Романсы петра лещенко ноты

Другое измерение

Пётр Константинович Лещенко (02/14.06.1898, с. Исаево, Одесская губ.- 16.07.1954, Брашов, Румыния) – певец, баритональный тенор. В начале ХХ века его семья переехала в Кишинев, где Пётр Лещенко закончил духовную семинарию. Пел в церковном хоре. Начал выступать в кишиневском иллюзионе «Орфеум» (танцевал лезгинку с кинжалом во рту), пел под гитару в ресторане «Сюзанна». В 1918 г. Бессарабия стала румынской территорией, и семья Петра Лещенко, оказавшись на положении эмигрантов, обосновалась в Бухаресте. Петр Лещенко и его сестры Валентина и Екатерина пели и танцевали в маленьком ресторанчике «Наш домик». В 1920-е годы учился в Парижском хореографическом училище. Вместе с женой-танцовщицей Зинаидой Закит гастролировал по странам Европы. Первый сольный концерт Петра Лещенко-вокалиста состоялся в Риге в кафе «AT» (1930) в сопровождении небольшого оркестра, при участии композитора Оскара Строка. «Мое последнее танго» Строка принесло Лещенко триумфальный успех. В 1933 г. после поездки в Англию приобрел европейскую известность. Выступал в престижных ресторанах, записывался на пластинки фирмами «Колумбия», «Парлофон». Открыл собственный ресторан «Пётр Лещенко» в центре Бухареста, где работал оркестр под рук. композитора Жоржа Ипсиланти, танцевало «трио Лещенко» (две сестры Петра Лещенко и его жена Закит), пел небольшой хор и три солистки (среди них Алла Баянова). Пётр Лещенко пел и играл на гитаре после полуночи, посетителям есть и пить в это время запрещалось. Несмотря на железный занавес, напетые Петром Лещенко пластинки получили распространение в нашей стране еще в 30-е гг. («Черные глаза», «Скажите, почему», «Синяя рапсодия» и другие вещи Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Блины» и другие М. Марьяновского, песни «Чубчик кучерявый», «Сашка», «Моя Марусенька» на ст. Л. и др.). Выразительная исполнительская манера одушевляла банальную мелодию, небольшого диапазона голос передавал различные оттенки чувств: нежность, лукавство, сердечную тоску. Репертуар Петра Лещенко был широк и разнообразен: танго, фокстроты, вальсы, романсы, частушки, солдатские, «уличные» попевки, народные русские, украинские и цыганские песни, а также песни И. Дунаевского, братьев Покрасс, Б. Фомина, Н. Богословского. В годы немецко-румынской оккупации вернулся в Одессу, где открыл свой ресторан-варьете «Норд» (1942-1943). В 1943 Пётр Лещенко вернулся в Бухарест, до 1945 продолжал работать в ресторанах. После прихода советских войск выступал с концертами по городам Румынии. Пронзительно звучала в его исполнении песня Ж. Ипсиланти «Я тоскую по Родине». В 1951 г. Пётр Лещенко репрессирован румынскими властями, погиб в заключении. Его вторую жену, Белоусову, вернули под конвоем в Россию, приговорили к 25 годам лагерей. В 50-е гг. она была реабилитирована.

