Русские народные сказки с нотами

Музыкальные сказки и игры — ноты для фортепиано

В пособии представлены литературно-музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии призваны развивать творческое восприятие и воображение у детей. Методические рекомендации, приведенные в каждой сказке и игре, — результат работы авторов на занятиях групп «продленного дня» с 6-7-летними детьми в одной из московских школ. Предлагаемая методику можно использовать и на уроках по внеучебной деятельности в школе, в детском саду, в системе дополнительного образования. Книга будет интересна родителям.


Музыкальные сказки

для детей
пение в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1976г.
номер 9083

КАК ОБЕЗЬЯНКА ЧИКИ ДОКТОРОМ БЫЛА Музыка Ю. Чичкова. Сценарий и тексты песен М. Пляцковского

КАК ЛЬВЕНОК И ЧЕРЕПАХА ПЕЛИ ПЕСНЮ Музыка Г. Гладкова. Сценарий и тексты песен С. Козлова
Песня львенка и черепахи

ПЕСНИ ИЗ СКАЗКИ «ДВАЖДЫ ДВА —ЧЕТЫРЕ» Музыка Вл. Шаинского. Слова М. Пляцковского
НА СВЕТЕ НЕВОЗМОЖНОЕ СЛУЧАЕТСЯ
ПЕСЕНКА БЕЛОЧКИ
ВСЁ МЫ ДЕЛИМ ПОПОЛАМ

Скачать ноты


Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки
Музыкальные сказки и игры

для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П.
«ВЛАДОС», 2002г.

Звуки рождаются в природе — в шелесте листьев, щебетании птиц, шуме прибоя.
Кто услышит музыку утренней зари, сияющего солнца и ночного неба?
Музыка звучит для всех вместе и для каждого в отдельности.
Раскроем тайну мира через музыку.

Предлагаемые музыкальные сказки, игры обращены к детям 5-9 лет в качестве дополнительного материала на уроках музыки, в группах продленного дня, в средних и старших группах детского сада и для семейного чтения.
Цель материала — развитие у детей творческого воображения, творческого восприятия окружающего мира, музыкальной памяти, чувства ритма, приобщение детей к образно-эмоциональному строю музыки. Музыкальные игры и сказки могут разыгрываться на уроке и быть его эмоциональной паузой или кульминацией. Сказки можно представить и в виде инсценировки.
Литературный образ сказок не только подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Музыка часто звучит внутри сказки как часть общего содержания. В некоторых сказках развитие сюжета проходит без музыкального озвучивания («Белые ночи», «Одуванчики»), но музыка как бы присутствует в описании природы, и педагогу нужно по своему усмотрению подобрать музыкальное произведение для прослушивания после прочтения сказки так, чтобы музыка была обобщением и продолжением литературного образа.
Музыкальное произведение может звучать в записи, в исполнении педагога или учащихся на детских музыкальных инструментах, либо исполняться голосом.
Для детей сказка — условно реальный мир. Это философско-романтическая форма подачи материала, где возвышенность, чистота, поэтичность сказочного мира соединяются с конкретностью реального жизненного окружения.

Игра — самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир музыки. Игра способствует творческому развитию детей, проявлению их самостоятельности, развитию фантазии, умению мыслить музыкальными образами, формированию ассоциативного мышления. «Песенные» игры помогают накоплению певческого репертуара, способствуют запоминанию детских песен. Предлагаемые сказки и игры дают некоторую систематизацию музыкальных впечатлений, полученных из окружающей жизни.

