Анатолий Васильев (музыкант) — биография, информация, личная жизнь
Анатолий Николаевич Васильев
Анатолий Николаевич Васильев. Родился 20 октября 1935 года в Ленинграде — умер 4 января 2017 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский музыкант, композитор, актер. Основатель ВИА «Поющие гитары».
Анатолий Васильев родился 20 октября 1935 года в Ленинграде.
В 1942-1952 годах учился в ленинградской средней школе №84.
Начал заниматься музыкой в самодеятельности, рано овладел баяном и народными струнными инструментами. Но любимой музыкой всегда был джаз — увлекался фильмами «Веселые ребята», «Серенада солнечной долины», собирал записи Л. Утесова, Глена Миллера, Гарри Джеймса.
С 1953 года, еще студентом техникума, Анатолий Васильев вместе со Станиславом Пожлаковым и Геннадием Гольштейном играет в небольшом джазовом оркестре, получившем в Ленинграде прозвище «Оркестр Носика». Молодые ребята играли на танцах модные песенки, выступали в студенческой среде с джазовыми мелодиями, подобранные на слух с передачи «Music USA» «Голоса Америки».
После техникума Васильев работает в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов, где у него впервые появляется возможность собрать свой небольшой джазовый ансамбль. В небольшой тогда джазовой тусовке Ленинграда Васильев знакомится с Иосифом Владимировичем Ванштейном — авторитетным джазменом и два года работает с его джаз-оркестром.
В 1957 Васильев переходит в Ленэстраду. После Фестиваля молодежи и студентов на эстраде начинает звучать новая музыка. В популярнейшем ленинградском ансамбле «Дружба» первый басист и гитарист ансамбля — студент-иностранец возвращаются к себе на родину, и молодой Васильев получает приглашение от Александра Броневицкого руководителя ансамбля.
В «Дружбе» Анатолий Васильев начинает профессионально играть на электрогитаре. Ритм-н-блюзовое гитара — новая школа для Васильева, с гастролей в Германии он привозит свой первый профессиональный инструмент.
Когда в 1963 году из-за досадного случая всех музыкантов «Дружбы» уволили «за прогул», Васильев некоторое время работал в оркестре п/у Бадхена, потом в оркестре Радиокомитета. Как один из первых гитаристов страны Васильев был приглашен на запись музыки к фильму «Я шагаю по Москве» — это была первая запись электрогитары в советском кино.
В 1964 году Анатолий Васильев вернулся в «Дружбу», где и проработал до 1966 года.
музыкант Анатолий Васильев
Под впечатлением новой музыки — биг-бита, и новых выразительных возможностей электроинструментов в 1966 году Васильев уходит из «Дружбы» чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название «Поющие гитары».
В это время Васильев со своими музыкантами — единомышленниками делает обработки западных хитов, перекладывает советскую песенную классику на новые молодежные ритмы и начинает писать собственную музыку.
В ансамбль «Поющие гитары» приглашались как профессиональные музыканты, так и самоучки. Группа дала путевку в жизнь таким известным артистам, как Ирина Понаровская, Юрий Антонов, Валентин Бадьяров, Альберт Асадуллин.
Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-рольные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами «Битлз», «Шедоуз», «Тремелос», «Вентурес». Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.
Первый ВИА страны сразу приобретает огромную популярность у молодежи. С этим периодом работы Анатолия Васильева связано становление самого жанра ВИА в стране.
В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок-оперу «Орфей и Эвридика». Театрализация музыкального действияч приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются — «Фламандская легенда» и «Гонки».
ВИА «Поющие гитары»
В 1985 году Анатолий Васильев оставляет «Поющие гитары». Пять лет работает в «Театре на Фонтанке», принимает участие в работе над спектаклями «Звучала музыка в саду», «Какая музыка была, какая музыка звучала», «Сирано де Бержерак».
В начале 1990-х Анатолий Васильев, как и многие хорошие музыканты тогда, переходит на денежную работу в ресторан.
Позднее Анатолий Васильев работал в домашней студии, охотно делился воспоминаниями и внимательно следил за работой своих бывших музыкантов.
Поющие гитары — Люди встречаются
Главные хиты ВИА «Поющие гитары»:
«Синяя песня» (сл. А. Азизов) — была переработкой музыкальной композиции One Way Ticket (To the Blues), исполненной известным американским пианистом и певцом Нилом Седакой в 1959 году. В его исполнении эта песня особо замечена не была, а вот в перепевке «Поющих гитар» стала суперпопулярной.
