С баневич композитор ноты

Пьесы, этюды для фортепиано — композиторы

Ноты для фортепиано — этюды и пьесы


А. Аренский
Этюды

для фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9242

  • Этюд. Соч. 19, № 1.
  • Этюд. Соч. 36, № 13
  • Этюд. Соч. 41, № 1
  • Этюд. Соч. 42, № 3
  • Этюд. Соч. 53, № 6
  • Этюд. Соч. 74, № 1
  • Этюд. Соч. 74, № 5
  • Интермеццо. Соч. 13
  • Лесной ручей. Соч. 36, № 15
  • Каприс. Соч. 43, № 4.
  • Прелюдия. Соч. 63, № 3
  • Арабеска. Соч. 67, № 5

Скачать этюды


Сергей Баневич
ПЕТЕРБУРГСКИЕ СТРАНИЦЫ

Пьесы для фортепиано
младшие и средние классы детской музыкальной школы
(DjVu, 13.6 Mb)

Издательство Композитор Санкт-Петербург представляет альбом фортепианных пьес «Петербургские страницы» Сергея Баневича.
Это приношение одного из известнейших наших композиторов любимому городу в год его 300-летнего юбилея и музыкальный подарок детям, основным адресатам творчества С.Баневича.
Альбом — своего рода «собранье пестрых глав», поэтических зарисовок и характеристик, пронизанных ностальгической и нежной авторской интонацией. Это ретро-взгляд художника на прошлое сквозь дымку лет: он как бы перелистывает печальные и светлые страницы истории Петербурга и своего детства, неразрывно с этим городом связанного.

БЕЛЫЕ НОЧИ
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
СНЕЖИНКИ НАД ЛЬВИНЫМ МОСТИКОМ
ДВОРЫ-КОЛОДЦЫ
ШАРМАНКА
ВОСПОМИНАНИЕ О БЛОКАДЕ
МУЗЕЙ КУКОЛ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ
ЛЕТНИЙ САД
НАВОДНЕНИЕ
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЭЛЕГИЯ

Скачать пьесы

Источник

С баневич композитор ноты

В 2005 году исполнилось 200 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти великого сказочника, удивительного доброго выдумщика Ханса Кристиана Андерсена. Нет, наверное, на всем свете человека — ребенка или взрослого, — который никогда в жизни не слышал бы ни о Снежной королеве, ни о Дюймовочке, ни о навевающем сказочные сны Оле-Лукойе. А уж о голом короле или заводном соловье говорят просто всюду — от детских яслей до парламентских трибун. И, надо сказать, почти всегда к месту.
Но есть области, где сказка живет так естественно, будто была здесь всегда, — это театр и музыка. Когда слушаешь и смотришь в театре спектакли петербургского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» или «Стойкий оловянный солдатик», то кажется, что Андерсен сам стоит за кулисами — и вот сейчас, после финального аккорда, выйдет на поклон.
Пьесы Сергея Баневича по мотивам сказок Андерсена, переложенные для фортепиано другим замечательным композитором Леонидом Десятниковым, так свежи, так живо театральны и близки детскому воображению — и так просты для детских рук — что хочется назвать их классическими. А иногда романтическими. Иногда по-современному ироничными. На самом деле в них есть и то, и другое, и третье. Но главное — они сказочно светлы. И замечательно выдуманы. Как сказки Андерсена.

Съезд гостей (полонез)
Лошадь
Солдатик и балерина
Крыса
Заводной соловей
Песня соловья
Вальс на балу
Карета
Северная полька
Кай и Герда
Танец разбойников
Ледяной дворец
Танец трубочистов
Северное сияние

Источник

С баневич композитор ноты

В.Самарин, Возьми густой вишнёвый сок (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

М.Иорданский, Ворон (считалочка) pdf

Е.Ботяров, Все друзья вокруг (из м/ф «Рыжая кошка») pdf

А.Зацепин, Всё было («из к/ф «Земля Санникова») pdf

Я.Дубравин, Гаврош (из цикла «Песни героев любимых книг») pdf

С.Баневич, Дорога (из т/ф «Никколо Паганини») pdf

М.Раухвегер, Егор (дразнилка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (В лесу родилась ёлочка) pdf

Л.Бекман, Ёлочка (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

М.Красев, Ёлочка (Маленькой ёлочке холодно зимой) pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