Читайте также:  Ддт сыграй гитара сыграй

1. Алёша (Г.Корологос — П.Лещенко) — 2.57

2. Андрюша (М.Белостоцкий — П.Лещенко) — 2.46

3. Аникуша (К. Романов — П. Лещенко) — 3.22

4. Барселона (М.Марьяновский) — 2.55

5. Бессарабянка (П.Лещенко) — 2.43

6. Блины (М.Марьяновский) — 2.45

7. Бродяга (народная) — 2.36

8. Буран (П.Лещенко) — 2.51

9. Бэллочка (П.Лещенко) — 3.17

10. В цирке (П. Лещенко — М.Мирский) — 3.33

11. Ванька, милый (М.Марьяновский) — 2.42

12. Ваня (С.Шапиро) — 3.04

13. Вернись (Г.Ипсиланти) — 3.04

14. Вернулась снова ты (П.Лещенко) — 3.09

15. Веселись, душа (П.Лещенко) — 3.21

16. Веселый ветер (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.52

17. Вечерний звон (А.Масолов, Л.Гаврилов — И.Козлов) — 2.37

18. Вино любви (М.Марьяновский) — 2.55

19. Возле леса у реки (Я.Пригожий) — 3.18

20. Всё за любовь я прощаю (Г.Варс — П.Лещенко) — 3.00

21. Всё лгут цыгане (А.Гурович — П.Лещенко) — 3.01

22. Всё, что было (Ю.Давыдов — П.Герман) — 2.47

23. Гармошка (Л.Лески — В.Селенгель) — 2.56

24. Голубые глаза (О. Строк) — 3.02

25. Давай простимся (П.Лещенко) — 3.14

26. Два сердца (Г.Северский) — 3.02

27. Две гитары (муз.народная — А.Григорьев) — 3.08

28. Девонька (авторы неизвестны) — 3.28

29. Дивный вальс (Н.Листов — М. Рудерман) — 3.10

30. Друзья (П.Лещенко) — 2.57

31. Жизнь цыганская (Д.Покрасс — Б.Тимофеев) — 3.16

32. За гитарный перебор (Ю.Хайт — А.Григорьев) — 3.26

33. Забыть тебя (С.Шапиро — П.Лещенко) — 3.09

34. Завял наш бедный сад (А.Суханов) — 3.01

35. Заря восход играет (цыганский романс) — 3.11

36. И льется песня (В.Кручинин — М.Лахтин) — 3.22

37. Играй, цыган (английский вальс) — 3.03

38. Кавказ (М.Марьяновский) — 3.11

39. Как хороши вечерние зарницы (С.Франк — О.Франк) — 3.24

40. Капитан (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 3.31

41. Капризная, упрямая (А.Карчевский) — 3.21

42. Караван (Б.Прозоровский — Б.Тимофеев) — 3.33

43. Карие очи (украинская народная песня) — 3.13

44. Катя (О.Строк — И.Беркович, П.Лещенко) — 2.32

45. Когда зажгутся фонари (П.Андрееску — П.Лещенко) — 3.05

46. Колечко (С.Франк — О.Франк) — 3.33

47. Колокольчик А.Гурилев — И.Макаров) — 2.35

48. Комарик (украинская народная песня) — 3.01

49. Кто ты (М.Марьяновский) — 3.17

50. Легко на сердце от песни веселой (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.40

