлелись его высокие художественные принципы, его чуткое понимание природы песенного жанра.
Что выделял, что нравилось Шостаковичу в песенном творчестве советских композиторов? Чаще всего Шостакович высказывался о музыке И. Дунаевского. Он любил этого композитора, хорошо знал его музыку (не только песенную, но и инструментальную), отмечал его яркий талант, его исключительную роль в развитии массовых музыкальных жанров. В своих статьях и устных высказываниях Шостакович не раз упоминал нравящиеся ему «Марш веселых ребят» и увертюру к фильму «Дети капитана Гранта», песни из фильма «Волга-Волга» и вальс из «Светлого пути», музыку к фильму «Кубанские казаки» и такую внешне скромную детскую хоровую песню, как «Скворцы прилетели», буквально приводившую его в восторг. «Это сама весна, — говорил композитор,— весь ее гомон, все весенние голоса слышатся в музыке!» Особо ценил Шостакович высокое профессиональное мастерство Дунаевского, его тонкий вкус, интонационную чистоту его песенной мелодики— качества, без которых, по его мнению, работа в жанре песни немыслима.
Нравились Шостаковичу хоровые песни А. Давиденко, созданные в конце 20-х — начале 30-х годов, а из более поздних — песни М. Блантера и В. Соловьева-Седого. Он считал, что каждый из этих авторов обладает яркой творческой индивидуальностью, наложившей отпечаток не только на отдельные, особо удавшиеся песни, но на все их творчество в целом. «Даже если мне не объявят, чья сейчас песня звучит, все равно Блантера и Соловьева-Седого всегда узнать можно, мгновение узнать, — говорил Шостакович. — Это свойстве присуще всякому большому таланту». Особенно отмечал Шостакович замечательные песни В. Соловьева-Седого и М. Блантера, созданные в годь Великой Отечественной войны.
Здесь же следует назвать «Священную войну) А. В. Александрова. Эта великая песня, «песня-па мятник», как назвал ее Шостакович, «явила собой яркий пример участия песни во всенародной битве с врагом».
К числу больших творческих удач Шостакович относил такие известные песни, как «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Песня о тревожно! молодости» и «Геологи» А. Пахмутовой, «Песнь о Ленине» А. Холминова и ряд других.
Отмечая удачи своих коллег, Шостакович вместе с тем сурово критиковал отдельных авторов, кто поступался высокими критериями творчеств; ради дешевого, минутного успеха. Он осуждал «доходчивость пошлого эстрадного шлягера, слушать который совестно, это примитив, больной нарост на теле музыки».
И в этом смысле ориентиром, эстетический идеалом для Шостаковича всегда являлась народная песня. Он знал ее, изучал, не уставал восхищаться ее высочайшими образцами. Он называл, народную песню «человеческим документом потрясающей силы», находил в ней примеры гармоничного сочетания глубочайшего жизненного содержания и совершенной, предельно отточенной формы. «Песни, созданные народом, никогда не лгут!» — таково этическое кредо, извлеченное Шостаковичем из народной музыки.
Незадолго до смерти Шостаковича мне довелось слушать с ним у него дома запись музыкально-этнографического концерта, который ежегодно проводится в Москве фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Нужно было видеть, как радовался, как восхищенно слушал великий композитор нашего времени народных певцов! «Это же чудо, — говорил Дмитрий Дмитриевич. —
Народная музыка в полном смысле очищает слух, дарит образцы высочайшего вкуса, изобретательности, мастерства!». Он снова и снова прокручивал пленку, находя в народных песнях то, что наиболее поразило его.
В творчестве Шостаковича песня предстает не только в своей первичной форме. Песня, песенность вошли в плоть и кровь всей его великой, безграничной в своем звуковом богатстве музыки.
А. Медведев,
музыковед
Источник