Рондо с dur гитара

Методические рекомендации к теме «Разбор формы рондо с учетом стилистики музыкального языка эпохи XVIII века» в педколледже

Роман Штылов
Методические рекомендации к теме «Разбор формы рондо с учетом стилистики музыкального языка эпохи XVIII века» в педколледже

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Презентация открытого урока

(Методические рекомендации)

Тема: «Разбор формы рондо, с учетом стилистики музыкального языка эпохи XVIII века на уроке основного инструмента» (гитара)

Преподаватель: Р. С. Штылов

отделение «Музыкальное образование»

преподаватель по классу гитара

«Золотой век» гитары охватывает период с конца XVIII до 30-х-40-х годов XIX века. «Он совпадает с бурным развитием инструментализма в музыке, появлением профессионалов-виртуозов, своей исполнительской деятельностью широко раскрывших возможности инструментов, главным образом скрипки, виолончели, гитары и фортепиано».

Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара становится предметом повсеместного увлечения. Как отмечал Э. Шарнассе «Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики». Музыкальные возможности гитары столь велики, что она становится одним из любимых инструментов. Многочисленные концерты дали импульс к принятию гитары в качестве серьезного музыкального инструмента.

По утверждению В. Иванова «это была эра накопления мастерства владения гитарой, заложившая основы необыкновенной популярности этого инструмента в XX веке».

Расцвет гитары связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778-1839, Д. Агуадо (1784-1849) и итальянских – М. Джулиани (1781-1829, Ф. Карулли (1770-1841, М. Каркасси (1792-1853, Л. Леньяни (1790 – 1877).

Им удается поднять гитару на уровень профессионального инструмента. В этот период появляется значительное количество школ, методических пособий, сборников упражнений, теоретических трудов. Распространяются сборники, составленные из внешне эффектных пьес, главным образом танцев, вариаций, оперных попурри, транскрипций известных произведений.

Ф. Сор и Д. Агуадо — основоположники испанской школы игры на гитаре, в основу которой положены строгий академический стиль, полифоничность изложения, научная обоснованность технических приемов.

М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси, Л. Леньяни — представители итальянской гитарной школы, в основу которой положены блестящая виртуозность, глубокая разработка технических приемов, широкое использование всех музыкальных форм — от небольших миниатюр до сонаты и концерта.

Проанализировать рондальную форму в соответствии с исполнительскими задачами исполнителя

1. Выявить структуры формы рондо в репертуаре гитары

2. Выявить стилистику музыкального языка эпохи XVIIIв.

3. Повысить уровень теоретических и исполнительских качеств обучающегося

4. Расширить и закрепить технические навыки

5. Повысить мотивацию к обучению

Трио гитаристов исполняют Ф. Карулли Рондо (класс преподавателя Штылова Р. С.)

3. Структура урока

3.1. Основные жанры эпохи XVIII века

Жанры — это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений. Разграничиваются они по ряду критериев,основными из которых являются:

• конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция);

• условия и средства исполнения;

• характер содержания и формы его воплощения.

Жанр как собственно художественная категория стал проявлять себя лишь в композиторском творчестве, в деятельности профессионалов — музыкантов.

Ниже представлена таблица наиболее распространенных музыкальных жанров, в которых сочиняли композиторы — классики для академической гитары.

Эти жанры можно поделить условно на три категории:

Соната – (итал. sonate, от sonare- звучать)— один из инструментальных жанров музыки, представляет собой сонатно-симфонический цикл. Множиться композиционная четырехкомпонентность, музыкально-классический структурный «четырехгранник» генетически восходит к барочной сюите танцев – «зеркалу четырех темпераментов человека». Это классический «квадратный» период, четырехчастное построение сонатного Allegro (экспозиция- разработка – реприза – кода) и четыре раздела (партии) в структурном «абрисе» экспозиции сонатной формы (пример №1).

Пример. №1. Ф. Карулли Соната G-dur.

тема главной партии.

В нотном примере №1 представлены первые предложения главной, связующей, побочной и заключительной партий. Это классический квадратный период повторного строения. Главная и побочная партии контрастны по характеру изложения, динамике, хотя и имеют общие мелодические построения. Связующая партия построена на элементах главной партии (волнообразные движения). В заключительной партии также можно найти элементы предыдущих тем (скрытое двухголосье, волнообразное движение).

