Русские народные мелодии для гитары

Содержание
  1. Песни под гитару Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео!
  2. Рубрика: Народные песни
  3. Военная — Смуглянка. Легкие аккорды Военная — Смуглянка. Легкие аккорды
  4. Застольная — Одинокая гармонь. Упрощенные аккорды Застольная — Одинокая гармонь. Упрощенные аккорды
  5. Застольная — На Тихорецкую. Легкие аккорды Застольная — На Тихорецкую. Легкие аккорды
  6. На стихи Есенина — Иволга. Аккорды в Em На стихи Есенина — Иволга. Аккорды в Em
  7. Военная — В землянке. Аккорды для гитары Военная — В землянке. Аккорды для гитары
  8. Семен Слепаков — «Оле-оле-оле». Аккорды на гитаре Семен Слепаков — «Оле-оле-оле». Аккорды на гитаре
  9. Военная песня — Темная ночь. Аккорды на гитаре Военная песня — Темная ночь. Аккорды на гитаре
  10. Военная — Катюша. Аккорды для гитары Военная — Катюша. Аккорды для гитары
  11. Игорь Растеряев — Комбайнеры. Аккорды для гитары (18+) Игорь Растеряев — Комбайнеры. Аккорды для гитары (18+)
  12. Военная песня — Журавли. Аккорды для гитары Военная песня — Журавли. Аккорды для гитары
  13. Олег Газманов — Господа офицеры. Аккорды на гитаре Олег Газманов — Господа офицеры. Аккорды на гитаре
  14. На поле танки грохотали — Версия группы Чиж — Аккорды для гитары На поле танки грохотали — Версия группы Чиж — Аккорды для гитары
  15. ЛЮБЭ — Конь. Аккорды для гитары ЛЮБЭ — Конь. Аккорды для гитары
  16. Гимн Российской Федерации на гитаре! Аккорды, табы, видео! Гимн Российской Федерации на гитаре! Аккорды, табы, видео!
  17. Народная песня под гитару! «Черный ворон» — Аккорды, текст и видео. Народная песня под гитару! «Черный ворон» — Аккорды, текст и видео.
  18. «Мурка» на гитаре! Мелодия и песня. «Мурка» на гитаре! Мелодия и песня.
  19. Народные песни под гитару! «Вот пуля просвистела», текст, аккорды, видео (кавер). Народные песни под гитару! «Вот пуля просвистела», текст, аккорды, видео (кавер).
  20. Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео! Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео!
  21. Русские народные мелодии для гитары
  22. Русские народные мелодии для гитары
  23. Доклад на тему: «Использование тем народной музыки в репертуаре классической гитары»

Песни под гитару Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео!

Аккорды песен под гитару, видео

Рубрика: Народные песни

Подборка народных песен под гитару с аккордами, текстами, описанием метода игры на гитаре и видео (разбором)!

Военная — Смуглянка. Легкие аккорды Военная — Смуглянка. Легкие аккорды

«Смуглянка» — бодрая, ритмичная, композиция военного времени о любви, из к/ф «В бой идут одни старики»! Звучит она там в тональности Dm. Для упрощения аккордов (чтобы избавиться от приема баррэ),

Застольная — Одинокая гармонь. Упрощенные аккорды Застольная — Одинокая гармонь. Упрощенные аккорды

«Одинокая гармонь» — известный народный хит советских времен, отлично подходит на праздничное застолье! Для женского вокала лучше всего подходит тональность Am, для мужского — Em. На гитаре играется несложным методом. Для

Застольная — На Тихорецкую. Легкие аккорды Застольная — На Тихорецкую. Легкие аккорды

«На Тихорецкую» — популярная песня из фильма «Ирония судьбы или с легким паром»! Для исполнения подойдет на любое праздничное застолье! Играется и поется легко — в тональности Em (аккорды без

На стихи Есенина — Иволга. Аккорды в Em На стихи Есенина — Иволга. Аккорды в Em

«Иволга» — известная больше, как дворовая песня, но при этом написанная на стихи поэта Сергея Есенина. Смело ее рекомендую к разбору всем начинающим гитаристам! Следует сказать, что версий у нее

Военная — В землянке. Аккорды для гитары Военная — В землянке. Аккорды для гитары

Готовимся к 9 Мая. «В землянке» — не смотря на то, что песня военного времени, поется в ней о любви! В оригинале она звучит в тональности Hm (в версии Марка

Семен Слепаков — «Оле-оле-оле». Аккорды на гитаре Семен Слепаков — «Оле-оле-оле». Аккорды на гитаре

Оле-оле-оле! — веселая и актуальная песня о сборной РФ по футболу! Вся песня состоит из 3-ех простых аккордов в тональности Em. Поется легко, главное запомнить мотив и текст песни. Кроме того,

Военная песня — Темная ночь. Аккорды на гитаре Военная песня — Темная ночь. Аккорды на гитаре

«Темная ночь» (из к\ф «Два бойца») — известная композиция о Великой Отечественной. Местами о любви. В фильме звучит в тональности Fm. Но есть еще одна версия, которая звучит в Am,

Военная — Катюша. Аккорды для гитары Военная — Катюша. Аккорды для гитары

«Катюша» — военная, праздничная, патриотичная песня, отлично подходит для исполнения на 9 мая! На гитаре, рекомендую играть ее в тональности Em. Все аккорды легкие и для вокала получается что-то среднее. Да

Игорь Растеряев — Комбайнеры. Аккорды для гитары (18+) Игорь Растеряев — Комбайнеры. Аккорды для гитары (18+)

«Комбайнеры» — ритмичная, задорная песня, которую можно смело назвать народной, не смотря на то, что автор известен. В оригинале исполняется на гармошке, в тональности Gm. Для простоты рекомендую играть в Em.

