Русяева одноголосные диктанты выпуск 2 ноты
PIANOROOMS Садовая-Кудринская запись закреплена
СБОРНИКИ ДИКТАНТОВ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ДМШ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
1 — 3. Русяева И. «Одноголосные диктанты» Вып. 1, 2, «Двухголосные диктанты»
4. Вахромеева Т. «Музыкальные диктанты» 1 — 4 классы
5. Калинина Г. «Занимательные диктанты»
6. Резник М. «Музыкальные диктанты»
7. Новицкая Н. «Музыкальные диктанты»
8. Металлиди Ж. Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ»
9. Фрейндлинг Г. «Двухголосные диктанты»
Гнесинка. 98 одноголосных вступительных диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_2101
Лопатина И. 5 сборников диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_1673
Музыкальные классы с фортепиано в центре Москвы. vk.com/im?sel=-168881845
Sound Space — музыкальный репетиторий
Москва, Садовая-Кудринская 11, строение 5.
+79990019873
Soundspacerep.ru
Источник
Одноголосные, двухголосные музыкальные диктанты — И. Русяева
Литература, пособия по музыке
Автор пособий — педагог Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Ирина Анатольевна Русяева. Известны её работы по методике преподавания сольфеджио — серия сборников, включающих примеры для чтения с листа и диктанты.
Одноголосные диктанты
И. Русяева
выпуск 1
I-IV классы ССМШ и ДМШ
«Советский композитор», 1992г.
номер с9506к
Только описание.
Данный сборник является первой частью учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту, состоящего из двух выпусков и рассчитанного на использование в курсе сольфеджио в средних специальных музыкальных школах с первого по одиннадцатый класс. Это пособие полностью базируется на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В своей основе это традиционная методика, опирающаяся на ладотональное осознание музыки, и этим обусловлен как подбор материала и его систематизация, так и применяемые в пособии формы работы и виды изучаемых трудностей (интонационных, ритмических, структурных).
В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)
Пособие составлено в соответствии с требованиями для специальных музыкальных школ. За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть — с названиями звуков — мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво — „вопросом» — то, повторив ее, сразу же спеть и „ответное» построение).
Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и
сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений. Именно с этой целью в настоящий
сборник включены и разные типы диктантов, и специальные упражнения для устной тренировки в классе (в Приложениях) — важнейшим требованием нашей методики и является гармоничное сочетание разных форм работы. —
Все диктанты в пособии расположены по принципу возрастания трудностей — в соответствии с программой. Некоторые темы педагог может поменять (например, можно сначала пройти ритмическую тему, а потом интонационную и наоборот; для прохождения программы это несущественно). Большинство диктантов сочинено автором, что позволило выстроить сборник олень подробно в методическом плане, отразить все тонкости отрабатываемых трудностей и сделать все разделы равноценными по объему. Все авторские диктанты многократно проверены на практике в разных по составу и уровню группах. Остальные диктанты взяты из произведений композиторов разных эпох, из народной музыки и из детских песен. Сравнительно обильный материал по каждой теме даст возможность педагогу выбрать те диктанты, которые ему больше подходят в данный момент.
Упражнения, приведенные в Приложениях, по мысли автора, должны для детей, занимающихся сольфеджио, являться тем же, чем являются для инструменталистов гаммы и этюды, позволяющие им выработать необходимую технику. Упражнения первых двух разделов Приложений составлены автором. Что же касается последнего раздела, то весь его материал специально подобран из народных песен и детских песенок, среди которых могут встретиться и мелодии, знакомые детям по детскому саду или по занятиям хора, — и это позволит сделать уроки живее и интереснее (кроме того, всегда можно сравнить сочиненные детьми фразы с первоисточником и проанализировать все варианты).
Желая по возможности всесторонне отразить в пособии работу над диктантом, автор включает в сборник все известные его формы: устный (двух видов), письменный ритмический и письменный мелодический.
