Рыцарский романс (virtus antiqua) ( из цикла прощание с петербургом). Глинка. Кукольник
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова Н. Кукольника Музыка М. Глинки из цикла «Прощание с Петербургом»
Прости! Корабль взмахнул крылом,
Зовет труба моей дружины!
Иль на щите иль со щитом
Вернусь к тебе из Палестины.
Молва о подвигах моих,
Шумя, придет моим предтечей,
И лавр из нежных рук твоих
Наградой будет мне и встречей.
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Сто битв, сто рек, сто городов
О имени твоем узнают,
На ста языках сто певцов
И запоют и заиграют!
И, вновь волнуясь и шумя,
Твоей великой славы полны,
К твоим стопам примчат меня
Могучие, седые волны.
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Но если приговор судьбы
В боях пошлет мне смерть навстречу,
На грозный зов ее трубы
Я именем твоим отвечу!
Паду на щит, чтоб вензель твой
Врагам не выдать, умирая;
И, побежден одной судьбой,
Умру, тебя благословляя!
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Источник
М.Глинка — Рыцарский романс — ноты
Ноты для голоса (вокала) к романсу композитора М.Глинки
Вокальная библиотека художественной самодеятельности
М.Глинка
Рыцарский романс
для тенора в сопровождении фортепиано
слова Н.Кукольника
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м3475г
Создатель русской классической оперы, автор «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», Михаил Иванович Глинка не менее велик и в области вокальной лирики. М. И. Глинку справедливо считают отцом русского романса.
Замечательный русский критик В. В. Стасов пророчески отмечал: «Недалеко то время, когда. будут смотреть на романсы периода зрелости Глинки иначе, чем на приятные и интересные салонные безделицы, и отведут им место на тех же страницах истории, где будет говорено о сонатах Бетховена и современном с нами потомстве их: фортепьянных созданиях Шопена и песнях Шумана». И действительно, романсы Глинки, как высочайшие шедевры, нашли развитие в творчестве последующих крупнейших представителей русской музыки: Даргомыжского и Мусоргского, Балакирева и Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова.
Написанный в 1840 году, *. е. в период творческой зрелости Глинки, «Рыцарский романс» входит в цикл «Прощание с Петербургом», текст романса взят из романа Н. Кукольника «Эвелина де Вальероль». Цикл этот (единственный в творчестве Глинки) состоит из 12 романсов. Стасов считал цикл «Прощание с Петербургом» по широте охвата многонационального материала эскизом к «Руслану». Романсы, входящие в него, объединены темой путника, образами, возникшими в связи с предстоящим путешествием. «Рыцарский романс» являет собою как бы воссоздание в мыслях художника образа далекой страны, тесно связанной с романтикой рыцарских походов.
Основной характер романса героический. Маршевый ритм, выпуклость и чеканность каждой фразы делают этот романс шедевром любовной лирики Глинки и определяют его воздействие на широкую аудиторию.
Для исполнения этого произведения нужен сильный драматический тенор, обладающий ясной дикцией и чистотой интонации.
При разучивании романса крайне важно внимательно «прочесть» пунктирный ритм мелодии, т. е. тщательнейшим образом выполнить указанные в нотном, тексте точки. Именно это своеобразие ритмического рисунка придает мелодии особенную энергию и силу.
Большое количество пауз дает возможность певцу спокойно брать дыхание. В конце запева, где нет пауз, дыхание целесообразно брать перед последней четвертью 18-го такта.
Динамика должна быть подчинена характеру каждого куплета. Так, третий куплет, в котором рыцарь повествует о возможности трагического конца своего похода, требует несколько меньшей силы голоса и большей мягкости. Припев должен исполняться громче, чем запев, поскольку в нем сконцентрировано основное содержание романса — клятва рыцаря своей даме.
Наконец, в мелодии есть интонационные трудности, на которые при разучивании должно быть обращено особое внимание: таковы построенные на «тритоне» начала фраз во второй половине запева (в первом куплете на словах: «молва» и «шутя»). Точность интонации здесь особенно важна.
В трактовке текста исполнителю следует руководствоваться замечанием самого автора романса: «…в музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не меняя даже интонации ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, суровое выражение. Учителя пения обычно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы».
Л. Живов
Текст романса:
Прости! Корабль взмахнул крылом,
Зовет труба моей дружины!
Иль на щите иль со щитом
Вернусь к тебе из Палестины.
