Романс Тамары (ночь тепла). Рубинштейн
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка А. Рубинштейна
Ночь тепла, ночь тиха,
Не могу я уснуть,
Неотвязной мечтой занята…
Кто б он был?
Захочу ль в храме я
Помолиться святым,
Я молюся ему.
Кто б он был?
И он там предо мной
В фимиаме стоит,
В фимиаме стоит
Иль скользит без следа.
Кто, кто, кто б он был?
Кто, кто, кто б он был?
Кто б он был?
Ночь тепла, ночь тиха,
Не могу я уснуть,
Неотвязной мечтой занята…
Кто б он был?
И всегда слышу я
Голос сладких речей,
И зовет он меня,
Но куда?
Кто б он был?
Шепчет он, говорит:
«Подожди, я приду!»
И я жду уж давно,
Уж давно!
Кто б он был?
Кто б он был? Кто?
Ночь тепла, ночь тиха,
Не могу я уснуть,
Неотвязной мечтой занята.
Источник
Второй романс Демона (на воздушном океане). Рубинштейн. Лермонтов
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова М. Лермонтова Музыка А. Рубинштейна
На воздушном океане без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане хоры стройные светил.
Средь полей необозримых в небе ходят без следа
Облаков неуловимых волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты о них лишь вспомяни,
Будь к земному без участья
И беспечна, как они.
Кто ты? Мой ли хранитель,
Посол ли, ангел-небожитель?
Кто? Кто?
Скажи, скажи, кто?
Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать.
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать.
Да, к тебе я стану прилетать,
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать,
Сны золотые навевать.
Источник
Романс Синодала. Рубинштейн
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка А. Рубинштейна
Снаряди гонца к невесте, —
Пусть к ней скачет он скорей,
Привезет поклон мой, скажет,
Что я буду в полдень к ней.
Сердце бьется неспокойно,
Караван наш запоздал,
И напрасно нас сегодня
Поджидает князь Гудал.
Тщетно с кровли на дорогу
Грустная княжна глядит,
Слышит топот за горою.
«Это едет он», — твердит.
Но напрасно смотрят очи:
Князь твой запоздал,
Путь ему в ущелье дальнем
Пересек обвал;
Утомились наши кони,
Притупился бег,
Слуги верные устали,
Нужен им ночлег.
Ах, увидеться б с Тамарой,
Поскорей ее обнять,
Караван бы мне покинуть
Да и поскакать.
Обернувшись соколом, и к тебе,
Моя горлица пугливая,
Полетел бы я, полетел бы я,
Реял бы по воздуху
Я в близи твоей,
Любовался б, любовался б,
Горлицей, горлицей своей.
Ждешь ты, дожидаешься,
Я ж еще вдали,
Словно подломилися крылия мои,
Словно подломилися крылия мои.
Я еще вдали,
Подломилися крылия мои. Ах!
Источник
Рубинштейн ария тамары ноты
НОЧЬ
Музыка Антона Рубинштейна
Слова Александра Пушкина
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя…
Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.
НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО (4 листа):
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной,
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего, близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи текут, сливаясь и журча,
Текут ручьи любви, полны тобой.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, мне улыбаются,
И звуки слышу я, и звуки слышу я, слышу я:
— Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя…
Мой друг, мой нежный друг,
Мой друг, мой нежный друг,
Люблю, твоя, люблю, твоя!
Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырех томах. Том 3. Прозоровский — Слонимский. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», [2007].
Источник
Арии , романсы, песни — Мария Биешу — ноты
Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf
Арии, романсы и песни из репертуара Марии Биешу
для сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1977г.
номер 9726
Предисловие Е. Вдовиной
В 1973 году в Высшей Музыкальной школе Западного Берлина состоялся первый концерт цикла «Красивые голоса». Газета «Ди Вельт» писала об его исполнительнице: «Мария Биешу принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она — певица экстракласса».
Солистка Молдавского Государственного театра оперы и балета, народная артистка ССОР, лауреат Государственных премий СССР и МООР, лауреат международных конкурсов Мария Биешу действительно является одним из лучших сопрано нашего времени. Известная оперная и камерная певица, она с неизменным успехом выступает на многих крупных театральных и концертных сценах мира.
Между этой певицей «экстракласса» и юной выпускницей сельскохозяйственного техникума из молдавского городка — путь в полтора десятка лет.
Биешу родилась на юге Молдавии в с. Волонтировка в трудолюбивой и дружной крестьянской семье. Певческий талант она унаследовала от родителей, больших любителей пения, обладавших красивыми, сильными голосами. В стенах родного дома усвоила будущая певица и ту естественную манеру пения на свободном дыхании, которая позволила впоследствии специалистам говорить о природной постановке голоса Биешу. Мария пела с детства и еще в школе начала выступать в самодеятельных концертах. Однако о профессии певицы не думала. Готовясь продолжить славное дело своих предков-земледельцев, она в.19-56 году закончила Леовский сельскохозяйственный техникум с дипломом агролесомелиоратора. И в том же году решилась ее артистическая судьба: после республиканского смотра художественной самодеятельности ее направили учиться на вокальный факультет Кишиневской консерватории.
