Романтическая соната для фортепиано

Избранные фортепианные
романтические сонаты

Камерный зал Филармонии

Видеозапись концерта

Личный кабинет меломана

синхронизация с мобильным приложением

Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

Личный кабинет на meloman.ru — это:

  • — просмотр эксклюзивных видео
  • — личная история просмотров
  • — добавление видео в избранное
  • — синхронизация с мобильным устройством

Павел Домбровский
В программе:
Скрябин
Соната № 6, соч. 62
Шопен
Соната № 2 си- бемоль минор, соч. 35
Скрябин
Соната № 8, соч. 66
Шопен
Соната № 3 си минор, соч. 58

Избранные фортепианные романтические сонаты

Павел Домбровский

Павел Домбровский родился в 1982 году. Учился в Детской музыкальной школе №36 им. Стасова (класс фортепиано С.И.Курочкиной, класс композиции В.В.Фесенко).

В 1999 году с отличием окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им.Гнесиных (класс фортепиано профессора В.Б.Носиной, класс композиции В.Ф.Багрова), в 2004 — Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (класс профессора Л.Н. Наумова). В 2006 году завершил обучение в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора А.Б.Диева).

Лауреат IV международного конкурса имени В.Горовица (Киев, 2001, Вторая премия), V открытого конкурса музыкантов-исполнителей им. Н.Сабитова (Уфа, 2002, Первая премия), Международного конкурса Маргарет Лонг и Жака Тибо (Париж, 2004); дипломант XII международного конкурса им.П.И.Чайковского (Москва, 2002).

Павел Домбровский выступал с концертами в городах России, Англии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Польши, Франции, Украины и Киргизии.

Источник

Избранные фортепианные
романтические сонаты.
Алексей Чернов

Камерный зал Филармонии

Видеозапись концерта

Личный кабинет меломана

синхронизация с мобильным приложением

Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

Личный кабинет на meloman.ru — это:

  • — просмотр эксклюзивных видео
  • — личная история просмотров
  • — добавление видео в избранное
  • — синхронизация с мобильным устройством

Алексей Чернов (фортепиано)
В программе:
Лист
Соната си минор, S. 178
Метнер
Соната си-бемоль минор («Романтическая»),
соч. 53 № 1

Избранные фортепианные романтические сонаты.
Звёзды XXI века

Алексей Чернов

Родился в 1982 году в семье музыкантов. Начал заниматься музыкой с самого раннего возраста. В шесть лет был принят в школу Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории (педагог Н. Д. Рогаль-Левицкая). С 4 класса продолжил занятия в Центральной Музыкальной Школе при МГК им. П. Чайковского в классе К. А. Шашкиной. В 2000 году окончил ЦМШ по двум специальностям: фортепиано (педагог профессор Н. В. Трулль) и композиция (педагог профессор Л. Б. Бобылёв). В 2005 году с отличием завершил обучение на фортепианном факультете Московской консерватории, а в 2008 в аспирантуре. С 2008 по 2010 год учился в аспирантуре Королевского музыкального колледжа в Лондоне у профессора Ванессы Латарш, в 2011 там же получил Artist diploma in performance (высший диплом для музыкантов-исполнителей).

Преподает в Центральной Музыкальной Школе при МГК с 2006 года.

Ещё в годы учёбы в ЦМШ стал лауреатом нескольких юношеских конкурсов, также лауреатом стипендии им. А. Скрябина, которая открыла Алексею путь к фестивалям скрябинской музыки в разных городах мира. Позже был удостоен чести исполнить в рамках одного концерта три последние сонаты Скрябина на мемориальном рояле в музее композитора в Москве, за которым они и были написаны.

В возрасте 15 лет получил приглашение от Михаила Плетнёва и Российского национального оркестра выступить в качестве солиста с Первым фортепианным концертом С. Прокофьева, который успешно исполнил в Большом Зале Московской консерватории в феврале 1998 года.

В годы учебы в Московской консерватории был удостоен разных стипендий и наград, в том числе специальной именной стипендии Федерального агентства по культуре РФ, специальной стипендии фонда «Русское исполнительское искусство», стипендии Управления культуры и досуга Центрального административного округа г. Москвы…

Алексей Чернов является лауреатом более 20 международных конкурсов (более 10 первых премий). В Москве Алексей Чернов становился лауреатом IV международного конкурса А.Скрябина в 2008 году и XIV международного конкурса им. П. Чайковского в 2011.

Имеет обширный разностилевой репертуар, в котором значительное место занимают фортепианные концерты. Регулярно концертирует в городах России и за рубежом, участвует в разных фестивалях. Принимал участие в фестивалях “Crescendo”, Ю. Башмета в Минске и многих других… Сотрудничал с дирижерами М. Плетнёвым, Р. Мартыновом, А. Сладковским, Н. Цнайдером, В. Раевским, А. Анисимовым, Т. Микельсеном, Г. Ринкявичусом, В. Сиренко, Д. Яблонским, Э. Батизом, С. Смбатяном и другими.

