Рондо пьеса для гитары

Гитара музыкальная 11. Фердинандо Карулли

Гитара в музыке классицизма.

38.
Матео Альбенис (исп. Mateo Antonio P;rez de Alb;niz) (1755–1831) – испанский композитор и органист. В 1790—1829 годах работал органистом и капельмейстером в храмах Сан-Себастьяна (с перерывом в 1795—1800 годах на работу в Логроньо), сочинял органную и хоровую музыку, а также вокальные сочинения и многочисленные произведения для клавира, в которых чувствуется влияние Гайдна и Моцарта.

Соната Матео Альбениса по стилю близка к музыке Моцарта, разве что более проста и наивна. Она заряжает нас полнокровным, земным чувством радости, изредка затронутым светлой печалью.

Пьеса Альбениса «Торе Бермея» раскрывает человека гордого, с чувством собственного достоинства, но безмерно благодарного Творцу за радость бытия. Такой человек создан для счастливой жизни, и жизнь, в свою очередь, создана для него!

39.
Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-1791) – австрийский композитор. Сын Л. Моцарта. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке В.А. Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций.

Франсиско Таррега – великолепный мастер транскрипций для гитары произведений классиков. Не исключение – Анданте Вольфганга Амадея Моцарта, которое звучит естественно и убедительно. Специфика инструмента с его энергичным звуком делает моцартовское восприятие мира сосредоточенно-волевым. А это и есть дух, который созидает художественную реальность.

Не менее убедительны транскрипции Джулиана Брима Дивертисмента (К.229) Моцарта и Дэвида Лоуэлла трех дуэтов из «Двенадцати дуэтов для двух валторн» (К.487) того же Моцарта.

Шесть сонат для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели Мо¬царт написал, когда ему было 8 лет. Это случилось во время его выступлений в Лондоне, и мальчик преподнес рукопись королю и королеве.

В собрании сочинений Моцарта они помещены под индексом KV 10 – KV 15. Сегодня сделаны переложения для флейты и двух гитар KV 13 (F-dur) и KV14 (C-dur).

Музыка этих детских сонат прямо-таки замечательна. В них заметно влияние композиторов Мангеймской школы и элегичного И.К.Баха.

Анданте Сонаты F-dur отличается холодноватым, несколько отстраненным созерцанием природы, словно путник находится в горной местности. Возможно, это чистый воздух Зальцбурга, свежесть которого помнил чудо-ребенок. Этот раздел созвучен стихам молодого Гете: «Я пробудился на своем привале / И вышел в горы, бодр и освежен. / Мои глаза любовно созерцали / Цветы в росе, прозрачный небосклон. »

Нежно-фиалковый звук флейты и сдержанные аккорды гитары как нельзя лучше передают характер такого рода созерцания.

Особенность Сонаты C-dur состоит в том, что в ней два Аллегро с бесчисленными нюансами чувства радости, от грациозно-изысканного, едва ли не купереновского, до бурно-беззаботного. «И сменою радостей жизнь хороша», – с философской рассудительностью делает вывод все тот же Гете.

После второго Аллегро вступает в свои права Менуэт – живой, грациоз¬ный, чуточку ироничный, ибо мальчик и впрямь мог видеть на при¬дворном балу Георга III знатных особ, танцующих довольно забавно: то вприпрыжку, то преклоняя колено.

Более точно и убедительно не скажешь о Рондо «alba Turca» из Сонаты A-dur KV.331 Вольфганга Амадея Моцарта, чем это сделал его биограф Герман Аберт: «Финал является первым обращением Мо¬царта к турецкому локальному колориту, тогда весьма излюбленному именно в комической опере: тут особенно заметно влияние «Пилигримов из Мекки» Глюка. В этом отношении характерны острые, подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых, кажется, слышишь удары тарелок. Финал состоит из двух разделов, одного – в миноре и одного в мажоре; первый выражает по-кошачьему льстивую, вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую, грубую натуру этих парней, что встретились нам в трио менуэта; мажорный раздел – напротив – кричащую дикость и жуткое сладострастие; в разделе fis-moll явственно ощущается звучание флейты-пикколо, которыми Моцарт пользуется для подобных мрачных настроений. В коде этот ориентальный фанатизм обрушивается на нас прямо-таки с натуралистическим неистовством».

