Как научиться играть на пианино
…Многие взрослые люди хотят научиться играть на пианино: по каким-то причинам они не учились в детстве и сейчас хотят восполнить пробелы. Если вы – один из таких людей, тогда данная статья написана для вас.
Обучение игре на фортепиано для взрослых во многих аспектах сложнее, чем для детей; дети схватывают всё на лету, гораздо лучше и быстрее всё запоминают. Поэтому обучение взрослых должно строиться совершенно по иным критериям.
С чего начинать?
Разумеется, прежде чем начать играть на пианино, вам нужны какие-то теоретические знания. И мы сейчас не говорим о музыкальной литературе, анализе опер или других похожих вещах: речь идет о нотной грамоте. Вам необходимо выучить, где какая нота находится (причем как на русском языке, так и латинскими буквами – это называется музыкальный алфавит), как все они называются и уметь прочитать нотный стан. Начинать играть произведения рекомендуется с самых простейших, которые заключены в сборники для 1-3 классов музыкальной школы, а затем плавно повышать сложность.
Обложка одного из самоучителей игры на пианино
Что же касается самого учебника, то в продаже вы можете найти массу учебников по обучению игре на фортепиано с нуля для взрослых. Выбирайте тот, который покажется вам наиболее адекватным и удобным для восприятия: и не обязательно это будет книга, сегодня нет недостатка в обучающих материалах; вы можете смотреть видеокурсы на разных языках или записаться на онлайн-курсы конкретного преподавателя. Даже если вы выбираете бумажный учебник, никто не мешает вам пользоваться теми же видеоуроками как дополнительным пособием для получения знаний. Такой курс есть и у нас на канале – видеоуроки от Анны Якушевой «Пианино для начинающих».
После того, как вы определились с учебником, вам надлежит выбрать для себя правильную мотивацию. Если мечты о том, чтобы сыграть крутое произведение, вам недостаточно, подумайте о развитии вашего слуха, а также о значительном улучшении мышечной памяти и моторики рук в целом. Не бросайте обучение при первом трудном отрывке или сложной технике исполнения: фортепиано является тем самым инструментом, где профессионализм достигается именно что упорной работой.
Обложка ещё одного самоучителя игры на пианино
Обязательно нужно развивать свой слух: без этого полноценной игры на пианино у вас не выйдет. Слушайте мелодии без вербального контента, определяйте инструменты в любимых песнях и пробуйте подпевать даже классическим произведениям, которые на самом деле являются отличным практическим пособием.
Далее стоит сказать пару слов на тему таких важных для любого музыканта вещей как ритм и темп. Все произведения подчиняются какому-то единому ритму, итальянское название которого обычно пишется справа под заголовком произведения. Для выработки в себе чувства ритма необходимо пользоваться на первых порах метрономом, а дальше вы уже сможете выстраивать темп произведения самостоятельно. Метроном можно взять как аппаратный (механический или цифровой, вы можете найти их в нашем каталоге), так и программный, в последнем случае используется соответствующее приложение.
Механический метроном Musedo M-20-BK
Наконец, последний вопрос: нужно ли самому учиться рисовать ноты на нотном стане? Ответ – желательно. Это поможет вам быстрей запомнить расположение нот, правильность написания нот той или иной длительности, а также самостоятельная прорисовка научит вас более быстрому чтению «с листа».
Как устроено пианино
Фортепиано представляет собой, по словам Википедии, «ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент». Акустических пианино бывает два основных вида: собственно, фортепиано с вертикальным расположением струн на резонансной деке (так называется бронзовая или чугунная рама в «сердце» инструмента) и рояль – с горизонтальным положением струн на деке. Звук извлекается посредством нажатия на чёрную или белую клавишу: при этом действии закрепленный за отдельной клавишей молоточек ударяет по струнам, которые выдают соответствующий звук.
Dexibell VIVO H3 WH цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, тройной контакт, цвет белый
Именно поэтому, кстати, используется понятие «молоточковая механика» в цифровых пианино; этим самым показывается механика инструмента, близкая к акустической; в отличие от простой механики, не имеющей с акустикой ничего общего как по звуку, так и по ощущениям.