51. Лола (авторы неизвестны) — 3.27

52. Лошадки (П.Лещенко) — 3.16

53. Любимая (П.Лещенко) — 2.45

54. Мальчишечка (народная) — 2.58

55. Марфуша (М.Марьяновский) — 3.03

56. Метелица (И.Татаринов) — 2.49

57. Миранда (М.Марьяновский) — 3.05

58. Миша (Г.Вильнов — П.Лещенко) — 2.52

59. Мое последнее танго (О.Строк) — 3.10

60. Мой друг (А.Гольд — П.Лещенко) — 3.07

61. Моя Марусечка (П.Лещенко — Е.Вильнов) — 2.57

62. Мрачное воскресенье (Р.Шереш — П.Лещенко) — 3.21

63. Мусенька (О.Строк) — 3.20

64. Мы с тобой цыгане (Я.Фельдман — К.Подревский) — 3.14

65. Надя-Надечка (А.Альбинин — П.Лещенко) — 2.34

66. Настенька (Т.Корень — П.Лещенко) — 2.09

67. Настя-ягодка (М.Марьяновский) — 2.51

68. Наташа (А.Альбин — П.Лещенко) — 2.24

69. Не плачь ты, мой бэби (К.Романо — П.Лещенко) — 3.09

70. Не покидай (О.Строк) — 3.27

71. Не уходи (Е.Скляров — П.Лещенко) — 3.17

72. Останься (Е.Скляров — П.Лещенко) — 3.17

73. От Бессарабии до Риги (П.Лещенко) — 3.00

74. Песнь гитары (обр.О.Строка) — 3.02

75. Песня о родине (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 3.30

76. Петрушка (А.Альбин — П.Лещенко) — 3.14

77. Пой, цыган, плачь, цыган (Б.Фомин — Б.Тимофеев) — 3.40

78. Пой, цыгане (обр.Б.Прозоровского — П.Лещенко) — 3.36

79. Послушай, что скажу я (А.Альбин — П.Лещенко) — 2.35

80. Праздник в деревне (народная) — 3.00

81. Признайся мне (А.Гольд — П.Лещенко) — 3.16

82. Прощай, мой табор (Б.Прозоровский — В.Маковский) — 3.12

83. Рюмка водки (М.Марьяновский) — 2.59

84. Сашка (М.Хальм, П.Лещенко — П.Лещенко) — 2.55

85. Сегодня буду день последний ждать (Я.Фельдман — Н.Осенин) — 3.03

86. Сердце (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач) — 2.51

87. Сердце мамы (З.Карасинский — И.Катаска) — 2.56

88. Серенада (С.Сьерра-Леоне — П.Лещенко) — 3.12

89. Синьорита (авторы неизвестны) — 3.23

90. Синяя рапсодия (О.Строк — Н.Лабковский) — 2.55

91. Скажите, почему (О.Строк) — 3.33

92. Скучно (А.Влади — П.Лещенко) — 3.03

93. Спи, мое бедное сердце (О.Строк) — 3.13

94. Стаканчики граненые (Б.Прозоровский — Г.Гридов) — 3.09

95. Станочек (Б.Прозоровский — Б.Тимофеев) — 3.19

96. Студенточка (К.Москоподь — П.Лещенко) — 3.10

97. Татьяна (М.Марьяновский) — 3.07

98. Темная ночь (Н.Богословский — В.Агатов) — 2.33

99. Тпру-ты-ну-ты (народная) — 2.51

100. Тринце-бринце (народная) — 2.57

101. Трошка (Н.Тагамлицкий) — 3.17

102. Туманно на душе (Е.Скляров — Н.Кушнир) — 3.34

103. Ты едешь пьяная (П.Лещенко) — 3.33

104. Ты и эта гитара (Е.Петерсбургский — Ратиновский) — 2.59

105. У самовара (авторы неизвестны) — 3.00

106. Увяли грёзы (В.Найкауско) — 2.53

107. Уйди (авторы неизвестны) — 3.22

108. Ха-ча-ча (В.Гейман — рус.текст П.Лещенко) — 2.54

109. Хорош мальчик уродился (цыганская песня, обр.П.Лещенко) — 2.50

110. Цыганочка моя (О.Строк — И.Беркович) — 3.03

111. Частушки (П.Лещенко) — 2.41

112. Частушки-переберушки (П.Лещенко) — 2.58

113. Черные глаза (О.Строк) — 3.13

114. Черные косы (П.Лещенко) — 2.52

115. Что мне горе (С.Покрасс — П.Герман) — 3.06

116. Чубчик (обр.П.Лещенко) — 2.59

117. Эй, друг-гитара (Б.Фомин — Б.Тимофеев) — 2.53

118. Я бы так хотел любить (Е.Скляров — Н.Михайлова) — 3.14

Записи разных лет

Источник

Петр Лещенко. Популярные песни в несложном переложении для фортепиано/ Сост. С. Соколова

Издание «Петр Лещенко» открывает серию «Мастера эстрады XX века», куда войдут сборники популярных песен из репертуара И. Юрьевой, А. Баяновой, В. Козина, Г. Виноградова, Л. Утесова, К. Шульженко и других. Песни даны в несложном переложении для фортепиано, что делает их доступными для широкого круга любителей песни

В. Бекетова. » И льется песня свободно, звонко. »
ВИНО ЛЮБВИ. Музыка и слова М. Марьяновского
ЧЕРНЫЕ ГЛАЗА. Музыка и слова О. Строка
ТАТЬЯНА. Музыка и слова М. Марьяновского
У САМОВАРА. Музыка Ф. Гордон, слова П. Лещенко
МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО. Музыка и слова О. Строка
ДУНЯ < Блины). Музыка и слова М. Марьяновского
ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА. Музыка и слова О. Строка
БАРСЕЛОНА. Музыка и слова М. Марьяновского
СПИ, МОЕ БЕДНОЕ СЕРДЦЕ. Музыка О. Строка, слова И. Альтшулера
МАРФУША. Музыка и слова М. Марьяновского
УВЯЛИ ГРЕЗЫ. Музыка и слова Найкауско
УЙДИ. Авторы неизвестны
БЕДНОЕ СЕРДЦЕ МАМЫ. Музыка 3. Карасингского и И. Катаски, слова П. Лещенко
КАПРИЗНАЯ, УПРЯМАЯ. Музыка 3. Карчевского, слова А. Кошевой ..
КАК ХОРОШИ ДАЛЕКИЕ ЗАРНИЦЫ. Музыка С. Франка, слова О. Франк
КОЛЕЧКО. Музыка С. Франка, слова О. Франк
ДВА СЕРДЦА. Музыка и слова Ж. Северского
КАРАВАН. Музыка Б. Прозоровского, слова Б. Тимофеева
ДЕВОНЬКА. Авторы неизвестны
В ЦИРКЕ. Музыка А. Мирского, слова А. Агнивцева ..
СИНЬОРИТА. Авторы неизвестны
МИРАНДА. Музыка О. Строка, слова М. Марьяновского и О. Строка
ЦЫГАНОЧКА МОЯ. Музыка О. Строка и И. Берковича, слова О. Строка
ВСЕ, ЧТО БЫЛО. Музыка Д. Покрасса, слова П. Германа
ЭЙ, ДРУГ-ГИТАРА! Музыка Б. Фомина, слова Б. Тимофеева
И ЛЬЕТСЯ ПЕСНЯ. Музыка В. Кручинина, слова М. Лахтина
МОЯ МАРУСЕЧКА. Музыка Г. Вильнова, слова П. Лещенко
КАВКАЗ. Музыка и слова М. Марьяновского
ЧУБЧИК. Народная песня. Обработка П. Лещенко
ПРИЗНАЙСЯ МНЕ. Музыка А. Гольда, слова П. Лещенко
СТУДЕНТОЧКА. Музыка К. Москопода, слова П. Лещенко
КОГДА ЗАЖГУТСЯ ФОНАРИ. Музыка П. Андреску, слова П. Лещенко
КАТЯ. Музыка О. Строка и И. Берковича, слова П. Лещенко
ДАВАЙ ПРОСТИМСЯ. Румынское танго. Музыка и слова П. Лещенко
СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ? Музыка О. Строка, автор слов неизвестен .
НЕ УХОДИ. Музыка Е. Склярова, слова П. Лещенко
ПОЙ, ЦЫГАНЕ! Цыганский романс. Обработка Б. Прозоровского, слова П. Лещенко
ТЫ ЕДЕШЬ ПЬЯНАЯ. Музыка и слова П. Лещенко
ВЕРНУЛАСЬ СНОВА ТЫ. Музыка и слова П. Лещенко

