Произведения русских композиторов, написанные для детей.
статья
Произведения русских композиторов, написанные для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные произведения русских композиторов, написанные для детей | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Аренский А.С. Детские пьесы, соч.34; Детская сюита; 6 пьес в 4 руки, в форме канона, соч.65; 6 детских песен на сл. рус. поэтов, соч.5,9.
Глинка М.И. Детская полька.
Гречанинов А.Т . Песни и хоры: Ай, ду-ду, соч.31; Петушок, соч.39; В деревне, соч.45; Времена года, соч. 46; Снежинки, соч. 47; Курочка ряба, соч. 85; Пчёлка, соч. 66; 3 хора, соч. 67; Тропинка, соч.90; 3 хора, соч.105; 2 хора, соч.90; Ладушки, соч.96.сл. нар. поэтов. Для ф-п.: День ребёнка, соч.109; Бусинки, соч.123; На зелёном лугу, соч.99; Детский альбом, соч.98. для скрипки с ф-п.: 5 пьес, соч. 126а. Для виолончели с ф-п.: ранним утром, соч.126б. оперы: Елочкин сон, соч 55, текст Н. Доломановой; Мышкин дом. Соч.92(рукопись); Кот, петух, и лиса, соч. 103 (рукопись).
Иванов- Борецкий М.В, 3 детские песни на сл. К. Бальмонта, соч. 10.
Ипполитов-Иванов М.М . 10 детских стихотворений рус. Поэтов.
Калинников Викт. С . Песни и хоры с ф-п.: 11 детских песен для голоса или хора с ф-п. на нар.сл.; 10 детских песен для двухголосн. хора с ф-п., на нар.сл.; 4 песни, сл. нар. Журавель, сл.нар.Звездочки, Киска, сл.нар. Козел, ф-п сл. нар. Тень-тень, сл. нар. Обработки: Как у нас во садочке, для хора без сопр., сл.нар.
Калинников Вас.С . Для ф-п.; Грустная песенка. Легкая сонатина Соль мажор.
Кюи Ц.А. Песни: 13 музыкальных картинок, соч.15; 17 детских песен, соч.73; Ещё 17 детских песен, соч.78; Детские песни, соч.98; Последние 17 детских песен, соч.98 на сл.рус. поэтов. Оперы: Иван-богатырь (Снежный богатырь), текст Д. Седых; Красная шапочка, текст М.Поль; Кот в сапогах текст М.Поль; Иванушка –дурачок, текст Н. Доломановой.
Лядов А.К. Песни: 18 детских песен на нар. сл., соч. 14, 16 и 22.
Ребиков В. И. Для ф-п., По славянским землям; Вокруг света; Игрушки на ёлке. Песни и хоры; детский мир: Песенки; Дни детства; Классное пение, на сл. рус. поэтов. Оперы: Принц Красавчик и принцесса Чудная прелесть; Елка, либр. С. Плаксина; Сказка о принцессе и Короле-лягушке. Балеты: Белоснежка.
Сац И.А. Для ф-п., Грустно чего-то; Чтобы кувыркаться, Скучная. Муз. к спект. «Синяя птица» (Елка, Часы, Марш, Прощание). Оперы: Сказка о золотом яичке, сл. нар.
Стравинский И.Ф. Песни: Воспоминания о моем детстве (1913); 3 сказки для детей; История для детей. Для ф-п.: 3 легкие пьесы в 4 руки, 5 легких пьес, 8 легких пьес, 5 пальцев.
Чайковский П.И. Для ф-п.: Детский альбом, соч.39. Песни: Детские песни на русские и малороссийские напевы, вып. 1.; 16 детских песен, соч.54, сл. А.Плещеева.
Черепнин Н.И. Песни: Фейные сказки, соч.33, сл. К.Бальмонта. Для ф-п.: 14 эскизов к русской азбуке в картинках А.Бенуа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника «Пушкинская Русь» по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного.
Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр.
Данное мероприятие развивает творческие способности дошкольников, а также расширяет кругозор детей по зимней тематике, воспитывает интерес и любовь к природе.
Статья о проведении литературно — музыкального праздника «Зима в произведениях русских поэтов и композиторов».
: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левит.
Зимняя музыкально-литературная гостиная в детском саду.
Источник
Музыкальная гостиная «Русские композиторы детям»
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих в искусстве, в том числе, в музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций, которой стала советская и современная российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. О каждом русском композиторе можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_kompozitory_detyam_-_kopiya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские композиторы детям
Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих в искусстве, в том числе, в музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций, которой стала советская и современная российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. О каждом русском композиторе можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы.
Сегодня, я расскажу вам о двух русских композиторах – Петр Ильич Чайковский и Александр Тихонович Гречанинов.
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске. Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
Еще в десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции,(юристов). Музыка все больше заполняла его жизнь. Поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал.
Окончив Училище правоведения, служил в Министерстве юстиции, но понял, что это не его дело, что музыка для него важнее.
В 22 года, (1862 год), он поступил в Петербургскую консерваторию.
Теперь жизнь Чайковского была полностью посвящена музыке.
Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер — «Воевода», «Ундина» (обе 1869), «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891), 3 балета — «Лебединое озеро» (1877),»Щелкунчик» и «Спящая красавица» (1889). Наиболее известные из симфонических произведений — Шестая патетическая симфония (1880), увертюра «1812 год», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1893), «Итальянское каприччио» (1880), «Манфред» (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский — автор 104-х романсов .
Послушаете отрывок из оперы «Евгений Онегин», исполняют Ланин Дима, Зайцева Лариса Николаевна.
Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864
года. За год до его рождения родители перебрались из Калужской губернии в
Москву и поселились на Смоленском бульваре.
Отец занимался мелкой торговлей. Читать, он умел, но писал еле-еле.
Мать была неграмотна, но богато одарена. За работой она напевала
сентиментальные романсы. Отец любил петь церковные песни. По субботам и воскресеньям вся семья (семь человек) посещали церковь. Мальчик пел и в
гимназическом хоре и дома с отцом. Страсть к музыке сделалась неодолимой, по его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего — церковное пение и народные городские романсы.
В возрасте 17 лет, 1881 году, Гречанинов поступил в консерваторию в младший класс фортепиано к Николаю Дмитриевичу Кашкину.
Взрослому, мало подготовленному и мало развитому Гречанинову
пришлось в Консерватории нелегко. Московская консерватория тех лет блистала именами и педагогов и студентов. Гречанинов был застенчивый от природы, замкнутый, и для него была непостижимо тяжела громада новой жизни. Ведь в одни годы с ним в Московской Консерватории учились
А. Скрябин и С Рахманинов. Гречанинов работал, замыкался в себе, страдало самолюбие. Но желание познать все знания связанные с музыкой, давало ему силы.
Музыкальными наставниками Гречанинова стали выдающиеся художники
Эпохи, среди них Сергей Иванович Танеев, Василий Ильич Сафонов, Антон Степанович Аренский, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Колоссальную роль сыграло для Гречанинова, как и для всех, знакомство с музыкой П.И. Чайковского, талант которого находился тогда в зените. Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет;
Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако трудно утверждать, что этот список — полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью — гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella.
Сочинения для оркестра: Симфония № 1, соч. 6, Концерт для виолончели с оркестром, соч. 8, Симфония № 2, соч. 27, Симфония № 3, соч. 100, Симфония № 4, соч. 102, Концерт для скрипки с оркестром, соч. 132, Симфония № 5, соч. 153, Концерт для флейты, арфы и струнных, соч. 159.
Оперы: «Добрыня Никитич» соч.22, «Сестра Беатриса» соч.50, «Ёлочкин сон», детская опера соч.55, «Женитьба» соч.180.