«Нет тебя прекрасней» была написана Юрием Антоновым в то время, когда он входил в состав ВИА «Поющие гитары» и осталась подарком группе после его ухода из коллектива.
«Сумерки» — музыку к песне написал руководитель группы Анатолий Васильев, слова Кима Рыжова, исполнял Евгений Броневицкий (1970).
«Люди встречаются. » — обработка венгерской песни Яноша Кооша, который исполнил Юрий Антонов, будучи в составе «Поющих гитар».
«Соловей» — обработка чилийской народной песни. Слова к новой версии написал Я. Голяков (1972).
«Апачи» — была записана в 1960 году группой The Shadows, а в 1968 в обработке А. Васильева появилась в репертуаре «Поющих гитар».
«Песенка велосипедистов» (гр. «Тремелос»), записанная в 1968 году на слова П. Ватника, стала общенародным шлягером.
«Карлсон» (Толстый Карлсон) на стихи И. Резника.
«Воскресенье» («Самый лучший день») явилась переработкой Beautiful Sunday Daniel Boone.
«Ты уходишь, как поезд» (сл. Е. Евтушенко) была включена в вышедший в 1968 году фильм «Любить».
«Цыганочка» — музыкальная обработка А. Васильева мелодии The Shadows – Man Of Mystery вошла в знаменитый фильм Глеба Панфилова «Начало».
«Неприметная красота» — стала всенародным шлягером, песню в ансамбле исполняла восходящая звезда эстрады Ирина Понаровская.
«Ленинград» в обработке А. Васильева — стала визитной карточкой группы, с ней знаменитый коллектив начинал свои выступления, и е. же заканчивал.
«Если любишь ты» — песня, написанная Юрием Антоновым в период работы в группе.
В 1997 году — через 30 лет — участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского «Гигант-холла» не смог вместить всех желающих. Вечер вылился в настоящий триумф, собрались поклонники «Поющих Гитар».
Анатолий Васильев умер 4 января 2017 года в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь Анатолия Васильева:
Подробности частной жизни не известны.
Фильмография Анатолия Васильева:
1965 — Семь советских песен (документальный) — гитарист в составе ансамбля «Дружба» («Песня остаётся с человеком»)
1967 — Личная жизнь Кузяева Валентина — музыкант «Поющих гитар» (нет в титрах)
1994 — «Поющие гитары», или Двадцать лет спустя (документальный)
1998 — «Поющие гитары» и театр «Рок-опера» (документальный)
2004 — Поющие гитары (документальный)
2008 — Культурный слой. Империя Ленконцерта (документальный)
2008 — Культурный слой. Орфей и Эвридика (документальный)
Вокал Анатолия Васильева в кино:
1968 — Любить. (A iubi. ) — вокализ
Работы Анатолия Васильева в кино как композитора:
1969 — Поющие гитары (короткометражный)
1975 — Поющие гитары (короткометражный)
последнее обновление информации: 12.02.2021
Источник
Анатолий васильев поющие гитары биография личная жизнь
В возрасте 81 года скончался основатель популярного советского ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев.
4 января в Санкт-Петербурге на 82 году жизни скончался известный советский и российский музыкант, основатель вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» Анатолий Васильев.
Об этом сообщается на странице музыкального коллектива в соцсети.
До самых последних дней Анатолий Васильев занимался музыкой, не забывал о своем детище – ВИА «Поющие гитары».
Участники ансамбля выразили свои соболезнования и почтили его память.
Напомним, что пик популярности советского ВИА «Поющие гитары» пришелся на 1970-е годы. В разное время с ансамблем работали такие впоследствии ставшие звездами исполнители как ансамбля были также Юрий Антонов, Ирина Понаровская, Альберт Асадуллин.
Поющие гитары – Люди встречаются
Анатолий Николаевич Васильев родился 20 октября 1935 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Начал заниматься музыкой в самодеятельности, рано овладел баяном и народными струнными инструментами. Но любимой музыкой всегда был джаз – увлекался фильмами “Веселые ребята”, “Серенада солнечной долины”, собирал записи Л. Утесова, Глена Миллера, Гарри Джеймса.