Помимо клавиатуры и деки, в пианино и рояле важную роль играют педали. Их может быть от одной до трех и каждая выполняет свою функцию. Крайняя правая педаль называется «демпферной» (damper) из-за ее механизма: по нажатию поднимаются сразу все демпферы, из-за чего струны продолжают звучать после снятия пальцев с клавиш. Крайняя левая педаль (soft) сдвигает молоточки вправо и используется для глушения (ослабления) звучания. Наконец, средняя педаль (sostenuto) используется для задержки звучания только тех струн, демпферы которых (или которой) были подняты в момент нажатия на эту педаль. Средняя педаль используется крайне редко, чаще всего используется демпферная педаль, поэтому вы найдете гнездо именно для нее на большинстве инструментов вне зависимости от ценовой категории (в случае, если вы выбираете инструмент без педалей, а только с одним-двумя гнездами для педалей).
Три педали обычного пианино
В синтезаторах и инструментах с автоаккомпанементом вы часто также можете найти гнездо для так называемой педали экспрессии: с ее помощью вы можете менять, например, значение параметра общей громкости инструмента и другие настройки, которые подробно описаны в инструкции. Если в вашем инструменте есть такое гнездо, то вы можете подобрать педаль экспрессии для него в нашем каталоге и пользоваться расширенными возможностями клавиатуры, синтезатора или кабинетного пианино.
Педаль экспрессии для клавишных Roland EV-5
Напоследок нужно рассказать немного про синтезаторы с уменьшенным размером клавиш. Вы можете найти значительную часть таких инструментов у многих производителей – и они предназначены для самых маленьких, то есть детей дошкольного возраста. Такие инструменты не стоит рассматривать в качестве полноценной замены «взрослому» инструменту и ни в коем случае не учить на таком пианино ребенка нотной грамоте, поскольку такой инструмент заведомо ставит ребенку руки неправильно. Используйте его только как игрушку для вашего ребёнка и не более. Кстати, существует и «взрослые» инструменты с уменьшенным набором клавиш – но они почти всегда являются профессиональными синтезаторами, где клавиатура нужна «поскольку постольку» и используется только как вспомогательный инструмент для сочинения музыки.
Детский синтезатор Casio SA 46
Подбор инструмента
Очень часто головной болью для многих является выбор инструмента как такового. Сейчас у вас огромный выбор: начиная с бесплатно отдаваемых акустических пианино середины ХХ века – до высококлассных современных цифровых кабинетных фортепиано или роялей (если есть для них место). Цифровые инструменты премиум-класса имеет смысл покупать только в том случае, если вы задумываетесь над тем, чтобы играть серьёзные произведения.
Dexibell VIVO H7 BKP цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, цвет чёрный полированная, из 2-х
Помимо такого выбора, многие новички часто ошибочно думают о том, что достаточно купить дешевую MIDI-клавиатуру и практиковаться на ней. Это крайне нежелательно делать, поскольку MIDI-клавиатура является специфическим инструментом и имеет отличную от реальных клавишных инструментов физику. В связи с этим рассматривать MIDI-клавиатуру в качестве полноценного фортепиано нельзя, хотя MIDI-клавиатура остается наиболее удобным инструментом для домашней звукозаписи, где требуется портативность и максимально дружелюбное взаимодействие с софтом.
Acorn Masterkey 61 USB MIDI клавиатура, 61 клавиш, колёса высоты и модуляции.
Функции цифровых инструментов
Среди дополнительных и приятных опций переносных или отдельно стоящих пианино вы можете найти возможность подключения двух пар наушников (например, для игры в 4 руки или для занятий учителя с учеником), встроенную двух- или трёхполосную аудиосистему с динамиками, функцию «игры с симфоническим оркестром», а также технологии демпферного и струнного резонанса для моделирования более реалистичной игры. Почти у всех инструментов есть функция разделения клавиатуры, которая позволит вам играть двумя или более инструментами на одной клавиатуре. Также у всех есть встроенный метроном (что очень полезно при обучении) и возможность транспонирования октав (например, для игры в другой тональности на тех же нотах).