Военная песня — Журавли. Аккорды для гитары Военная песня — Журавли. Аккорды для гитары

Разберем одну из самых известных композиций на военную тематику, под названием «Журавли». Если говорить, об исполнительской части, то не будь там аккорда на баррэ (F#), то можно было бы отнести ее к легким

Олег Газманов — Господа офицеры. Аккорды на гитаре Олег Газманов — Господа офицеры. Аккорды на гитаре

«Господа офицеры» (от Олега Газманова) — еще одна замечательная композиция, которая 100 % подходит к празднованию 9 Мая! Родная тональность — Dm (ре-минор), так скажем не сахар, для тех кто

На поле танки грохотали — Версия группы Чиж — Аккорды для гитары На поле танки грохотали — Версия группы Чиж — Аккорды для гитары

Пора начинать готовить репертуар к 9 Мая! «На поле танки грохотали» — советская народная военная песня. По моему, даже очень подходит! При разборе ориентировался на версию исполнения этой композиции Сергеем

ЛЮБЭ — Конь. Аккорды для гитары ЛЮБЭ — Конь. Аккорды для гитары

«Конь» — настолько популярная песня группы «ЛЮБЭ», что многие ее заслуженно считают народной! В оригинале поется без аккомпанемента, да и обычные люди также ее и поют. Под гитару она тоже

Гимн Российской Федерации на гитаре! Аккорды, табы, видео! Гимн Российской Федерации на гитаре! Аккорды, табы, видео!

Наверное именно с этой композиции (или мелодии) нужно начинать учиться играть на гитаре всем россиянам, и не только! Потому что «Гимн Российской Федерации» — самая патриотичная песня! Кроме аккорда F

Народная песня под гитару! «Черный ворон» — Аккорды, текст и видео. Народная песня под гитару! «Черный ворон» — Аккорды, текст и видео.

«Черный ворон» — красивая, но печальная военная песня донских казаков — героев. Чаще встречаются видео-ролики, где ее поют без аккомпанемента — в сольном или хоровом исполнении с разным мотивом, ритмом

«Мурка» на гитаре! Мелодия и песня. «Мурка» на гитаре! Мелодия и песня.

В России очень часто на слова: «Я умею играть на гитаре«, звучит вопрос: «А Мурку можешь спеть?» Наверное, потому, что данная композиция хорошо воспринимается обычными людей, причем разных профессий, но в

Народные песни под гитару! «Вот пуля просвистела», текст, аккорды, видео (кавер). Народные песни под гитару! «Вот пуля просвистела», текст, аккорды, видео (кавер).

«Вот пуля просвистела» — казачья народная песня в исполнении группы «ЧиЖ и Ко» (Сергея Чигракова), вошедшая в студийный альбом «О любви» (1995 год). На гитаре играется боем «шестеркой» без глушения.

Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео! Народная песня под гитару! «Фантом» (ЧиЖ) — Аккорды, видео!

«Фантом» — на самом деле является народной советской песней, автор которой неизвестен. Тем не менее вошла в альбом «Эрогенная зона» группы «Чиж & Co», выпущенный в 1996 году. Может быть

Источник

Русские народные мелодии для гитары

Автор: М. Александрова
Год: 2004
Издательство: АНОО «Ступени знаний»
Страниц: 26
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

В сборнике представлены народные мелодии и романсы, обработанные преподавателем-методистом М. В. Александровой для исполнения на классической гитаре. Все произведения доступны учащимся с 11 до 16 лет, имеющим подготовку, соответствующую старшим классам детской музыкальной школы.

Содержание:

  1. А. ОБУХОВ. Калитка
  2. Русская народная песня «Окрасился месяц багрянцем»
  3. А. ВАРЛАМОВ. Красный сарафан
  4. М. АЛЕКСАНДРОВА. Вариации на тему русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени»
  5. Еврейский народный танец «Семь сорок»
  6. М. АЛЕКСАНДРОВА. Вариации на тему русской народной песни «У нас нынче субботея»
  7. М. АЛЕКСАНДРОВА. Вариации на тему русской народной песни «Ой, при лужку»
  8. Песня российских цыган «Сосница»
  9. Песня андалузских цыган «El vito-vito»
  10. П. БУЛАХОВ. Свидание
  11. М. АЛЕКСАНДРОВА. Вариации на тему русской народной песни «Сон Степана Разина»

Источник

Русские народные мелодии для гитары

Цыганские народные песни и танцы
Содержание:

1. Е. Русанов «Импровизация»
2. «Всегда и везде за тобою». Таборная цыганская песня, 06р.Л.Шумеева.
3. «Не вечерни зори». Таборная цыганская песня. 06р.В.Афонского
4. «Цыганская венгерка» Обработка В.Ерохина
5. «Песня молдавских цыган» Обработка В.Афонского.
6. «Моя, она моя» Цыганский романс. 06р.В.Афонского.
7. «Роща «. Таборная цыганская песня. 06р. В.Афонского.
8. «На шелковой траве». Таборная цыганская песня. 06р. В.Афонского.
9. «Малярка» Таборная цыганская песня. Обр. В. Афонского.
10.» Мардяндя. Цыганский танец. Запись В.Афонского.
11. «Темно-вишневая шаль». Цыганский романс. Обр. В.Афонского.
12. И. Соколов. «Соколовская полька». Переложение Л.Шумеева.
13. «Когда вас нет». Цыганский романс. 06р. Е.Русанова.

Подруга семиструнная
старинные русские романсы
цыганские песни и романсы Н. Жемчужного
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
«Дека», 1998г.
(pdf/rar, 5.31 Мб)

Две буквы. Слова О. Осенина. Музыка Б. Прозоровского
Я больная. С напева Т. Церетели. Обработка Б. Прозоровского
Где твое личико смуглое. Слова Н. Некрасова. Музыка А. Спиро
В ночной тишине. Слова и музыка С. Кузнецова
Уйди, совсем уйди. Слова Верещагина. Музыка Л. Дризо
Взгляд твоих черных очей. Слова И. М. Железко. Музыка Н. Зубова
Дай твою ручку. Слова Гр. Л. Татищева. Музыка Н. Зубова
Зачем твержу. Аранжировка С. Зилоти
Баллада о застенчивом герцоге и не менее застенчивой Сантуцци. Слова Н. Агнивцева. Музыка Ф. Эккерта
Песенка об этикете. Слова Н. Агнивцева. Музыка Ар. Архангельского
Две слезы. Слова Д. Угрюмова. Музыка Б. Фомина
Брось тревогу. Слова К. Подревского. Музыка Б. Фомина
Никогда, ничего. Слова О. Осенина. Музыка Б. Фомина
Я вас любил. Слова Г. Хрущова-Сокольникова. Музыка М. Шимана
Клавиши. Слова О. Осенина. Музыка. Б. Прозоровского

Цыганские песни и романсы Н. Жемчужного:

Играй, цыган
Мой мальчик
Я тебя люблю
Дэвэс и Рат
Пробуждение
Баллада о любви
Я не грушу
Пой, гитара
Твои глаза
Я цыганка
Подруга семиструнная
Вы слишком хороши
Прошу простить
Быстрее птицы
Воспомоинание

Народные песни русских цыган
Содержание:

1. Пэ да рэка, пэ да Волга. (На реке, на Волге)
2. Дадывэс суббота. (Сегодня суббота)
3. Пиро Можайско дром. (По можайской дороге)
4. Да ту, мри тэрны хуланы. (Да ты, моя молодая хозяйка)
5. Заханэ ман ё комарья. (Заело меня комарьё)
6. Во лесу марэ палаточки. (В лесу наши палаточки)
7. Забаловала буря.
8. Яда сыво. (Этот серый)
9. Луга
10. Малярка
11. Малярка (вариант)
12. Куля
13. Нанэ мандэ родо. (Нет у меня рода)
14. Мэ дарава. (Я боюсь)
15. Братко кирива. (Братец кум)
16. Яда форо Москва. (Этот город Москва)
17. Сыр не везёт. (Как не везёт)
18. Заборо. (Забор)
19. Тэ с дому радость улетела.
20. Мэрав, далэ. (Гибну, мама)
21. Мэ кэ тумэ. (Я к вам)
22. Пустын. (Шубёнка)
23. Мороз
24. Хасиям.
25. Лохмотья
26. Шылалы балвал. (Холодный ветер)
27. Сыр дыкхтя чаво чя. (Как увидел парень девушку)
28. Чергэн захачёла. (Звезда загорелась)
29. Эх, распошёл
30. Панджь чавэ. (пять сынов)
31. Мама
32. Я пойду-выйду
33. Кэ тумэ ямэ явьям. (Мы к вам пришли)
34. Кон авэла. (Кто гонит лошадей)
35. Расквитался
36. Зэлэно урдо. (Зелёная повозка)
37. Свечи
38. Серьги-кольца
39. Садо-виноградо
40. Настенька
41. Тараканы
42. Ай, призадумал
43. Сосныца. (Сосенка)
44. Ручеёк
45. Бричка
46. Кумушка
47. В небе звёздочка сияет.
48. Прогэя. (Прошёл)
49. Машенька
50. Кай ёнэ. (Где они)
51. Сарэ патря. (Все карты)
52. Авэн, нашас туса. (Мы убежим с тобой)
53. Сыр мангэ прихаяпэ. (Как мне надоело)
54. Нанэ цоха. (Нет у меня юбки)
55. Лоли пхабай. (Красное яблочко)

Источник

Доклад на тему: «Использование тем народной музыки в репертуаре классической гитары»

Использование тем народной музыки в репертуаре классической гитары

Развитие классической музыки

Любому процессу или явлению в мире свойственно развитие. Музыка не является исключением, поскольку людям, ее создающим, свойственно стремление создать нечто совершенно новое, уникальное – то, чего не было раньше. Таким образом, однажды родившись из подражания голосу птицы на одной ноте, музыка просуществовала многие века, воплотившись в форме органных месс Баха, многочасовых опер Вагнера для оркестров в тысячу человек, додекафонных построений Шенберга и прочих уникальных примеров музыкального искусства.