Izdanie «Petr Leschenko» otkryvaet seriju «Mastera estrady XX veka», kuda vojdut sborniki populjarnykh pesen iz repertuara I. Jurevoj, A. Bajanovoj, V. Kozina, G. Vinogradova, L. Utesova, K. Shulzhenko i drugikh. Pesni dany v neslozhnom perelozhenii dlja fortepiano, chto delaet ikh dostupnymi dlja shirokogo kruga ljubitelej pesni

V. Beketova. » I letsja pesnja svobodno, zvonko. »
VINO LJUBVI. Muzyka i slova M. Marjanovskogo
CHERNYE GLAZA. Muzyka i slova O. Stroka
TATJANA. Muzyka i slova M. Marjanovskogo
U SAMOVARA. Muzyka F. Gordon, slova P. Leschenko
MOE POSLEDNEE TANGO. Muzyka i slova O. Stroka
DUNJa < Bliny). Muzyka i slova M. Marjanovskogo
GOLUBYE GLAZA. Muzyka i slova O. Stroka
BARSELONA. Muzyka i slova M. Marjanovskogo
SPI, MOE BEDNOE SERDTSE. Muzyka O. Stroka, slova I. Altshulera
MARFUSHA. Muzyka i slova M. Marjanovskogo
UVJALI GREZY. Muzyka i slova Najkausko
UJDI. Avtory neizvestny
BEDNOE SERDTSE MAMY. Muzyka 3. Karasingskogo i I. Kataski, slova P. Leschenko
KAPRIZNAJa, UPRJAMAJa. Muzyka 3. Karchevskogo, slova A. Koshevoj ..
KAK KHOROSHI DALEKIE ZARNITSY. Muzyka S. Franka, slova O. Frank
KOLECHKO. Muzyka S. Franka, slova O. Frank
DVA SERDTSA. Muzyka i slova Zh. Severskogo
KARAVAN. Muzyka B. Prozorovskogo, slova B. Timofeeva
DEVONKA. Avtory neizvestny
V TSIRKE. Muzyka A. Mirskogo, slova A. Agnivtseva ..
SINORITA. Avtory neizvestny
MIRANDA. Muzyka O. Stroka, slova M. Marjanovskogo i O. Stroka
TSYGANOCHKA MOJa. Muzyka O. Stroka i I. Berkovicha, slova O. Stroka
VSE, CHTO BYLO. Muzyka D. Pokrassa, slova P. Germana
EJ, DRUG-GITARA! Muzyka B. Fomina, slova B. Timofeeva
I LETSJa PESNJa. Muzyka V. Kruchinina, slova M. Lakhtina
MOJa MARUSECHKA. Muzyka G. Vilnova, slova P. Leschenko
KAVKAZ. Muzyka i slova M. Marjanovskogo
CHUBCHIK. Narodnaja pesnja. Obrabotka P. Leschenko
PRIZNAJSJa MNE. Muzyka A. Golda, slova P. Leschenko
STUDENTOCHKA. Muzyka K. Moskopoda, slova P. Leschenko
KOGDA ZAZHGUTSJa FONARI. Muzyka P. Andresku, slova P. Leschenko
KATJa. Muzyka O. Stroka i I. Berkovicha, slova P. Leschenko
DAVAJ PROSTIMSJa. Rumynskoe tango. Muzyka i slova P. Leschenko
SKAZHITE, POCHEMU? Muzyka O. Stroka, avtor slov neizvesten .
NE UKHODI. Muzyka E. Skljarova, slova P. Leschenko
POJ, TSYGANE! Tsyganskij romans. Obrabotka B. Prozorovskogo, slova P. Leschenko
TY EDESH PJANAJa. Muzyka i slova P. Leschenko
VERNULAS SNOVA TY. Muzyka i slova P. Leschenko

Источник

Романсы петра лещенко ноты

ГЛАЗА ЯНТАРНЫЕ, ВСЕГДА УСТАЛЫЕ.
Романс «Ты едешь пьяная».

Находки и открытия. Домыслы и правда .