Интерьерное цифровое пианино Casio PX-770WE
Также большинство инструментов допускают запись вашей игры в формате WAV на USB-накопитель и в стандартный MIDI-файл для воспроизведения на любом совместимом устройстве. В современных цифровых инструментах запись в MIDI могут производить все пианино, а в WAV – все инструменты средней и высокой ценовых категорий.
Автоаккомпанемент
Также многие часто смотрят на наличие функции автоматического аккомпанемента, которая позволяет играть в сопровождении других инструментов. Для обучения данная функция не несёт ничего хорошего, поскольку будет отвлекать от практики и изучения нотной грамоты. Смысл использовать данную функцию есть только тогда, когда вы уже будете в состоянии играть по нотам уверенно, сможете разнообразить своё исполнение и придать ему яркости.
Casio CTK-2500 синтезатор с автоаккомпанементом, 61 клавиша, 48 полифония, 400 тембров.
Но следует отличать инструменты с автоаккомпанементом от профессиональных синтезаторов: последние намного сложнее в освоении, и выбирать такие инструменты рекомендуется только тем людям, которые чётко представляют себе, с чем они будут иметь дело.
Инструменты с автоаккомпанементом в изобилии представлены в нашем каталоге.
Посадка
Бытует мнение, что для правильной посадки вам необходима банкетка с регулировкой высоты или табурет (с положенными на него книжками или сам по себе). На самом деле, никто не запрещает вам практиковаться на стуле: его спинка поможет вам и сидеть за инструментом прямо, и не напрягать при этом спину. Конечно, для красивой позы на концерте банкетка является необходимостью; но дома вам никто не запрещает сидеть так, как вам действительно удобно.
Банкетка для пианино NordFolk NAP-5100 Rosewood
Очень часто, кстати, банкетки продаются именно в той цветовой гамме и том дизайне, что и сам инструмент; более того, такие банкетки идут к конкретному пианино в качестве дополнительного аксессуара.
Также посадка влияет на правильность постановки рук на фортепиано: они должны немного возвышаться над клавишами. Если стул мешает вам правильно ставить руки, смените его на банкетку или табурет: рукам ничто не должно мешать.
И, конечно, не надо забывать о длине ногтей: слишком длинные ногти мешают игре, и к тому же их можно сломать, особенно если палец случайно попадет между клавиш.
Практика
Очень распространенный вопрос: а сколько раз в неделю нужно практиковаться?
Мы на него ответим, что каждый день. Практика, безусловно, необходима регулярная (хотя бы 15 минут в день). Конечно, если вы не собираетесь становиться известным пианистом, то по три часа в день практиковаться не имеет смысла. Более того, когда уйдет эффект новизны, вам будет достаточно сложно уговорить себя высидеть хотя бы час.
Единственная вещь, которую действительно нужно играть каждый день – это гаммы. Они помогают вам приобрести хорошую технику и легко выучить все тональности, чтобы не путать ля-мажор с ми-минором. Для оттачивания техники лучшей рекомендацией будут этюды Ханона (Ганона): более высокотехничных вещей трудно себе представить. Произведения Ханона предлагает со многими своими инструментами компания Yamaha: они зашиты во внутреннюю память инструмента. Инструменты Yamaha вы также можете найти в нашем ассортименте.
Итоги
Мы кратко рассмотрели основные моменты, которые являются важными для взрослых людей, решивших научиться играть на фортепиано. И здесь нет каких-то более или менее важных моментов: важны они все. Начиная с изучения нотной грамоты и выбора правильного инструмента для себя – и заканчивая советами по правильной посадке и технике исполнения.
Автор этой статьи является человеком, окончившим с отличием 9 классов музыкальной школы по классу фортепиано. Поэтому вы можете быть уверены в том, что все данные в статье советы подкреплены личным опытом как самого автора, так и его знакомых разных возрастов, близких к миру фортепианной музыки.