С 1953 года, еще студентом техникума, Анатолий Васильев вместе со Станиславом Пожлаковым и Геннадием Гольштейном играет в небольшом джазовом оркестре, получившем в Ленинграде прозвище “Оркестр Носика”. Молодые ребята играли на танцах модные песенки, выступали в студенческой среде с джазовыми мелодиями, подобранные на слух с передачи “Music USA” “Голоса Америки”.
После техникума Васильев работает в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов, где у него впервые появляется возможность собрать свой небольшой джазовый ансамбль. В небольшой тогда джазовой тусовке Ленинграда Васильев знакомится с Иосифом Владимировичем Ванштейном – авторитетным джазменом и два года работает с его джаз-оркестром.
В 1957 Васильев переходит в Ленэстраду. После Фестиваля молодежи и студентов на эстраде начинает звучать новая музыка. В популярнейшем ленинградском ансамбле “Дружба” первый басист и гитарист ансамбля – студент-иностранец возвращаются к себе на родину, и молодой Васильев получает приглашение от Александра Броневицкого руководителя ансамбля.
В “Дружбе” Анатолий Васильев начинает профессионально играть на электрогитаре. Ритм-н-блюзовое гитара – новая школа для Васильева, с гастролей в Германии он привозит свой первый профессиональный инструмент.
Когда в 1963 году из-за досадного случая всех музыкантов “Дружбы” уволили “за прогул”, Васильев некоторое время работал в оркестре п/у Бадхена, потом в оркестре Радиокомитета. Как один из первых гитаристов страны Васильев был приглашен на запись музыки к фильму “Я шагаю по Москве” – это была первая запись электрогитары в советском кино.
В 1964 году Анатолий Васильев вернулся в “Дружбу”, где и проработал до 1966 года.
музыкант Анатолий Васильев
Под впечатлением новой музыки – биг-бита, и новых выразительных возможностей электроинструментов в 1966 году Васильев уходит из “Дружбы” чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название “Поющие гитары”.
В это время Васильев со своими музыкантами – единомышленниками делает обработки западных хитов, перекладывает советскую песенную классику на новые молодежные ритмы и начинает писать собственную музыку.
В ансамбль “Поющие гитары” приглашались как профессиональные музыканты, так и самоучки. Группа дала путевку в жизнь таким известным артистам, как Ирина Понаровская, Юрий Антонов, Валентин Бадьяров, Альберт Асадуллин.
Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-рольные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами “Битлз”, “Шедоуз”, “Тремелос”, “Вентурес”. Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.
Первый ВИА страны сразу приобретает огромную популярность у молодежи. С этим периодом работы Анатолия Васильева связано становление самого жанра ВИА в стране.
В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок-оперу “Орфей и Эвридика”. Театрализация музыкального действияч приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются – “Фламандская легенда” и “Гонки”.
ВИА «Поющие гитары»
В 1985 году Анатолий Васильев оставляет “Поющие гитары”. Пять лет работает в “Театре на Фонтанке”, принимает участие в работе над спектаклями “Звучала музыка в саду”, “Какая музыка была, какая музыка звучала”, “Сирано де Бержерак”.
В начале 1990-х Анатолий Васильев, как и многие хорошие музыканты тогда, переходит на денежную работу в ресторан.
Позднее Анатолий Васильев работал в домашней студии, охотно делился воспоминаниями и внимательно следил за работой своих бывших музыкантов.
Главные хиты ВИА «Поющие гитары»:
«Синяя песня» (сл. А. Азизов) – была переработкой музыкальной композиции One Way Ticket (To the Blues), исполненной известным американским пианистом и певцом Нилом Седакой в 1959 году. В его исполнении эта песня особо замечена не была, а вот в перепевке «Поющих гитар» стала суперпопулярной.
«Нет тебя прекрасней» была написана Юрием Антоновым в то время, когда он входил в состав ВИА «Поющие гитары» и осталась подарком группе после его ухода из коллектива.
«Сумерки» – музыку к песне написал руководитель группы Анатолий Васильев, слова Кима Рыжова, исполнял Евгений Броневицкий (1970).
«Люди встречаются…» – обработка венгерской песни Яноша Кооша, который исполнил Юрий Антонов, будучи в составе «Поющих гитар».
«Соловей» – обработка чилийской народной песни. Слова к новой версии написал Я. Голяков (1972).
«Апачи» – была записана в 1960 году группой The Shadows, а в 1968 в обработке А. Васильева появилась в репертуаре «Поющих гитар».