Испания в XIV веке подарила нам романс, который спустя четыре столетия, побродив по странам и континентам, добрел до России. В начале XIX века романс, прорываясь сквозь ураганную критику музыковедов и без официальной поддержки, начинает свое путешествие по России и вопреки всем и вся обретает огромную популярность здесь. Менялись музыкальные стили и пристрастия, а интерес к романсу не пропал, романс – от классического до жестокого – продолжает жить и быть любимым до сегодняшнего дня.
Если академический романс теоретики-исследователи причисляли к непреходящим ценностям культуры, то жестокий отвергали, считали примитивом и однодневкой. Жизнь внесла свои коррективы. Многие классические романсы, написанные признанными мэтрами, оказались, тем не менее, пустышками и сохранились лишь в нотных библиотеках и частных собраниях любителей музыки.
Жанру жестокого романса с клеймом пустоцвета была уготована счастливая судьба. Он родился на российской земле и выжил, хотя его главным недостатком всегда считалась примитивность поэтического текста, простота и похожесть мелодии. Возможно, прародителем жестокого романса была народная песня, они во многом похожи. Основой этим двум жанрам служили истории и необычные, часто трагические, с жестоким приговором события из личной жизни человека. Большей частью авторами жестоких романсов, как и народной песни, были талантливые дилетанты, имена которых остались неизвестны. От тех же, кто упоминается на пластинках или в других источниках, только и остались фамилии, порой без имени и без биографии.

В репертуаре Петра Лещенко жанр жестокого романса не только присутствовал, но и всегда был востребован и любим, как самим певцом, так и его слушателями. Это – не случайность, ведь в своем творчестве Петр Лещенко шел от народной песни, к примеру, «Трошка». Порой Петр Лещенко упоминается, как соавтор. Насколько это верная информация не всегда удается установить, но мы пытаемся. Предмет сегодняшних исследований – романс «Ты едешь пьяная».

ТЫ ЕДЕШЬ ПЬЯНАЯ.

Ты едешь пьяная и очень бледная
По темным улицам домой одна.
И смутно помнишь ты ту скобку медную
И штору синюю окна.

А на диване подушки алые,
Духи «D`Orsay», коньяк «Martell».
Глаза янтарные, всегда усталые,
Распухших губ любовный хмель.

Пусть муж обманутый и равнодушный
Жену покорную в столовой ждет.
Любовник знает, она – послушная,
Молясь и плача, опять придет.

Именно эти три строфы являются оригинальным текстом стихотворения Натальи Поплавской «Ты едешь пьяная» из сборника «Стихи зелёной дамы». Именно эти стихи в 20-х годах использовали «народники», создавая многочисленные варианты романса «Ты едешь пьяная…». Исполнялся он на слегка изменённую мелодию популярного в те годы романса «Гвоздики алые, багряно-пряные» на стихи поэта Александра Ширяевца и был известен, как в России, так и среди российской эмиграции.
Невозможно привести все народные варианты романса «Ты едешь пьяная» — военные, лагерные, дворовые. Приведем лишь фрагменты из некоторых:

Ты едешь грустная, ты едешь пьяная
По темной улице — одна.
Тебе мерещится табличка медная
И шторка синяя его окна.

Извозчик миленький, найди ту улицу.
Найди тот дом — притормози.
Табличка медная и шторка синяя
Но страшно девочке туда войти

Ты входишь пьяная, полувеселая,
Маня рукой его, к себе прижмешь.
Лишь только лампочки с рассветом тусклые,
А ты усталая домой бредешь.

Ты ходишь пьяная, такая странная,
По темным улицам совсем одна.
Тебе мерещится вся жизнь пропащая
И штора синяя его окна.

О популярности этого романса можно судить по интересу к нему и после 20-х. Юрий Владимирович Никулин, любимый российский артист кино и цирка (1921-1997) в мемуарах «Почти серьезно. » вспоминает военный вариант этой песни, который он исполнял весной 1943 года:


Юрий НИКУЛИН. 1939 год

«…На гитаре, хотя и выучил всего пять аккордов, я играл с радостью. Под эти аккорды можно исполнять любые песни, и я пел. Много и часто. Пел песни из знаменитой тетради, которая прошла со мной всю войну и стала потрепанной и засаленной. В нее записывал песни, услышанные по радио, в кино, на концертах самодеятельности.
Самым большим успехом я пользовался у вестового нашего командира батареи Путинцева. Путинцеву было за пятьдесят. Он занимался хозяйством: носил обед, прибирал в землянках комсостава, топил печки, починял, если что сломается.
Странный был этот «дед» — так мы его прозвали, Нам, двадцатилетним, он казался стариком. Я спел ему как-то песню, которая начиналась словами: «Ты ходишь пьяная, полураздетая, по темным улицам Махачкала…»

Ты ходишь пьяная, полураздетая
По темным улицам Махачкала.
Тебе мерещится шинель военная,
Погона желтая и звездочка одна.

