С чего начать урок фортепиано

Как научиться играть на пианино самостоятельно, занимаясь по 30 минут в день

Если вы давно хотели научиться играть на пианино, но не решались и откладывали на потом – вам сюда!

Поверьте, пианино так популярно, потому что на нем довольно просто научиться играть. А в этой статье я расскажу о 3-х шагах, которые помогут вам не просто заиграть, но и сделать это с удовольствием, в короткие сроки.

Также отсюда вы узнаете: как правильно сидеть за инструментом, ориентироваться на клавиатуре, и о том, как мотивировать себя в случае упадка сил.

А сейчас предлагаю пройти небольшой, но увлекательный тест и узнать, насколько ваш слух музыкален и как хорошо вы чувствуете ритм.

Может ли научиться взрослый

Многие взрослые, убеждены что учиться играть нужно было в детстве, но сейчас уже поздно. Свою мечту взрослые не редко реализуют через своих детей, хотя последним это не нужно. Мысль о том, что в зрелом возрасте трудно научиться играть – заблуждение. Позвольте порассуждать на эту тему.

Дети более обучаемы, несомненно. И связано это в первую очередь с «гибкостью» мозга. Нейронные связи в мозгу ребенка появляются быстрее. Но и взрослый человек имеет массу преимуществ перед ребенком. Взрослый давно владеет своим телом, а значит лучше им управляет. Взрослый быстрее соображает и реагирует на поправки учителя. Взрослый более усидчив и точно знает, чего хочет достичь. Взрослый в разы быстрее усваивает теорию – длительности нот, их обозначения на нотоносце и так далее.

Арам Хачатурян – известный композитор, начал заниматься музыкой будучи 19 летним юношей…

Вывод напрашивается сам собой: возраст — не помеха! Научиться играть на пианино может каждый и сделать это можно самостоятельно. В этой статье я поделюсь с вами некоторыми секретами, которые сделают занятия интересными и приблизят вас к мечте.

Посадка за инструментом

Прежде, чем учиться играть на пианино нужно научиться правильно сидеть за инструментом. От этого зависит успешность ваших занятий. Если сидеть неправильно, тело и руки будут напряжены, и вы не сможете играть свободно, бегло, с удовольствием.

Чтобы занять правильное положение за инструментом, нужно учесть 5 пунктов:

У людей разные антропометрические данные. При одинаковом росте у одного человека может быть вытянутое тело и короткие ноги, а у другого все наоборот. Поэтому говорить о высоте стула не совсем верно. Правильнее будет сказать о том, в каком положении должны быть руки и ноги, когда вы садитесь за инструмент.

Важно чтобы локти находились на одном уровне с клавиатурой или чуть выше нее. Локти должны быть опущены вниз, а не торчать в стороны. В то же время, между руками и телом должен быть воздух, прижимать локти к себе не нужно.

Считается, что бедра должны быть параллельны полу и перпендикулярны туловищу. Но на деле это не очень удобно и небольшие отклонения все же возможны. Для детей существуют специальные подставки под ноги, а в случае если стул не регулируется по высоте, под 5 точку можно положить несколько книг.

2) Площадь стула, которую можно занять

Садиться на всю площадь стула не стоит. Центр тяжести в таком случае распределяется не верно и это не способствует игре. Правильно занимать 1\2 поверхности стула или даже 1/3.

3) Расстояние между корпусом и клавиатурой

Расстояние между корпусом взрослого музыканта и клавиатурой составляет примерно 30 см. Однако правильнее будет положиться на свои ощущения. Рука должна быть согнута в локте так, чтобы угол между предплечьем и плечом был чуть меньше 90 градусов.

Садиться нужно примерно посередине клавиатуры, что бы нота До первой октавы находилась напротив пупка.

Ноги должны опираться на полную стопу. Голени должны быть перпендикулярны полу. Колени могут находится на одном уровне с бедрами, тогда угол в коленном суставе составит 90 градусов. Такое положение ног считается правильным, но по факту не удобно. Поэтому колени могут быть опущены ниже уровня бедер.

Важно следить за осанкой во время занятий. Спина должна быть прямой, но при этом грудь не стоит выпячивать вперед. Локти разведены чуть в стороны, чтобы между ними и телом был воздух. Важно контролировать плечи — у пианистов они часто поднимаются и блокируют правильную работу аппарата. Кисти рук расслаблены.

При такой посадке вы сможете достичь беглости пальцев и глубокого, полного звучания.

Донотный период

Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.

Надо сказать, что многие самоучки вообще не знают нот, но при этом они хорошо играют и подбирают музыку на слух. Это подтверждает то, что торопиться изучать нотную грамоту не сто́ит. Всему свое время. Сконцентрируйтесь на изучении инструмента, правильной посадке за ним и правильной работой аппарата . совокупность физиологических органов, участвующих в игровом процессе и связанных между собой сложной нервно-мышечной деятельностью. Содержимое подсказки

Импровизируем – привыкаем к инструменту

Некоторые стесняются прикасаться к инструменту, напрасно опасаясь, что у них не получится извлечь приятный, мелодичный звук. Но как научиться играть на пианино, если его бояться?