«Песенка велосипедистов» (гр. «Тремелос»), записанная в 1968 году на слова П. Ватника, стала общенародным шлягером.
«Карлсон» (Толстый Карлсон) на стихи И. Резника.
«Воскресенье» («Самый лучший день») явилась переработкой Beautiful Sunday Daniel Boone.
«Ты уходишь, как поезд» (сл. Е. Евтушенко) была включена в вышедший в 1968 году фильм «Любить».
«Цыганочка» – музыкальная обработка А. Васильева мелодии The Shadows – Man Of Mystery вошла в знаменитый фильм Глеба Панфилова «Начало».
«Неприметная красота» – стала всенародным шлягером, песню в ансамбле исполняла восходящая звезда эстрады Ирина Понаровская.
«Ленинград» в обработке А. Васильева – стала визитной карточкой группы, с ней знаменитый коллектив начинал свои выступления, и е. же заканчивал.
«Если любишь ты» – песня, написанная Юрием Антоновым в период работы в группе.
Биография
Меломаны Советского Союза прекрасно помнят, что одним из первых коллективов, положивших начало плеяде популярных позднее вокально-инструментальных ансамблей, была группа “Поющие гитары”. Молодые музыканты, вдохновленные опытом западных коллег, распевали со сцены веющие свежестью и духом манящей свободы “Синий иней” и “Песенку велосипедистов”.
История создания и состав
Можно сказать, что начало ВИА положено задолго до даты официального образования в 1966 году. В начале 50-х приятели, любители музыки, организовали маленький оркестр. В состав доморощенной группы входил Анатолий Васильев, играющий на саксофоне. Коллектив давал мини-концерты в институтах, зарабатывая прибавку к стипендии.
Гитарист и вокалист Анатолий Васильев
К слову сказать, музыканты добились широкой известности и признания в узких кругах студенческой публики. Уже тогда молодые люди ночами слушали пластинки зарубежных певцов, а с утра перепевали репертуар на университетских площадках. Слушателей собиралось так много, что порой сами музыканты не могли пробраться к сцене.
В середине 50-х музыкальный талант Васильева замечен руководителем коллектива “Дружба” Александром Броневицким. Ансамбль состоял из сборной «солянки» творческих личностей зарубежных стран, а блистала на сцене вокалистка Эдита Пьеха.
Басист и вокалист Евгений Броневицкий
Отработав около десятка лет с коллегами из “Дружбы”, Васильев объездил с гастролями не только города Союза, но и зарубежье, где ощутил волны и звучание новых стилей музыки. Молодой человек решил создать собственную группу, похожую на популярные и практически запрещенные на тот момент “Битлз”. Вновь созданным коллективом стал ВИА “Поющие гитары”, куда, помимо вдохновителя и организатора, вошли младший брат Александра Броневицкого – Евгений, гитарист Владимир Калинин, клавишники Лев Вильдавский и Олег Мошкович, ударник Сергей Лавровский и вокалистки Галина Баранова и Татьяна Калинина.
В интервью Васильев рассказывал, что изначально приглашал исполнителем солиста “Дружбы” Анатолия Королева. Вокалист изначально дал согласие, музыканты придумали и подготовили программу, а главный певец неожиданно отказался, сославшись на боязнь провала.
Вокалистка Галина Баранова в составе группы «Поющие гитары»
Тогда по рекомендации знакомых руководитель “Гитар” пригласил Галину Баранову, кстати сказать, едва ли не единственную с профессиональным консерваторским образованием среди музыкантов группы. Так “Поющие гитары” обрела женский голос. Практически сразу на ансамбль обрушилась известность. Обласканные вниманием и любовью слушателей, “Гитары” давали по 3-4 концерта в день на площадках и сценах клубов родного Ленинграда.
В составе коллектива начинали ставшие позже живыми легендами советской, а затем и российской эстрады певцы и певицы, к примеру, Юрий Антонов, Александр Розенбаум и Ирина Понаровская.
Юрий Антонов и Ирина Понаровская
К сожалению, в быстро живущем мире музыки ничего не бывает вечным, и с середины 70-х в моду вошли рок-коллективы, получившие свободу самовыражения и выступлений. В 1975 году большинство участников группы “Поющие гитары” увлеклось постановкой рок-оперы “Орфей и Эвридика”. Поскольку наименование жанра с упоминанием термина “рок” по-прежнему оставалось нежелательным для Ленсовета, произведение названо “зонг-оперой”.