Четыре струнных квартета, Соната для балалайки и фортепиано соч. 188,
Два фортепианных трио, Два фортепианных сонат, Пьесы для фортепиано соло,Соната №2 для кларнета и фортепиано, соч.172.
Духовные сочинения: Литургия, соч. 13, Литургия, соч. 29, Страстная неделя, соч. 58, Всенощное бдение, соч. 59, Хвалите Бога, соч. 65, Два духовных хора «Блажен муж» и «От юности моея», соч. 136. Праздничная месса, соч. 154, Вселенская месса, соч. 142, Месса Святого Духа, соч. 169.
Детские фортепианные альбомы занимают важное место в
классической музыке. Возник даже самостоятельный жанр –
«Детского альбома» — как самостоятельное вместилище информации о жизни ребенка во всем её многообразии. Детские фортепианные альбомы – это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого. Тематика циклов – события,
случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-
психологические состояния, портреты человеческого характера,
сказки, фольклор, отражение современности.
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.
Часто бывал Чайковский у своей сестры А.И.Давыдовой в Каменке, проводил время в общении с ее детьми. Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный «пианист». Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».
Цикл фортепианных пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского , отражает всю жизнь ребенка: его чувства, настроение, мысли, игровые сценки, картинки русской природы, песенки путешествия.
«Утренний цикл» образован тремя пьесами, умиротворенная «Утренняя молитва», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама» .
Слушаем пьесу «Утренняя молитва».
Следующий цикл пьес рассказывает об играх детей.
Девочки играют в куклы. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия:
«Болезнь куклы» – (Сапрыкина Катя) Фарфоровые куклы очень хрупкие, однажды кукла разбилась, кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет. Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой.
«Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки.
Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.
«Новая кукла» — девочке дарят новую куклу. Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.
Игры мальчиков – «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» — (Данчина Полина)
Наигравшись, дети отправляются в зал, где разучивают танцы, «Вальс», «Польку» и «Мазурку». Эти пьесы воссоздают атмосферу домашнего праздника. А может быть, кто-то из детей мечтает попасть на королевский бал. « Вальс» — (слушаем запись)
Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов.
Теперь детям предстоит путешествие за границу по разным странам. «Шарманщик поет» — это музыкант, который путешествует по всему свету и распевает песни, играя на шарманке.
Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.
Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» — в этих пьесах звучат подлинно народные мелодии.
. «Неаполитанская песенка» Это одна из самых знаменитых мелодий, Чайковский на её основе написал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро», а затем перенёс эту тему в «Детский альбом».
День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер.
Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают « Нянину сказку», няня рассказывает про «Бабу Ягу»
Затем идет цикл пьес путешествий по России.
Чайковский писал: — «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки»,
Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня» , в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». « Мужик на гармошке играет», «Камаринская » — в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки. (Слушаем запись «Русская песня)
Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений и мечтаний «Сладкая греза» — это вечерний цикл «Детского альбома».
Настало утро, «Песня жаворонка» — это музыкальный пейзаж, картинка русской природы, с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.
«В церкви» (слушаем запись) — это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.
«Детский альбом» Александра Гречанинова
Большое место в творчестве Гречанинова занимает музыка для детей (в том числе детские оперы), а также вокальная и хоровая музыка. Именно преподавание в школе сестер Гнесиных с 1903 года послужило стимулом к сочинению детских пьес. « Я обожаю детей. С детьми я всегда чувствовал себя равным им», говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов,
фортепианные сборники: «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу».
«Детский альбом» Александра Гречанинова, сочинения 98, написан в 1923 году. В сборник вошли следующие пьесы:
1. Маленькая сказка, (слушаем запись)
2. В летнем лагере.
5. Верхом на лошадке, (слушаем запись).
8. Скучный рассказ.
9. Колыбельная (исполняет Речкунов Арсений).
Источник