Четырехчастная структура выступает как своеобразная универсальная модель мира – пространственная и временная, синтезирующая макрокосм – вселенную – и микрокосм – человека. Различные преломления этой модели объединяются эмблематическими и символическими связями, иногда переведенными на языкпривычных мифологических образов и сюжетов: стихии символически отражают времена года, суток, периоды человеческой жизни, страны света (например: зима – ночь – старость – север — земля).

По словам Н. Жирмунской в музыке венских классиков выражался тот «лучший порядок… благодаря которому явления становятся как бы одним великим явлением, части которого взаимно связаны» (И. -В. Гете).

В жанре сонаты писали почти все композиторы — гитаристы той эпохи.Приведу некоторые примеры: Ф. Сор «Большая соната» (соч. 22, М. Джулиани «Соната С- dur» (соч. 15, «Большая героическая соната» (соч. 150, сонаты (соч. 96, 15, Карулли Сонаты.

Миниатюра – (итал. miniature) – небольшая музыкальная пьеса для разных исполнительских составов.

Прелюдия (от лат. prelude-играю предварительно, делаю вступление,- небольшая инструментальная пьеса в аккордовой фактуре фигурационного характера. В жанре прелюдии писали многие композиторы.Например: М. Джулиани. 4 прелюдии ор. 46, Ф. Карулли. 24 прелюдии.

Этюд (от франц. etude — изучение) — инструктивная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Творчество композиторов классиков не только невелико по количеству, но глубоко и содержательно. Написанные ими этюды на различные виды техники являются настольным учебным пособием для гитаристов любого уровня, имеют ценность и художественно — содержательное значение.Например: Каркасси. Этюды (соч. 26 и 60, М. Джулиани. 24 Этюда ор. 48; 24 Этюда ор. 100; Ф. Сор Этюды ор. 6.

Andante (Andantino) (итал. andante- идущий, текущий, — один из самых распространенных темпов в музыке, а также непрограммная пьеса, написанная в темпе andante (andantino). Д. Агуадо, М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Карулли любили обращаться к этому жанру.

Вальс – (франц. valse- кружиться в танце) – один из распространенных бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер, темп умеренно быстрый.Например: М. Джулиани. 12 Вальсов ор. 57; Ф. Сор. 6 Вальсов ор. 17,ор. 18.

Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец. Музыкальный размер или 3/8, темп быстрый. В танце часто используют резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. Многие композиторы писали в этом жанре (Ф. Сор, Д. Агуадо).

Рондо (итал. rondo- круг)музыкальная форма, в которой неоднократно проводится главная тема-рефрен, которая чередуется с отличающимися друг от друга эпизодами. В форме рондо написано много инструментальных пьес бодрых и оживленных.Например: Ф. Карулли. Рондо G-dur.

Менуэт (франц. menuet- маленький, мелкий) — старинный французский народный танец. Как самостоятельная инструментальная форма менуэт первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повторениями каждой части. В процессе усложнения формы возникли в 3-х частные менуэты da capo. В музыкальной педагогике популярны изящные менуэты Ф. Сора (12 менуэтов ор. 11, ор. 23, Д. Агуадо и других композиторов.

Allegro (итал. allegro-быстро, радостно) — темп в музыке, а также непрограммная пьеса написанная в темпе allegro. Часто композиторы XVIII-XIX веков сочиняли в темпе allegro первые части сонат и симфоний.Например: М. Джулиани. Allegro.

Вариации (лат. variation-изменение)музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких измененных воспроизведений. Меняется ритм темы, ее темп, отдельные обороты. Популярно у исполнителей виртуозные произведения Ф. Сора «Вариации на тему Моцарта», Вариации на тему старинной испанской песни «Фолия» в которых с мастерством и изобретательностью использованы технические возможности гитары. Также есть вариации у М. Джулиани ор. 45,ор. 105,ор. 107, Д. Агуадо Вариации на тему «Фандаго»,а также у композиторов: Л. Леньяни, М. Каркасси, Ф. Карулли ор. 8.

Сонатина (итал. sonatina, уменьшительное от sonata)— жанр инструментальной музыки, производный от сонаты. Она меньше сонаты по размерам, значительно легче технически и более проста по содержанию.Например: М. Джулиани. Сонатины (соч. 71, М. Каркасси Сонатина№3 ор. 9.

Фантазия (греч. phantasia- воображение) — инструментальной жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем.Например: Л. Леньяни. Фантазия ор. 19.