Добавим: точь-в-точь как в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна: там и здесь «острые», «звенящие» ритмы. Особенно удачно это получается у гитары с ее «режущими» струнами и резким звоном. Поэтому совершенно недостаточно, если исполнитель (или два исполнителя) будет воплощать неистовую радость или взрывы воинственности: «С тобою чужд нам страх, / Живи во славе! / И жить и цвесть в веках / Твоей державе!». Нет, на фоне ратной доблести, так замечательно воссозданной Гете, надо суметь передать зловещий, мрачный оттенок в апофеозе радости финала Сонаты. Таков Восток! Такова янычарская Турция.

Когда Рондо сонаты A-dur исполняет гитарный дуэт, то трудно себе представить, что может быть более подходящее, близкое гитаре. Ведь Восток – ее родная стихия!

Сонаты для фортепиано KV.330, KV.331 (с «Турецким маршем») и KV.332 написаны 22-летним Моцартом в Париже. Прав будет, вероятно, тот исполнитель, кто в трактовке Адажио KV.332 найдет «золотую середину» между «полным упоением» и «мечтательностью» (Герман Аберт) и открытым, ясным взором человека, уверенного в своих силах. Созерцать мир по-моцартовски или по-гетевски – значит чувствовать и мыслить одновременно, наслаждаться красотой природы и быть готовым к преобразованию жизни на разумных началах эпохи Просвещения.

40.
Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (1770-1827), немецкий композитор, пианист и дирижер. Жил в Вене с 1792. Представитель венской классической школы. В его творчестве нашли отражение идеи Французской революции конца XVIII века. Создал героико-драматический тип симфонизма – 3-я «Героическая» (1804), 5-я (1808), 9-я (с заключительным хором на слова оды «К радости» Ф. Шиллера, 1823) симфонии.

Возникает законный вопрос: как музыка Бетховена звучит на гитаре?

Убедительно и неубедительно! Все зависит от того, кто берется за переложение.

Безупречен художественный вкус и такт Франсиско Тарреги. Его транскрипция Скерцо из Сонаты (ор.2, №2) классическая по совершенству, адекватно соответствует стилю музыки венского композитора. Глубокое впечатление оставляют аранжировки Марша (Соната №12 ор.26).

Сохраняет сдержанный, одухотворенный характер Менуэт G-dur в гитарном изложении, сделанный Агустино Барриосом.

Великолепно звучит гитара во второй части Сонаты №8 («Патетической»), ор.13, в версии Sina Khorasani.

Иначе обстоит дело с «Лунной сонатой» (ор.27). Несколько навязчивы арпеджио в низком регистре Адажио: их тихий, таинственный фон не должен заглушать верхний голос, чего непросто добиться на гитаре. Когда первая часть «Лунной сонаты» исполняется на рояле – это производит впечатление даже на рядового слушателя, звуки ласкают, словно кто-то проводит бархатом по руке. Когда слушаешь гитарное переложение – будто в ход пошла наждачная бумага!

Не оставляет равнодушным глубокая сосредоточенность во второй части «Аппассионаты». Точное первоначальное проведение темы в аккордовой фактуре, и менее убедительны – последующие вариации.

Вполне приемлема на гитаре аккордово-хоральная фактура Трио Аллегретто Симфонии №7, ор.92.

Не вызывает отторжения бодрая тема «Турецкого марша» из «Развалин Афин».

Словом, насколько полнозвучны аккорды на гитаре, настолько же «трескучи» арпеджио, на фоне которых развертываются уравновешенные бетховенские мелодии. Известно, что Бетховен писал музыку и для гитары. Почему эти вещи гитаристы не включают в свой репертуар?

