Rosewood гитара что это

Породы дерева в производстве электрогитар

В прежние времена электрогитары производились всего из нескольких традиционных пород дерева: палисандра, клёна, красного и черного дерева, ясеня или ольхи. В наши дни эти породы постепенно становятся всё более редки и, соответственно, растут в цене. По этому, большинство производителей начало применять в производстве другие породы, более распространенные в регионе производства, но при этом схожие по свойствам с традиционными. Не смотря на то, что новые породы подбирались по схожести структуры и характеристикам звучания с традиционными, отличий всё же достаточно. Цель этой статьи – познакомить вас с особенностями «гитарных» пород дерева, и получить представление о том, как звучат инструменты из них сделанные.

Влияние породы дерева на тембр звучания гитары часто недооценивается. Звук передается от струны звукоснимателям, так? Ну…. да, конечно! Но это только малая часть теории. Это правда, что звукосниматели улавливает колебания струны, но на эти колебания влияет чуть ли не каждый участок инструмента. Разные участки резонируют по разному, усиливая тем самым одни частоты тембра и фильтруя другие. Кроме того, звукосниматель улавливает и чисто акустическое звучание гитары, которое суммируется с основными колебаниями. Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, медиатора, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.

Читайте также:  Как научится понимать ноты для гитары

Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.

Порода дерева и её влияние на звук электрогитары.

Заметка: Чтобы оценить влияние, которое дека оказывает на звучание инструмента, во время игры, послушайте инструмент сзади деки. Вы услышите большую часть тембра деки и меньше влияния грифа, его накладки, меньше звучания струн.

А гатис – можно назвать бюджетным «красным деревом». Относится к семейству сосновых, растёт во многих азиатских странах. Агатис дешев, легок в обработке и дает достаточно стабильные результаты. Используется в производстве недорогих инструментов. Описать его тембр можно как близкий к красному дереву, но более плоский, и не такой сложный.

С тандартная порода для изготовления электро и бас-гитар. Является наиболее популярной благодаря своему легкому весу, сбалансированным тональным характеристикам и хорошему резонансу. Дека стратокастера весит менее 2 кг.

Ольха имеет довольно тесно расположенные поры, примерно как у липы, но с более чётким “зернистым” рисунком.

Ольху иногда можно спутать с ясенем по схожести рисунка, но у ясеня более контрастные и ярко выраженные волны годовых колец. Большая зернистость делает ольху крепче и прочнее по сравнению, например, с липой.

Ольха имеет желтовато-коричневый цвет с розоватым оттенком. Она темнее по сравнению с ясенем, но линии колец не настолько ярко выражены.

Ольха имеет сбалансированный тембр, без преувеличения в какой либо области спектра частот, за исключением слегка более выраженной верхней середины. Благодаря этому звук четкий и читаемый. Ольха достаточно хорошо резонирует, имеет сложные характеристики и хороший динамический диапазон.

Не смотря на то, что ольха прославилась благодаря блюзовому и роковому звучанию, гитара с декой из ольхи весьма универсальна и применима в любом стиле музыки.

С уществует два разных вида ясеня: северный твердый ясень и ясень болотный.

«Мягкий южный» или «Болотный ясень»:

Растет на болотах юга США. В процессе роста, внушительная часть ствола дерева находится под водой в результате чего древесина имеет пористую структуру и легкий вес. Многие гитары Fender в 50х годах 20 века были сделаны из этой породы. Болотный ясень отличается открытыми порами и жесткими зернистыми линиями между более мягких слоев. Болотный ясень легок, что позволяет отличить его от твердого ясеня. Дека стратокастера обычно весит менее 2,3 кг.

Текстура ясеня имеет схожую с ольхой зернистость, желтовато-коричневый цвет, но отличается более жирными и темными волнами годовых колец. Это очень музыкальное дерево, сочетающее яркость и в то же время тепло звучания при большом динамическом диапазоне. Ясень имеет чистые, звенящие, колокольные верха, немного проваленную, но сложную середину и мощные, плотные низы. Характеристики средних частот довольно сильно разнятся от куска к куску, в результате чего гитары из ясеня больше отличаются друг от друга по звучанию, по сравнению с другими. Ясеневые гитары обладают очень быстрой атакой при ударе по струне и очень динамичны. Они очень хорошо резонируют по всему спектру частот. Их звучание, особенно на чистом или слегка перегруженном звуке, очень детальное и сложное.

Северный, твердый ясень:

Эту породу (ее иногда называют “бейсбольным ясенем”) схож с болотным ясенем, но достаточно тверже, плотнее и тяжелее. Дека Стратокастера из него весит более 2,3 кг. Плотность этого дерева делает звук гитар ярче и дает больший сустейн.

Автралийское черное дерево (черная акация)Australian blackwood
(or black acacia)
См. Коа

Э то дерево — родственник Гавайского Коа и имеет такие же характеристики.

По звучанию напоминает красное дерево.

