- Русские народные музыкальные инструменты
- Русская народная музыка (инструменты):
- Балалайка
- Гусли
- Рожок
- Домра
- Русская гармонь
- Бубен
- Дрова
- Свистулька
- Трещотка
- Деревянные ложки
- Русские народные музыкальные инструменты — виды с названиями, картинки и описание
- Музыкальные инструменты
- Струнные щипковые
- Духовые и язычковые
- Барабаны и перкуссия
- Народная музыка
Русские народные музыкальные инструменты
Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.
Русская народная музыка (инструменты):
Балалайка
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
Гусли
Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.
Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.
Рожок
Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.
Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.
Домра
Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.
Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).
Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.
Русская гармонь
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
Бубен
Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.
На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.
Дрова
Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.
Свистулька
Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.
Трещотка
Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
Деревянные ложки
Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Источник
Русские народные музыкальные инструменты — виды с названиями, картинки и описание
Музыкальные инструменты
У каждой культуры имеется свой набор старинных инструментов, и Россия не является исключением. Как и в большинстве других стран, на Руси они были представлены всеми четырьмя типами:
- Хордофоны (струнные инструменты).
- Аэрофоны (те, что производят звук, используя воздушную трубку).
- Мембранофоны (любой тип барабанов).
- Идиофоны (другие ударные).
По сути, их можно разделить на струнные, ударные и духовые. Русские народные инструменты, картинки с названиями и описаниями которых можно найти в интернете, представлены огромным списком, поэтому имеет смысл выделить только самые значимые из них.
Струнные щипковые
Хордофоны являются основной базой для русского народного оркестра, поскольку они играют главную роль практически в любом музыкальном произведении.
Среди множества других народных инструментов балалайка выделяется как символ русской культуры. Это трёхструнный инструмент с треугольным корпусом, порой различавшийся по точным формам и размерам. Самая распространённая балалайка сегодня — это прима, которая занимает второе место в семье, за ней следует секунда и альт. Музыкант держит эти инструменты как гитару и играет на них пальцами или щипком. Самая маленькая балалайка высочайшего тона, называемая пикколо, сегодня редко распространена.
Более крупные формы с низким тоном называются басовыми и контрабасовыми балалайками. Их держат, как гитару, но корпус такой большой, что нижняя точка треугольника лежит на земле, подобно виолончели. Большинство балалаек имеют три струны (у некоторых есть шесть), последние две обычно настраиваются на одну и ту же ноту, ми, а первая — на ля.
Хотя историки предполагают, что балалайка появилась много веков назад, точные даты её происхождения неизвестны. Некоторые полагают, что это потомок домры, кто-то утверждает, что она была изобретена во время монгольского нашествия на Россию в XIII веке. Русские крепостные, вероятно, использовали её для исполнения весёлых и занимательных песен, но в руках скоморохов балалайка стала оружием, которое использовалось для насмешек над правительством.
В 1648 году царь Алексей I под влиянием распространённых тогда в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов. Даже после того, как запрет прекратился, балалайка оставалась непопулярной до XIX века, около 200 лет. Она могла полностью исчезнуть, если бы не усилия по её сохранению одного увлечённого музыканта, благодаря которому и сегодня можно взять урок по игре на балалайке.
Стандартизированная форма инструмента была разработана дворянином Василием Васильевичем Андреевым при содействии петербуржского скрипача в 1880-х годах. Музыкант сочинял произведения для балалайки и начал играть на ней в концертных постановках. Инструмент продолжал развиваться и обзавёлся полностью хроматическим набором ладов.
Домра, струнный музыкальный инструмент разных народов России, имеет круглый корпус с тремя или четырьмя металлическими струнами. Обе версии были формализованы в конце XIX и начале XX века. Трёхструнная домра находится в строе EAD, в то время как четырёхструнная — в GDAE, как на скрипке. Русская версия домры — это обычно трёхструнный инструмент.
Как и балалайка, домра изготавливается нескольких размеров для достижения различных тонов. Её держат, как гитару, и играют с помощью плектра или пальцами. Когда домра используется в оркестре или ансамбле, то она, как правило, ведёт главную мелодию.