Молва о подвигах моих,
Шумя, придет моим предтечей,
И лавр из нежных рук твоих
Наградой будет мне и встречей.
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Сто битв, сто рек, сто городов
О имени твоем узнают,
На сто языках сто певцов
И запоют и заиграют!
И, вновь волнуясь и шумя,
Твоей великой славы полны,
К твоим стопам примчат меня
Могучие, седые волны.
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Но если приговор судьбы
В боях пошлет мне смерть навстречу,
На грозный зов ее трубы
Я именем твоим отвечу!
Паду на щит, чтоб вензель твой
Врагам не выдать, умирая;
И, побежден одной судьбой,
Умру, тебя благословляя!
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Скачать ноты
Видео на Ютубе СМОТРЕТЬ в исполнении Сергея Зыкова (баритон) и Мариам Вартапетян (фортепиано)
Источник
Нотный архив Бориса Тараканова
Сборник «Поёт государственный академический Московский областной хор имени А.Д Кожевникова»
3ю2Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
ВНУТРЕННЯЯ МУЗЫКА. Для смешанного хора a cappella. Музыка А. Гурилёва. Переложение А. Кожевникова. Слова Н. Огарёва
НА ЗАРЕ ТЫ ЕЁ НЕ БУДИ! Для альта, тенора и смешанного хора a cappella Музыка А. Варламова. Обработка А. Кожевникова. Слова А. Фета
Я ВСТРЕТИЛ ВАС. Для баса, хора и фортепиано. Аноним.Редакция И.С. Козловского. Переложение А. Кожевникова. Слова Ф. Тютчева
ЖАВОРОНОК. Для баса, хора и фортепиано. Музыка М. Глинки. Переложение А. Кожевникова. Слова Н. Кукольника
РЫЦАРСКИЙ РОМАНС. Для мужского хора и фортепиано. Музыка М. Глинки. Переложение А. Кожевникова. Слова Н. Кукольника
НОЧЬ. Для хора и фортепиано. Из цикла «Юные годы». Фантазия (Вторая редакция). Музыка М. Мусоргского. Переложение А. Кожевникова. Свободная обработка автором музыки стихотворения А.С. Пушкина.
Я ЛИ В ПОЛЕ ДА НЕ ТРАВУШКА БЫЛА. Соч. 47 No 7. Для хора и фортепиано. Музыка П. Чайковского. Аранжировка А. Кожевникова. Слова И. Сурикова
ПЕВЕЦ. Соч. 27 No 3. Для мужского хора и фортепиано. Музыка А. Аренского. Переложение А. Кожевникова. Слова А. Хомякова
ТЕБЕ ПОЕМ. Соч. 31 No 12. Для мужского хора a cappella. Из Литургии Св. Иоанна Златоуста. Музыка С. Рахманинова. Переложение А. Кожевникова
БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ БЕСПОКОЙНОЕ. Соч. 17 No 9. Для баса, смешанного хора и фортепиано. Музыка С. Танеева. Переложение А. Кожевникова. Слова Н. Некрасова
В РАЗЛУКЕ С РОДИНОЙ. Для мужского хора a cappella. Музыка М. Ипполитова-Иванова. Переложение А. Кожевникова. Слова Г. Гейне. Перевод М. Михайлова
ВЕЧЕРНЯЯ ЗВЕЗДА. Из Мюссе. Для сопрано и смешанного хора a cappella. Музыка Ю. Сахновского. Обработка А. Кожевникова. Слова М. Лохвицкой
ИВА, ИВУШКА. Фуга-вокализ. Для женского хора a cappella. Музыка Р. Щедрина. Переложение А. Кожевникова
НЕМАЯ СКОРБЬ. Для баса и хора a cappella. Музыка В. Моцарта. Переложение А. Кожевникова. Слова Я. Гермеса
AVE MARIA. Соч. 52 No 6. Для женского хора и фортепиано. Третья песня Эллен (Гимн Деве Марии). Музыка Ф. Шуберта. Редакция А. Кожевникова.Слова В. Скотта. Перевод А. Плещеева
ЧЁРНЫЙ ВЕЕР. Для баса и смешанного хора a cappella. Музыка П. Сарасате. Переложение А. Кожевникова. Русский текст Г. Гнесина
Источник
Рыцарский романс ноты для
Тематический репертуар начинающего гитариста «Времена года». Нотные издания аранжировок лёгких произведений для классической гитары. Соло и дуэты. Опубликовано новое нотное издание — «Времена года. Осень» .