Есть одно универсальное средство, которое поможет убрать этот ложный страх, и я спешу поделиться этим средством с вами.

Сядьте за инструмент, нажмите правую педаль, зафиксируйте ее в таком положении. Теперь по очереди левой и правой рукой нажимайте только черные клавиши. Не нажимайте больше двух клавиш одновременно. Пробуйте менять ритм и громкость вашей музыки. Вот что может получиться:

Такая импровизация не только поможет вам набраться смелости перед инструментом, но и произведет впечатление на окружающих.

Знакомство с клавиатурой

Клавиатура представляет собой набор белых и черных клавиш. В расположении белых нет ничего примечательного, они идут по порядку – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А вот группировка черных клавиш нас интересует больше. Взгляните на изображение:

Вы видите, что черные клавиши группируются по 2 и 3. Это сделано не спроста – такое расположение служит для нас ориентиром. Чтобы найти на клавиатуре ноту До, нужно найти группу из 2-х черных клавиш и ближайшая клавиша слева и будет нотой До:

Расстояние от одной ноты «До» до следующей ноты «До» называется Октавой. Октава – это музыкальная мера. Вся клавиатура разделена на октавы, каждая из которых имеет свое название:

Следующая клавиша, которую легко найти — клавиша Фа. Она будет ближайшей соседкой слева, для группы из 3-х черных клавиш:

Нота Соль находится рядом с нотой Фа:

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну. Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец.

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио Музыкальный прием, когда мы играем звуки аккорда по очереди аппарата. и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

Как мотивировать себя

У всех бывает творческий кризис или эмоциональный спад. В такие моменты себя необходимо зарядить позитивом и найти источник мотивации. Способы могут быть самими разными, и каждый может найти свой источник вдохновения. Если вы знаете что вас вдохновляет, пользуйтесь этим. Если нет, я дам несколько советов, которые когда-то помогли мне самому.

1) Поставьте себе цель

Древняя мудрость гласит: «Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» . Помните об этом и обязательно ставьте себе цель. Нельзя браться за дело, не имея конкретной цели. Если вы хотите научиться играть на пианино, вам нужно решить чего именно вы хотите: подбирать музыку на слух, играть по нотам, а может быть вам достаточно будет выучить пару-тройку произведений? Когда вы шаг за шагом двигаетесь к цели, избежать творческого кризиса гораздо проще. Вы знаете, как должен выглядеть результат, вы видите на каком уровне находитесь сейчас. Это дает вам понимание, какие шаги осталось проделать чтобы достичь цели.

Будьте реалистами. Не берите непосильных задач. На одном энтузиазме долго не протянешь, поэтому выбирайте такие произведения, которые вы сможете осилить в достаточно короткие сроки. Идите от малого к великому.

2) Смотреть видео

Смотрите видеоролики, на которых музыкант играет вашу любимую музыку. Хорошо если на видео видны руки и клавиши. Кроме удовольствия, из таких видео можно почерпнуть не мало полезного. Но будьте разумны, не сравнивайте себя с другими музыкантами, умоляя свои достижения. Вы можете сравнивать себя только с самим собой – собой вчерашним. А легкое чувство зависти должно вас по-хорошему заводить = мотивировать.

3) Играйте под фонограмму

Массу положительных эмоций может вызвать игра под фонограмму. Это что-то вроде караоке, только вместо вокала вы играете на инструменте. Найти фонограмму, или минус, как ее еще называют, можно в интернете. Это занятие здорово развивает мелодический слух, а кроме того доставит вам немало удовольствия, смотрите сами:

4) Публичные выступления

Этот пункт подойдет не всем, но попробовать должен каждый.

Выступление перед публикой – это выброс адреналина и, как следствие, стресс. Одни легко с ним справляется, а для других это трясущиеся руки, и целый день «отходняка». Люди повсюду ищут острые ощущения: кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвует в мотогонках… Публичные выступления имеют такой же эффект. Артисты сначала привыкают к сцене, а потом жить без нее не могут. Певец заявляет о завершении публичной деятельности, но через пару месяцев снова на сцене – в этом нет ничего удивительного.

Попробуйте выступить перед друзьями или родными. Быть может это ваш путь. К тому же, опыт выступления перед публикой, может быть полезен в обычной жизни.

Заключение

Научиться играть может каждый, главное иметь желание и упорно заниматься по 30 минут в день. Как говорят мастера фортепианного искусства: «Занимаясь каждый день, ты делаешь по одному шагу вперед. Пропустив один день занятий, ты делаешь 3 шага назад».

На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация стала для вас новой, и теперь вы больше знаете о том, как научиться играть на пианино самостоятельно. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях, а также вступайте в группу Вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал, где я делюсь полезными советами и делаю разбор песен. Вот один из них:

Источник

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

    Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  1. Развивать внимание и концентрацию.
  2. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

    Знакомство с инструментом – фортепиано.
  1. Знакомство с регистрами фортепиано.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. Игра песенок-попевок на инструменте.
  4. Игры – загадки.
  5. Вывод, оценка занятия.
  6. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Источник

Оцените статью