Первокурсницей она успешно выступила с исполнением молдавских народных песен в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. На третьем курсе ее пригласили солисткой в ансамбль народной музыки «Флуераш». С неизъяснимым очарованием, огнем и нежностью., пела Биешу молдавские народные песни и вскоре завоевала признание как в Молдавии, так и за ее пределами. Казалось, Мария нашла себя. Но ее влекло другое — оперная сцена. Окончив в 1961 году консерваторию, она поступила в труппу Молдавского театра оперы и балета.
Однако популярность солистки «Флуераша» создала вокруг молодой певицы определенную инерцию мнения. И поэтому ее первое выступление в роли Флории Тоски в опере Пуччини «Тоска» состоялось лишь благодаря случайности: заболели обе основные исполнительницы. Этот дебют сразу выявил незаурядный оперный талант. Театр поверил в Биешу абсолютно и безоговорочно. В короткий срок, проявив необыкновенную творческую энергию, певица подготовила целый ряд новых сложных оперных партий: Татьяну в «Евгении Онегине», Лизу в «Пиковой даме», Чио-Чио-сан в опере Пуччини, Ауре-лию в одноименной опере Д. Гершфельда.
Вскоре голос и талант Биешу становятся известными в стране. Она поет в спектаклях Большого театра в Москве, в театре им. Кирова в Ленинграде, выступает в Вильнюсе, Риге, Баку, Тбилиси.
В 1965 году молодую певицу направляют на стажировку в миланский театр «Ла Скала», где ее наставником стал вокальный педагог и дирижер, ассистент А. Тосканини маэстро Энрико Пьяцца. За два года стажировки были подготовлены на итальянском языке партии Чио-Чио-сан, Тоски, Аиды и Леоноры («Трубадур»).
В эти же годы Биешу выступила в двух ответственных вокальных состязаниях: в 1966 году она стала лауреатом Третьего международного конкурса им. Чайковского в Москве (3-я премия), а в 1967 году в Токио ей была присуждена первая премия, почетный приз — золотой кубок и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира» в Первом международном конкурсе памяти Тамакн Миура — одной из лучших исполнительниц партии Баттер-флай в прошлом.
После блестящего успеха в Токио началась широкая гастрольная деятельность Биешу. В ролях Тоски, Чио-Чио-сан, Аиды, Леоноры, Татьяны, Лизы выходит она на оперные сцены Праги и Брно, Берлина, Лейпцига и Висбадена, Софии и Пловдива, Токио, Бухареста, Будапешта, Варшавы. Выступает с сольными концертами в Хельсинки, Рио-де-Жанейро, Западном Берлине. Поет в Париже в зале «Олимпия» в концерте, организованном ЮНЕСКО в ознаменование Международного года женщины.
Природа щедро наградила Марию Биешу теми качествами, сочетание которых необходимо современному оперному певцу: голосом, музыкальностью, актерским талантом.
Биешу признана одной из лучших современных вокалисток. Красивейший голос. Его звучание завораживает неповторимой свежестью и полнотою звука. Сам его тембр заключает в себе волнующую выразительную силу. В этом голосе — богатейшая гамма нюансов и красок: алмазно-чистый блеск, теплая нежная матовость, бархатисто-глубокие тона. Все регистры ее голосового диапазона звучат абсолютно ровно, «кругло» и свободно. В голосе Биешу органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые «низы» и сверкающие «верха». Ее вокал пленяет пластичным изяществом певческой линии, непринужденное совершенство которой приводит на память артистически-легкую, безупречную законченность рисунков Серова или Энгра.
Тонко градирует певица динамику звучания: нежнейшее «светоносное» mezza voce красиво контрастирует или плавно «перетекает» в полное эмоциональной драматической силы голос. Высокое вокальное мастерство Биешу проявляется и в филигранной технике штрихов: в безупречном легком и одновременно компактном стаккато, в поразительно чистом и точном легато стремительных фиоритур. Сочетание исключительных природных данных и наилучшей манеры пения открыло перед Биешу огромные репертуарные возможности. Певице одинаково удаются партии колоратурно-блестящие (Леонора, Норма), драматически-страстные (Тоска, Аида), лирически-кантилейные (Татьяна, Настасья-Кума).
Биешу — на редкость одаренный музыкант. У нее безошибочное чувство музыкальной правды. Ее исполнение дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения. В ее пении никогда не бывает «пустых» нот — дыханием живого чувства наполняет она не только лирическую кантилену, но и «бисерную» колоратуру. «Когда она поет, то отдает слушателям свое сердце», — говорил о Биешу известный английский певец Джордж Лондон, бывший членом жюри Третьего международного конкурса им. Чайковского.