Гусли — древний хордофон, который, вероятно, использовался даже греками, но служил мощным фундаментом для русской народной музыки. Его полная история неизвестна, но греческие историки Феофилакт Симокатта и Феофан упоминали гусли в своих хрониках.
Корпус гуслей обычно имеет форму шлема или крыла. Инструмент можно держать, как гитару, положить на колени или подставку перед музыкантом. Его также сравнивают иногда с маленькой горизонтальной арфой. У гуслей сильный, резонансный звук. Инструмент имеет от 11 до 36 диатонически настроенных струн, сделанных из сухожилий, нейлона или металла. Со временем гусли получили определённую стандартизацию (прима, альт, бас). Диатоническая настройка варьируется от си до до-бемоль.
Колёсная лира — это инструмент, который издаёт звук при помощи ручного вращения коленчатого вала, натирающего струны. Колесо функционирует схожим образом со смычком и на лире звучат отдельные ноты. Мелодии воспроизводятся на клавиатуре, которая прижимает касательные (маленькие клинья, как правило, выполненные из дерева) к одной или нескольким струнам, чтобы изменить их высоту. Как и большинство других акустических струнных инструментов, лира имеет деку и полость.
Русская гитара (иногда называемая «цыганской») — это акустический семиструнный инструмент, который был разработан в России к концу XVIII века. Он разделяет большинство органологических особенностей со своей испанской версией. Эти гитары чаще всего настраиваются на открытый аккорд соль.
Гудок — это древний восточнославянский струнный музыкальный инструмент, на котором играют пальцами или смычком, как на скрипке. Обычно у него было три струны, две из которых были настроены в унисон, а третья — на пятую октаву. Иногда у гудка также имелись несколько (до восьми) вспомогательных струн под декой, что придавало звуку насыщенности.
Духовые и язычковые
Баян — это тип аккордеона, разработанный в России в начале XX века. Он отличается от западных хроматических инструментов некоторыми деталями конструкции:
- Язычки более широкие и прямоугольные (а не трапециевидные).
- Они часто прикрепляются большими группами к общей тарелке (а не парами), пластины привинчены к тростниковому блоку (а не прикреплены с помощью воска).
- Клавиатура находится ближе к середине корпуса (а не сзади).
- Язычки обычно не настроены на тремоло.
- Уменьшенный ряд аккордов смещён.
- В отличие от западных инструментов, в режиме свободного баса низкие ноты обычно находятся внизу баяна, а высокие — вверху.
На баяне могут быть воспроизведены все ноты хроматической гаммы, а кнопки расположены таким образом, что каждая клавиша может быть сыграна без изменения аккорда. Пластины или язычки, которые различаются по форме и материалу, создают разные тона для одной ноты и, как и в случае с органом, баян позволяет распределять воздух таким образом, чтобы можно было варьировать тембр. Достигается это благодаря системе различных регистров.
Этими регистрами управляют с помощью шестнадцати клавиш, расположенных над правой клавиатурой, а их переключатели могут нажиматься подбородком с помощью семи кнопок, расположенных на верхней части инструмента.
Гармонь является разновидностью русского баяна. Она имеет два ряда кнопок на правой стороне, которые играют ноты диатонической шкалы и такое же количество на левой, играющие основные аккорды в тональности инструмента, а также его относительную гармонику. Многие инструменты имеют дополнительные кнопки правой руки, вспомогательные аккорды левой руки для игры на соответствующих клавишах и ряд кнопок свободного баса для облегчения воспроизведения басовых мелодий.
Хотя уменьшенные и расширенные версии инструменты широко доступны, стандартная схема (известная как «25 x 25») выглядит следующим образом:
- 25 тройных кнопок в два ряда: три диатонических октавы плюс три случайных.
- 25 басовых кнопок в трёх рядах: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами, один ряд свободных басов.