Д. Теслов Босса-нова осенних листьев (ноты для гитары) скачать
Д. Теслов «Гармония звездного неба» скачать
Д. Теслов «Идеальная школа техники гитариста» скачать
Д. Теслов Ноты, пьесы, сочинения, произведения для гитары скачать
БИБЛИОТЕКА НОТ старинных русских романсов и песен
в сопровождении гитары
Необходимые нотные материалы для: концертирующих гитаристов-аккомпаниаторов; студентов консерваторий, музыкальных ВУЗов, музыкальных училищ, колледжей искусств (так как необходимо сдавать экзамены по предмету «Концертмейстерский класс»); всех любителей исполнять старинные романсы и песни под аккомпанемент акустической (классической) гитары.
Все ноты в формате PDF
Всего: 148 файлов
М. Шишкин — Обр. О. Агафонова. Живёт моя отрада — 73.6 k b
Е. Гребёнка — Обр. Р. Мелешко. Очи чёрные — 138 k b
С. Сельский — А. Гурилёв. «Улетала пташечка» — 37.5 k b
В. Драгунский — Э. Колмановский. «Бабье лето» — 131 k b
М. Лермонтов — В. Оранский. «Звезда» — 72.5 k b
Р. Гамзатов — Д. Кабалевский. «Спроси у любви» — 121 k b
С. Щипачёв — Ан. Александров. «Ты со мной» — 129 k b
С. Щипачёв — Г. Шантырь. «Мне кажется порой. » — 130 k b
Слова неизв. автора — А. Петров. «О бедном гусаре» -148 k b
А. К. Толстой — П. Чайковский. «Средь шумного бала» — 299 k b
Н. Кукольник — М. Глинка. «Жаворонок» — 186 k b
Н. Кукольник — М. Глинка. «Сомнение» — 372 k b
Н. Цыганов — А. Варламов. «Красный сарафан» — 423 k b
Слова К.С.Ш. — А. Титов. «Для меня ты всё. » — 214 k b
А. Кольцов — А. Варламов. «Ты не пой, соловей» — 225 k b
В. Жуковский — М. Глинка. «Бедный певец» — 246 k b
В. Красов — П. Булахов. «Уж я с вечера сидела» — 114 k b
В. Соллогуб — П. Козлов. «Как хороша» — 111 k b
Д. Ратгауз — П. Чайковский. «Снова, как прежде, один» — 147 k b
М. Лермонтов — А. Спиро. «Портрет» — 98.5 k b
М. Пойгин — Н. Зубов. «Побудь со мной» — 108 k b
Н. Греков — А. Гурилёв. «Сердце» — 125 k b
Ниркомский — А. Гурилёв. «Матушка, голубушка» — 106 k b
О. Кареев — И. Рыбасов. «Тебе одной» — 145 k b
Слова неизвестного автора — А. Гурилёв. «Отгадай, моя родная» — 159 k b
Слова неизвестного автора — А. Дюбюк. «Улица, улица» — 147 k b
Слова неизвестного автора — Г. Кушелев-Безбородко. «Тебя здесь нет, но ты со мной» — 130 k b
Слова неизвестного автора — П. Козлов. «Когда б я знал» — 174 k b
Слова неизвестного автора — С. Донауров. «Песня удалая» — 207 k b
Т. Щепкина-Куперник — А. Вилинский. «Ах, я влюблён в глаза одни » — 138 k b
Ю. Жадовская — А. Варламов. «Ты скоро меня позабудешь» — 102 k b
А. Будищев — А. Обухов. «Калитка» — 107 k b
А. Дельвиг — М. Яковлев. «Элегия» — 87.4 k b
А. Пушкин — В. Шереметев. «Я Вас любил» — 77.4 k b
Е. Дитерикс — В. Борисов. «Звёзды на небе» — 88.4 k b
Муз. и слова неизвестного автора. «Тёмно-вишнёвая шаль» — 71.7 k b
Н. Греков — А. Гурилёв. «Вьётся ласточка» — 71.1 k b
Сл. неизв. автора — А. Варламов. «О, не целуй меня!» — 107 k b
Сл. неизв. автора — П. Булахов. «И нет в мире очей» — 71.3 k b