41.
Карулли Фердинандо (итал. Ferdinando Carulli, полное имя Фердинандо Мария Меинрадо Франческо Паскале Розарио Карулли — Ferdinando Maria Meinrado Francesco Pascale Rosario Carulli) (1770–1841) – итальянский гитарист, композитор, педагог. Автор многочисленных концертов, сонат, фантазий и других произведений для гитары. Два его теоретических труда получили широкое признание: это «Школа игры на лире или гитаре» (1810) и исследование, посвященное аккомпанементу, – «Гармония в применении к гитаре» (1825).

Фердинандо Карулли – автор свыше 330 сочинений. Интересно взглянуть на столь широкую панораму гитарной музыки этого автора.

Ранние гитарные дуэты композитора приятны на слух. В них господствует приподнятое настроение, мягкий, окрашенный в лирические тона итальянский энтузиазм. Музыкальная форма пьес четкая, конкретная и ясная, стиль – смешанный (классико-романтический, точнее говоря, гайдновско-шубертовский).

К раннему периоду творчества Карулли относится также Концерт для флейты и гитары с оркестром. Это не выдающееся, но добротно сделанное произведение. Роли солирующих инструментов и оркестра функционально разделены: оркестр играет вступления, проигрыши, заключения и поддерживает ритм и гармонию во время выхода на авансцену флейты или гитары. Сначала они показывают свою виртуозность раздельно, затем выступают в дуэте. Данный принцип строго соблюдается на протяжении всего Концерта. По стилю это наивная, сентиментально-идиллическая музыка, часто напоминающая нам о Гайдне и Моцарте.

Качественно иное по содержанию Соло для гитары ор. 3. В нем мощные аккорды, сильные чувства с оттенком бетховенского драматизма.

Нечто близкое к этому мы можем услышать в Ларго и Рондо (ор.5). Здесь преобладает интервально-аккордовая техника, что придает этим пьесам характер бетховенского (отчасти шубертовского) полнозвучия.

Большая Соната (ор.16) по строю мыслей и форме абсолютно классическая.

Первую часть, Модерато, отличают рельефность тематического материала, контрастность и драматизм. Адажио – это активное состояние души, так как в ее скорби присутствует сосредоточенность, работа мысли. Завершает Сонату радостное, бодрое Рондо.

В этом талантливом произведении Карулли присутствуют два стиля – Моцарта и Бетховена. Только здесь бетховенская музыка заключена в узкие рамки, так что перед нами предстает несколько смягченный венский классик.

Карулли в полной мере проявил себя как композитор-интеллектуал в Сонате № 1 (ор.21). Ее музыка достаточно оригинальна, хотя и следует бетховенской традиции. Например, первая часть Сонаты (Модерато) такая же медленная, как и первая часть «Лунной сонаты», только у Карулли она выражает мужественную скорбь. В Ларго опять-таки преобладают серьезные и сдержанные эмоции, правда, обрамленные орнаментом форшлагов и мордентов. Рондо (третья часть) – это радость, но не того свойства, когда чувства брызжут через край. Нет, это радость не сердца, а разума, когда человек осознает, что жизнь прекрасна. Интеллект композитора как бы созидает концепцию альтруистического оптимизма, когда дух бесконфликтно пребывает в радости. Это крупное по масштабу и содержанию музыкальное полотно, тоже бетховенское по своей сути.

Если сопоставить два гитарных дуэта ор.31, то мы убедимся, что творческая манера Карулли постепенно меняется.

Дуэт №1 – это сдержанная радость, монолитность музыкальной конструкции без резких контрастов и сдвигов, словно перед нами высится совершенное по красоте здание.

Дуэт №2 более живой и непосредственный, в нем можно встретить и безоблачную радость, и напряженный драматизм, и порывистый итальянский темперамент. Там – ранний Бетховен, здесь – Мауро Джулиани.

Только что высказанную мысль подтверждает также дуэт «Любовь Венеры и Адониса» (ор.42), где
тихая безмятежность соседствует с блаженством и полнотой чувств.

Не все пьесы Карулли, написанные позднее, однозначны.