Дешевый буду, я не забуду,
Тебя на свадьбу я позову.
Родится дочь моя, любить не буду,
Но твоим именем на память назову.

А на диване — подушки сбитые,
Ты полуголая сидишь одна.
Глаза янтарные, полузакрытые,
Губы искусаны и вдребезги пьяна…

Ноты и тексты этого романса, которые встречаются в Сети, часто имеют приписку: «Из репертуара Петра Лещенко», музыка неизвестного автора, слова Н. Поплавской и П. Лещенко. Пётр Лещенко записал романс «Ты едешь пьяная» в 1936 году в бухарестском филиале «Колумбия», и в том же году на рижском «Беллаккорд Электро» под названием «Ты едешь одинокая».
Как и когда эти стихи попали к Петру Лещенко, трудно сказать. Возможно, он слышал один из народных вариантов, хотя от Веры Георгиевны Лещенко мы знаем, что в их домашней библиотеке было много сборников поэтов русской эмиграции. Среди тех изданий могли быть и стихи Натальи Поплавской. Пётр Константинович написал на стихи Поплавской музыку. Он изменил одно слово у Поплавской: «По темным улицам, домой, одна», на: «… совсем одна», добавил к оригиналу еще три своих строфы, написанные в лучших традициях жестокого романса:

Пришлось узнать ей жизнь тротуарную
И быть любовницей не знать кого.
И только хмель один всё разрешает:
Позор и стыд. И для чего?

А ведь когда-то она, счастливая,
В любви и верности клялась.
Теперь больная и вся разбитая
К себе домой она плелась.

И вот в каморочке муж слёзно молится,
Она, родимая, уж не живёт.
Любовник строгий того не знает,
Что больше нет её, и не придёт.

На этикетках пластинок с записями «Ты едешь пьяная» в исполнении Петра Лещенко не указано имя Натальи Поплавской, но именно она является автором стихов, использованных Петром Лещенко.

О Наталье Поплавской сохранилось не так много информации, а вот литературное творчество ее младшего брата Бориса, получило очень высокие отзывы его современников. Русский писатель, поэт и литературный критик Дмитрий Мережковский писал: «Если эмигрантская литература дала Поплавского, то этого одного достаточно для ее оправдания на всех будущих судилищах». Бориса Поплавского (1903–1935) называли «царства монпарнасского царевичем».

Тем не менее, при жизни Бориса Поплавского был издан лишь один поэтический сборник его стихов из семи им же составленных. Это — «Флаги», но в 2000 году увидело свет трехтомное издание, в которое вошли поэзия, проза дневники, статьи Бориса Поплавского.

Наследие Натальи Поплавской скромнее. В 1917 году она издала свой единственный поэтический сборник «Стихи зелёной дамы. 1914-1916» в типографии товарищества Рябушинских тиражом 300 экземпляров. Издание это давно стало библиографической редкостью.

Исследователи разыскали на страницах эмигрантских газет ещё несколько стихотворений Поплавской в этот сборник не вошедших. Среди них стихотворение «Попугай Флобер». В репертуаре Александра Вертинского есть «Попугай Флобер», авторство которого долгое время приписывали исполнителю.

Кстати, подобные явления с присвоением авторства случались и по сей день случаются. Совсем недавно на http://www.stihi.ru нам попались стихи Поплавской с приписанными строфами, опубликованные под другим именем. И все же судьба ее стихов намного счастливее ее собственной. О ней мало кто знает, а вот песни на ее стихи звучат и сегодня.

НАТАЛЬЯ ПОПЛАВСКАЯ.
МИР ЕЁ БОГЕМЫ И ГАШИША.

Родилась Наталья Поплавская в Москве на рубеже XIX-XX веков. Указывают 1900 год, но скорее всего она была ровесницей Петра Лещенко. Ее брат Борис родился 24 мая 1903 года (это точная дата!), но был еще брат Всеволод, появившийся на свет двумя годами раньше, а Наталья – первенец в семье поляка Юлиана Игнатьевича Поплавского. Простые расчеты подсказывают, что родилась она, скорее всего, в 1898-99 годах.
Фамилия «Поплавские» возникла от названия одноименных населённых пунктов Поплавы, что означает — заливные луга, трясина, топь, болото. Сёл и городов с таким названием в Польше около десятка. Так что Поплавских в Польше много, но лишь часть из них принадлежала дворянству. В наши дни в Польше около 14 тысяч человек носит эту фамилию.
Глава семейства – Юлиан Игнатьевич Поплавский родом был из польских крестьян. Его супруга – Софья Валентиновна, урожденная Кохманская, из прибалтийской стародворянской семьи. Познакомились Поплавские в консерватории. Софья играла на скрипке, а Юлиан – на фортепиано. Юлиан был одним из любимых учеников Петра Ильича Чайковского. Консерваторию они успешно закончили, но музыка не стала их профессией. Софья занималась воспитанием детей, а Юлиан сменил профессию дирижера на доходное место в Обществе заводчиков и фабрикантов Московского округа, дабы обеспечить материальное благополучие своей семье. Софья Валентиновна приходилась дальней родственницей Е.П.Блаватской, увлекалась антропософией, что оказало влияние на формирование личности Бориса и на его постоянный интерес к теософии и оккультизму. В семье, как мы уже упоминали Наталья была самой старшей, потом родились Всеволод, Борис, была и самая младшая – Евгения. Воспитывали детей иностранные гувернеры. Евгения болела туберкулезом и для ее лечения Софья с детьми в 1906 году уехала в Европу. Три года они прожили в Швейцарии, потом в Италии. Наталья получила хорошее образование, много читала, увлекалась рисованием, обучалась музыке.
Борис Поплавский в одном из своих писем литературному критику и поэту Юрию Павловичу Иваско (1907—1986), жившим тогда в Эстонии, так описывает свою семью:
Борис Поплавский — Юрию Иваску
от 19 ноября 1930 года