Источник
С чего начать занятия фортепиано
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Источник
Как научить взрослого играть на фортепиано?
Не важно, по какой причине взрослый человек вдруг пожелал научиться играть на фортепиано, у каждого своя мотивация. Главное, что решение это обдуманное и собственное. Это реально большой плюс, ведь в детстве многие вынуждены заниматься музыкой «из-под палки» родителей, что, не способствует успешному обучению.
Ещё одно преимущество взрослого человека в накопленном багаже знаний и интеллекте – понять абстракцию записи музыки ему гораздо легче. Это заменяет «большим» ученикам детскую гибкость мышления и способность «впитывать» информацию.
Но есть и один существенный минус: с мечтой о виртуозном владении инструментом можно сразу распрощаться – взрослому человеку уже никогда не удастся «догнать» обучающегося с детства. Касается это не только беглости пальцев, но и технического аппарата вообще. В музыке, как в большом спорте – мастерство приобретается путём многолетних тренировок.
Что необходимо для обучения?
Обучение взрослых игре на фортепиано имеет свои тонкости. Перед педагогом, успешно обучающим до этого только детей, неизбежно встанет проблема – чему и как учить, и что для этого потребуется.
В принципе, подойдёт любое пособие для начинающих – от легендарной «Школы игры на фортепиано» Николаева (сколько поколений выучилось!) до «Хрестоматии для 1 класса». Не лишними станут нотная тетрадь и карандаш, у многих взрослых людей запоминание идёт гораздо продуктивнее через написание. Ну и, конечно сам инструмент.
Если деткам крайне желательно учиться именно на старом добром пианино (предел мечтаний – рояль), то для взрослого вполне подойдёт электронное фортепиано или даже синтезатор. Ведь тонкость нюансов прикосновения давно сформировавшейся руке вряд ли понадобится, по крайней мере, в первое время.
Первые занятия
Итак, подготовка окончена. Как конкретно учить взрослого на фортепиано? На первом же занятии следует выдать всю основную информацию, касающуюся звуковысотной организации нот и их записи. Для этого в нотной тетради рисуется двойной нотный стан со скрипичным и басовым ключами. Между ними – нота «ДО» 1-й октавы, наша «печка», от которой мы будем плясать. Дальше дело техники – объяснить как в разные стороны от этого «ДО» расходятся все остальные ноты, причем сразу как в записи, так и на инструменте.
Для нормального взрослого мозга не составит чрезвычайной сложности это усвоить за один раз. Другой вопрос, что закреплять до автоматизма чтение нот придётся не один месяц, пока в голове при виде нотной записи не будет выстраиваться чёткая цепочка «увидел – сыграл». Промежуточные звенья этой цепочки (высчитал какая нота, нашёл ее на инструменте и т.п.) должны со временем отмереть как атавизмы.
Второе занятие можно посвятить ритмической организации музыки . Опять же у человека, не один год своей жизни изучающего математику (хотя бы в рамках школы), не должно возникнуть проблем с понятиями длительностей, размера, метра. Но понять – это одно, а ритмично воспроизводить – другое. Здесь могут возникнуть сложности, ведь чувство ритма или дано, или нет. Развить его гораздо сложнее, чем музыкальный слух, тем более во взрослом состоянии.
Таким образом, за первые два занятия на взрослого ученика можно и нужно «вывалить» всю самую основную, базовую информацию. Пусть переваривает.
Обучение «с рук»
Если у человека нет большого желания учиться игре на фортепиано, а он просто хотел бы «блеснуть» где-нибудь исполнением какого-либо шлягера, его можно научить играть конкретное произведение «с рук». В зависимости от упорства уровень сложности произведения может быть самым разным – от «собачьего вальса» до «Лунной сонаты» Бетховена. Но, безусловно, это неполноценное обучение взрослых игре на фортепиано, а подобие дрессировки (как в известном фильме: «конечно, можно и зайца научить курить…»)
Источник