В настоящее время наследие классической музыки потрясает воображение. Музыка менялась от эпохи к эпохе, произведения становились сложнее в мелодическом, гармоническом, звуковыразительном, фактурном планах. Создавались объемные шедевры для огромных оркестров и крошечные миниатюры, что звучали пару минут и надолго покоряли сердца публики. Менялись средства выразительности, одна популярная тематика сменяла другую, композиторы дерзали, экспериментировали, старались создать нечто принципиально новое — и бывало так, что они возводились слушателями на пьедестал, а бывало — лишь спустя годы после их смерти созданное ими обретало известность.

К XXI веку классические музыкальные произведения становилась все сложнее для восприятия широкой публики. В них применялись принцип атональности, додекафония, различные шумовые эффекты, в качестве музыкальных инструментов использовались предметы обихода, возникли такие направления, как импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм — музыка далеко ушла от строгости барокко и классицизма.

Тем не менее, в основе всего этого многообразия лежит народная музыка. А в свою очередь в основе народного творчества лежит песня.

За несколько тысяч лет до нашей эры люди научились подражать голосам птиц и животных, чуть позже научились делать из сухих стеблей, рогов, раковин, скорлупы крупных орехов и древесных трубок некие предметы, которые начинали звучать, если в них подуть. Простенькие свистульки позже стали флейтами, сопилками, свирелями, жалейками, окраинами, вистлами, волынками. Но прошло немало времени, прежде чем инструменты усовершенствовались настолько, что на них стало возможным сыграть хроматический звукоряд. А до этого мелодии, извлекаемые из таких инструментов, были очень простыми.

Люди также узнали о звукообразующих свойствах струны, обратив однажды внимание, что тетива лука, если по ней ударить, издает ровный тянущийся звук. Со временем струн стало несколько, а лук заменили деревянным коробом, научившись усиливать звук при помощи резонаторов. Так появились струнные инструменты: лира, арфа, гусли, цимбалы, монохорд, лютня.

Но даже те народные мелодии, которые исполнялись на музыкальных инструментах, отличались своей песенностью, их было легко воспроизвести голосом. Отчасти это было обусловлено трудностью выхода за рамки песенного мышления народных исполнителей (им сложно было представить такую мелодию, которую нельзя напеть), а отчасти ограниченными возможностями древних инструментов.

То есть отличительной чертой музыкального фольклора являются: небольшой диапазон, не очень широкие интервалы, ровный ритм без синкоп, единый лад без модуляций, отклонений и хроматизмов (пентатоника, диатоника).

Народная музыка в творчестве создателей современных классических гитарных традиций

Мы не будем рассматривать гитарный репертуар от истоков зарождения классической гитары, поскольку очевидно, что тогда произведения состояли в основном из народной музыки, в частности, испанского фламенко. Мы начнем рассматривать гитарную музыку с периода расцвета классической гитары, когда композиторы, наоборот, старались уйти от простых фольклорных мелодий и следовать традициям классической школы, чтобы показать, что гитара может быть не менее значимым инструментом, чем фортепиано или скрипка.

И в первую очередь мы будем говорить о творчестве таких выдающихся гитарных композиторов как Франциско Таррега, Андрес Сеговия и Августин Барриос.

Испанский классический гитарист и композитор, благодаря которому развитие классической гитары вышло на современный уровень.

Таррегу не случайно называют одним из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX — начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты».

И все эти произведения в той или иной степени проникнуты колоритом народных мелодий.

Например, известнейшее, регулярно исполняемое студентами училищ «Арабское каприччио» написано в гармоническом ре-миноре, а как известно, гармонический минор характерен для арабско-восточной музыки.

Андре́с Сего́вия То́ррес

Всемирно известный испанский гитарист, внесший огромный вклад в развитие классической гитары. Именно благодаря ему классическая гитара вышла на современный уровень значимости и известности.

Обучение искусству игры на гитаре у Сеговии началось с освоения техники фламенко и изучения испанской народной музыки. Но позже Сеговия задался целью развивать гитарное искусство, чтобы показать, что на гитаре можно исполнять не менее серьезные классические произведения, чем на фортепиано и скрипке. Сеговия расширил технические и выразительные возможности гитары, сделал множество переложений известных классических произведений, написанных для других инструментов, а также со временем убедил многих композиторов-негитаристов, что писать для гитары стоит. Благодаря его влиянию, было написано множество произведений для гитары такими известнейшими личностями как Александр Тансман, Хоакин Турина, Мануэль Понсе, Федерико Морено-Торроба, Марио Кастельнуово-Тедеско. Но несмотря на то, что Сеговия хотел разрушить стереотип о гитаре, что на ней можно исполнять только народные мелодии, сам он в своем творчестве обращался к испанскому и не только испанскому фольклору — вспомним его переложение «Астурии» Исаака Альбениса, используемые там расгеадо и гармонию средней части, где натуральный си-минор переходит в гармонический, создавая «восточную» окраску, характерную для испанского музыкального фольклора. И пусть подобные произведения на первый взгляд далеки от народной музыки, в их основе лежат мелодии, которые дышат национальным колоритом.