Устный диктант особенно часто используется на начальном этапе обучения. Ему принадлежит важное место, так как именно в этом виде диктанта отрабатывается развитие таких необходимых музыканту качеств, как быстрое запоминание проигранной два-три раза мелодии, быстрота реакции, концентрация внимания, свободная ориентировка в ладу (в большинстве случаев мелодию нужно спеть с названиями звуков); вырабатывается навык запоминания мелодии путем осмысления деталей, ее составляющих (секвенций, повторов -точных или варьированных, знакомых интонационных оборотов). Конечно, все это не приходит сразу и для достижения нужного эффекта необходима долгая и упорная тренировка.
Устный диктант удобен еще и тем, что он занимает мало времени и позволяет за короткое время опросить всю или большую часть группы. Упор на данный вид диктанта делается в первом классе (в первом полугодии это единственный вид), в последующих же трех классах работа над ним ведется параллельно с другими, не менее важными видами диктанта. (В средних и старших классах надобность в устном диктанте отпадает, так как рн уже не приносит должного эффекта.)
Устный диктант можно проводить по-разному. В пособии он представлен в двух формах. Первая (в основной части сборника) — повторение голосом (обычно с дирижированием и с названием звуков) мелодии, вслед за проигрыванием ее педагогом. Вторая форма (которой мы придаем большое значение) — такое же повторение мелодии, сыгранной частично и оканчивающейся неустойчиво („вопрос»), и досочинение ее учеником, с условием доведения до тоники. Такие упражнения (включенные в Приложения) широко практикуются на уроках сольфеджио и полезны тем, что вырабатывают у каждого ребенка активное и самостоятельное отношение к музыке. Кроме того, творческий процесс обогащает ученика как личность.
Любой устный диктант проигрывается не более двух-трех раз.
Ритмический диктант полезен не только для развития чувства ритма, но также и для выработки необходимых навыков записи (на разных стадиях обучения). В отличие от устного, ритмический диктант не является тем упражнением, которое постоянно находится на вооружении педагога; его целесообразно использовать в тех случаях, когда в мелодию вводится новый ритмический рисунок.
Ритмический диктант — самый важный вид работы в первом классе: он позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их определенному сочетанию — то есть служит хорошей подготовкой к письменному мелодическому диктанту. Поэтому настоящий сборник начинается именно с ритмических диктантов, выделяемых здесь в самостоятельный раздел: после отработки на этом материале техники записи ученикам будет значительно проще освоиться с записью мелодического диктанта. В остальных трех классах ритмический диктант сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. (Он не теряет своей актуальности и в средних и в старших классах, где последовательные упражнения в этом виде диктанта позволяют брать для диктовки мелодии, все более трудные в ритмическом отношении.) Ритмический диктант никогда не следует играть на одном звуке или простукивать карандашом по столу; как и любой другой диктант, он должен иметь напевную мелодию. Играется такой диктант 8-9 раз; перед учениками ставится задача — записать только ритмическое строение мелодии (на любой ноте).
Письменный мелодический диктант должен сопровождать ученика на протяжении всех лет обучения его в школе и в училище. Этот диктант концентрирует в себе те или иные метроритмические, ладовые и интонационные трудности, воспитывает слуховую память, собирает внимание, тренирует важный навык улавливания и осознания всех сторон мелодики. Кроме того, здесь неизбежно и очевидно проявляются теоретические познания ученика, степень развития его внутреннего слуха, уровень музыкального мышления. Таким образом, письменный мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически все, над чем ведется работа на уроках сольфеджио. Поэтому непременным условием курса является диктовка на каждом уроке с постепенным наращиванием трудностей. В каждом классе дан обобщающий раздел, в котором используются все пройденные за год темы. Диктанты этого раздела лучше давать в IV четверти, когда идет повторение пройденного.