А.Петров, Зов синевы (из к/ф «Синяя птица») pdf

В.Самарин, Когда тебя родная мать. (из цикла «Несколько вредных советов») pdf

К.Манина, Колокольчик pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

Т.Хренников, Колыбельная Светланы (из к/ф «Гусарская баллада») pdf

К.Манина, Крот pdf
(Прислано Ксенией Маниной)

А.Дольский, Ленинградский вальс (обработка для вокального ансамбля) pdf

Е.Крылатов, Лесной олень (из к/ф «Ох, уж эта Настя!») pdf

С.Никитин, Лошадиная песня (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Б.Окуджава, Мы за ценой не постоим (из к/ф «Белорусский вокзал») pdf

С.Никитин, Огромный собачий секрет (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

Н.Римский-Корсаков, Звонче жаворонка пенье (другой вариант) pdf

Н.Римский-Корсаков, «Ой ты, тёмная дубравушка» (песня Садко из оперы «Садко») pdf

С.Никитин, Песенка ослика (из м/ф «Большой секрет для маленькой компании») pdf

В.Шаинский, Песенка про кузнечика (хоровой вариант, с фортепиано) pdf

С.Никитин, Песенка трёх волков (из м/ф «Волчья шкура») pdf

В.Лебедев, Песня гардемаринов (из к/ф «Гардемарины, вперёд!») pdf

Г.Гладков, Песня друзей (из м/ф «Бременские музыканты») pdf

Е.Крылатов, Песня о колоколах (из т/ф «Приключения Электроника») pdf

В.Шаинский, Пожалуйста, не жалуйся (из т/ф «Завтрак на траве») pdf

А.Рыбников, Последняя поэма (из к/ф «Вам и не снилось») pdf

Е.Крылатов, Прекрасное Далёко (хоровой вариант) pdf

Е.Ботяров, Рыжий, рыжий, конопатый (из м/ф «Весёлая карусель») pdf

С.Никитин, Самоваропаровозовертолёт (из м/ф «В гостях у матушки-пурги») pdf

С.Никитин, Сказка по лесу идёт (из м/ф «Волчья шкура») pdf

Песня гражданской войны, Там, вдали за рекой pdf

Ю.Акулов, Там, где клён шумит pdf
(По просьбе Анны)

В.Баснер, Там, за рекою (из к/ф «Армия Трясогузки снова в бою») pdf

Н.Богословский, Тёмная ночь (из к/ф «Два бойца») pdf

Н.Римский-Корсаков, Третья песня Леля (из оперы «Снегурочка») pdf

Е.Крылатов, Три белых коня (из т/ф «Чародеи») pdf

А.Зацепин, Ты слышишь, море («из к/ф «Свистать всех наверх») pdf

Источник

С баневич композитор ноты

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Ноты — большое собрание фортепианных пьес различных стилей для детей!

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс

Безбрежное море детской фортепианной музыки XX века— музыки разных стран и стилей — раскроет­ся перед маленькими пианистами на страницах этой уникальной хрестоматии. В семи выпусках, соответствующих классам музыкальной школы, представлены пьесы признанных композиторов-классиков прошлого столетия и тех, чье твор­чество незаслуженно оказалось в тени, авторов начала века и наших современников: Слонимского, Вила-Лобоса, Сигмейстера, Голубева, Майкапара, Ракова, Парфёнова, Караева, Якушенко, Дворжака, Эшпая, Баневича и многих других. Наряду с произведениями в традиционных «серьез­ных» жанрах, сборники включают лучшие образцы джаза, которые с успехом могут пред­ставлены в репертуаре начинающих пианистов.

Решение задач по гармонии, написание фуг, консультации по написанию курсовых и дипломных работ для музыкантов music911.ru #пианистыСМП #детямСМП #нотыСМП

Источник

Методическая разработка «Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича»

Методическая разработка » Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича»

Скачать:

Вложение Размер
22.10_otkr._urok_banevich._obraznoe_myshlenie_uch-sya_1.docx 200.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Октябрьская ДМШ»

Разработка открытого урока и методические комментарии

Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами

Преподаватель кл. фортепиано

Алиева Лилия Джамилевна

Цели и задачи, обеспечение урока………………………………………….

Рассказ о творчестве С. Баневича, его фортепианных циклах……….

Работа над образностью пьес из цикла С. Баневича

«По сказкам Х.К. Андерсена»: «Солдатик и балерина»……………..