Жалейка, духовой инструмент, имеет один язычок, который можно накрыть мундштуком. Конструкция состоит из деревянной трубки с отверстиями для пальцев и воронкой, изготовленной из натуральных или искусственных материалов. Жалейка имеет диатоническую настройку и поставляется в различных ключах (фа, ля, ре, иногда до, ми). Естественная форма — сопрано, но также встречаются альт или пикколо. Инструмент настраивается путём регулировки язычка и может быть в мажорном или миксолидийском ладу со сглаженной седьмой нотой.
Свирель — язычковый духовой инструмент, не имеющий мундштука. Он состоит из полой трубки, который может быть изготовлен из любого материала, в том числе пластика. Обычно свирель имеет шесть отверстий, но дополнительные дырки позволяют легко извлекать хроматические ноты.
Владимирский рожок — это древнерусская деревянная труба. Исторически он был наиболее распространённым на северо-востоке центральной части России, недалеко от Владимира и Ярославля. Рожок представляет собой коническую прямая трубку с шестью отверстиями: пять сверху и одно снизу. Мундштук нарезан в виде маленькой чашки, а нижний конец трубки имеет форму конического колокола. Рожок обычно делают из берёзы, клёна или можжевельника. Звук инструмента сильный, но мягкий, с диапазоном около октавы или чуть больше.
Барабаны и перкуссия
Бубен, он же тамбурин, состоит из деревянного или металлического кольца с плотной мембраной, натянутой на одну или две из его сторон (некоторые вообще не имеют мембраны). Инструменты снабжены звонкими металлическими кольцами или колокольчиками и используются для ритмического сопровождения.
Трещётка — это своего рода погремушка, издающая разнообразные звуки. Она сформирована из множества соединённых между собой деревянных планок. Этот предмет был предназначен для свадебных церемоний и крещения ребёнка, предполагая, что он выполняет мистическую функцию защиты от злых духов, поэтому инструмент украшался лентами, цветами и маленькими колокольчиками.
Трещётка должна быть изготовлена из абсолютно сухой древесины, желательно из дуба — это то, что обеспечивает музыкальные качества инструмента.
Название «музыкальные ложки» следует понимать буквально. Они изготовлены из более твёрдой древесины, чем их столовые собратья, имеют длинные ручки и полированный половник. Иногда к ручкам прикрепляются бубенцы. Набор этих инструментов, как правило, включает в себя две, три или четыре ложки нескольких размеров для создания звуков разной высоты.
Народная музыка
Славяне наделяли музыкальные инструментами сакральными свойствами, используя их в различных обрядах и ритуалах, а также в качестве сигнальных устройств или для передачи сообщений (рожки, колокола). Занятие музыкой считалось в основном мужским делом.
Традиционная русская музыка преимущественно гетерофонна: одна и та же мелодия распределена по разным голосовым частям, с одним ведущим голосом, в основном среднего регистра. Вокалист определяет ход мелодии, а другие голоса вступают позже. Это гетерофоническое групповое пение часто украшается независимым голосом в очень высоком регистре.
Принцип гетерофонии оставляет главному голосу много места для импровизации, постоянных вариаций и украшений. Это также влияет на текст песни, поскольку отдельные слова или фразы удлиняются с помощью вокализма или расширяются дополнительными слогами. Такой тип хорового пения часто можно встретить во всей России, в сибирских районах переселения, а также в Центральной Украине, где очень любили слушать лирические баллады.
Существует богатый репертуар казачьих песен и традиционных танцев. Эта музыка уходит своими корнями в многовековую устную традицию былины (эпосов, героической поэзии) и дум, то есть длинных лирических баллад, прославляющих подвиги казаков. Помимо танцевальных песен, неотъемлемой частью определённых праздников являлись хороводы. Согласно довольно различному происхождению поселенцев, национальное творчество русского населения на Южном Алтае в Сибирской области очень разнообразно. Там можно найти множество диалектов и форм, которые были смешаны и развиты.
Традиционная народная музыка — жизнь и душа россиян. Песни рассказывают об истории народа, описывают ландшафт, характер и качества людей. Они также говорят об этике и правилах общественной жизни. Эти песни — настоящее сокровище, которое сохранилось до наших дней.
Источник