Выдающийся парагвайский гитарист-виртуоз и композитор, значительно обогативший репертуар классической гитары и расширивший ее технические возможности. На его творчество в значительной степени оказала влияние национальная музыка того региона, где он родился и вырос, то есть музыка Латинской Америки, в которой тесно переплетены испано–португальская, индейская и африканская музыкальные культуры.

Ритуалы и песни племени индейцев гуарани также оказали значительное влияние на творчество Барриоса. Более того, он длительное время выступал на концертах в национальном костюме, сцену украшал пальмовыми листьями, а перед началом концерта рассказывал легенду о гитаре в индейском стиле, что ещё больше погружало слушателей в определенный настрой.

Музыкальное творчество Барриоса обычно разделяют на три направления:

— музыка, построенная на мотивах фольклора американских индейцев, в первую очередь гуарани;

— произведения, написанные в духе европейской классической музыки.

Например, «Choro da Saudade» и «Танец гуарани» относятся ко второму из вышеназванных направлений.

«Choro da Saudade» — написано в дважды гармоническом соль-миноре с отклонениями в гармонический до-минор. Вторая часть — соль-мажор и модуляции по тональностям соль-мажорной диатоники. Композитор использовал сочетание тонального плана и ритмов, более типичных для европейской музыки, с народными мотивами.

«Танец гуарани» — ре-мажор (ионийской лад) с отклонениями в ми-минор (эолийский лад), диатоника. Помимо более типичного для музыки латиноамериканских индейцев тонального плана, здесь присутствует синкопированный ритм, что тоже характерно для индейской музыки.

Темы народной музыки в гитарных произведениях, написанных композиторами-негитаристами

Кастельнуово-Тедеско (Castelnuovo-Tedesco) Марио — композитор и пианист, жил сначала в Италии, затем в США. Отчасти благодаря дружбе и сотрудничеству с А. Сеговией стал одним из известнейших гитарных композиторов XX века. Однажды Сеговия сказал по поводу творчества Кастельнуово-Тедеско, что благодаря ему гитара спасена от произведений, написанных исключительно гитаристами.

Одно из известных произведений Кастельнуово-Тедеско для гитары — вариации «Через века». Они написаны в форме сюи́ты, и в их состав входят пять произведений: «Чакона», «Прелюдия», «Вальс 1», «Вальс 2», «Фокстрот». Несмотря на то, что вариации обладают довольно сложной гармонией и тональным планом, в основе всех этих произведений лежит очень простая тема, которая звучит в двух первых тактах «Чаконы».

По сути это мелодия, состоящая из шести нот. Первый такт — это обыгрывание ре-минорного трезвучия, второй — повторяющаяся септима.

И своей простотой и напевностью она напоминает в первую очередь народную мелодию, которую можно наиграть на обычной деревянной флейте. Благодаря строгому характеру «Чаконы», вариации с самого начала переносят нас в эпоху барокко, когда чакона была распространенным жанром, но в связи с простотой основной темы в ней звучат отголоски куда более ранних напевов — возможно, средневековых, когда чакона только появилась и была испанским народным танцем. Случайно это, или нет, но вариации заканчиваются тоже танцем — «Фокстротом». Во время написания вариаций он был популярным джазовым социальным танцем, а ведь социальные танцы по сути своей те же народные, люди танцуют их под ту музыку, которую привыкли слышать, и они распространены среди широкого круга людей, в отличие от классических и бальных танцевальных стилей.

Впрочем, истоки темы вариаций могут лежать ещё раньше. Подобный напев можно сыграть на достаточно простом инструменте с диапазоном хотя бы в квинту.

Возможно, композитор тем самым напоминает слушателю об истоках классической музыки.

Мануэль Мария Понсе Куэльяр

Известный мексиканский пианист, композитор и дирижёр. Также является одним из самых исполняемых гитарных композиторов XX века.

Если говорить о народных мотивах в гитарном творчестве Мануэля Понсе, то одним из наиболее известных его произведений в этом ключе будет Соната I «Mexicana”. В этой сонате объединены академические музыкальные тенденции XX века и народные мексиканские мотивы. Кроме того, это одно из произведений, написанных по заказу Сеговии.

Помимо народных мелодий здесь можно заметить влияние композиторов-импрессионистов, в частности Дебюсси. При этом первая часть — лёгкая, юмористическая, построенная на темах танцевального вильянсико, вторая часть — обработка лирической мексиканской песни, третья часть — серенада, в которой переплетаются мексиканские мелодии и мотивы «Прерванной серенады» Дебюсси, а финал написан в форме быстрого рондо и построен на темах пролога.

Более того, Понсе, как ранее Мауро Джулиани и Фернандо Сор обратился к вариациям на тему испанской народной песни «Фолия» (опять же, по совету А. Сеговии). Но в отличие от Сора и Джулиани, которые написали небольшие вариации, где мелодия песни изменяется больше фактурно, чем гармонически, Понсе создал огромное произведение, состоящее из темы, двадцати вариаций и фуги в конце, имеющее весьма сложный тональный и гармонический план. Они являются сочетанием неоклассических, неоромантических и импрессионистских традиций.