«Песенные игры» написаны и методически разработаны Юлией Владимировной Ильиной. Для их проведения класс желательно разделить на несколько групп-команд, которые по условиям игры соревнуются на лучшее исполнение и знание песен. Педагогу принадлежит ведущая, организующая роль.
Каждая игра имеет нотное приложение: песню на тему игры или сказки, фрагмент из произведений отечественной и зарубежной классики. Ко многим сказкам, приведенным в сборнике, написаны песни на стихи педагога и поэта Марины Петровны Сергеевой.
В качестве самостоятельной деятельности детям, во-первых, можно предложить нарисовать по сюжету данной игры-сказки, так как именно рисование в этом возрасте является ведущей формой творческого самовыражения; во-вторых, ответить на вопросы после прослушивания сказки или игры; пересказать сказку, сочинить свой рассказ; в-третьих, дать задание на импровизацию попевки и воспроизведение ее голосом или на каком-либо детском инструменте.
Музыкальные игры и сказки — дополнительная форма обучения к тем методическим требованиям и задачам, которые решаются в базисной программе.
В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами различных видов искусств: музыки, театрального действа, музыкальной и театральной импровизации, изобразительного искусства.
Старший научный сотрудник Института художественного образования РАО,
канд. педагогических наук И.В. Кошмина

  • ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
    • Музыка леса
      «УТРО» (фрагмент). Музыка Э. Грига
      «КУДА?» Музыка Ф. Шуберта, фрагмент переложения для фортепиано
      «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ» ( фрагмент). Музыка Н. Римского-Корсакова
      «ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ПТИЦ». Из оперы «Снегурочка» (фрагмент ). Музыка Н. Римского-Корсакова
      «ШЕСТВИЕ КУЗНЕЧИКОВ» (фрагмент). Музыка С. Прокофьева
    • Полезная песня
      ВСТУПЛЕНИЕ К ХОРУ ПТИЦ. Фрагмент из пролога оперы «Снегурочка». Музыка Н. Римского-Корсакова
    • Дятел, кукушка и петух
      «КУКУШКА». Эстонская народная песня, русский текст В, Татаринова
      «РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ». Фрагмент вступления к опере «Хованщина». Музыка М. Мусоргского
      ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ «СНЕГУРОЧКА» (фрагмент). Музыка Н. Римского-Корсакова
    • Лесная школа
  • ИСТОРИИ-СКАЗКИ ПРО ДЕВОЧКУ ГАЛЮ
    Песенка колокольчика
    «КОЛОКОЛЬЧИК». Музыка И. Кошминой, слова М Сергеевой
    Песенка дождя.
    «ДОЖДИК». Музыка Я. Кошмтой% словаМ Сергеевой
    Ветер-музыкант
    «ПЕСНЯ-ЗАГАДКА». Музыка Я. Кошминой, слова М. Сергеевой.
    Солнышко-дирижер
    «СОЛНЫШКО». Музыка И. Кошминой, слова М. Сергеевой
  • ПЕСЕННЫЕ ИГРЫ
    Времена года
    «ВЕСНА». Музыка И.Кошминой, слова М. Сергеевой
    «ЛЕТО». Музыка И.Кошминой, слова М. Сергеевой
    «ОСЕНЬ». Музыка И.Кошминой, слова М. Сергеевой
    «ЗИМА». Музыка И.Кошминой, слова М Сергеевой
    В музыкантах я родился.(по народной игре).
    Тень, тень-потетень
    «ТЕНЬ-ТЕНЬ». Русская народная песня »
    «АХ, УТУШКА, МОЯ ЛУГОВАЯ». Русская народная песня
    «СЕЛ КОМАРИК НА ДУБОЧЕК». Белорусская народная песня
    «МОЙ КОНЕК». Чешская народная песня
    «СОЛОВЕЙ И ЛЯГУШКА». Немецкая народная песня. Перевод Д. Фрейчко
    «ЛИСА-ПЛУТОВКА». Немецкая народная песня
    Хохлатка и кот Васька
    «ХОХЛАТКА». Немецкая народная песня.
    «КОТ ВАСЬКА». Музыка и слова Г. Лобачева
    «ЦЫПЛЯТА». Чилийская народная песня
    Сказка-загадка. ».
    «ВЕСЕЛЫЙ МЕЛЬНИК». Американская детская песня. Перевод Е. Филиц
  • СКАЗКИ И МУЗЫКА
    Медведь на ухо наступил
    «ПЕСНЯ В ЛЕСУ». Музыка И.Кошминой, слова М.Сергеевой.
    Сказка про Федора
    «НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА. Русская народная песня
    «КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ». Русская народная песня
    «СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ». Русская народная песня
    «В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ». Русская народная песня
    Одуванчики
    «ПОСЛЕ ДОЖДЯ». Музыка И.Кошминой, слова М. Сергеевой
    «НЕЗАБУДКИ». Музыка И.Кошминой, слова М Сергеевой
    «ВЕЧЕРНИЕ ГРЕЗЫ». Музыка И.Кошминой, слова М. Сергеевой
    Морские камушки
    «ОКИЯН-МОРЕ СИНЕЕ», фрагмент вступления к опере «Садко» Музыка Н. Римского-Корсакова
    Белые ночи
    «МАЙ. БЕЛЫЕ НОЧИ». Фрагмент пьесы из цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского
    «ДЕНЬ». Музыка И.Кошминой
    «НОЧЬ». Музыка.И.Кошминой
    «БЕЛЫЕ НОЧИ», Музыка И.Кошминой

