Андрей Осипович Сихра (1773 – 1850) — российский гитарист-виртуоз, композитор и педагог. По происхождению чех. Родился в семье учителя музыки. В конце 90-х гг. концертировал как виртуоз-арфист. С 1801 (по другим данным, с 1802) жил в Москве, а в 1813 (или 1820) переехал в Петербург. Считается основателем русской гитарной школы. Автор произведений для 7-струнной гитары («Русские песни с вариациями» и др.), множества переложений и школы для 7-струнной гитары.
Сихра (Андрей Осипович) – арфист и главным образом гитарист-виртуоз. В конце 90-х годов XVIII столетия сделал в Вильно (официальное название города Вильнюс до 1939 г.) первый опыт устройства семиструнной гитары, привез ее в Москву, там усовершенствовал и, переселившись после 1812 года в Петербург, вплоть до своей смерти пропагандировал этот инструмент.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883) Видное место в отечественной музыкальной культуре принадлежит замечательному русскому гитаристу-виртуозу XIX века Марку Даниловичу Соколовскому. Тридцатипятилетняя концертная деятельность Марка Соколовского оставила глубокий след в истории исполнительства на гитаре. Его выступления с огромным успехом проходили в крупнейших музыкальных центрах Европы, в Москве, Петербурге и многих других городах России. В Германии его называли «великим артистом», во Франции — «Паганини гитары», в Англии — «королем гитары», в Польше—«Костюшко гитаристов». Исполнительское искусство прославленного музыканта отличалось тонким чувством стиля, богатством тембровых красок, нежной певучестью, яркой эмоциональной выразительностью, виртуозной техникой.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Михаил Тимофеевич Высотский (ок.1791 – 1837) — русский гитарист-виртуоз и гитарный композитор. Игре на гитаре учился у С. Н. Аксенова. Увлекался классиками, особенно Бахом, фуги которого пытался перекладывать для гитары. Это отразилось на серьезном и благородном стиле его гитарных сочинений: большей частью фантазии и вариации на русские народные темы (циклы из 4—5 вариаций, обрамлённые «заставками» и «концовками»), есть и переложения для гитары пьес В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. Из них напечатано 83; издана также его «Практическая и теоретическая школа для гитары» (1836).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Николай Петрович Макаров (1810 – 1890) — известный русский гитарист-концертант. Родился в 1810 году в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М. П. Волконской. Служил офицером в армии. С детства играл на скрипке. В 28 лет увлекся гитарой, в период пребывания в военной академии в Варшаве учился играть на 6-струнной («испанской») гитаре, и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов. Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани. В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани ди Ферранти, М. Каркасси, Н. Костом, Й. К. Мертцем, гитарным мастером И. Шерцером.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Семен Николаевич Аксенов (1784 или 1790 – 1853) Русский гитарист-семиструнник, композитор. Родился в Рязани. Брал уроки игры на гитаре у А.О. Сихры и считался лучшим его учеником, хотя и расходился в ряде вопросов со своим учителем. Семиструнную гитару считал инструментом более певучим и выразительным, чем изобразительным (как то полагал Сихра). Писал фантазии, романсы, вариации и попурри на русские народные песни. Именно русские мелодии, а не классика, как у Сихры, составляют основу его гитарных обработок. Ввел в технику гитарной игры так называемый «певучий стиль» (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Владимир Иванович Морков (1801 – 1864) – русский гитарист. Игре на гитаре обучался у А.О Сихры, посвятившего ученику свою «Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары».
Владимир Морков – автор «Полной школы для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствованной десятиструнной гитары c указанием ее строя» (1862) и целого ряда сочинений и переложений для своего инструмента (в том числе транскрипций нескольких сочинений Джулиани и Мертца). Написал «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год» (С.-Петербург, 1862 [1899]), в котором рядом с ценными, подчас единственными указаниями, встречается много очевидных ошибок.
Михаил Александрович Стахович (1819 – 1858) – гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и А.О. Сихры. Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии России. Происходил из древнего дворянского рода, который упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование получил домашнее, под наблюдением гувернера-француза. В 1841 г. окончил словесный факультет Московского университета. По его окончании несколько лет путешествовал за границей, а по возвращении в Россию занялся литературой, музыкой и изучением фольклора. Автор первого печатного труда по истории русской гитары, очерка «История семиструнной гитары», который был впервые напечатан в журналах «Москвитянин» в 1854 году и «Якорь» – в 1858 году, а также издан отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Валериан Алексеевич Русанов (1866 – 1918) – русский гитарист, композитор, педагог, музыкальный писатель и музыкально-общественный деятель. Внес очень большой вклад в дело популяризации гитары в России. По разносторонности его деятельности в области гитары представляет уникальное явление. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений), историк гитары, редактор-издатель журнала «Гитаристъ» (1904-1906), редактор журнала «Музыка гитариста» 1907-1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала «Аккорд» в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных «Сред» в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения, гитарист-исполнитель, общественный музыкальный деятель; ни до, ни после него не только в России, но и во всем гитарном мире история гитары не знала и не знает такого деятеля.