Проигрывание мелодии нельзя растягивать на 30-35 минут. По общепринятой методике диктант играется 8-9 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первые два раза нужно проиграть подряд, так как первое прослушивание — это общее ознакомление с мелодией, а со второго раза ученики должны запомнить наиболее яркие моменты: сильную долю, ступень, с которой началась мелодия; или начальную интонацию, размер, повторы, секвенцию и т. д. Вполне понятно, что с первого раза все это могут запомнить лишь единицы, но со второго раза подобный анализ должен быть освоен большинством учеников. После второго проигрывания делается более длительный перерыв, и каждый последующий раз педагог играет диктант тогда, когда убедится, что все ученики записали все, что помнили. Обычно на это уходит полторы-две минуты. Необходимо напомнить, что при записи диктанта от ученика требуется не фор-. мальное, механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. Поэтому следует всячески бороться с еще распространенной записью диктанта точками вслед за проигрыванием его педагогом.
Запись и мелодического и ритмического диктанта начинается со второго полугодия первого класса, когда ученики уже получили начальные сведения по музыкальной грамоте и научились устно повторять маленькие песенки. К концу четвертого класса, который завершается экзаменом, маленькие музыканты должны уметь записать период повторного или единого строения в размерах 2/4, 3/4 или 4/4, с затактом, паузами, разнообразными скачками, с шестнадцатыми и пунктирным ритмом.
Первый класс
Устный диктант в первом классе предшествует мелодическому, а затем сопровождает его. Оба типа диктанта даются в тональностях без знаков и с одним знаком (минор только натурального вида); в ритмическом отношении они элементарны: состоят из четвертей, восьмых и половинок. Ритмическая сторона мелодии отрабатывается в первую очередь — в ритмическом диктанте. Его на первых порах можно давать по-разному: запись ритма мелодии, спетой педагогом (с текстом или названием звуков), или оформление ритма песенки, записанной педагогом на доске без тактовых черт и длительностей. После запоминания мелодии можно предложить ученикам спеть мелодию на слоги: „дон», „ди-ли», „до-он» („дон» — четверть, „ди-ли» — восьмые, „до-он» — половина). По объему диктанты не превышают четырех — шести тактов.
Второй класс
Диктанты этого класса разнообразнее по тематике, в них вводятся затакты, новые ритмические фигуры, размеры и интонации. Важным является введение периода повторного строения (записываемого обязательно с вольтами) и периода с варьированным вторым предложением. Здесь очень важно сознательное отношение ученика к вопросам формообразования (так, например, в устных диктантах из Приложений, при сочинении „ответа» к заданному „вопросу» можно ставить дополнительное задание — либо чтобы второе предложение периода имело точную повторность, либо чтобы оно было варьированным).
Начальные примеры на любую трудность и в ритмическом и мелодическом диктанте могут подвергаться предварительному разбору, причем объектом анализа должны служить новые элементы музыкального языка -интонационные, тональные или ритмические. При прохождении нового интервала или аккорда можно использовать и начатки гармонического диктанта, то есть небольшую последовательность. Во втором классе такого рода диктант пока стоит использовать в малых дозах, так как гармонический слух у детей этого возраста только еще начинает вырабатываться.
Третий класс
В этом классе используются все формы диктанта — в том числе и начатки гармонического, так как запас хорошо изученных интервалов и аккордов уже достаточно велик: все диатонические интервалы, кроме тритонов, трезвучие тоники с обращениями, трезвучия IV и V ступеней. Примеры такого диктанта приведены в I разделе Приложений. Педагог играет ту или иную цепочку, ученики анализируют ее и записывают ее нотами по-памяти; или же записывают ее в течение двух-трех проигрываний без разбора. Постепенно диктант можно удлинять, дойдя до масштабов схем, данных во II разделе Приложений. Каждый педагог сам в состоянии сочинить такой диктант в зависимости от того, какая тема проходится в данный момент.
В третьем классе вводится период единого строения. Ученики должны не только знать этот термин, но и уверенно отличать эту структуру от изученных во втором классе разновидностей периода повторного строения. Сложность при записи диктанта такого строения состоит в том, что память должна, удержать довольно большой кусок музыки, непрерывно развивающейся, так что сами эти диктанты — чтобы задание не было непосильным — не перегружены интонационными и ритмическими сложностями (тем более что. они играются педагогом не более 8- 9 раз).