Скачать сценарии

Источник

Жаворонушки — песенки, сказки для детского сада

Пособие для музыкального руководителя в детском саду


Жаворонушки
Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
Выпуск 1
для детей и юношества
Запись, нотация и составление Г.Науменко
общая редакция С.Пушкиной
«Советский композитор», 1977г.
номер с5389к

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую, Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

  • ЧАСТЬ —1 (ВЗРОСЛЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ)
    • Колыбельные песни и припевки (№№ 1—32)
    • Потешки (№№ 33—91)
    • Прибаутки (№№ 92—103)
    • Сказки (№№ 104—119)
  • ЧАСТЬ —2 (ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ)
    • Календарные песни (№№ 120—140)
    • Приговорки (№№ 141—183)
    • Трудовые песни и припевки (№№ 184—189)
    • Плясовые песни и припевки (№№ 190-196)
    • Скороговорки (№№ 197—208)
    • Считалки (№№ 209—219)
    • Дразнилки (№№ 220-245)
    • Игры (№№ 246-294)
  • Сведения об исполнителях

Скачать песенник

Спасибо Анне за сборник!


Жаворонушки
Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
Выпуск 2
для детей и юношества
Запись, нотация и составление Г.Науменко
«Советский композитор», 1981г.
номер с5389к

У ребят свои игры, сказки, песни. Целый большой мир, где быль, реальность переплетаются с выдумкой и фантазией. Все дети — художники, поэты, музыканты. Они видят мир радостным, добрым, красочным и таким переносят его в свои песни, стихи, игры.

В 1963—1977 годах в Нечерноземной зоне— в деревнях, селах, городах Смоленской, Калужской, Ивановской, Костромской, Московской областей автором этого сборника были записаны на магнитофон песни, стихи, игры, считалки, дразнилки. Эти произведения могут способствовать развитию внешкольной самодеятельности, эстетическому, художественному воспитанию детей.
С некоторыми жанрами нас уже познакомил первый сборник «Жаворонушек». «Жаворонушки II» включают как уже известные, так и новые жанры: волшебные сказки с напевами, песни-загадки, частушки.
На Руси издавна земледельцы отмечали особыми праздниками каждое время года. В этих праздниках активное участие принимали дети, которые совершали обряды, сопровождавшиеся особыми песнями, хороводами, играми. Они пели и свои детские песни, и песни, перенятые у взрослых. Музыкальный календарь «Жаворонушек-II» включает в себя не только песни, приуроченные к различным временам года, но и соответствующие каждому времени года детские забавы; в них нашли отражение старинные обычаи.
В сборник вошли и образцы наигрышей на различных народных инструментах: дудочках, жалейках, рожках, гуслях и т. д. Как правило, каждый маленький музыкант обогащает своей собственной выдумкой и фантазией традиционные напевы, обороты.