Методические рекомендации по развитию образного мышления

Список источников и литературы к уроку…………………………………

Список литературы к методическим рекомендациям…………………….

Приложение. Нотные примеры………………………………………….

Урок проводился с учащимися 3-го, 4-го и 5-го классов МБУ ДО «Октябрьская ДМШ».

Цель урока: развивать образное мышление учащихся, расширять их знание о музыке современных композиторов (С. Баневич), работать над выразительностью образов пьес.

  1. образовательная: дать представление о творчестве современного композитора Сергея Баневича;
  2. развивающая: развивать образное мышление, навыки поисковой работы над средствами музыкальной выразительности;
  3. воспитательная: воспитывать творческий подход к своей работе, навыки самоконтроля.

Тип урока : урок работы над образностью, интерпретацией произведений.

Методы : историко-биографический, семантический, аналитический, частично-поисковый.

Оборудование : два фортепиано, ноты, портрет композитора, оборудование для показа презентации.

Материал : презентация PowerPoint.

1. Организационный момент, определение темы урока, представление учащихся (1 мин.) (слайд 1)

2. Теоретико-информативный раздел урока – рассказ о творчестве Сергея Баневича, его фортепианных циклах (7 мин.)

Как известно, в России существуют разные композиторские школы – московская, ленинградская (петербургская), нижегородская, свердловская и другие. Сергей Баневич – петербургский композитор. Петербургскую школу отличает свой стиль, особая тонкость и проникновенность звучания, яркая образность, современные ритм и гармония. Видные представители этой школы в ХХ веке – Дмитрий Шостакович, Галина Уствольская, Сергей Слонимский, Жанна Металлиди, Сергей Баневич.

Сергей Петрович Баневич родился 2 декабря 1941 года. В это время шла война, и семья была в эвакуации в Пермской области. В 1944 году вместе с семьей Серёжа вернулся в Ленинград. В Ленинградской государственной консерватории Баневич учился в 1960-е годы. Его учителями по композиции были Галина Уствольская и Орест Евлахов, которые в свое время были учениками Дмитрия Шостаковича.

Как представитель петербургской (ленинградской) школы, композитор продолжает традиции музыкального романтизма. Музыку Баневича отличает мелодичность, лиризм, изысканный гармонический язык. Его произведения талантливы и самобытны. Как говорил другой известный ленинградский композитор Исаак Шварц, музыка Баневича – «…это музыка, написанная лёгкой рукой большого мастера». Сергей Баневич награжден орденом Дружбы, национальной премией «За великое служение театру для детей» (слайд 2).

Баневич – известнейший современный композитор, сочиняющий театральную и детскую музыку. Многие его театральные сочинения раскрывают тему детства. Это оперы: «История Кая и Герды» (по сказке Андерсена «Снежная королева»), опера-балет «Русалочка» (по сказке Андерсена), опера «Городок в табакерке» (по сказке Одоевского), радио-оперы «Жил-был Коля», «Солнышко и снежные человечки», мюзиклы «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Тома Сойера», «Судьба барабанщика», оперетта «Остров сокровищ» (по Стивенсону). Баневич – автор музыки к более чем 30 кинофильмам и сериалам (слайд 3).

К ярким страницам творчества Баневича относятся детские вокальные и хоровые циклы, произведения для фортепиано. Композитор как будто обладает даром перевоплощения, его музыка наполнена волшебными звуками и образами.

Особенно любимы юными пианистами фортепианные циклы для детей: «По сказкам Пушкина», «По сказкам Андерсена», «Русалочка», «Петербургские страницы». Эти циклы предназначены для учащихся младших и средних классов ДМШ. Композитор не стремится точно передать сюжет, для него главное – передача характеров, образов, неуловимых настроений. Главная задача, как говорит Баневич, – научить детей понимать и передавать суть музыкального образа (слайд 4) .

В цикле «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена» – 14 пьес (слайд 5). Каждая пьеса имеет название (программу). Композитор опирается в пьесах на три типа программности. Первый тип – картинная программность. Здесь развивается один яркий музыкальный образ (портрет, звукоподражательная картина, пейзаж) – это пьесы «Лошадь», «Крыса», «Заводной соловей», «Карета», «Северное сияние». У учеников музыкальный образ этих пьес рождается в связи с имеющимися представлениями и жизненным опытом.