Четвертый класс
Четвертый класс является итоговым, так как завершает начальный период обучения. Новых форм диктанта здесь не вводится, но все освоенные ранее даны на более высоком уровне. Становится более разнообразной интонационная сторона мелодики, включаются в работу новые мелодические ходы, ритмические группы, тональности. Существенную трудность представляет собой появление внутритактовой и междутактовой синкопы (грамотное оформление залигованных длительностей через тактовую черту в смысле графики является новым элементом, и поэтому педагогу нужно сначала тщательно отработать технику записи в ритмическом диктанте).
Экзаменационный диктант четвертого класса должен заключать в себя максимум пройденных трудностей. По форме это чаще всего период единого строения с разнообразными скачками, ходами по аккордовым звукам, пунктирным ритмом и шестнадцатыми. На экзамен выносится только письменный мелодический диктант. (Кроме сольфеджирования выученных наизусть мелодий и чтения с листа, на экзамене каждый ученик должен спеть гамму в любой тональности, свободно ориентироваться в знаках и повышенных ступенях в миноре, определить любой из пройденных интервалов и аккордов, определить и спеть по цифровке цепочку любого вида и спеть диатоническую секвенцию.)
Приложения
Материал, данный в Приложениях, должен сопровождать работу над диктантом и помогать в ней. В Приложениях три раздела, в которые включены разного типа упражнения.. Об устном диктанте вопросно-ответного строения (с досочинением второй половины), составляющем содержание III раздела, уже шла речь; эти упражнения вводятся в работу со второго класса.
Большую пользу приносят и упражнения, приведенные в I разделе: определение на слух цепочек интервалов и аккордов в тональности способствует лучшей ориентировке в ступенях лада, в их взаимоотношениях; кроме того, такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования гармонического слуха, а также для тренировки памяти. Особое внимание целесообразно уделить смешанным интервально-аккордовым цепочкам, которые дают возможность добиваться большей концентрации внимания и умения переключать его, так как ученик не знает заранее, с чего начнется цепочка и в каком месте произойдет смена одного элемента другим.
Упражнения этого раздела рассчитаны на применение, начиная с третьего класса. Каждую цепочку следует играть не более двух раз, добиваясь запоминания учениками маленького гармонического оборота. Ученики, которые не справляются с этим, должны получать дополнительное задание на дом, которое заключается в пении определенного количества цепочек, а также их проигрывания на фортепиано в разных тональностях (кроме того, желательно по возможности использовать пластинки или магнитофонные ленты, на которых записаны интервальные и аккордовые цепочки). Для таких дополнительных заданий можно использовать и материал, содержащийся во второй части II раздела Приложений -схемы для пения (также рассчитанные на проработку в третьем и четвертом классах).
Пение по схеме интервальных и аккордовых, а также смешанных цепочек является чрезвычайно полезным вспомогательным упражнением. (Кроме всего прочего, это приучает детей с младших классов к грамотному прочтению цифровки.) Первые примеры заданий этого типа необходимо делать предельно легкими. В интервальных схемах под каждым названием обозначается ступень (римской цифрой), на которой должно быть расположено основание интервала. Педагог указывает тональность, играет тоническое трезвучие, и ученик последовательно строит то, что ему предложено. Такие упражнения можно выполнить голосом или за фортепиано.
В Приложениях предлагается еще один вид упражнений для интонирования голосом — пение диатонических секвенций (рекомендуемые мотивы для них приведены в первой части II раздела). Значение этого вида упражнений трудно переоценить: с помощью секвенций легче отрабатываются любые трудности — интонационные и ритмические, прочнее осваиваются изучаемые тональности и т. д. Заниматься пением секвенций можно уже со второго класса. Как правило, шаг секвенции, используемой в младших классах, — секундовый. После настройки в тональности и проигрывания педагогом мотива секвенции ученик должен спеть его с названием звуков и, не искажая ритма, двигаться вверх или вниз (по указанию педагога), постепенно доходя до исходного звена. Начальные секвенции должны быть построены с таким учетом, чтобы окончание одного звена плавно переходило в начало другого.
Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение а уроках сольфеджио как в специальных средних музыкальных школах, так и в детских музыкальных школах общего профиля и поможет педагогам в их работе с учащимися младших классов.
Одноголосные диктанты
И. Русяева
выпуск 2
V — XI классы ССМШ
«Музыка», 1984г.
номер 12497
Только описание.
Второй выпуск учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту базируется, так же как и первый выпуск (М., 1983), на методике, разработанной преподавателями Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, и составлен в соответствии с требованиями по сольфеджио для школ этого профиля.
Материал настоящего сборника охватывает все этапы работы над одноголосием в средних и старших классах, причем, в пятом, шестом и седьмом (где одноголосие является основной формой работы над диктантом) он систематизирован столь же детально, как и в начальных классах (см. первый выпуск), а в восьмом — одиннадцатом расположен по иному принципу, не распределен по классам и сравнительно невелик по объему (это связано с тем, что в старшем звене школы главное внимание уделяется изучению двух- и трехголосного диктанта).
Структура сборника аналогична структуре первого выпуска; кроме основной части в нем имеются Приложения, включающие вспомогательный материал, способствующий успешной работе над одноголосным диктантом и рассчитанный на пятый — восьмой классы. В средних классах продолжается широкое использование разных форм диктанта: устный (обычного вида — в основной части и специальный, с досочинением «ответа», — в Приложениях), письменный ритмический (при введении новой ритмической трудности) и письменный мелодический. Это помогает наиболее всестороннему отрабатыванию каждой темы программы. Обобщающие разделы, как ив начальных классах, содержат диктанты на все пройденные в году темы и предназначаются главным образом для использования в последней четверти, при повторении и закреплении освоенного в данном классе учебного материала.
Основная масса диктантов и тренировочные упражнения в Приложениях сочинены автором, но почти на каждое изучаемое средство дается то или иное количество примеров из музыкальной литературы и народной музыки.
Кроме разделов, содержащих разного рода интонационные и ритмические трудности, изучаемые в курсе сольфеджио, в пособие включены и разделы более специального плана («Басовый ключ», «Перекличка регистров», «Составные интервалы ), отдельно и последовательно отрабатываются форма периода того или иного вида, диатонические и хроматические секвенции, отклонения. К специфическим трудностям в области одноголосного диктанта относятся модуляции (они проходятся в течение семи лет обучения в школе, в среднем и старшем звеньях). Поэтому в пособии им уделено особое внимание. В пятом, шестом и седьмом классах последовательно осваиваются все модуляции в тональности диатонического родства, в старших классах к ним прибавляются модуляции в тональности недиатонического родства и далекие. В изучении этой темы, по убеждению автора, совершенно необходимо соблюдать строгую постепенность, начиная с самых распространенных модуляций, которые у всех «на слуху», затем переходя к менее часто встречающимся и лишь в последнюю очередь — к редко применяющимся (без слухового освоения которых эта тема не может считаться полностью пройденной).
Необходимо иметь в виду то, что диктанты, помещенные в последний раздел и не делящиеся на классы, располагаются (в каждой теме) по мере возрастания сложности, и поэтому более простые из них можно использовать в восьмом — девятом, а более сложные — в десятом и одиннадцатом классах.
Пятый класс
Пятый класс продолжает в области диктанта линию, намеченную в начальных классах, и преемственно связан с четвертым. В нем таким же образом, очень дифференцированно прорабатываются все не пройденные ранее скачки в мелодии на сексту и септиму, осваиваются ходы по звукам вновь изучаемых тритонов и аккордов, проходятся новые размеры, более сложные ритмические группы, тональности с большим количеством знаков.