Каприччио (итал. capriccio, франц. caprice- каприз, прихоть) — инструментальное сочинение свободное по построению, капризного, изменчивого, а также виртуозного причудливого характера.Например: Ф. Карулли. Шесть каприччио, Леньяни. 36 каприччио (соч. 20).

Трио гитаристов исполняют Ф. Карулли Рондо (класс преподавателя Штылова Р. С.)

3.2 Краткая биография композитора

4. Стилистический анализ формы произведения

4.1. Разобрать структуру произведения

• Перечислить границы основных частей рондо (рефрен, эпизоды)

4.2 Метро — ритмическая пульсация шестнадцатыми длительностями,

в данном произведении, имеет форму определяющее значение.

4.3Динамика является средством передачи образа произведения.

Необходимо уделить внимание всем обозначениям для правой руки и левой руки, так как техническая сторона произведения не должна мешать раскрытию характера произведения (обычно используется оригинальная аппликатура, но исходя из технических данных обучающегося, нужно найти удобную аппликатуру, чтобы в дальнейшем при разучивании не возвращаться к первоначальным этапам разбора).

4.5. Агогика (изменение темпа произведения)

Служит в произведении для перенаправления внимания слушателя, так как быстрый темп, не подготовленный слушатель в течение долгого времени не успевает в полном объеме воспринимать материал, требуется смена темпа.

4.6 Многоплановость фактуры

Следует обратить внимание на мелодию — (выполнить полностью замысел автора, т. е. четко выдержать длительности в верхнем диапазоне). Правая рука должна сыграть приемом «апояндо», чтобы подчеркнуть основную мелодию эпизода.

Вариации, вальсы, этюды, изящные менуэты, дуэты, рондо, сонаты, сонатины, каприччио и другие произведения классиков – великолепная школа для обучающихся гитаристов, так как они представляют художественную и техническую ценность. Многие из этих произведений широко используются в концертной практике современных исполнителей – гитаристов.

Сочинения Ф. Сора, Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси и Л. Леньяни являются образцом композиторского мастерства. Многие классические произведения, а также инструктивный материал до сих пор актуальны в гитарной педагогике, т. к. помогают сформировать и развить базовые технические навыки, чувство стиля, музыкальный и эстетический вкус учащихся-гитаристов.

Классическая музыка, изучение наследия крупнейших мастеров — музыкантов прошлого: Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Сора – основа для обучения на академической гитаре. Техническая и музыкально-художественная база для дальнейшего развития музыканта исполнителя.

1. Большой энциклопедический словарь «Музыка».М: Научное изд-во «БРЭ», 1998.- 672с.

2. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г.Классическая шестиструнная гитара: справочник. –М: Композитор, 2000.

3. Вольман Б. «Гитара и гитаристы».Л: Изд-во Музыка, 1968. – 188 с.

4. Кудряшов. А. Ю. Теория музыкального содержания.С-Пб: Изд-во «Лань», 2006.– 432 с.

5. Музыкальный альманах «Гитара» вып. № 1.М: Музыка, 1986.

6. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке.М: Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 248с.

7. Педагогический репертуар гитариста. I-II курсы музыкальных училищ, Вып. 1,М: Изд-во Музыка, 1976. – 40 с.

8. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. М. : «Музыка» 1991. – 85 с.

9. «Я учусь играть на гитаре»— М: ООО «Издательство Лабиринт Пресс» 2003.

Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОУ с учетом требований ФГОС «Музыкальный руководитель Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого характера музыкального восприятия детей старшего.

Методические рекомендации «Рисуем пейзаж» Старшая группа Тема: Пейзаж Цель: Создание условий для работы с изо материалов, при изображении осеннего пейзажа. Задачи: 1. создать условия.

Формы работы учителя английского языка с родителями в ДОУ Не для кого уже не секрет, что большинство родителей заинтересовано, чтоб их дети начали изучать иностранный язык, как можно раньше, т. к.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников Пояснительная записка. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных организаций. Цель – помочь педагогам в работе,.

Методические рекомендации к логопедическому тренажеру ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «Помоги Барашу различить звуки с-ш» Цель: автоматизация умения дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах, повышение.

Методические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: — способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; — способствует приобретению.

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий [МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Методические рекомендации родителям по домашнему чтению Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения. Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами,.

Источник

Читайте также:  Кондор полет ноты для блокфлейты
Оцените статью