Произведения гитаристов конца XX – начала XXI вв

Карло Доменикони — известный современный итальянский гитарист и композитор.

Родился в Северной Италии, в небольшом городе Чезена. Начальный этап обучения гитаре прошел у Кармен Ленци Моццани. Сочинять музыку начал примерно тогда же. В 1969г оканчивает Высшую школу музыки в Западном Берлине, остаётся преподавать в Берлинском институте искусств.

Значительное влияние на творчество композитора оказало посещение Турции, и с тех пор в его композициях очень часто можно видеть влияние турецкого музыкального фольклора. Кроме того, Доменикони активно содействовал организации кафедры струнно-щипковых инструментов в консерватории Стамбула. В итоге одними из самых известных произведений композитора стали «Вариации на тему турецкой народной песни» («Variations on a Turkish folksong», Op.15, их ещё называют «Вариациями на тему анатолийской народной песни), сюита «Коюнбаба» («Koyunbaba», op.19) и «Синдбад» в трёх циклах («Sindbad», op.49).

«Вариации на анатолийскую тему». Доминекони со свойственной ему оригинальностью подошёл к написанию вариаций на тему, взятую из турецкого музыкального фольклора. Обычно словосочетание «турецкая музыка» ассоциируется со сложным ритмом и обилием хроматизмов. Однако у Доминекони мы видим, что основная тема у него — в натуральном ре-минорного с серединой в натуральном ля-миноре.

Очевидно, композитор не ставил задачу написать вариации на одну из известных тем. Вероятнее всего, он обратился к творчеству ашиков. Считается, что именно с творчества народных певцов ашиков берет начало турецкая музыка. Они пели, аккомпанируя себе на сазе — это похожий на лютню инструмент с каплевидным корпусом и длинным грифом. Для ашиков характерна весьма своеобразная манера пения. Необходимо было петь звучно и громко, при этом строго, уверенно и торжественно. Излишнее украшательство мелодии с помощью сложных ритмических фигур и мелизматики считалась недопустимым, чтобы не создать впечатление легкомысленности и жеманности. Отсюда — простая гармония и ритм, чтобы не отвлекать слушателей от общей картины эпического повествования.

Дэвид Рассел (1953) – выдающийся шотландский классический гитарист. Родился в г. Глазго, впоследствии прожил в Испании много лет.

Закончил Королевскую консерваторию в Лондоне. Лауреат многочисленных фестивалей и конкурсов, обладатель Гитарной премии Джулиана Брима. С 1997г принят в действительные члены Королевской Академии музыки. Несколько современных композиторов посвятили Расселу свои произведения (Сержио Ассад, Карло Доменикони и др.). В настоящее время Рассел выступает с концертами по всему миру.

Но несмотря на то, что Девид Рассел — в первую очередь исполнитель, его «Кельтский цикл» заслуживает внимания. Это замечательный образец кельтской народной музыки, облеченной в классическую форму и гармонию.

«Кельтский цикл» — это аранжировки ирландских и шотландских народных мелодий. В состав «Кельтского цикла» входят одиннадцать пьес:

1. «The bucks of Oranmore» («Парень из Оранмора) — ирландский рил (рил — быстрый танец в ритме 4/4 или 2/4, возникший в Шотландии и продолживший свое развитие в Ирландии).

2. «Cherish the ladies» — ирландская дабл-джига (двойная джига, быстрый танец в размере 6/8).

3. «Niel Gow’s lament for the death of his second wife» — шотландская народная песня .

4. «Spatter the dew» — ирландская слип-джига (скользящая джига, или джига в размере 9/8, исполняемая в средних темпах).

5. «Kildare Fancy» — ирландский хорнпайп (хорнпайп — танец в среднем темпе, в размере 2/4 или 4/4).

6. «Skye boat song» — шотландская народная песня.

7. «Loch Leven castle» — шотландский хорнпайп .

8. «Bonny, Bonny Banks of Loch Lomond» — шотландская народная песня .

9. «Wiskey You’re the devil» — ирландский хорнпайп .

10. «The fair haired boy and three little drummers» — ирландская дабл — джига .

11. «The Deil amang the tailors» — шотландский рил .

Дуарте (Дюарте) Джон Уильям – британский композитор и гитарист. Родился в г.Шеффилде. Во время обучения на технологическом факультете Манчестерского университета заинтересовался музыкой. Перед тем, как обратиться к классической гитаре, его инструментом была джаз-гитара, и это впоследствии отразилось на гармонии его произведений. Одним из друзей Джона Дуарте был Андрес Сеговия, и именно по его заказу была создана «Английская сюита».

Дуарте написал более 140 произведений для гитары и лютни, большинство из которых опубликовано. «Английская сюита» — одно из самых известных среди них. И в ней мы можем отчётливо слышать кельтские народные мелодии. В частности, первая и третья части («Прелюдия» и «Круговой танец») своей пентатоничностью напоминают ирландскую музыку, а вторая часть — «Народная песня» – ритмической организацией и отдельными мелодическими построениями очень похожа на одну из самых известных английских народных песен «Зелёные рукава».