Принципиально новое в пятом классе — начало изучения модуляции. О значении этой темы уже говорилось. Добавим лишь, что здесь возникает побочная трудность — появление знаков альтерации, соответствующих тональности, в которую происходит модуляция. Совершенно необходимо добиваться, чтобы ученики не только безошибочно слышали смену тональности и могли четко определить момент модулирования, но и всегда внимательно следили за проставлением новых знаков в конце периода. Это очень важно, так как способствует более осознанному овладению данной темой.
В этом классе в пособие вводятся диктанты в басовом ключе. По мнению автора, их необходимо выделить в особый раздел, в связи с тем, что запись в басовом ключе представляет немалую трудность для учащихся многих специальностей (например, скрипачей).
Шестой класс
В шестом классе начинается планомерное изучение внутритонального хроматизма. С методической точки зрения очень важно, чтобы хроматические звуки рассматривались не изолированно, а как составная часть того или иного мелодического оборота. На первых порах примеры с хроматизмами необходимо тщательно анализировать.
Обогащение интонационной стороны мелодики диктантов данного класса связано также с введением гармонического мажора и его характерных интервалов. Этим специфическим средством ученики должны владеть совершенно свободно.
Большая и сложная тема в шестом классе — «Отклонения в тональности диатонического родства». Прежде всего следует добиться от учеников четкого разграничения понятий «модуляция» и «отклонение». Необходимо выработать у них умение безошибочно определять момент отклонения и тональность отклонения и постоянно воспитывать привычку обязательно выставлять при записи все случайные знаки. Это очень важно иметь в виду при изучении хроматических секвенций и при работе няд аналогичными темами седьмого класса.
В шестом классе проходятся новые виды периода — с расширением и с дополнением. Однако для успешного освоения таких диктантов им должна предшествовать подготовительная работа по анализу периодов подобного типа.
Седьмой класс
Седьмой класс является итоговым в работе над одноголосным диктантом.
Наряду с изучением новых средств здесь большое внимание уделяется пройденному ранее, но — на более высоком уровне и в усложненном виде. Продолжается’ дальнейшая работа над внутритональным хроматизмом, над отклонениями в тональности диатонического родства, над разного рода ритмическими трудностями; проходятся новые размеры, новый вид периода.
В седьмом классе завершается изучение модуляций в тональности диатонического родства (здесь осваиваются более редко встречающиеся переходы в тональности IV, II и VII ступеней). Для лучшего овладения этой темой рекомендуем пользоваться соответствующими упражнениями из Приложений.
Весьма полезным на данном этапе обучения автор считает запись диктантов, содержащих какую-либо специфическую трудность (скачки на составные интервалы или перекличка регистров, особенно если это связано со сменой ключа), так как это способствует приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще.
Старшие классы
В восьмом — одиннадцатом классах одноголосный диктант уже не является основным объектом изучения; по программе в старших классах проходят двухголосные и трехголосные диктанты. Однако работа над одноголосным диктантом ни при каких условиях не должна прекращаться вплоть до самого окончания школы. По нашей методике одноголосием следует заниматься примерно два раза в месяц. Основная роль этих занятий заключается главным образом в проработке целого ряда специфических трудностей, которые легче усваиваются именно в одноголосии. К таким трудностям могут быть отнесены и модуляции в тональности недиатонического родства, и редко встречающиеся размеры, и некоторые особые (наиболее сложные) виды ритмического деления, и разного рода интонационное усложнение мелодики. Все это и является содержанием диктантов последнего раздела данного пособия.
Изучению каждой трудности должно предшествовать объяснение (например, систематика тональностей по степеням родства или особенности энгармонической модуляции); ряд начальных диктантов на ту или иную тему может быть разобран коллективно. Основное условие в работе над одноголосием на этом этапе сознательное и профессиональное отношение учеников, опора на прочную теоретическую базу.
Очень важно помнить о том, что диктанты, предназначенные для старших классов, трудны во всех отношениях и поэтому работа над ними должна вестись планомерно, без больших перерывов, иначе целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться.
Источник