В конце книги вы найдете примечания, в которых указаны фамилии и адреса исполнителей, словарь диалектных и малопонятных старинных слов, встречающихся в сборнике.
Тем, кто заинтересуется детским фольклором, захочет познакомиться с ним шире и глубже, мы предлагаем рекомендательный раздел. В нем указаны наиболее известные и значительные сборники, в которых опубликованы произведения детского фольклора и фольклора для детей.
Г. Науменко

  • ЧАСТЬ 1. ВЗРОСЛЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • Игровые песни и прибаутки (№№1-29)
    • Сказки (№№ 30-36)
  • ЧАСТЬ 2. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
    • Народный музыкальный календарь (времена года) (№№ 37-122)
    • Дразнилки (№№ 123-138)
    • Прибаутки (№№ 139-170)
    • Загадки (№№171-186).
    • Частушки (№№ 187-190)
    • Инструментальные наигрыши (№№ 191-204)
  • Сведения об исполнителях
  • Словарь
  • Рекомендательный раздел (библиография)

Скачать сборник

Спасибо Анне за сборник!


Жаворонушки
Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
Выпуск 3
для детей и юношества
Запись, нотация и составление Г.Науменко
«Советский композитор», 1984г.
номер с6764к

В третьем выпуске сборника «Жаворонушки» продолжается публикация записей произведений детского фольклора, собранных составителем в Калининской, Смоленской, Московской, Калужской, Псковской, Курской, Ивановской, Костромской, Вологодской областях в период 1964—1981 годов.
Сборник состоит из двух частей и приложения.

В первой части сборника представлены детские песни, записанные от К. А. Орфелиновой, уроженки села Боршево Костромской области. Талантливая народная песенница, обладающая уникальной памятью и большим вкусом, она может быть поставлена в один ряд с такими прославленными сказителями -«старинщиками», песенниками, как Новопольцев и Королькова, Рябинин и Федосова. Удивительно разнообразен детский фольклорный материал, записанный у Орфелиновой — более двухсот произведений самых разнообразных жанров: колыбельные и потешки, прибаутки и заклички, календарные песни и приговорки, считалки и дразнилки и т. д. Большинство песен она слышала от своей бабушки, известной в округе песенницы, и от других односельчан.

Вторая часть сборника — игры, игровые припевы, сказки с напевами записаны от детей.
Приложение к сборнику познакомит читателя с народным театрализованным представлением с песнями «Барин и Фома». Записано оно от А. Е. Волковой (1890—1975) в деревне Бор Ивановской области в 1970 году. По воспоминаниям Волковой, сатирическое скоморошье представление «Барин и Фома» играли по большим праздникам.

В представлении эпизодические роли исполняли дети. Со временем, вспоминает Волкова, когда взрослые перестали играть представление, его долгое время играли парни и девчата.
В конце сборника помещен словарь, в котором расшифровываются малопонятные и диалектные слова и даются сведения об исполнителях.
Г. Науменко