Американская Липа
(Basswood)

А мериканская липа очень легка, имеет плотную зернистость и однородный рисунок. Цвет варьируется от светло желтого до желтовато-коричневого, иногда с прожилками зеленого цвета не очень приятными на вид (минеральные примеси). Экземпляры получше – по цвету темнее и более однородны, но все же не очень хорошо выглядят, если покрыты прозрачным лаком.

Американская липа — очень мягкое дерево и оно легко проминается, поэтому для её покрытия используются более твердые лаки, например на основе полиэстера.

Однако из за мягкости дерева, отверстия для винтов легко разбалтываются и они со временем начинают прокручиваются, если слишком туго их затягивать.

Такая же проблема может коснуться и винтов, на которых держится тремоло, особенно если активно работать рычагом.

Говоря о преимуществах, мягкость липы облегчает её обработку.

Благодаря своей мягкости высокие и сверхнизкие частоты спектра смягчены, что дает ярко-выраженную середину и выделяет у нот частоту основного тона. По сравнению с ясенем или ольхой, тембр не слишком сложен, динамический диапазон несколько ограничен. Смягченные верха компенсируют склонность некоторых тремоло систем и порожков с зажимом акцентировать высокие частоты.

В результате, дека из липы хорошо подходит для Металла и Рока, т.к. выдвигает звучание гитары с дисторшн в группе на первый план. На чистом звуке гитары из липы склонны к некоторой стерильности, недостатке характера.

О чень тяжелое, прочное дерево, которое преимущественно используется в изготовлении грифов и дек бас-гитар.

Для электрогитары, больше всего подходит в качестве шпона (или топа), что объясняется весом. Имеет приятный красновато-коричневый цвет, иногда имеет текстуру, напоминающую пчелиное крыло, что дает легкую трехмерность.

П орода относится к семейству палисандровых и растет в Мексике.

Это одна из самых тяжелых пород семейства, но имеет неплохие звуковые характеристики схожие с другими представителями палисандровых. К сожалению, это дерево используется далеко не часто, т.к. пыль от него вызывает аллергическую реакцию, и оно очень плохо поддается склеиванию.

К оа – экзотическое дерево среднего, иногда тяжелого веса, которое растет только на Гавайских островах.

Это стандартное дерево для гавайских гитар и банджо. Оно также используется для изготовления задних дек и обечаек дорогих акустических гитар. Это дерево с очень красивой текстурой медово-коричневого цвета. По глубине и трехмерности рисунка, фигурный Коа превосходит любую другую породу.

Становится все более сложно найти Коа хорошего качества, оно быстро растет в цене, приближаясь к стоимости бразильского палисандра.

Коа имеет теплое звучание и сустейн схожий с красным деревом, но все же немного плотнее и ярче, с более слабыми низкими частотами.

Как и палисандр, Коа маслянистое дерево, за счет чего высокие частоты немного смягчаются, но не настолько как у палисандра.

В общем, звучание ярко выражено в диапазоне средних частот, высокие частоты смягчены и компрессированы, низкие звучат чисто, но слабо. В результате, Коа имеет усиленную частоту основного тона нот и довольно узкий динамический диапазон, а так же звучит более компрессировано по сравнению с другими породами. Но звук приятен, особенно если играть громко и выразительно.

Это дерево часто используют при изготовлении полу-акустических гитар, т.к. их конструкция компенсирует недостаток низких частот и увеличивает как резонанс, так и динамический диапазон.

Корина
(Korina, Limba)

П о текстуре и звучанию похоже на красное дерево, хотя не настолько плотное.

Gibson первоначально использовал это дерево для изготовления своих Explorer и Flying V.

У этого дерева есть все хорошие черты красного дерева, к тому же оно более динамично и благозвучно в диапазоне средних частот.

Есть два варианта Корины: белая и черная. Черная Корина оливкового цвета с черными прожилками, имеет средний вес.

Белая корина – зеленовато-желтого цвета, бывает выше среднего и тяжелого веса.

Л айсвуд – Австралийское дерево среднего веса. По настоящему сложное дерево, поверхность которого похожа на змеиную кожу. Его текстура имеет красновато-коричневые полосы, окружающие более светлые и мягкие участки древесины. Так же как и клён, часто используется как шпон для покрытия более мягких пород и придания необычного вида.

По тембру похоже на ольху, но ярче. Низкочастотный диапазон плотный, весьма сложная середина и яркие верха.

М ахагон отличается изящным рисунком с большими порами. По текстуре слегка напоминает ясень, но с более ровным рисунком. Это дерево плотнее и тяжелее ольхи (дека стратокастера обычно весит более 2,3 кг.), но легче клёна. Цвет красно-коричневый, хорошие куски, покрытые прозрачным лаком, имеют золотистый отблеск.

Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину со слегка акцентированной низкой серединой и мягкими высокими частотами.

В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый. По динамическим качествам, махагон имеет достаточно хорошую атаку и сустейн. Благодаря этому, гитары из цельного куска хорошо подходят для рок-музыки, а полуакустические инструменты обладают теплым звучанием, необходимым в джазе. Его часто совмещают с клёном в виде шпона или грифа, чтобы добавить немного верхов и артикуляции.