Успех созданного формата носил характер разорвавшейся бомбы. А вот для группы “Поющие гитары” эта «бомба» положила конец существованию вплоть до 1997 года.
Гитарист и вокалист Александр Федоров
В середине 90-х меломанов настигла страсть к ретро-музыке и ностальгии. Тогда воссоединенный коллектив, в котором оказались Александр Федоров, Евгений Броневицкий, Григорий Клеймиц, дал несколько сольных концертов. Выступление принято публикой на бис, а ансамбль вернулся на сцену, освежив состав несколькими молодыми музыкантами.
Музыка
ВИА получил известность на волне пика популярности “Битлз”. По воспоминаниям участников коллектива, им пришлось пойти на хитрость, чтобы выйти на сцену с композициями иностранных исполнителей. Музыканты просто перепели тексты на русском языке. Критики прекрасно понимали суть происходящего, но смотрели сквозь пальцы на некую вольность пользующегося грандиозным успехом ансамбля.
Песня «Сумерки» группы «Поющие гитары»Первая грампластинка записана на студии “Мелодия”, и альбом мгновенно раскуплен поклонниками ансамбля в 1968 году. Песни “Синяя птица”, “Сюрприз”, “Тореро”, “Цыганочка”, по сути, являются аранжировками инструментальных композиций группы The Shadow.
Новаторство исполнения заключалось в том, что впервые музыканты объединили инструменталистов и вокалистов в одном. Если ранее в группах четко выделялся солист, который пел на первом плане, а аккомпанирующие музыканты располагались рядком позади фронтмена, то “Поющие гитары” нарушили четкий функционал. Название группы в данном случае говорит само за себя.
Вокалистка Ольга Левицкая
Отсюда же и наименование вида творческого объединения – вокально-инструментальный, то есть как играющий на инструментах, так и поющий. Звучное многоголосье коллектива Анатолия Васильева стало легендарным.
Команда признается, что изначально участники первого «золотого состава» не могли похвастаться музыкальным образованием, Васильев с улыбкой замечал, что и пела основная масса неважно. Все это затмевали репертуар с отголосками иностранных песен и оригинальное исполнение.
Песня «До тебя два шага» группы «Поющие гитары»Создатель ВИА в интервью вспоминал, что после первой же волны популярности у группы появились двойники, гастролирующие параллельно с оригинальным составом. Вслед за дебютантами жанра возникли подобные ансамбли – “Песняры”, “Самоцветы” и другие.
Репертуар исполнялся музыкантами вживую, работать под фонограмму участники “Поющих гитар” себе не позволяли, несмотря на невероятную загруженность. Выступление представляло собой театрализованный, захватывающий внимание концерт. Страсть к игре на сцене во время пения нашла отражение в рок-операх, появившихся на закате коллектива 70-х.
Барабанщик Юрий Соколов (Помидор)
Сохранилось мало записей концертов группы, которые можно назвать начальными шагами на пути создания клипов. Бессменный руководитель “Гитар” Васильев недолюбливал качество съемок, поэтому редко позволял вести их.
Кстати говоря, двойной труд музыкантов оказался оценен по достоинству руководством музыкальной жизни Союза. Если участники коллективов до ВИА получали зарплату по тарифу 5 руб. за концерт, то “Поющим гитарам” платили за выступление уже 7.50 руб. вне зависимости от заполненности зала. Впрочем, гастроли ансамбля проходили при полных аншлагах.
“Поющие гитары” сейчас
Оставшиеся в коллективе музыканты между тем продолжают работать и выступать в 2018 году, невзирая на возраст. Фото с концертов и записи выступлений поражают неуемной энергетикой и навевают ностальгию по давно минувшим временам.
ВИА «Поющие гитары» в 2018 году
Евгений Броневицкий, по-прежнему гастролирующий с коллективом, рассказывает, что группа записывает новые песни, но слушатели и зрители в зале предпочитают подпевать старым композициям, надежно занявшим место в сердце.
К сожалению, время жестоко и забирает талантливых людей, оставляя в памяти поклонников созданные творческие сокровищницы. В 2003 году уходит из жизни вокалистка Ольга Левицкая, в 2014-м скончался после онкологического заболевания Юрий Соколов. В 2017-м умер руководитель и основатель ансамбля Анатолий Васильев.
Источник