  • ДЕТСКИЕ ПЕСНИ К. А. ОРФЕЛИНОВОИ
    №№ 1—120. — Запись в селе Боршево Костромской области. Исполнитель—Орфелинова К. А. (рождения 1893 года).
  • ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИПЕВЫ
  • СКАЗКИ
    • 162. Про козу — Записана в селе Ситьково Велижского р-на Смоленской обл. Исп. Морозов В. (15 л.).
    • 163. Красненький петушок — Зап. в с. Заречье Мантуровского р-на Курской обл. Исп. Олёхин С. (12л.).
    • 164. Кот, петух и лиса — Зап. в с. Романцево Буйского р-на Костромской обл. Исп. Логинова Г. (13 л.)
    • 165. Заяц и волчиха — Зап. в дер. Жигули Кунинского р-на Псковской обл. Исп. Бутов Г. (11 л.).
    • 166. Овечка-серебряные копытца — Зап. в с. Будищи Большесолдатского р-на Курской обл. Исп. Щетинина Л. (14 л.).
    • 167. Мужик, лиса и волк — Зап. в деревне Теплихово Тёмкинского р-на Смоленской обл. Исп. Муханов В. (14 л.).
    • 168. Медведь на липовой ноге — Зап. в с. Будищи Большесолдатского р-на Курской обл. Исп. Сухорукова Т. (15 л.).
    • 169. Старик со старухой и волк — Зап. в дер. Ершово Тёмкинского р-на Смоленской обл. Исп. Смолин В. (16 л.).
    • 170. Лиса и волк — Зап. в с. Новое Старицкого р-на Калининской обл. Исп. Осипов С. (13 л,).
    • 171. Медведь и бычок — Зап. в дер. Бурково Тёмкинско-го р-на Смоленской обл. Исп. Соколов В. (13л.).
    • 172. Лиса и куры — См. прим. № 165.
    • 173. Мороз Васильевич — Зап. в с. Смычко Белинского р-на Пензенской обл. Исп. Чамбаров В. (15 л.).
    • 174. Морозко — Зап. в дер. Щитниково Старицкого р-на Калининской обл. Исп. Трофимова Т. (15 л.).
    • 175. Снежные русалки — Зап. в дер. Лужки Руднянского р-на Смоленской обл. Исп. Мартынов Н. (14 л.).
    • 176. Матушка Весна — Зап. в городе Медвежьегорск Карельской АССР. Исп. Первушин И. (11 л.).
    • 177. Мужик и Дождь— Зап. в г. Великие Луки Великолукского р-на Псковской обл. Исп. Овсянкина Л. (13 л.).
    • 178. Сказка про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку— См. прим. № 162.
      179. Беленький груздочек — Зап. в дер. Кочаны Руднянского р-на Смоленской обл. Исп. Гусева Н. (16л.).
    • 180. Маврушка и старичок — Зап. в с. Смычко Белинского р-на Пензенской обл. Исп. Иванов С. (15 л.).
    • 181. Берестяная коробочка — Зап. в с. Троицк Ковылкинского р-на Мордовской АССР. Исп. Ковалёв Т. (10 л.).

    Скачать ноты

    Спасибо Ирине за сборник!


    Жаворонушки
    Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
    Выпуск 4
    для детей и юношества
    Запись, нотация и составление Г.Науменко
    «Советский композитор», 1986г.
    номер с7451к

    В 4-ом выпуске сборника «Жаворонушки» продолжается публикация произведений русского детского музыкального фольклора.

    Каждый выпуск серии «Жаворонушки» имеет свою особую тематику и построение: первый и второй— познакомили читателей с основными жанрами детского музыкального фольклора, с записями взрослого и детского исполнения. В третьем выпуске составитель представил читателям репертуар выдающейся исполнительницы детских народных песен К. А. Орфелиновой. В четвертом выпуске «Жаворонушек» предлагаются лучшие записи русского детского музыкального фольклора, взятые из изданий XIX—XX веков.

    Собирание и изучение детского фольклора началось гораздо позже, чем изучение других видов народного творчества, в 30—40-х годах XIX века. Вначале это были единичные записи текстов детских песен без музыкального сопровождения. В связи с возросшим во второй половине XIX века интересом к проблемам народного образования, возрос интерес к детскому народному творчеству. Внимание исследователей привлекают традиционные детские песни, как материал большой художественной и педагогической ценности. Появляются не только отдельные публикации детского музыкального фольклора, но и целые сборники такого рода, как например, сборник Весселя и Альбрехта «Гусельки», насчитывающий 128 песен. На более высоком научном уровне издан другой популярный сборник народных детских песен «Школьный сборник детских песен», вышедший в 1916 году. В нем даны примечания, разъясняющие представленные в сборнике образцы.

    Большинство дореволюционных изданий, из которых взяты материалы для настоящего сборника, являются библиографической редкостью и малодоступны широкому читателю. В то же время они представляют и историческую, и художественно-эстетическую ценность.
    В современных сборниках музыкального фольклора различных областей России встречаются немногочисленные записи детских песен, представляющие интерес как образцы разных стилей, разных исполнительских манер, характерных для русского традиционного народного творчества. Они также вошли в настоящий сборник.