А. Пушкин — М. Глинка. «Не пой, красавица, при мне» . Грузинская песня — 95.5 k b
В. Гусев — А. Голубенцев. «Романс старого актёра» из музыки к пьесе В. Гусева «Слава» — 300 k b
Г. Поженян — А. Петров. «Песня о друге» — 150 k b
Е. Евтушенко — Э. Колмановский. «Бежит река. » — 113 k b
Е. Евтушенко — Э. Колмановский. «Хотят ли русские войны?» — 183 k b
Л. Ошанин — А. Островский. «А у нас во дворе» — 158 k b
Л. Ошанин — В. Мурадели. Романс — 111 k b
М. Лермонтов — А. Гурилёв. «И скучно, и грустно» — 161 k b
Н. Огарёв — В. Андреев. «Былое на Волге» — 123 k b
Р. Бернс — Т. Хренников. «Застольная» — 149 k b
С. Болотин — Д. Шостакович. «Прощай, Гренада» — 96.6 k b
С. Вигдоров — Ю. Блинов. «Звёздочка» — 185 k b
С. Донауров. «Он уехал» — 161 k b
Т. Сикорская — Д. Шостакович. «Звёздочки» — 206 k b
А. Кольцов — А. Гурилёв. «Грусть девушки» — 6.77 m b
Аноним — А. Варламов. » Напоминание » — 7.34 m b
И. Макаров — А. Гурилёв. «Колокольчик» — 10.18 m b
М. Лермонтов — А. Даргомыжский. «Мне грустно» — 11.6 m b
М. Медведев — А. Гуэрчиа. «Нет, не любил он!» — 6.89 m b
М. Языков — Н. Шишкин. «Ночь светла» — 11.8 m b
Н. Греков — П. Булахов. «Свидание» — 6.76 m b
П. Беранже — А. Алябьев. «Нищая» — 9.89 m b
Ф. Тютчев — Неизвестный автор. «Я встретил Вас» — 10.3 m b
Русские народные песни
Цыганские народные песни
Н. Старостин — П. Деметер. «Гадание» — 141 k b
П. Черняев — П. Деметер. «Сердце девушки» — 123 k b
П. Черняев — П. Деметер. «Красавица» — 198 k b
И. Ром-Лебедев — П. Деметер. «Ромашка» — 109 k b
П. Деметер. «В лесу» — 127 k b
Ю. Лебедева и А. Владимиров — П. Деметер. «Судьба цыгана» — 177 k b
В. Дмитриев — П. Деметер. «Гитара партизана» — 128 k b
Н. Гусева — П. Деметер. «Песня о России» — 199 k b
«Пролётка» . Обработка Р. Мелешко — 64.4 k b
«Чёрная лодка» . Обработка Р. Мелешко — 74.9 k b
«Серьги-кольца» . Обработка Р. Мелешко — 65.6 k b
Слова неизвестного автора — Обр. Р. Мелешко. «Луны волшебной красоты» . Старинный вальс — 199 k b
«Ты восчувствуй» . Обработка Р. Мелешко — 70.4 k b
«Пантелей» . Обработка Р. Мелешко — 93.5 k b
«Двенадцать» . Обработка П. Деметер а — 118 k b
«Бей, дяньдя» . Обработка П. Деметера — 117 k b
«Машенька» . Обработка Р. Мелешко — 74 k b
«Всё карты. » . Обработка П. Деметера — 48 k b
«Буран» . Обработка П. Деметера — 167 k b
«Милая» . Обработка Р. Мелешко — 305 k b
«Ехали цыгане» . Обработка Р. Мелешко — 103 k b
«Сад-виноград» . Обработка Р. Мелешко — 72.9 k b
О. Гаджикасимов — Н. Сличенко. «Ты, ветер» — 267 k b
«Боюсь я» . Русский текст Г. Георгиева — 301 k b
«Бродяга» . Русский текст Г. Георгиева — 275 k b
«Зазнобила» . Русский текст А. Каныкина — 269 k b
«Крылышки» . Русский текст А. Каныкина — 207 k b
«Неверная» . Русский текст О. Гаджикасимова — 299 k b
«Одинок я, одинок» . Русский текст А. Каныкина — 297 k b
«Прошёл я сто вёрст» . Русский текст В. Семернина — 278 k b
«Сердце измучили тайной. » . Русский текст В. Семернина — 181 k b
«Ты куда, паренёк» . Русский текст Л. Дымовой — 443 k b
Источник