- Из чего делают гитары
- Материал для гитар и его влияние на звук
- Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
- Какую древесину используют для производства гитар?
- Породы деревьев для акустических гитар
- Дерево для верхней деки
- Дерево для обечайки и задней деки
- Дерево для грифа, накладки и порожков
- Породы деревьев для электрогитар
- Дерево для корпуса электрогитар
- Дерево для грифа
- Виды дерева гитар
- Ясень (Ash)
- Клен (Maple)
- Палисандр (Rosewood)
- Красное дерево (Mahogany)
- Ольха (Alder)
- Тополь (Poplar)
- Липа (Basswood)
- Агатис (Agathis)
- Ель (Spruce)
- Орех (Walnut)
Из чего делают гитары
Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основамузыкального инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.
Гитары из Липы
Липа – не тяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose.
Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит на гитаре Schecter Damien и на большинстве гитар Ibanez серии RG.
На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового музыкального инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны гитару archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что, если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.
Гитары из Ольхи
Этот материал был излюбленным у производителей гитар Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе гитару Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот.
Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для изготовления бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.
Гитары из Болотного ясеня
Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших гитар — телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.
Северный ясень (или просто ясень) – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.
Гитары из Махогани (красное дерево)
Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а благодаря плотности древесины, гитары из этого материала обладают длительным сустейном. Если сравнить неподключенные гитары Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовая топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG корпус, которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.
Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным красным деревом), низкого качества филиппинский, который собственно, к красному дереву вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе не игтару, а очередную лопату.
Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары.
Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление такую гитару — этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!
По материалам спам рассылки приходящей на адрес нашего магазина
Источник
Материал для гитар и его влияние на звук
При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.
Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:
- усиливает звук
- придает звуку индивидуальный окрас
- увеличивает продолжительность звучания
Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?
- Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
- Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.
Какую древесину используют для производства гитар?
Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.
Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.
Породы деревьев для акустических гитар
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
Дерево для верхней деки
Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.
Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.
Дерево для обечайки и задней деки
Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.
Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.
Дерево для грифа, накладки и порожков
Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).
Породы деревьев для электрогитар
Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.
Дерево для корпуса электрогитар
Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:
- Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
- Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
- Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
- Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
- Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
- Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.
Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.
Дерево для грифа
При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.
Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.
Источник
Виды дерева гитар
Не секрет, что при покупке гитары опытные музыканты, помимо других особенностей инструмента, обращают повышенное внимание на качество гитарного грифа, степень его прогиба, а также свойства использованной древесины (высушенность / влажность). Почему это столь важно? Судите сами. Звукосниматели в любой момент можно поменять, колки и фурнитуру – тоже. При желании можно скалопировать гриф и изменить цвет гитары. Но древесина останется той же, как в день покупки инструмента. Поэтому в нашем обзоре мы поговорим о породах дерева, которые используются для производства гитар.
Начнем с расстановки всех точек над «i» касаемо терминологии. Ведь зачастую, при переводе рекламных каталогов с английского на русский язык, наши соотечественники, продавцы гитар, проявляли недостаточную бдительность и невольно вносили путаницу в обозначения пород дерева. Правильные обозначения будут выглядеть следующим образом (в скобках даны краткие описания свойств древесины):
1. Ясень (отличается упругостью и прочностью) – Ash;
2. Клен (ему присуща твердая мелкопористая структура) – Maple;
3. Палисандр (по твердости превосходит дуб в 1,5-2 раза) – Rosewood;
4. Красное дерево (плотная, прочная древесина, отлично полируется) – Mahogany;
5. Ольха (не отличается прочностью, но долго сохраняется под водой) – Alder;
6. Тополь (легкая и мягкая древесина, легко обрабатывается) – Poplar;
7. Липа (отличается мягкостью и тонкой текстурой) – Basswood;
8. Агатис (очень крепкий сорт дерева) – Agathis;
9. Ель (легкая, мягкая и не очень прочная древесина) – Spruce;
10. Орех (вязкий, плотный и прочный на изгиб сорт) – Walnut.
Безусловно, в разных точках мира, богатых своими музыкальными традициями, встречаются и другие, более экзотические породы, пригодные для производства струнных щипковых инструментов и непосредственно гитар, однако базовый перечень, пожалуй, будет выглядеть именно так, каким мы его вам представили выше.
А теперь давайте более подробно рассмотрим каждый отдельный вариант, попавший в нашу «золотую» десятку:
Ясень (Ash)
Порода придает гитаре звонкое звучание и ярко выраженную атаку. Хотите примеры? Столь популярные «стеклянные» модели «Fender» изготовлены из ясеня. Если припомнить раннего Марка Нопфлера («Dire Straits») и то характерное звучание, которое он привнес в рок-музыку – откроется факт, что он использовал именно ясеневые модели «Stratocaster». Сюда же можно причислить и более «тяжелых» представителей рок-олимпа: Ричи Блэкмора, Роба Зомби, Мэрилина Мэнсона.