    Для того чтобы наиболее полно представить жанры традиционного детского музыкального творчества и показать детский музыкальный фольклор, бытующий в наши дни, — в сборнике помещены материалы, ранее опубликованные составителем в разных изданиях и в прежних выпусках данной серии не печатавшиеся.
    Предлагаемый в данном сборнике материал может быть интересен детям и педагогам, работающим с детьми, композиторам и всем любителям народной музыки.
    В конце сборника помещен указатель источников и словарь малопонятных и устаревших слов.
    Г. Науменко

    • Колыбельные песни, пестушки, потешки.
    • Игровые песни, прибаутки, небылицы.
    • Сказки
    • Календарные песни, заклички, приговорки
    • Считалки, дразнилки, скороговорки.
    • Игры
    • Примечания. Указатель источников.
    • Словарь

    Скачать ноты

    Спасибо Ирине за сборник!


    Жаворонушки
    Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры
    Выпуск 5
    Запись, нотация и составление Г.Науменко
    «Советский композитор», 1988г.
    номер с8016к

    Каждый сборник серии «Жаворонушки» знакомит читателей с новыми материалами по традиционному народному творчеству для детей и самих детей.
    Первый выпуск «Жаворонушек» вобрал в себя основные жанры детского музыкального фольклора. Второй познакомил с уникальными порой песнями, закличками, приговорками, детскими забавами и играми, приуроченными к различным временам года, а также образцами наигрышей на различных народных инструментах. Третий, в основном, составлен на основе материала, записанного от талантливой костромской исполнительницы народных песен К. А. Орфелиновой. Четвёртый выпуск представляет собой как бы антологию детского музыкального фольклора, составленную по печатным сборникам XIX—XX веков (начиная с первых единичных публикаций середины XIX века и кончая современными фольклорными сборниками).

    Пятый выпуск «Жаворонушек» выходит за границы только русского фольклора. На его страницах представлены традиционные народные детские песни и игры пятидесяти пяти народов Советского Союза.
    Знакомясь с образцами детского фольклора этих народов, мы как бы совершаем путешествие по нашей необъятной стране: познаём неповторимые, национальные черты, быт, окружающую природу каждого народа; слышим, как нежно звучат колыбельные песни в горных аулах и в степных аилах, русских сёлах и северных стойбищах, видим, как радуются солнцу, радуге, птицам, цветам дети, как, играя, подражают ребята гордым орлам, сильным медведям, быстроногим оленям. У каждого народа существует свой образный строй, неповторимый музыкальный язык, но в то же время детский фольклор любого народа привлекает своей поэтичностью, яркой образностью, доступностью для понимания.
    Задача автора сборника состояла в том, чтобы переводя образец детского фольклора на русский язык, по возможности, сохранить содержание подлинника, его ритм, синтаксис и мелодику стиха, а также эмоциональную окраску и национальный колорит.

    Автор собирал материал в течение 1970—1985 годов, обращаясь к различным источникам: он собран в фольклорных экспедициях, записан от участников фольклорных групп и коллективов, таких как «Тимоня» Курской области, «Фарн» Юго-Осетинской автономной области, «Весна» Аджарской АССР и другие, услышан от студентов союзных республик, обучающихся в училище им. Гнесиных и Московском институте культуры, заимствован из фольклорных сборников народов РСФСР и союзных республик, и переведён на русский язык.

    В пятом выпуске «Жаворонушек» знак альтерации при ключе ставится тогда, когда альтерированный звук входит в состав мелодии. Знаком — // обозначается окончание строфы в напевах. В конце сборника помещён словарь, где объясняются малопонятные слова, помеченные в тексте звёздочкой. В сведениях об исполнителях и музыкальных источниках фиксируется не место записи, а постоянное место жительства исполнителя, место бытования того или иного образца фольклора.
    Г. Науменко

    • Колыбельные песни
    • Пестушки, потешки
    • Прибаутки, небылицы.
    • Игровые, плясовые песни
    • Календарные песни (зима, весна, лето, осень).
    • Заклички
    • Приговорки
    • Дразнилки
    • Считалки
    • Игры
    • Словарь
    • Сведения об исполнителях. Музыкальные источники.

    Скачать ноты

    Источник

    Читайте также:  Ларго верачини ноты для альта
Оцените статью