«Я происхождения сложного: немецко-польско-литовского. Отец мой по образованию дирижер, полурусский, полулитoвский. Занимался промышленными делами. Мать – из дворян. Жили богато, но детей притесняли и мучили, хотя ездили каждый год за границу и т.д. Дом был вроде тюрьмы, и эмиграция была для меня счастьем».

Возможно, эта атмосфера в родительском доме, не сложившиеся отношения с отцом и с матерью — женщиной властолюбивой и жесткой, и привели Наталью к столь трагическим событиям, произошедшим в ее жизни. Наталья пристрастилась к наркотикам. По свидетельству друзей Бориса, и его она привела, как в мир поэзии, так и «в мир гашиша и кокаина». Не сохранилось ни одной фотографии Натальи, по крайней мере, нам не удалось их найти, но есть в воспоминаниях Марины Цветаевой словесный портрет Натальи: «Вижу одну [поэтессу] высокую, лихорадочную, сплошь танцующую — туфелькой, пальцами, кольцами, соболиными хвостиками, жемчугами, зубами, кокаином в зрачках. Она была страшна и очаровательна тем десятого сорта очарованием, на которое нельзя не льститься, стыдно льститься, на которое бесстыдно, во всеуслышание — льщусь. … Вообще скажу, что в чуждом мне мире профессионалок наркотической поэзии меня встретили с добротой. Женщины, вообще, добрей. Мужчины ни голодных детей, ни валенок не прощают. Та же Поплавская, убеждена, тотчас же сняла бы с плеч свои соболя, если бы я ей сказала, что у меня голодает ребенок».

Летом 1918 года семья Поплавских временно разделилась. Софья Валентиновна со старшими детьми и младшей Женей осталась в Москве. Жили в Кривоколенном переулке. Борис вместе с отцом уехал на юг, навсегда покинув Москву. Евгения, которая болела туберкулёзом, умерла в 1921 году.
В это время в Москве авангардная поэтесса Наталья Поплавская, вращавшаяся в мире литературной богемы, судя по документам из архива Сергея Есенина, принимала участие в мероприятиях Всероссийского Союза поэтов. В ноябре 1918 года читала стихи при открытии «Эстрады Союза поэтов» вместе с С. Есениным, В. Шершеневичем, В. Каменским и другими. Фамилии С. Есенина и Н. Поплавской также упоминаются среди постоянных сотрудников журнала «Жизнь и творчество русской молодежи». В этом журнале публикуются их стихотворения. Н.Поплавская входила в молодежную группу имажинистов с Н. Эрдманом, Г. Сидоровым. Как и С. Есенина за инцидент в кафе, так и Н. Поплавскую в 1920 году за недостойное поведение наказали, исключив на время из числа Всероссийского союза поэтов. Это случилось в январе, а в декабре, видимо они были прощены, так как 7 декабря 1920 года в Политехническом музее Всероссийским союзом поэтов проводился конкурс на лучшие стихи, Н.Поплавская и С.Есенин, были там заявлены, как участники:

«Во Вторник, 7-го Декабря, в 7 час. веч.
ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПОЭТОВ

Устраивает устный КОНКУРС на призы за лучшие стихи.
I-й приз — 50.000 р., II-й приз — 30.000 р., III-й приз — 20.000 р.
Доклад о турнирах поэтов сделает
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ
Принять участие в конкурсе приглашаются поэты всех течений:
Аксенов, Александровский, Адалис, Арго, Апушкин, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Варвара Бутягина, Буданцев, Богатырев, Бенар, Надежда Вольпин, Екатерина Волчанецкая, Ада Владимирова, Грузинов, Герасимов, Дехтярев, Надежда де-Гурно, Есенин, Захаров-М нский, Земенков, Вера Ильина, Рюрик Ивнев, Кирил ов,
Козырев, Наталья Кугушева, Казин, Фейга Коган, Краевский, Ковалевский, Левит, Маяковский, Мариенгоф, Мальвина Марьянова, Мачтет, Нина Манухина, Минаев, Монина, Шварцбах-Молчанова, Нетропов, Обрадович, Оленин, Полетаев, Наталья Поплавская, Полонский, Ройзман, Родов, Нина Серпинская, Соколов, Сан иков, Савкин, Туманный, Федоров, Филипченко, Хацревин, Марина Цветаева, Шершеневич, Шитов, Кира Штром и желающие из публики.