Фанданго (ор.73) – испанский танец, хотя в нем недостаточно ярок национальный колорит.
Вальс №1 (ор.76) – плавно кружащий светский танец.
Пьеса «Мир» (ор.85) явно программна. Во вступлении звучат тревожные аккорды. Первая тема волевая, маршеобразная. Представляется шествие воинов, слышен гимн славы, как дань памяти павшим героям. Потом музыка становится более громкой и энергичной.
В Серенаде для флейты и гитары № 1 (ор.109) можно угадать образ влюбленного, стоящего под балконом красавицы, которой он изливает свои чувства и признания. После лирических и лирико-драматических состояний души им овладевает радость надежды. Впрочем, у другого слушателя этой прелестной пьесы могут возникнуть иные ассоциации.
Соло для гитары (ор.113) – произведение масштабное. По медленному развертыванию мысли в музыкальном пространстве оно напоминает медленные части фортепианных концертов Бетховена.
«Коллекция прелюдий» (ор.114) имеет подзаголовок «Упражнения для правой руки». Среди которых выделяются блеском и виртуозностью №№5, 6, 12 с их яркими образами, будто слушатель попадает в царство пернатых.
Соната для гитары и фортепиано № 1 (ор.121) – это живая, радостная музыка, согретая южным солнцем. Она дышит оптимизмом, ей не откажешь в мелодичности. Этими чертами Карулли близок к Мауро Джулиани. В такой же манере написано Рондо № 12 (ор.124) для одной гитары. Кто не ощущал теплоту чувств, свойственную итальянскому искусству, тому не понять всей прелести этих произведений.
Полонез ор.141 принадлежит к жанру развернутых концертных пьес. Энтузиазм, горделивость, даже напыщенность пьесы придает ей польский колорит. Впрочем, эти эмоции поданы без резких контрастов и переходов.
Польские мотивы угадываются и в Теме с вариациями (ор.162), но, в противоположность предыдущей пьесе, здесь есть резкие контрасты, которые возникают от смены гитарных фактур. Такие произведения можно использовать в педагогических целях для развития техники игры, да и на сцене они позволяют гитаристу блеснуть виртуозной игрой.

Есть определенное сходство Салонного ноктюрна (ор.190) с Большими вариациями на тему марша из оперы «Алина» (ор.209). Оба произведения написаны для двух гитар и представляют собой развернутые концертные пьесы. Ноктюрн полон жизни, задора, хотя его эмоциональное содержание плохо согласуется с привычной для нас вечерней лирической песней. Энергичное, порывистое вступление Больших вариаций сменяется темой марша вполне романтического, россиниевского характера. За ним развертываются вариации с разнообразными гитарными фигурациями, контрастность которых велика. Да и эмоции резко отличаются друг от друга: воодушевленный порыв, импульсивная лирика, энтузиазм, бурная радость, затем спокойная лирика, вновь эмоциональный всплеск и, наконец, на передний план выступает громогласный марш. Некоторые вариации виртуозны, ничуть не уступающие блестящему «Венецианскому карнавалу» Никколо Паганини, а кода произведения столь артистична, что, пожалуй, вызовет в зале возгласы «браво!» Очевидно, так и было во время выступления Карулли в паре с таким же виртуозом, как он сам.

Блестящие вариации ор.209 – образец зрелого творчества Карулли. В них классическая форма наполнена романтическим содержанием, как говорится, в старых мехах бродит молодое вино!

Впрочем, итальянский композитор время от времени возвращается к прежней, классической, манере, о чем свидетельствует малопривлекательное Модерато № 8 (ор.211). Удивляет только количество пьес в одном сочинении. Сколько же всего музыкальных пьес создал Карулли, если у него 333 опуса!

Композитор нередко сочиняет и легкие, развлекательные пьесы. Это милое Аллегретто, незатейливое Рондо, наивный Вальс из ор.246.

Опус 276 опять-таки состоит из множества произведений. Под номером 30 значатся Вариации на тему оперы «Женитьба Фигаро» Моцарта, вещь продолжительная по времени звучания и вполне ординарная.

«Жираф в Париже» – это тема с вариациями, которые длятся примерно семь минут. Здесь налицо явственный изобразительный элемент. Хорошо переданы горделивая осанка и мягкая вкрадчивость африканского животного, выставленного на всеобщее обозрение.