Народные мотивы в творчестве российских гитаристов

Особенности русской народной музыки

Исходя из рассмотренного выше материала, мы видим, что народная музыка широко используется зарубежными композиторами. Однако чаще всего тематику и мелодику народных музыкальных традиций мы можем встретить в репертуаре российских классических гитаристов, которые очень часто обращались и обращаются к многообразию славянского фольклора.

Рассмотрим особенности русской народной музыки. Здесь речь пойдет о песенном творчестве, поскольку это древнейший пласт народного искусства, являющийся ключевым в последующем развитии музыки. Более того, возникшая несколько позже русская инструментальная музыка переняла очень многие черты песенного творчества – это и определенные гармонии, и певучая мелодика, близкая песенной.

Диатоника и пентатоника (хроматизмы более характерны для украинской музыки), однако хроматизмы могут присутствовать в проходящих нотах и вводных тонах, простые ритмы, приближающую песню к народной речи, для многоголосия – подголосочная полифония, когда второстепенные голоса уходят от главной темы вверх или вниз, потом возвращаясь, или поют в унисон или в октаву с небольшими отличиями.

Текст и напев в русской песне тесно связаны между собой и невозможны друг без друга. Эти песни исполняются одиночно или хором, чаще без сопровождения музыкальных инструментов.

Мелодические особенности русской песни имеют черты древнейшей музыки.

Несмотря на влияния музыки других народов (главным образом, финнов, киргиз и восточных татар), собственные характерные черты в русской песне преобладают.

Как и музыка древней Греции, русская музыка строилась на системе тетрахордов . В таких системах мелодия развивается не в пределах октавы , а в пределах кварт и квинт . Мелодия не удалялась от тоники дальше квинты или, максимум, сексты, седьмой вводный тон не использовался.

Основой такой древней музыки является пентатоника (так называемая китайская или шотландская гамма)

составленная из двух трихордов , то есть двух кварт с одним промежуточным тоном в каждой. На основе трихорда, то есть кварты с пропущенным интервалом, созданы наиболее древние песни.

В основе других песенных мелодий лежит тетрахорд . В этот период появляется полутон, но уходят скачки на один с половиной тона, характерные для трихордов.

Таким образом, тональность народных песен не всегда можно определить. Нередко здесь служат основой несколько квинт, в каждой из которых своя тоника. Таким образом, возникает мелодическая модуляция.

Часто народная песня оканчивается не тоникой, а доминантой.

Русским народным мелодиям свойственна диатоника, то есть следование интервалов в основном по целым тонам. Полутона, выражающие большую экспрессию и свойственные украинским мелодиям, обычно отсутствуют.

Однако русские народные песни не всегда полностью диатоничны. Могут присутствовать хроматизмы в проходящих нотах и вводных тонах. И все-таки диатонизм более характерен для русских и древних украинских и белорусских песен.

Многоголосие в русских песнях построено не на аккордах, а на сочетании голосов. Большинство таких песен начинается с запева, далее вступает хор. Запев обычно поется в средних регистрах и является ведущей темой. Остальные певцы поют подголоски – сопровождение мелодии – уходят от главной темы вверх или вниз, или же поют в унисон с небольшими отличиями.

Голоса в начале или конце песни сходятся в унисон или октаву для обозначения отправной точки или завершения. В таких октавах нет терций или квинт, чтобы не нарушать ясность тоники. Вообще аккорды в такой музыке встречаются только в виде случайных сочетаний. Таким образом, можно сделать вывод, что народное многоголосие строится по законам, отличным от правил западноевропейской гармонии.

Чтобы песня была ближе к разговорной речи, ритмически она чаще делится не на равные такты, а на полустишия. Однако размеры, обычно переменные, также встречаются – даже размеры в 5 / 4 и 7 / 4 .

Наиболее известным российским гитаристом, долгое время считавшийся основоположником русской школы игры на гитаре, был Сихра.

Андрей Осипович Сихра

Сихра изначально играл на шестиструнной гитаре и виртуозно владел арфой. Именно арфа побудила его освоить видоизмененную гитару, на которой благодаря строю, можно играть арпеджио, близкие по звучанию к арфовым.

Семиструнная гитара закрепилась с соль-мажорным строем:


За свою жизнь Сихра написал множество произведений для гитары: это и переложения отрывков русских и европейских опер (преимущественно арий), и попурри на оперные темы, и обработки европейской инструментальной классики, и пьесы собственного сочинения в танцевальных жанрах, и гитарные ансамбли. Однако самым значительным пластом его творчества были многочисленные переложения и обработки русских народных песен, которые остаются популярными и сегодня. Наиболее известные среди них – это вариации на темы таких песен: «Как из-за леса-лесочка», «Помнишь ли, сердечный друг», «Взвейся выше понесися», «Что ты бедна ветка», «Ах тошно матушка весною жить одной». Хоть эти мелодии и построены на основе правил западноевропейской гармонии, здесь мы видим многие характерные особенности русской музыки. Это и певучие нисходящие интонации, и натуральный лад, и следы полифонических подголосков.

Его обучение музыке началось со скрипки, однако позже он побывал на концерте Сеговии в большом зале Московской консерватории, и после этого решил заниматься гитарой.