Алексей Чернов имеет ряд релизов на CD в разных странах. В том числе диск с музыкой Скрябина из серии «Созвездие классики», выпущенный компанией Мегалайнер рекордс. Готовятся к выходу еще несколько дисков.

Как композитор Алексей Чернов является автором ряда сочинений разнообразных форм и жанров. Наибольшую долю в его композиторском творчестве занимает фортепианная музыка, но также уделено внимание камерным и симфоническим сочинениям. Алексей Чернов часто включает свои фортепианные сочинения в камерные и сольные концертные программы. Сотрудничает с разными композиторскими организациями, и его сочинения с успехом исполняются в рамках фестивалей современной музыки. В 2002 году А.Чернов становился дипломантом и обладателем специального приза конкурса композиторов имени А. Скрябина. В его музыке чувствуется глубоко трепетное отношение к классическому наследию русской музыки. В то же время, ей не чужды и своеобразно преломляемые авангардные влияния.

Источник

10 проникновенных фортепианных сонат

Фортепиано — один из лучших когда-либо созданных инструментов. И несмотря на продолжение развития музыкальных форм и жанров, классика остается неподвластна времени и всё так же завораживает нас столетия спустя. Мы приготовили для Вас подборку из 10 лучших классических фортепианных сонат. Приятного прослушивания!

Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23

Эта композиция относится к более раннему периоду, когда сонатная форма ещё не выкристаллизовалась. Среди произведений Скарлатти более пятисот сонат. Это удивительные музыкальные произведения эпохи итальянского барокко с нотками Испании, так как многие из своих произведений композитор написал живя в Мадриде.

Играет В. Горовиц


Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50

Без Йозефа Гайдна история фортепианной сонаты выглядела бы совсем по-другому. Он написал около шестидесяти сонат. Благодаря ему соната стала сбалансированней и приобрела более знакомый нам вид, который был ещё более усовершенствован Моцартом и Бетховеном. Сонаты Гайдна — с долей юмора, игривые и драматичные не так часто можно услышать, как сонаты его младших коллег, но без сомнения, они заслуживают большего внимания.

Играет Ben Schoeman

Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)

Моцарт написал 18 фортепианных сонат, из которых эта наиболее хорошо известна. Последняя часть — «Турецкий марш», особенно узнаваема в мире музыки. Эта соната имитирует турецких янычар, музыка которых была очень популярна в то время. Видео представляет первую часть сонаты.

Играет Мицуко Утида

Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)

Каждая из сонат Бетховена заслуживает места в подобном списке и выбрать одну весьма сложно. Аппассионата — это один из величайших шедевров западной музыки. Бетховен также считал, что это лучшее его произведение. Задумчивый унисон и внезапные взрывные аккорды не теряют своей силы и двести лет спустя.

Играет Даниэль Баренбойм

Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959

Фортепианные сонаты Шуберта не получили даже доли того внимания, которое досталось сонатам Бетховена. В течение долгого времени сонаты Шуберта считались менее ценными, чем его другие произведения. Но в 20-м веке их великолепие было признано. Особенно три последние сонаты, написанные всего за несколько месяцев до смерти композитора.

Играет Альфред Брендель

Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор

Шопен написал всего три сонаты, которые наряду с более короткими его произведениями, не заслужили должного внимания. Наиболее известное среди сонатных произведений Шопена именно соната № 2, третья часть которой очень часто использовалась при различных знаменательных, грустных событиях и известна миру как «Похоронный марш».

Играет Артуро Бенедетти Микеланджели

Ференц Лист: Соната Си-минор

Единственная соната композитора, но именно она считается лучшим его произведением. Интерпретации внутреннего смысла этого интенсивно драматического произведения многочисленны и разнообразны. Одна теория гласит, что соната была вдохновлена легендой о Фаусте. Другая теория называет сонату иллюстрацией библейского писания.

Играет Марта Аргерих

Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор

Брамс — это еще один из тех композиторов-романтиков, который известен не своими сонатами, но несколько шедевров подобного рода можно отыскать в его наследии. В случае Брамса, свои три большие сонаты он написал в юношеские годы. Соната №3 — это сочетание свободного романтического духа и строгой классической музыкальной архитектуры.

Играет Клаудио Аррау

Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)

Российский композитор Александр Скрябин начал как Шопен, в роли романтического композитора, но в итоге переродился в почти атонального композитора со странным, мистическим мировоззрением, что повлияло на его работу и наполнило его музыку очень своеобразной атмосферой. Соната «Черная месса» очень любима многими пианистами, так как она всегда впечатляет слушателя.

Играет Евгений Судьбин

Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор

Прокофьев считается одним из величайших композиторов двадцатого века. Соната №7 написана для соло фортепиано. Это вторая из трех так называемых «военных сонат». Эти сонаты наполнены сарказмом, лиризмом, откровенной жестокостью. Так композитор смог выразить свое истинное отношение к войне.