Павел Федосеевич Белошеин (1799 – 1869) – русский гитарист, композитор. Ученик А. О. Сихры и М. Т. Высотского. Выступал в концертах. Переложил для гитары народные песни и городские романсы («Как у наших у ворот», «Посеяла я лебеду» и другие), отрывки из опер. Автор многочисленных полонезов, вальсов, кадрилей и других танцевальных пьес. Был известен как автор мелких гитарных пьес, помещавшихся в музыкальных журналах 20-х годов XIX века. Некоторые его оперные переложения и обработки народных песен выходили и отдельными изданиями. Издавал в Петербурге «Журнал для семиструнной гитары».
Иван Егорович Ляхов (1813 – 1877) – русский гитарист, композитор, педагог. Один из самых даровитых гитаристов своего времени и самых преданных гитарному искусству музыкантов. В годы своего студенчества брал уроки по гитаре у М.Т. Высоцкого, позже у А.О. Сихры, а по теории музыки – у А.И. Дюбюка. По профессии был ветеринарным врачем, окончил Московскую медико-хирургическую академию. До 1872 года служил по различным ведомствам, после чего вышел в отставку. Был твердым, гордым человеком, всегда нуждался. Славился в Москве как непревзойденный гитарист-виртуоз и композитор. Один из первых ввел добавочные басы к гитаре, использовал перестрои и нововведения, стремился усилить звучность инструмента и т.д. Наряду с оригинальными музыкальными сочинениями И. Ляхову принадлежат обработки народных песен, переложения для гитары популярных романсов. Концертировал эпизодически (как солист и в дуэтах с другими гитаристами, в т.ч. с П.Ф. Белошеиным, а позже с А.К. Голиковым).
Василий Петрович Лебедев (1867 – 1907) – выдающийся русский гитарист-виртуоз на 6 и 7-струнной гитарах, педагог. Родился в Канятовске, Самарской губернии, в 1867 году. Ученик известного русского гитариста И. Ф. Деккер-Шенка (1825-1899). Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева – Великорусским оркестром – в Париже на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем в России партии гитары в Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в общедоступных музыкальных классах Педагогическом музее и в частях военного округа.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Борис Павлович Хлоповский (1938 – 1988) Родился 5 апреля 1938 г. в Подмосковье, умер в 1988 г. от болезни сердца. В 1950 гг. занимался на семиструнной гитаре под руководством Ф.Г. Игнашина, Грушецкого (ученика М.Ф. Иванова), затем в музыкальной школе г. Бабушкина в классе преподавателя Е. Грачёвой. После службы в армии в 1960-х гг. Борис Хлоповский поступил в училище им. Гнесиных в класс семиструнной гитары (Л. А. Менро), а в 1966 году окончил училище по классу 6-струнной гитары (преп. А. В. Кабанихин – Борис Хлоповский был одним из первых учеников этого выдающегося педагога, после открытия им в 1961 г. класса шестиструнной гитары).
Василий Михайлович Юрьев (1881 – 1962) – гитарист-семиструнник, музыкальный педагог, композитор. Внес большой вклад в литературу семиструнной гитары, автор оригинальных пьес, переложений для семиструнной гитары русской, советской и зарубежной классики, обработок народных песен, и составитель множества различных гитарных сборников. Учился у гитариста-педагога Александра Соловьева. За годы учебы познакомился с обширным концертным репертуаром семиструнной гитары, включая «Экзерциции» (концертные этюды) Андрея Сихры, пьесы предельной технической трудности. В 1903 году начал активную исполнительскую деятельность. Одновременно преподавал гитару в обществе «Музыка и пение», некоторое время работал в цыганском театре «Ромэн», а с 1936 года в Государственном русском народном оркестре (с 1946 – имени Н.П. Осипова). Выпустил школу (1939, М.Ф. Иванов и В.М. Юрьев) и самоучитель игры для семиструнной гитары (1957, 1958), которые неоднократно переиздавались. Среди его учеников А.В. Ширялин.