Отдельной особенностью является то, что возраст оказывает положительное влияние на махагон. Бытует мнение, что с каждым оно звучит интереснее. Оно также очень стабильно (особенно дерево из Гондураса), менее подвержено изменениям с возрастом по сравнению с большинством других пород.

С уществуют два вида клёна: восточный твердый и западный мягкий. Клён белого цвета, с плотными порами и тонкими линиями. Мягкий клён часто имеет выразительный узор. Клён знаменит своим свойством добавлять яркости в звучание инструмента. Он также способствует тому, что каждая нота в аккордах звучит отчетливо, а не размазано.

Твердый клён. (Также восточный, скалистый или «сахарный» клён): Эта разновидность клёна, как говорит само название, очень жесткая и тяжелая. Из за этих качеств, чаще всего используется для изготовления грифов, нежели дек. Твердый клён имеет обладает достаточно ярким звуком, с плотными, выразительными верхами и верхней серединой. Не смотря на то, что низы у этой породы не так сильны, они достаточно хорошо читаются и при использовании подходящего звукоснимателя, при правильной настройке усилителя, гитара с кленовым грифом может звучать просто великолепно. Еще одна важная особенность твердого клена — это длинный сустейн. Это отличное качество, необходимое практически в любом стиле музыки. Благодаря хорошая читаемости в низкочастотном диапазоне твердый клен используется в изготовлении как гитар, так и бас-гитар.

Мягкий клён. Обычно гораздо легче, чем твердый клён но имеет такой же цвет и их легко спутать по виду.

Дает инструменту яркий звук и хорошую атаку, но всё же не на столько звонок по сравнению с жестким кленом или другими твердыми породами дерева. Тем не менее эта порода придает звуку певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре.

В производстве инструментов фигурный клен ценится больше, чем обычный.

К сожалению его фигурность никак не отражается на звучании. Однако его внешний вид впечатляет своей красотой. Самый распространенные представители этой породы это: кудрявый клен (так же известный как пламенный или тигровый клен), волнистый клен и клен «птичий глаз».

Менее распространенные виды это : плотный клен, дикий клен и плесневый клен.

Пламенный клён
(Тигровый клён)

Н азвание говорит само за себя т.к. его полосатый рисунок очень напоминает языки пламени. Полоски могут быть разной ширины и плотности: более сжатыми и узкими и наоборот довольно широкими. Они могут изгибаться или быть идеально прямыми.

Волнистый клён
(Quilted Maple)

В олнистый клен имеет рисунок, похожий на рассеивающийся дым или водную местами пузыристую рябь.

Э тот рисунок встречается только среди восточного, жесткого клёна. Птичий глаз обычно покрывает плоскость небольшой толщины так что сделать деку целиком с таким рисунком не возможно. Но он отлично подходит для изготовления грифов и шпона (топа).

Плесневый клён (Spalted Maple)

Э та порода — результат гниения и плесневения древесины. Это дерево мягкое и используется только для ламинирования деки и обычно окружается окантовкой.

Каждый экземпляр выглядит уникально и очень украшает инструмент особенно если он покрыт лаком табачного оттенка.

П орода с причудливым рисунком обычно c обилием пор, вкраплениями коры и участками рисунка «птичий глаз» . Лучше всего выглядит покрытый прозрачным лаком.

Дикий клён (Wild maple)

И меет удивительный красоты рисунок. Его неоднородные изгибы нигде не повторяются.

И меет яркий фиолетово-красный, иногда оранжевый оттенок, который со временем немного темнеет. По структуре древесина напоминает палисандр.

Приятное не только на вид, но и на ощупь — кажется будто оно покрыто воском. Тембрально это дерево яркое, больше похожее на клён. Чаще всего его используют для отделки и украшения, но иногда и для изготовления деки целиком.

Т ополь — еще один представитель традиционных пород для изготовления гитар.

В прошлом использовался гораздо чаще, в том числе фирмой Fender. Древесина весьма однородной фактуры с зеленовато-серым оттенком.

По весу и звучанию тополь очень похож на ольху, но не настолько популярен из за своего цвета. В целом, подходящее дерево для недорогой и универсальной гитары.

Красное дерево
(Redwood)

К расное дерево — очень твердая, плотная порода с коричневато-розовым оттенком. Иногда имеет очень выразительный волнистый рисунок. Чаще всего его используют как шпон (топ). По звучание ближе всего к клёну, но немного больше резонирует и звучит теплее.

Н е смотря на то, что это дерево чаще используется для изготовления накладок грифа, иногда из него делают и деки электрогитар. Существуют три основных разновидности этой породы: индийский, бразильский и африканский палисандр. Африканский значительно светлее по сравнению с двумя другими. Это одна из самых тяжелых пород гитарной древесины — дека стартокастера будет весит более 3 кг.

Его текстура довольно красива, имеет темно-коричневый цвет иногда с красноватыми или фиолетовыми прожилками. Это очень плотное, стабильное дерево, которое хорошо резонирует по всему звуковому спектру. Однако из-за своей маслянистой структуры высокие частоты слегка приглушены, что делает эту породу одной из самых теплозвучных.

Источник

Оцените статью