Второй вид программности – картинно-сюжетный – по мотивам какого-либо сказочного сюжета: «Вальс на балу», «Кай и Герда». Здесь следует учитывать жанр, в котором написана пьеса (вальс, песня, романс).

Третий вид – психологическая программность – передача чувств и настроений героев. Зная сказочный сюжет, можно догадаться об образах пьес. Но, главное – эти образы надо почувствовать. Это, например, пьеса «Солдатик и балерина».

3. Частично-поисковая работа над образной сферой пьес (35 мин.)

«Солдатик и балерина» (10 мин.)

Педагог: первая пьеса Баневича, к которой мы сегодня обратимся – «Солдатик и балерина».

С солдатиками у нас ассоциируется бодрая, маршевая музыка, например, такая (исполняет начало «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского). У Баневича же музыка совершенно иная – послушай, и скажи, какой этот солдатик (играет начало пьесы Баневича) (Ученик отвечает: характер печальный, мечтательный и т. д.)

А давай поищем, что сообщается о солдатике в сказке Ханса Кристиана Андерсена. Например, что он видит, когда мальчик выставляет солдатиков на стол. Солдатик видит сказочный мир – чудесный дворец с озером, лебедем, прекрасную красавицу-балерину: «На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением. Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка…» [2].

Давай посмотрим на кадры из мультфильма – какими художник видит Солдатика и Балерину? (тонкими, устремлёнными, мечтательными, романтичными) (слайд 6).

Ты читал в сказке, что произошло с героями дальше? (из-за происков тролля солдатик падает из окна на мостовую, потом попадает в ручей и речку, далее – в желудок рыбы и затем, по чудесному случаю – опять возвращается в прежнюю комнату с игрушками и красавицей-балериной. Затем солдатик нечаянно падает в камин, туда же порывом ветра уносит и балерину – и они вместе сгорают).

Андерсен не раз подчеркивает – солдатик испытывает настоящие человеческие чувства. Можно ли сказать по музыке, какие чувства испытывают герои сказки – солдатик и балерина? (влюбленность, мечта, надежда). Тебе надо было дома прочитать сказку и найти небольшой фрагмент, который больше всего отвечает настроению пьесы.

Ученик зачитывает фрагмент, описывающий чувства солдатика после возвращения домой: «Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали» [2] (слайд 7).

Педагог: Как бы ты стал исполнять такую музыку? Давай обратимся к нотному тексту – ведь композитор всегда даёт прямые подсказки – как играть пьесу. Прочитаем ремарку к пьесе: «В умеренном темпе, проникновенно». Как ты понимаешь слово «проникновенно»? (душевно, чутко). Прочитаем другие ремарки: piano (тихо), dolce (нежно). Мелодия исполняется плавно, так же плавно движется бас (по полутонам). Какой штрих больше подходит для исполнения этой пьесы? (legato).

В пьесе ясно слышны два персонажа: балерина и солдатик. В первой части где, по-твоему, балерина, и где солдатик? (первое предложение тт. 1–6 – балерина; второе – тт. 7–16 в более низком регистре – солдатик).

А как мы покажем, что в музыке два разных персонажа? Первое предложение мы будем исполнять более нежно, женственно, второе – чуть гуще, насыщеннее. Мелодия «балерины» очень робкая – в ней много вопросительных, восходящих интонаций. Мелодия как бы тянется к вершине, и потом с вершины ниспадает. Найди вершину в первом предложении (ми 3 в т. 4). Найди вершину во втором предложении (ре 2 в т. 11). Подходя к этим вершинам, мелодия как бы «раскрывается»; эти кульминационные звуки надо исполнить особенно выразительно и проникновенно. (Исполнение первой части пьесы).

В этой пьесе две части и кода. Меняется ли образ во второй части пьесы? (Становится более порывистым, драматичным). Из чего мы это слышим и видим? (Меняется ритм сопровождения – он более учащённый). Есть ли во второй части разделение на персонажей (Нет). Звучит музыка солдатика из первой части, но в более высоком регистре, с мажорными гармониями, развитым сопровождением. Где, по-твоему, кульминация пьесы, наиболее яркие такты пьесы? (тт. 21–23). (Исполнение второй части).

Что происходит в коде? (Повторяются начальные интонации – музыка балерины, сопровождение замедляется, замедляется темп). С каким фрагментом сказки можно сравнить коду? («На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку» [2]). (Исполнение коды).