Порядок избрания следующий.
ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ Музея публике выдаются листки, на которых во время конкурса предлагается написать трех поэтов. Эти листки передаются комиссии из пяти лиц, которая избирается на вечере. Результаты голосования объявляются публике.
Президиум ВСП объявляет, что все поэты, как объявленные в афишах, так и желающие принять участие в конкурсе из публики, обязаны явиться на собрание в понедельник, 6-го декабря, в 6 час. веч. в Политехнический музей (Аудитория № 3)».
Афиша, ГЛМ, изофонд ХХ века; Есенин, VII (2), 554.
См.: 2 дек. 1920.

Из дневников Бориса ясно, что Наталье и Всеволоду, в начале 20-х удалось выбраться из Советской России и приехать в Париж. Как сложилась их судьба? Здесь Всеволод, бывший офицер-лётчик, будет работать шофером такси. Отец, работавший в начале в «Бюро защиты прав русских граждан за границей», станет давать уроки музыки в «Русском музыкальном обществе» и работать тапером в одном из захудалых парижских кинотеатров. Матери же Бориса, как многим русским женщинам, пришлось сесть за швейную машинку, стать портнихой. Наталья уезжает в Шанхай. Там она оказывается в бедственном положении и попадает в тюрьму.
Запись Бориса в дневнике, сделанная в 1922 году:
«Наташа сидит в тюрьме за кражу…».
Борис обвинил мать в наркомании Натальи и в том, что мать «своей властностью добилась ухода из дома дочери». Родителям не удалось помочь дочери: «лихорадочная меховая красавица» скончалась в Шанхае от крупозного воспаления легких, осложненного злоупотреблением опиумом».
Нет точной даты смерти Натальи, неизвестно и место ее захоронения в Шанхае.
Борис ушел в мир иной 9 октября 1935, он умер во сне. Медицинская экспертиза установила причину смерти: отравление наркотиками, принятыми в сильной дозе. Похоронили его на кладбище Иври, но в 1948 году прах Бориса перенесли на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Вот еще одно свидетельство о Поплавских:
Нина Серпинская. «Флирт с жизнью.»
Главы из «Мемуаров интеллигентки двух эпох»


Нина Яковлевна Серпинская 1910-1920-е годы

— «Отец Наташи Поплавской — инженер, председательствующий в организованном для борьбы с большевиками в 1917 году “Обществе фабрикантов и заводчиков” — бежал с Павлом Павловичем Рябушинским через Ростов—Одессу в Париж, обещав выписать жену и дочь. Однако время шло, но ни известий, ни денег обе женщины не получали. Они стали продавать меха, драгоценности, потом себя. Мать, благоразумная и рассудочная, завела себе солидного покровителя, а Наташа кидалась из стороны в сторону, опускаясь все ниже. В 1921–1922 годах ее, оборванную, опухшую от пьянства, в опорках, с компанией профессиональных бандитов и воров встречали на Трубной площади — очаге всего хулиганского и наркоманского люда. Наконец, во время нэпа, какие-то друзья ее отца, очевидно, получив директивы из Парижа, выхлопотали ей паспорт и снабдили деньгами на дорогу.
Потом о ней доходили из-за границы противоречивые, путаные слухи, выдуманные, впрочем, как вообще обо всех эмигрантах. То она вышла замуж за мелкобуржуазного француза и родила даже двух детей, превратившись в семейную даму. То какой-то экзотический принц, прельстившись ею в ночном кабаре, женился на ней и увез на свой “дикарский остров” где-то на Тихом океане, и Наташа теперь — королева нескольких тысяч дикарей. Особенно занятно было представлять ее в короне из перьев, с кольцом, продетым в носу, в бусах и листьях вокруг пояса, прыгающую под звуки тамтама через священные костры. Выходило — прямо идеал модных романов Поля Морана. Ее близкие знакомые, родные, “бывшие люди”, равнодушно смотревшие и ничего не делавшие, чтобы спасти ее, направить по другому, трудовому пути, легко доступному всякой живой, толковой женщине, захлебываясь от восторга, с уважением рассказывали о сделавшей “феерическую карьеру” Наташе Поплавской».

Источник

Оцените статью