Обучался по классу гитары у П. Агафошина, а композиции – у Н. Речменского.

В дальнейшем работал в Малом театре, руководил Ансамблем песни и пляски НКВД СССР, а позже — оркестром народных инструментов Гостелерадио. После войны приложил немало усилий для возобновления занятий по классу гитары.

Количество его произведений для гитары превышает пять сотен, среди них сонаты, два концерта, переложения классических произведений, множество пьес и огромное количество обработок русского музыкального фольклора. Среди них известны такие обработки как «У ворот, у ворот», «Я встретил вас», вариации «На заре ты ее не буди», вариации «Ахти, матушка, голова болит. Помимо этого, он является автором «Школы игры на шестиструнной гитаре».

Сочинения Иванова-Крамского сохраняют гармоническую ясность и простоту русских народных мелодий. В своих произведениях Иванова-Крамского не стремится преобразовывать народную музыку в нечто качественно новое, как действовали многие другие композиторы. Наоборот, он старается как можно точнее передать красоту русской песенности, действуя при этом в рамках традиций европейской классической школы и широко используя возможности гитары. Вследствие этого многие обработки Иванова-Крамского оказываются технически несложными и удобными в исполнении, что позволяет регулярно применять эти произведения при обучении искусству классической гитары.

Среди современных гитаристов России стоит рассказать о Евгении Финкельштейне. Это известный российский классический гитарист. Родился в 1972 в Москве. Учителями его были такие выдающиеся педагоги как Александр Фраучи, Камилла Фраучи, Никита Кошкин, Александр Гитман. Финкельштейн получил высшее музыкальное образование в Российской Академии Музыки им. Гнесиных, там же учился в аспирантуре. Выиграл несколько международных конкурсов в Москве и Бельгии. Сейчас Финкельштейн преподает в Государственной Классической Академии в Москве, он является заведующим кафедрой классической гитары и имеет профессорскую научную степень. Финкельштейн воспитал множество талантливых учеников, многие из которых становились лауреатами международных конкурсов.

Финкельштейн совершенно особенным образом исполняет обработки русских народных песен и произведения русских композиторов, таких как Сергей Руднев, Никита Кошкин, Геннадий Беляев. Он прекрасно чувствует глубокий лиризм и песенность русской музыки и очень хорошо умеет это передать с помощью выразительного звучания своей гитары. Более того, русская народная музыка оказала значительное влияние на Финкельштейна-композитора.

Отдельно стоит отметить Вариации С. Руднева на тему русской народной песни «Липа вековая», которое часто звучит на концертах Евгения Финкельштейна. Это произведение включает в себя множество колористических приемов.

Здесь сохранены особенности оригинальной песни, в том числе и гармония. Вариации в основном фактурные. Очень интересна одна из вариаций, где используется имитация игры на балалайке.

Следует отметить выдающееся исполнение этого произведения Евгением Финкельштейном. Чистый и тембрально богато окрашенный звук его гитары придает музыке дополнительную певучесть.

Что касается Финкельштейна-композитора и наиболее известного его произведения – «Баллады», то можно сказать, что здесь хоть и нет в названии прямой отсылки к одной из русских народных мелодий, но тем не менее заметно, что русский музыкальный фольклор оказал значительное влияние. Интересно, что Финкельштейн – наш современник, и в наши дни существует определенная тенденция к введению максимально возможных новшеств, однако усложнение здесь свелось скорее к увеличению технических приемов. В «Балладе» мы по-прежнему видим натуральный лад – здесь есть мажорные и минорные части, но даже доминанта в миноре остается си-минорным аккордом. Вторая часть произведения – это полифоническое развитие главной темы. Мы здесь видим имитационную полифонию, а не подголосочную, характерную для русской народной песни. Но отдельные элементы мелодии, где темы сходятся в одну, а потом снова расходятся на две, напоминают полифонию подголосочную. Мелодия по максимуму избегает ходов по полутонам, и в ней мы часто видим нисходящие ходы, характерные для русской песни.

Мы рассмотрели творчество известных гитарных и не только гитарных композиторов, от периода расцвета классической гитары до наших дней. У каждого из них свой уникальный стиль, основанный на синтезе классических музыкальных традиций и собственного музыкального мышления. Многие из них на первый взгляд обладают очень непростым музыкальным языком, который весьма далек от гармонической ясности народных мелодий. Но в случае рассмотренных композиторов мы можем утверждать, что на каждого из них в той или иной степени оказал влияние фольклор той местности, откуда родом конкретный композитор.

Более того, рассмотренные произведения входят в репертуар учащихся музыкальных школ и училищ. Потому что именно народные мелодии лучше всего подходят для обучения. У них обычно простая ясная гармония, что делает произведения более понятными, легче запоминающимися, а также удобными в аппликатурном плане. Помимо этого, таким образом учащиеся знакомятся с истоками музыкального многообразия.

Следовательно, как бы ни изменялась музыка со временем, как бы далеко не уходили композиторы от классических музыкальных традиций в стремлении создать нечто качественно новое, народные мотивы будут оказывать свое влияние, поскольку является некой основой, из которой музыка родилась однажды.

Источник

Оцените статью