Играет Григорий Соколов

Источник

Романтическая соната для фортепиано

Посвящая Кларе Вик от имени Флорестана и Эвсебия Первую сонату fis-moll, Op. 11 (1833—1835), Шуман сам раскрыл ее психологическую «программу». В непрерывном чередовании перед слушателем проходят то порывисто-возбужденные, то полные нежной мечтательности образы.

Соната начинается обширным вступлением Un росо adagio, которое, по существу, служит интродукцией ко всему циклу. Оно написано не в сонатно-прелюдийной манере, а в динамической трехчастной форме. Две темы вступления намечают «лейтмотивы» всей сонаты. Первая — страстная, героическая, декламационная — содержит «флорестановские» интонации:

Она появляется в самый острый момент разработки первой части.

Вторая же, А-dur’ная тема, мечтательно-романсного склада характеризует Эвсебия:

Ее интонации проникают в медленную часть, которую Шуман назвал «Арией», и в другие лирические мотивы. Тематическая самостоятельность, завершенность формы, единство фактуры (песенная мелодия на «органном» фоне) позволяют рассматривать это вступление как законченную романтическую фортепианную пьесу. Уже одно это обстоятельство придает структуре сонаты черты цикла миниатюр. Произведение тяготеет к многочастности. В цикле скорее пять, чем четыре части. Его композиция отличается максимальной контрастной заостренностью. И даже последнее Allegro, значительно превосходящее по масштабам все другие части, заставляет вспомнить обобщающие финалы «Карнавала» и «Сим­фонических этюдов».

Формообразующие принципы внутри каждой части отличны от классицистской сонаты.

В первом Allegro сосредоточен ряд новых выразительных приемов, немыслимых в рамках традиций сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена. Они и придают шумановскому сонатному Allegro романтический характер.

Оно монотематично и основывается на вариационности. Вплоть до побочной партии музыка экспозиции строится всецело на вариационном видоизменении главной темы. Последняя, связанная с квартово-квинтовыми интонациями «флорестановской» темы вступления, но построенная на ритме фанданго, появляется трижды с небольшими фактурными изменениями, но на неуклонном нарастании и в неразрывном единстве со связующей темой. Только перед появлением новой тональности происходит модуляция и динамический спад.

Новая тема в тональности es-moll, которая, с точки зрения логики классической сонаты, должна была бы рассматриваться как побочная, настолько близка главной, что воспринимается как вариация. Она, в свою очередь, повторяется в варьированном виде. Переход к следующей теме, в тональности A-dur, осуществляется опять через видоизменение главной темы:

И только побочная партия (по схеме классицистской сонаты она приходится на место заключительной, в самом конце экспозиции) образует единственный контрастный эпизод в бурлящем стремительном Allegro. Эта «эвсебиевская» тема выражает образ романтических грез:

Характерно романтическая находка Шумана — в том, что в репризе побочная тема, с ее мягкими, «угасающими» интонациями, звучит в минорном ладу — словно в результате жизненной борьбы образ мечты меркнет.

Когда в разработку вторгается декламационная, патетически приподнятая тема вступления, контрастируя с бурным движением ритмов фанданго, этот неожиданный эпизод придает структуре сонатного Allegro черты цикличности.

Медленная часть — «Aria» — лирическая миниатюра в шумановском стиле. Совершенно также воспринимается и третья часть — Scherzo ed Intermezzo с его контрастной мозаичной рондообразностью. Оба жанровых трио: первое — изысканный вальс и второе — шутливо утрированный полонез — резко оттеняют необузданное и капризное звучание основной темы. Прихотливая смена темпов также отличает это скерцо от его классицистских прототипов. Бурный, неистовый финал с его мелькающими контрастными образами и безудержным stringendo в конце как нельзя ярче оттеняет разницу между сдержанностью строгой классицистской сонаты и необузданной эмоциональностью романтической музыки. Финал написан в сложной форме, сочетающей сонатность с контрастной рондообразностью (экспозиция, разработка, реприза, разработка, кода).

Наиболее «классицистская» из трех сонат — Вторая, g-moll’ная, Op. 22 (1833—1838), которая сочетает в себе романтическую образность с классицистскими сонатными принципами развития.

Вторая соната состоит из четырех частей: 1) сонатное allegro в очень быстром темпе; 2) Andantino, сочетающее трехчастность с вариационностью; 3) скерцо с одним трио; 4) рондо с сонатными чертами. Средние части близки к типу фортепианной миниатюры. Финал был написан только в 1838 году взамен более раннего.

Вторая соната была сочинена после Третьей, f-moll’ной, Op. 14 (1836). Но она вышла в свет под № 2, так как f-moll’ная вначале появилась под названием «Концерт без оркестра». Третья соната, по существу, цикл свободных вариаций на одну тему, сочиненную Кларой Вик. Первоначально в этом сочинении было пять частей.

Она отличается редкой мелодической красотой.

Источник

Оцените статью