Клен (Maple)
Отличается более акцентированной атакой по сравнению с ясенем. Если исполнитель ценит разборчивость и резкость звучания при достаточно плотной нотной игре – хорошим подспорьем ловкости его пальцев станет инструмент из клена. Однако замечено, что в каталогах известных производителей серийных гитар из клена становится все меньше. К минусам кленовых гитар некоторые музыканты причисляют недостаток «мяса» (присутствия в звучании характерной «зазубрины» с рвущим эффектом), а также «певучести» (балладные композиции – явно не их конек). Впрочем, было бы не совсем справедливо ставить штамп на все без исключения гитары из клена. В качестве довода приведем такой пример: полуакустические инструменты, вопреки вышеприведенному мнению, вполне «певучие» и «мясные». Довод номер два: клен – очень большое семейство древесных; в составе его подсемейств найдутся представители с сильно различающимися характерными свойствами древесины. У многих наверняка на слуху такие подвиды, как «волнистый» клен, «огненный», «горный», «птичий глаз». Не вдаваясь в узкоспециализированные нюансы, просто отметим, что все они чем-то друг от друга отличаются. А, к примеру, «американский» клен дает звучание и вовсе больше похожее на ясень, нежели на своих сородичей. Благодаря такому уникальному многообразию видов, клен по праву можно причислить к самому распространенному материалу для производства гитарных грифов.
Палисандр (Rosewood)
По причине своей редкости, а следовательно, дороговизны – чаще применяется в виде накладок на гриф или для шпонового покрытия корпуса инструмента (т.е. где не требуется большой расход материала, но важна эстетическая составляющая).
Красное дерево (Mahogany)
Весьма востребованный материал с оптимальным соотношением «цена / качество». Отличается достаточно плотным звуком и хорошим сустейном. Любимый выбор исполнителей, исповедующих «тяжелые» стили музыки. Очень показательно, что ему отдают предпочтение такие известные компании, как «Gibson», «ESP» и «Dean». По характеристикам «мясо / певучесть» и «звонкость / разборчивость» – антипод клену. Впрочем, это обстоятельство натолкнуло производителей на интереснейшее решение – делать корпус гитары из сочетания этих двух пород, что позволяет добиться сбалансированности свойств, присущих красному дереву и клену.
Ольха (Alder)
Занимает одно из лидирующих мест по популярности среди прочих пород. Именно из ольхи изготовлено большинство «Fender». Производители, ориентирующиеся на «тяжелые» стили, также широко используют ольху, хотя объективно она не самым лучшим образом подходит для хард-рокового направления. По основным характеристикам («мясо / разборчивость») ольха – крепкий «середнячок» в списке рассматриваемых пород древесины. В какой-то степени это отличный компромиссный вариант и одновременно разрушитель навязанных стереотипов. Музыканты со смелым, «инновационным» мышлением с удовольствием выбирают ольху. Делающий выбор в пользу ольхи американский гитарист-виртуоз Стив Вай – показательный в этом плане пример.
Тополь (Poplar)
Легкий и недорогой материал с умеренными характеристиками «мясо / разборчивость». Вероятно, мы не сильно погрешим против истины, если определим его в категорию «ученического инструмента». На фоне клена, ольхи и ясеня заметно проигрывает, зато радует начинающих музыкантов доступной ценой.
Липа (Basswood)
Наравне с ольхой – достаточно популярная порода в индустрии гитарного производства. Липа и ольха вообще похожи по многим характеристикам. На заметку: из липы изготовляются гитары «Daisy»; многие инструменты гитариста-уникума Джо Сатриани также сделаны из данного сорта.
Агатис (Agathis)
Порода получила применение в производстве гитар «Stratocaster». Недорогой сорт древесины с умеренными характеристиками. По своей востребованности стоит примерно на одной ступеньке с тополем, вполне подходит для производства «ученического инструмента».
Ель (Spruce)
Применяется исключительно для производства полуакустических электрогитар. Нередко ель сочетают с кленом для достижения теплого ровного звучания. Пожалуй, лучше всех этот сорт древесины способны оценить джазмены.
Орех (Walnut)
Ведущие бренды очень часто используют орех для производства акустических гитар высокого класса. Из ореха также делают накладки на гриф для электрогитар, реже – ореховым шпоном покрывают корпус.
Итак, «золотая» десятка типов древесины для производства гитар нами подробно рассмотрена. Остался нераскрытым последний и самый каверзный вопрос: как неопытному новичку различать между собой все вышеописанные сорта? Без плотницкой квалификации это, и вправду, достаточно сложно. Совет может быть лишь один: проявляйте любознательность, узнавайте, из какого сорта дерева изготовлен тот или иной инструмент, и изучайте его фактуру, сравнивайте по весу, цвету, характерному рисунку волокон. Пускай не сразу, но уж точно спустя какое-то время (если жажда знаний и стремление найти лучшее звучание к тому моменту вас не покинут) вы обязательно раскроете для себя очень многие интересные тайны «гитаростроения» и уже на правах профи поделитесь ими с другими начинающими музыкантами. Удачи!
Источник