Из Шести блестящих дивертисментов (ор.317) представляют интерес №2, написанный не без изящества, и №5, маршеобразный по ритму. Впрочем, они мало чем выделяются в безбрежном потоке каруллиевского гитарного классицизма.

Полнозвучная аккордовая фактура отличает № 2 из Шести анданте (ор.320). Его приподнятое, вдохновенное чувство характеризует эту пьесу как частично классическую, частично романтическую. Трудно какому-либо стилю отдать предпочтение!

«Три дня» (ор. 331) — опять классический образец!

Напротив, Романсы для двух гитар (ор.333), оригинальны и полностью в духе романтизма. Это лаконичные пьесы, по сути дела миниатюры. В них рисуется повседневная жизнь людей, причем с искренней симпатией и любовью. Никак нельзя отказать этой музыке в поэтичности. Судите сами об их содержании.
«Гнездо и Роза» – свежесть романтического чувства.
«Волшебный фонарь» — простая, незатейливая мелодия.
«Ангелы» — хоральный гимн.
«Сельская кокетка» – шубертовская наивная песня.
«Взволнованный этюд» — беспокойное романтическое чувство.
«Мизинец» – ласковое, умиленное чувство, которое возникает при виде маленькой ручки возлюбленной.
«Прощание с родным домом» — приподнято-возвышенное настроение.
«Добрый пастырь» – спокойное, мягкое простодушие.
«Маленькая нищенка» – трогательная мелодия, изображающая наивное печальное существо.
«Муж и любовник» — благородный, энергичный господин, полный достоинства.
«Маленький трубадур» — радостное мальчишеское настроение.

Словом, бытовые зарисовки Карулли по своей яркости и поэтичности всецело принадлежат эпохе романтизма. Тем не менее Рондо из того же опуса 333 можно расценивать как рецидив классицизма, где запечатлено спокойное состояние духа, а Сарабанда – романтическая по настроению, задумчивая, можно сказать, прощальная мелодия. В Рондо и Сарабанде, как в капле воды, отражается вся двойственность творчества Карулли. В одних произведениях он классик, в других – романтик, в третьих – тот и другой вместе. Порой он сочиняет в стиле Бетховена, потом Шуберта, а в некоторых местах очаровывает нас бетховенско-шубертовской наполненностью чувств.

Самой сильной стороной творчества Карулли надо считать ансамблевую игру: гитарные дуэты, гитара с фортепиано, гитара с флейтой, гитара в сопровождении оркестра.

Имеют немалое значение для развития гитарного искусства и его сольные произведения. Итальянский композитор создал целую галерею больших концертных пьес, имеющих виртуозный характер, множество этюдов и упражнений, предназначенных для развития техники игры, а также немало миниатюр самого разнообразного содержания.

Итак, музыка Карулли – это полноводная река, несущая свои воды в безбрежное гитарное море XIX–XX веков.

42.
Молино Франческо (Francois Molino) (1775–1847) – итальянский гитарист и композитор.

Классицизм Франческо Молино легкий, беззаботный, не ведающий ни драм, ни трагедий.

Его Прелюдия №1 радостна, Прелюдия №4 – празднична, Прелюдия №5 – порывисто-радостна. Настроение этих пьес пасхальное, нечто вроде «розовой зари» и «золотого зарева», как пишет Михаил Кузмин в «Стихах об Италии».

Среди произведений Молино выделяются пьесы для скрипки и гитары, в частности Дуэт ор.3, №1 и Ноктюрн ор.38, №2. В мелодиях этих пьес можно усмотреть элементы возвышенной простоты или пасторальности – правда, непонятно, к чему они относятся: к классицизму или сентиментализму? Пастух и пастушка, Амур и невинность – все это вечная тема, услада души.

Настроение Сонат (ор.6, №№1, 2) Франческо Молино определяют словами: игриво, радостно, легко, бодро, весело, беспечно. Это итальянский классицизм, без конфликтов, без потрясений.

Источник

Оцените статью