Василий Иванович Яшнев (1879-1962) – русский музыкант, гитарист-педагог, композитор, общественный деятель. Родился 31 декабря 1879 года в Петербурге. В юности самостоятельно научился играть на гитаре. В молодые годы написал несколько романсов, которые издали в частной типографии и исполнялись на концертах. Испытывая недостаток в музыкально-теоретических знаниях обратился за советом к профессору Петербургской консерватории Н.А. Соколову, который, посмотрев его композиции, посоветовал поступить в консерваторию. В 1913 году В.И. Яшнев окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Н.А. Соколов. Как композитором В.И. Яшневым созданы опера «Тяжелые времена», симфонические поэмы, фортепианные пьесы и романсы. Увлеченно заниматься гитарой начал в 1926 году под воздействием игры А. Сеговии. Консультировался у Петра Исакова. Преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме и во Дворце пионеров.
Михаил Фёдорович Иванов (1889 – 1953) – русский гитарист-семиструнник, композитор, педагог. Учился в Московской консерватории (фортепьяно, теория), уроки игры на гитаре брал у А.П. Соловьева и Ф.Ф. Пелецкого. Как гитарист концертировал в Москве. Работал концертмейстером в различных ансамблях русских народных инструментов. Автор более 80 оригинальных сочинений и переложений для гитары, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Гитара и гитаристы» (1922-1925), а также «Школы» и самоучителя игры на семиструнной гитаре. Автор книги «Русская семиструнная гитара» (М.-Л., Музгиз, 1948). В течение нескольких лет работал бухгалтером в г. Балашихе Московской области. Упоминается в нескольких зарубежных музыкальных словарях и справочниках.
Петр Спиридонович Агафошин (1874-1950) — замечательный русский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре. П.С.Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоятельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых был Валериан Русанов – редактор московского журнала «Гитарист», автор книги о прекрасном русском гитаристе-самородке М.Т. Высотском.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973) – выдающийся русский советский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина (шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.
Выступал как солист и в ансамбле с певцами (Н. А. Обуховой, И. С. Козловским. С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939–45 гг. дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947–52 годах дирижер Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Владимир Станиславович Сазонов (1912 –1969) – российский гитарист и композитор. До 11 лет стремления к музыке не чувствовал, лишь в 1923 году стал играть на балалайке, а в 1926 году перешел на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру гитариста В. Бегунова, который мастерски владел своим инструментом, и, под влиянием этой встречи, стал увлеченно заниматься гитарой. В 1929 году поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н.Д. Розов. В этом оркестре В. Сазонов познакомился с нотами и стал усиленно заниматься гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочинениях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Сергей Дмитриевич Орехов (1935—1998) – выдающийся русский гитарист-семиструнник (свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1887-1953), написавшего в свое время книгу «Анализ строя шести- и семиструнной гитары» (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Ковальского.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Пётр Иванович Исаков (1886-25.04.1958) – известный российский гитарный педагог и исполнитель. Родился в Крыму, в деревне Алсу. После окончания хорового отделения музыкального училища в Севастополе продолжил обучение музыке в Петербурге, куда переехал в 1910 году. В 1895 году Исаков начал самостоятельно изучать игру на семиструнной гитаре по школе Сихры, Моркова и др., в течение 2-х лет проиграл всю ее литературу, и дал первый самостоятельный концерт; затем перешел на шестиструнную гитару. В 1913 году был приглашен в Зимний дворец – обучать игре на гитаре детей императора Николая II. Часто играл на благотворительных концертах. После революции жил в маленькой комнате доставшейся ему от собственной квартиры, ставшей коммунальной. При этом продолжал заниматься исполнительской и преподавательской деятельностью.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Лев Филиппович Андронов (1926? — 1980) – талантливейший русский гитарист. Родился в 1926 году в Ленинграде. В возрасте десяти лет начал обучаться игре на гитаре в ленинградском Дворце пионеров в классе широко образованного музыканта и выдающегося педагога-гитариста В. И. Яшнева. Позднее Андронов занимался у известного советского гитариста П. И. Исакова. Много лет спустя (в 1977 году), уже будучи сложившимся артистом, Андронов завершает (заочно) свое музыкальное образование в Ленинградской консерватории (по классу профессора А. Б. Шалова). Регулярная концертная деятельность Л.Ф. Андронова началась в 1948 году. Артист дает сольные концерты, участвует в исполнении камерных инструментальных ансамблей, аккомпанирует певцам. Солист Ленконцерта, Андронов выступает на радио и телевидении, гастролирует по стране. В 1973 году принял участие в фестивале камерной музыки в Минске.