(Биешу — талантливая актриса. (Причем, природу ее актерской одаренности, истоки ее сценического мастерства питает врожденная музыкальность певицы. Музыкальное начало всегда первично в ее работе над ролью. Именно музыкальная интонация, фраза, характер партии в целом диктуют певице все элементы сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику. Поэтому в ее партиях всегда предельно органично сливаются вокальная и сценическая стороны. -Биешу одинаково убедительна в таких разноплановых ролях, как скромная, поэтичная Татьяна н вольнолюбивая, раскованная комедиантка Недда, нежная гейша Баттерфлай и царственная фрейлина Леонора, простая и милая Домннка («Героическая баллада» А. Стырчи) и «рахманинов-ская Кармен» — Земфира из «Алеко», царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума из «Чародейки» Чайковского.
В репертуаре Биешу — четырнадцать ярких музыкально-сценических образов (к вышеупомянутым добавим Дездемону в «Отелло» Верди и Глиру в одноименной опере Г. Няги). Особенно следует отметить одну из самых новых работ Биешу—Норму (1975 год), в которой все грани художественной личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение.
Несомненно, Мария Биешу — прежде всего оперная певица. И наивысшие ее достижения — на оперной сцене. Но, пожалуй, не меньший успех снискала она и как камерная исполнительница. Ее концертные выступления всегда обещают слушателям встречу с новыми или редко исполняемыми произведениями. В программах Биешу можно услышать сочинения Пуленка и Регера, Бойто и Беллини, Р. Штрауса и Шопена, Шостаковича и Свиридова, Жуковского и Палиашвили, произведения композиторов Молдавии.
Ее программы часто объединены каким-либо общим стилевым признаком: Есть программы старинной музыки (Чимароза, Страделла, Кариссими, Гендель и др.). русской классики, старинного молдавского романса, программа из произведений композиторов братских республик, посвященная 50-летию Советского государства, и т. д.
В камерном исполнительстве Биешу привлекают те же качества, что и в ее оперном искусстве. Тщательная работа с музыкальным текстом, глубина проникновения в художественный образ, искренность, сердечность исполнения, эмоциональная полнота и свобода. И необыкновенная простота — никакого стремления к внешнему эффекту!
Певице близки и тонкий лирический психологизм романсов Чайковского, и драматический пафос монологов Рахманинова, и возвышенно-поэтический образный строй камерно-вокальных творений Листа, и фольклорный колорит музыки молдавских композиторов, и классически ясная, мудрая глубина старинных арий.
Данный сборник составлялся с учетом нескольких задач: ознакомить с произведениями, наиболее часто исполняемыми певицей в концертах; показать своеобразие ее репертуара; обрисовать различные стороны вокального искусства Биешу.
Наряду со старинными ариями, итальянской и русской оперной классикой, романсами русских и зарубежных композиторов, в сборник вошли сочинения советских авторов (Прокофьев, Василенко), а также композиторов Молдавии: «Новая дойна» Евгения Коки — одно из первых молдавских советских камерно-вокальных сочинений, много лет исполняемое певицей, «Песня Домники» — фрагмент из «Героической баллады» Алексея Стырчи (Домника была одной из оперных партий, за которые Биешу присуждена Государственная премия СССР за 1975 год) и «Тропинка» Семена Лунгула — образец современной молдавской романсовой лирики.
Сборник предлагается вниманию певцов-профессионалов, студентов-вокалистов и подготовленных любителей пения.
Е. ВДОВИНА
- Арии
- Г. ГЕНДЕЛЬ.
- Ария Ромильды из оперы «Ксеркс»
- Ария Фульвии из оперы «Эцио»
- ДЖ. ВЕРДИ.
- Ария Абмгайль из оперы «Навуходоносор» («Набукко»)
- Сцена и каватина Эльвиры из оперы «Эрнани» Ария Леоноры
- (Мелодия) из оперы «Паяцы»
- Р. ЛЕОНКАВАЛЛО.
- Баллада Недды из оперы «Паяцы»
- ДЖ. ПУЧЧИНИ.
- Ария Манон из оперы «Манон Леско»
- Монолог Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Баттерфлай»
- А. РУБИНШТЕЙН. Романс Тамары из оперы «Демон»
- П. ЧАЙКОВСКИЙ.
- Ариозо Наташи из оперы «Опричник»
- Ариозо Кумы из оперы «Чародейка»
- А. СТЫРЧА. Песня Домники из оперы «Героическая баллада
- Г. ГЕНДЕЛЬ.
- Романсы
- Г. ФОРЕ. Пробуждение
- Р. ШТРАУС.
- День всех усопших
- Серенада
- П. ЧАЙКОВСКИЙ. Примирение
- С. РАХМАНИНОВ.
- Я жду тебя
- Не пой, красавица
- С. ПРОКОФЬЕВ.
- Настоящую нежность
- В твою светлицу
- С. ВАСИЛЕНКО. Песня («Я — простая девка на баштане.»)
- С. ЛУНГУЛ. Тропинка
- Е. КОКА. Новая дойна
Источник