Как композитор показывает окончания частей? (Замедлениями). Обрати внимание – замедления композитор отмечает одинаково, или по-разному? (По-разному: в конце первой части – poco rit. чуть замедлить; в конце второй части – ritenuto molto – весьма замедлить, сильно замедлить; в конце коды – ancora ritardando – более сдержанно). (Исполнение с правильными замедлениями).

Сыграем пьесу еще раз. Не забудем: в первой части – робкие, вопросительные интонации, четко различаются музыка балерины и солдатика. Вторая часть – устремлённая, взволнованная, с самой яркой кульминацией. Далее – сильное замедление и печальная кода, более сдержанная по темпу. (Исполнение пьесы).

Как ты думаешь – о чем пьеса Баневича? (Об очень нежной, чистой любви). Несмотря на то, что история, рассказанная Андерсеном, грустная, пьеса оставляет светлое впечатление. Подумай, с помощью чего оно создаётся (Устремленность мелодии вверх, мелодия в верхнем регистре, тонкая гармония, балансирующая между мажором и минором, общая прозрачность звучания).

Следующая пьеса из цикла – «Крыса» (слайд 8) . Крыса – яркий персонаж сказки той же сказки Андерсена о стойком оловянном солдатике. Солдатик сталкивается с крысой и чуть не гибнет, когда плывет на бумажном кораблике по бурному ручью. (Зачитывает): «Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку. “Куда меня несет? – думал он. – Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!” Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками. “Паспорт есть? — спросила она. — Предъяви паспорт!” Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам: “Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!”» [2].

В мультфильме, снятом по сказке, крыса неожиданно выскакивает из-под моста, зацепляет кораблик багром и тянет. Всё происходит во время бурного дождя – везде потоки воды, картинка меняется стремительно.

Какая, по-твоему, крыса в пьесе Баневича? (Подвижная, юркая, страшная, угрожает солдатику).

Какими средствами выразительности это подчёркивается? (Громкая динамика, быстрый темп, характерная мелодическая линия – с хроматической гаммой, форшлагами).

Обрати внимание на аккомпанемент – он размашистый, с диссонирующими интервалами, угрожающими ударами. Одновременное сочетание такого аккомпанемента и характерной мелодии создаёт особенно яркий образ крысы.

Ты слышал пьесу «Солдатик и балерина» – в чем отличие звукоизвлечения между пьесами «Солдатик и балерина» и «Крыса»? (Первая пьеса исполнялась плавно, во второй много акцентов, отрывистых звуков).

Давай проведём эксперимент – сыграем «Крысу» тихо и медленно (Играем начало). Что стало с образом? (Образ изменился, пьеса стала неинтересной). Каким звуком будешь исполнять пьесу? (Отчетливым, крепким).

Исходя из музыки, мы даже можем понять, какие действия производит крыса. Где она, по-твоему, бежит, подпрыгивая? (тт. 1–3). Где она пугает солдатика? (crescendo, наплывающие форшлаги в тт. 4–9). Где тянет багром лодочку? (повторяющиеся интонации в тт. 11–12). Где бахвалится своей силой? (фактура бас-аккорд в тт. 13–14).

Обрати внимание: здесь множество оттенков, некоторые фразы сразу начинаются громко, некоторые начинаются тихо, но затем в них усиливается громкость. Это как бы показывает разнообразные движения крысы, она то удаляется, то приближается, а также гримасничает, злится, пугает и так далее. Также – характер крысы показывается сразу предельно ярко, пьеса начинается очень громко. Исполним эту пьесу, следуя оттенкам, следя за движениями крысы (Игра пьесы – один или два раза).

«Вальс на балу» (15 мин.)

Педагог: Другое название этой пьесы – «Вальс Русалочки». Вы знаете, о чем сказка Андерсена «Русалочка»? (Это красивая история о сильной любви Русалочки к принцу. Нежная героиня жертвует голосом, терпит нестерпимую боль, чтобы быть рядом с принцем. Но он женится, и Русалочка превращается в морскую пену).

Да, вот такие события предшествовали в сказке вальсу Русалочки на балу. Давайте прочитаем фрагмент сказки, где описывается героиня во время бала. «Паруса надулись от ветра, корабль легко и плавно скользнул по волнам и понёсся в открытое море. Как только смерклось, на корабле зажглись сотни разноцветных фонариков, а матросы стали весело плясать на палубе. Русалочка вспомнила, как она впервые поднялась на поверхность моря и увидела такое же веселье на корабле. И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда ещё она не танцевала так чудесно! Её нежные ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли – сердцу её было ещё больнее. Она знала, что лишь один вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела невыносимые мучения, о которых он и не догадывался. Лишь одну ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звёздное небо, а там наступит для неё вечная ночь, без мыслей, без сновидений. Ей ведь не было дано бессмертной души! Далеко за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце…» [1].

Вальс – особый жанр, танец, обладающий незабываемым собственным образом. Охарактеризуйте его (скользящий, летящий, романтичный). Особенность вальса – в трехдольности, при этом третья доля исполняется легко, а первая доля – подчёркнуто активно. Вот что сказал о вальсе известный музыковед Вячеслав Медушевский: «…в вальсе – глубокий провал на сильной доле, от которого кружится голова и замирает сердце» [3, с. 13].

Сколько разделов в этом вальсе, чем они отличаются друг от друга? (Три части, первая тихая, вторая более мужественная, третья – яркая, кода – затихающая). Какая часть содержит «музыкальный портрет» Русалочки? (Первая часть). Какая здесь Русалочка? (Нежная, мечтательная, фантастическая) (слайд 9). Переведите ремарки композитора (dolcissimo – «очень нежно», sognando – «соньяндо» – «мечтательно, как бы во сне»). Что придаёт образу особую хрупкость (необычные гармонии, тонкая мелодия в высоком регистре, с восходящими интонациями). Обратите внимание на необычную кульминацию в т. 10 (си-бемоль 3 ) – это необычная, «тихая кульминация». (Исполнение первой части).

Из чего мы понимаем, что вторая часть контрастна первой? (Меняется регистр, громкость, насыщенность звучания). Какое условное название можно дать началу второй части? (Музыка принца). Какая характерная черта мелодии здесь? (Выраженная опора на первую долю – половинная нота в начале такта. Это придает звучанию характер мужественности, прямолинейности). Появляется ли во второй части Русалочка? (с т. 38 и до конца второй части) (слайд 10). Как в музыке показано её появление? (сопоставление далёкой тональности, изменение регистра, ритмического рисунка). Есть ли звукоподражание в пьесе? (восходящая вверх быстрая гамма – как бег Русалочки). Попробуй исполнить вторую часть с учётом этих пожеланий (исполнение второй части Вальса).

Третья часть Вальса – наиболее громкая, насыщенная. Мелодия удваивается, сопровождается плотными аккордами. Соответствие в сказке (зачитывает): «В тот же вечер жених с невестой должны были отплыть на родину принца; пушки палили, флаги развевались…».

Кода – начинается тихо, poco accelerando (чуть ускоряя). Это как бы послесловие к прошедшим событиям. Русалочка не стала убивать принца, она пожертвовала собой – растворилась морской пеной. Но в сказке её подхватили дочери воздуха, и она вместе с ними поднялась к солнцу. «Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. … У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены» [2]. Заканчивается вальс утверждающе– с расширением (poco ritenuto), громко, в аккордовом звучании. При исполнении обрати внимание на звуковой контраст между плотным звучанием третьей части и тихим началом коды (Исполнение).

Просмотрим ещё раз образный, динамический, темповый план нашего исполнения (Ученик проговаривает вслух, какие образы и как он будет исполнять). А теперь – исполнение пьесы в целом.

4. Завершение урока, домашнее задание (2 мин.)

Итак, фортепианные альбомы Сергея Баневича – целый мир с образами сказок, где есть и звуки природы, и характерные герои, и мир человеческих переживаний. Баневич, которому присуще театральное мышление, создаёт яркие музыкальные картинки. Мелодии его пьес выразительные, индивидуализированные, с точно найденными интонациями. Фортепианная партия насыщена интересными деталями. Разнообразные ремарки – указания характера, штрихов, отклонений от темпа, динамики. Необходимо понять смысл выразительных средств пьесы, обосновать их, опираясь на ассоциации из сказок, добиваться яркого и творческого исполнения.

Домашнее задание для учащихся – продумать образные решения пьес, выстроить исполнение пьес в целом (динамическое развитие, кульминации). По желанию – нарисовать героев и настроение исполняемых произведений.

Источник

Читайте также:  Свете тихий львовский ноты
Оцените статью