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Никифор Кузьмич Слепухов (1867 – 1928) – русский музыкант, гитарист. Рано потерял отца и в 9-летнем возрасте был определён своей матерью в Воронежский монастырь, где работал на свечном заводе и, имея хороший голос, пел в церковном хоре. Регент монастыря, обративший внимание на хорошие вокальные данные и незаурядные музыкальные способности мальчика, устроил его учиться играть на скрипке. Учился Слепухов, вероятнее всего, в открытых пианистом М.К. Гамбургом в 1879 году новых Воронежских музыкальных классах. Игре его обучал Лев Григорьевич Малкин, окончивший Московскую консерваторию. Вскоре ученик достиг такого высокого исполнительского уровня, что учитель сам отвез его в Москву, где юноша в 1890 году поступил в консерваторию по классу скрипки. Однако молодой Слепухов, не имея средств для обучения в этом классе, был вынужден перейти в класс контрабаса, в котором не только обучали бесплатно, но и платили стипендию. В возрасте 27 лет он окончил консерваторию, получив музыкальное и общее образование. В мае 1894 года Никифор Слепухов поступил контрабасистом в оркестр московского Малого театра, а спустя несколько лет перешел на работу в оркестр московского Большого театра.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Василий Степанович Саренко (1814 — 1881) – русский гитарист-семиструнник и композитор. Учился на медицинском факультете в Московском университете (окончил в 1833 г.), спустя несколько лет после окончания университета защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора медицины, служил военным врачем. Много личного времени уделял гитаре. Считается последним представителем гитарной школы Андрея Осиповича Сихры. Опубликовал 14 оригинальных пьес для гитары и несколько транскрипций. Несмотря на то, что В. С. Саренко был выдающимся исполнителем, он почти не выступал на публике и очень редко давал уроки игры на гитаре. Близкий друг прославленного русского гитариста Ф.М. Циммермана (1813-1882).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Евгений Дмитриевич Ларичев (род. 13 января 1934 года в Москве) – русский гитарист-исполнитель, композитор и педагог. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского по классу гитары А.М. Иванова-Крамского. С 1959 г. – солист Москонцерта. Выступал с гастролями во многих городах России и бывшего СССР. Автор «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре», оригинальных сочинений, переложений и обработок, составитель многих сборников для гитары.
Фирмой «Мелодия» были выпущены грампластинки с записями игры Е. Ларичева.
Анатолий Владимирович Ширялин (1938 – 2011) – российский гитарист-исполнитель, композитор, педагог, философ, писатель и художник, автор оригинальных пьес и обработок для семиструнной гитары. Ученик В. М. Юрьева. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1997), член Союза писателей России. Автор книг: «Школа игры на семиструнной гитаре» (М.: Музыка, 1991; в соавт. с Л.А. Менро), «Поэма о гитаре» (М.: Молодежная эстрада, 1994), «Сага о великом гитаристе» (о Сергее Орехове, М.: Кириллица, 2003).
Александр Камиллович Фраучи (1954-2008) – один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей и педагогов. Родился 4 января 1954 года в г. Ростове Ярославской области. Первые шаги в музыке начал делать под руководством отца – Камилла Артуровича Фраучи – известного скрипача и педагога. Играть на гитаре начал в 11-летнем возрасте, до этого 3 года занимаясь на скрипке. Перед поступлением в музыкальное училище брал частные уроки у Н.А. Ивановой-Крамской и А.М. Иванова-Крамского. В 1969 году поступил в Центральную музыкальную школу при Консерватории им. П.И. Чайковского в Москве, где полгода занимался у А.М. и Н.А. Ивановых-Крамских, а после смерти в 1973 году А.М. Иванова-Крамского продолжал и заканчивал обучение в классе Н.А. Ивановой-Крамской (1973).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Юрий Васильевич Воронцов. (1914 – 2002) – воронежский гитарист, композитор, музыковед и педагог. Заслуженный работник культуры РСФСР (1976). Член Союза композиторов СССР (1962), почетный член Союза композиторов России (2000). Родился и жил в Воронеже. Окончил физико-математический факультет Воронежского государственного университета. По классу гитары учился у П.С. Агафошина и Л.В. Девятова. В 1939 г. стал дипломантом I Всесоюзного конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах. Во время войны участвовал во фронтовых концертных бригадах. После войны преподавал в воронежском музыкальном училище: вел класс гитары, сольфеджио, гармонию, народное творчество. Окончил композиторское отделение института им. Гнесиных.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Александр Петрович Соловьев (1856 – 1911) – русский гитарист-семиструнник, гитарный педагог. Играть на гитаре учился самостоятельно, тем не менее внес значительный вклад в русскую профессиональную школу. Автор получившей широкую известность Школы для семиструнной гитары (1896). Для своего времени Школа Соловьева была ценным учебным пособием, пригодным и в качестве самоучителя. Была переиздана в 1925-28 гг.: «Школа-самоучитель для семиструнной гитары по нотной системе»: